Решение №Т17/56-223 Решение по делу №Т17/56-223 от 15 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № Т17/56-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.05.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 15.05.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии Тюменского УФАС России:

*** – заместитель руководителя управления

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

*** – начальник отдела контроля органов власти

*** – специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/56-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «О» (далее – ООО «О», Заявитель) на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Д» города Ишима (далее - МАДОУ «Д», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса цен № 63134 на электронной площадке России РТС-Тендер https://www.rts-tender.ru на закупку мяса птицы, в присутствии представителя МАДОУ «Д» - *** (доверенность № 8 от 05.05.2017), в представителя ООО «О» - *** (доверенность б/н от 05.05.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 26.04.2017 поступила жалоба ООО «О» на действия МАДОУ «Д» при проведении запроса цен №63134 на электронной площадке России РТС-Тендер https://www.rts-tender.ru на закупку мяса птицы.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что проведение МАДОУ «Д» закупки № 63134 в электронной форме на сайте https://www.rts-tender.ru РТС-Тендер не соответствует требованиям действующего законодательства и Положению о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Заказчика, следовательно незаконно и подлежит отмене. Кроме того, Протокол закупки у единственного поставщика № 63134 (Лот 1) не соответствует способу закупки и не отражает информации о ценовых предложениях Участников закупки, так же нет сведений о порядке определения победителя закупки.

В заседание Комиссии Тюменского УФАС России Ответчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенного запроса цен, а также письменное возражение на жалобу заявителя.

Согласно пояснению представителя МАДОУ «Д» закупка № 63134 является закупкой у единственного поставщика, проводимой способом запроса цен на приобретение мяса птицы, размещена в электронной форме в соответствии с Положением о закупке МАДОУ «Д», а также в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп «Об автоматизации закупок малого объема», постановлением администрации города Ишима от 21.11.2016 № 1197 «Об автоматизации закупок малого объема».

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).

  • силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 3 от 17.03.2017 Наблюдательного совета МАДОУ «Д» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Д» города Ишима (далее – Положение о закупке) и размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАДОУ «Д» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией также установлено, что Заказчиком на электронной площадке России РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru размещено извещение № 63134 о проведении запроса цен на поставку мяса птицы для нужд МАДОУ «Д».

Место предоставления документации и порядок предоставления документации в извещении определены, как электронная площадка РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru и официальный сайт (http://zakupki/gov.ru).

Комиссия Тюменского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила, что извещение о проведении закупки и документация о закупке Заказчиком на официальном сайте www.zakupki/gov.ru не размещались.

В извещении о проведении запроса цен, размещенном на ЭТП РТС-тендер, установлена дата и время начала подачи заявок: 19.04.2017 06:00 (по московскому времени). Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.04.2017 15:00 (по московскому времени). Дата и время подведения итогов: 25.04.2017 07:00 (по московскому времени). Регламентный срок заключения договора: от 1 до 3 рабочих дней.

Начальная (максимальная) цена 98 878,00 (Российский рубль).

Установлен срок направления запроса о разъяснении документации – 1 рабочий день до окончания подачи заявок; срок предоставления разъяснений документации – 1 рабочий день; срок направления запроса о разъяснении результата – 1 рабочий день после подведения итогов и срок предоставления разъяснений результатов – 1 рабочий день.

Документация размещена в виде следующих документов: договор ДС 10 птица, Порядок формирования цены договора птица, техническое задание.

Комиссия Тюменского УФАС, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Однако извещением установлено место предоставления документации и порядок предоставления документации в извещении, в том числе и на официальном сайте (http://zakupki/gov.ru).

Таким образом, данные действия заказчика, при проведении закупки, могли ввести участников закупки в заблуждение относительно способа ее проведения и возможности участия в ней, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Д» города Ишима, утвержденным протоколом № 3 от 17.03.2017 Наблюдательного совета МАДОУ «Д».

Согласно пункту 1.1. Положения о закупке Заказчик в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, указами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также в соответствии с ними правовыми актами Заказчика, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 4.2 Положении о закупке Заказчика вправе использовать следующие способы закупок:

1) путем проведения торгов (в форме открытого конкурса, открытого аукциона, закупки, проводимой в электронной форме);

2) без проведения торгов (запрос котировок цен, запрос предложений, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в электронной форме).

Статьей 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Из письменного пояснения Заказчика следует, что закупка мяса птицы проведена на основании п. 10.3.7 Положения о закупке способом закупки у единственного поставщика, так как цена договора не превышает 100 тыс. рублей.

Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп определено подведомственным Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области учреждениям (далее – Заказчикам) осуществлять закупки малого объема продуктов питания в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» посредством электронной торговой системы. Согласно распоряжению от 16.09.2016 № 1089-рп, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области необходимо было обеспечить внесение Заказчиками изменений в положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд в части организации закупок посредством электронной торговой площадки. В соответствии с распоряжением главам администраций городских округов и муниципальных районов Тюменской области необходимо разработать и утвердить порядок автоматизации закупок малого объема для подведомственных в сфере образования, науки и социального обслуживания населения учреждений при осуществлении закупок малого объема продуктов питания в соответствии с Законом о закупках.

Согласно п. 10.4 Положения о закупке в случае осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 10.3.7 (на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей), Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика в электронной форме с использованием функционала ЭТП. При этом, в обязательном порядке в электронной форме осуществляется закупка продуктов питания способом у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 9.2.12 (пункт в Положении о закупке отсутствует), на сумму, превышающую 20 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 10.4.1 Положения о закупке Заказчик размещает на ЭТП запрос цен не позднее, чем за один день до даты заключения договора. В запросе цен указываются сведения:

1) наименование, местонахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;

2) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

4) условия поставки (сроки, периодичность);

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора;

6) срок подачи ценовых предложений участниками закупки, срок рассмотрения ценовых предложений Заказчиком;

7) срок подписания договора с единственным поставщиком.

Участники закупки в срок, указанный в запросе цен, направляют на ЭТП свои ценовые предложения в электронной форме с использованием функционала ЭТП. Заказчик рассматривает их в течение срока, указанного в запросе цен. Срок рассмотрения ценовых предложений не может превышать 3 (три) рабочих дня.

Вместе с тем, документация о закупке Заказчика не содержит порядок рассмотрения предложений участников, порядок оценки предложений участников запроса цен, что может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении Заказчика, что не соответствует принципам открытости и прозрачности закупки, в том числе при определении победителя, а также приводит к несоблюдению принципа информационной открытости закупки и является нарушением п. 1 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках.

По пояснениям представителя Ответчика, запрос цен № 63134 на электронной площадке РТС-Тендер на закупку мяса птицы был проведен как закупка у единственного поставщика.

Договор с единственным поставщиком заключается в электронной форме посредством функционала путем подписания его электронной подписью должностного лица участника закупки, с которым заключается договор и не является конкурентной закупкой.

Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет в Положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Исходя из изложенного, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу, что размещенная на электронной площадке РТС-Тендер закупка у единственного поставщика с указанным способом запрос цен противоречит ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, согласно которой Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

 

Комиссией УФАС при рассмотрении документации также выявлено несоответствие сведения об объекте закупки, указанном в извещении о закупке и предмета договора, указанного в п. 1.1 проекта договора, приложения № 1 к договору «спецификация», технического задания закупки.

Предметом закупки является поставка Мяса птицы. В разделе «Сведения об объекте (ах) закупки» извещения о закупке в таблице указан ОКПД2 – 01.24.20.119 – Яйца куриные прочие. В проекте договора, являющегося приложением документации закупки запроса цен в п. 1.1 указано, что поставщик обязуется поставить покупателю мясо птицы, яйцо куриное в соответствии со спецификацией (приложение №1). В спецификации также в сведениях о товаре указано Яйцо куриное отборное ГОСТ Р 52121-2003 в количестве 2000 ед. Техническое задание документации о закупке называется Техническое задание на поставку овощей для нужд МАДОУ Д на май-июнь 2017 года.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что несоответствие сведений об объекте закупки, указанных в извещении и сведений о закупке, указанных в проекте договора, техническом задании, являющимся неотъемлемой частью документации о закупке, приводят к нарушению ч. 8 ст. 4 Закона о закупках. 

Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу, что отсутствие порядка рассмотрения и оценки предложений участников запроса цен и не соответствии информации указанной в извещении, техническом задании и проекте договора документации о закупке противоречат пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 2 статьи 2, части 3 статьи 3, часть 8 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки и не соответствии информации указанной в извещении и документации о закупке.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «О» на действия МАДОУ «Д» при проведении квалифицированного отбора № 63134 на электронной площадке России РТС-Тендер https://www.rts-tender.ru на закупку мяса птицы, обоснованной.
  2. Признать МАДОУ «Д» нарушившим часть 2 статьи 2 и часть 3 статьи 3, часть 8 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать МАДОУ «Д» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны