Решение №Т17/53-223 Решение по делу №Т17/53-223 от 3 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/53-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.04.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 03.05.2017 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: *** – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением  законодательства

Члены комиссии: *** – начальник отдела контроля органов власти

*** – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т17/53-223 по жалобе Открытого акционерного общества «М» (далее – ОАО «М», Заявитель) на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Я» (далее – АСУСОН ТО «Я», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса (извещение № 31705026367), в присутствии: заместителя генерального директора – ОАО «М» **** (доверенность № 07 от 26.04.2017), в присутствии директора – АСУСОН ТО «Я» **** (приказ № 127-к от 27.06.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 20.04.2017 поступила жалоба ОАО «М» на действия АСУСОН ТО «Я» (далее также – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса (извещение № 31705026367).

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов Заявителя, участвующего в заседании комиссии, следует, что требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе носят излишний, ограничивающий открытую конкурентную борьбу характер, а именно кроме наличия у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства:

1.Наличие лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

2.Наличие свидетельства о регистрации электролаборатории, подтверждающее право на осуществление измерений сопротивления изоляции.

3.Наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию отходов 4-5 классов опасности.

4.Наличие разрешительных документов для осуществления работ на высоте.

5.Все работы, заявленные в технической документации, подрядчик должен выполнить лично, без привлечения субподрядных организаций.

В заседание Комиссии Тюменского УФАС Ответчиком представлены материалы и документы по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса.

Представитель Ответчика на приведенные Заявителем доводы пояснил, что на момент рассмотрения жалобы в УФАС по Тюменской области конкурсных заявок для участия в размещенном конкурсе не поступало и таким образом ОАО «М» на данный момент не является участником обжалуемой закупки, поскольку ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах.

Кроме этого, Ответчик указал на то, что частью 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлен перечень случаев, при наличии которых участник закупки вправе обжаловать действия, бездействия заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган. Приведенный в указанной статье перечень оснований для обжалования действий Заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Таким образом, по мнению Ответчика, жалоба Заявителя не подлежит рассмотрению антимонопольным органом.

Относительно доводов Заявителя об установлении условия о выполнении работ лично Ответчик пояснил, что согласно ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Заказчик вправе требовать от подрядчика выполнить работу, предусмотренную в договоре, лично.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения Ответчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом № 9 от 30.11.2016 Наблюдательного совета Учреждения утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Я» (далее – Положение о закупках).

Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АСУСОН ТО «Я» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заявитель заявку на участие в Закупке не подавал, вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Заявитель имеет право обжаловать нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках Заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, положения Закона о защите конкуренции позволяют антимонопольному органу рассматривать жалобы на положения конкурсной документации даже в том случае если указанная жалоба содержит сведения о том, что организатор закупки нарушает требования антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 11.2.1 Положения о закупках, для участия в процедуре закупок участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющих выполнение работ, являющихся предметом договора.

Комиссией также установлено, что 18.04.2017 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31705026367 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого корпуса).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время вскрытия конвертов с заявками -11.05.2017 в 10-00;

дата рассмотрения заявок -11.05.2017 в 10-30;

дата оценки и сопоставления заявок -12.05.2017 в 10-00;

начальная максимальная цена закупки - 20 000 000,00 рублей;

на дату поступления жалобы на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Бахтиярова,64.

В техническом задании Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе, а именно:

-Наличие Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

-Подрядчик должен иметь Лицензию, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения;

-Подрядчик должен иметь Свидетельство о регистрации электролаборатории, подтверждающее право на осуществление измерений сопротивления изоляции;

-Подрядчик должен иметь Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV-V классов опасности в части следующих отходов:

- код опасного отхода по ФККО - 3 43 210 02 42 4 - пыль кирпичная;

- код опасного отхода по ФККО - 3 43 100 11 42 3 - пыль цементная;

- код опасного отхода по ФККО - 8 12 101 01 72 4 - деревянные отходы от сноса и разборки зданий;

- код опасного отхода по ФККО - 8 90 000 01 72 4 – отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.

-Подрядчик должен иметь Разрешающие документы для осуществления работ на высоте. Копии Удостоверений о допуске к организации безопасного проведения работ на высоте, а также руководству работами на высоте (3 группа) и Допуск к видам работ в качестве мастеров, бригадиров, руководителей стажировки (2 группа безопасности работ на высоте).

В информационной карте, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации установлено, что выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса осуществляется собственными силами исполнителя, в соответствии с проектом договора, проектно-сметной документацией. Также пунктом 6.1.15. проекта договора определена обязанность подрядчика - выполнить работы лично, собственными силами и средствами, без привлечения субподрядных организаций.

Проанализировав представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Согласно пункту 6.1.4. документации в случае установления факта несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения до момента заключения договора.

В соответствии с Документацией (раздел II Информационная карта) и пунктом 5 технического задания, к участникам конкурса устанавливается требование о наличии у подрядчика свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО), в области строительства, реконструкции и капитального ремонта о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

При этом Заказчиком в составе Документации не приведен перечень необходимых для представления в составе заявки действующих свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу что не установление конкретного перечня свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ не позволяет участникам закупки однозначно установить, на какие именно виды работ необходимо представить в составе заявки свидетельства о допуске.

Таким образом, установление неизмеряемого требования в Документации не позволяет участникам сформировать заявку на участие в закупке в полном соответствии требованиям Документации, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Перечисление видов работ в локальных сметах и проектной документации, не может быть принято в качестве надлежащего выполнения Заказчиком требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, с учетом отсутствия однозначного указания, на какие конкретно виды работ участник должен иметь СРО в конкурсной документации, со ссылками на соответствующий нормативный акт.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 52 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо осуществляющее строительство такого объекта должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.

При этом лицо осуществляющее строительство, может не иметь свидетельства о допуске к строительным работам, осуществляемым субподрядчиками. Лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.

Предметом конкурса является выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса. Данные виды работ подпадают под требования п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство и Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010).

Проведение работ по капитальному ремонту здания предусматривает большой комплекс работ и мероприятий, и наличие у подрядчика свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции и капитального ремонта, в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, уже является подтверждающим документов на право выполнения работ по капитальному ремонту собственными силами и (или) с привлечением субподрядных организаций.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о закупках Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.5 конкурсной документации по настоящему конкурсу.

Таким образом, требования Заказчика, определенные Конкурсной документацией на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса, могут привести к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Включив в документацию требования к участникам о необходимости обладать лицензией, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения, свидетельства о регистрации электролаборатории, подтверждающее право на осуществление измерений сопротивления изоляции, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию отходов 4-5 классов опасности, разрешительными документами для осуществления работ на высоте, и выполнения работ собственными силами ограничил круг потенциальных участников, так как участник закупки, не имеющий вышеуказанных разрешительных документов, но имеющий свидетельство СРО на организацию строительства мог выполнить все работы с привлечением субподрядных организаций.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе действующих свидетельств о допуске к выполнению определенных видов работ, выданных саморегулируемой организацией, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ, что нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «М» на действия АСУСОН ТО «Я» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного корпуса (извещение № 31705026367) обоснованной.

2. Признать АСУСОН ТО «Я» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АСУСОН ТО «Я» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны