Решение №Т17/55-223 Решение по делу №Т17/55-223 от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/55-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.05.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 15.05.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии Тюменского УФАС России:

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства – ***

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

начальника отдела контроля органов власти – ***

специалиста-эксперта отдела контроля органов власти – ***

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/55-223 по жалобе ООО «Т» на действия ММАУ «Г» при проведении открытого аукциона в электронной форме № ОАЭ17-06 Поставка компьютерной техники для оснащения кабинетов ММАУ «Г», извещение № 31704895044, в присутствии представителей заказчика от ММАУ «Г» - *** (доверенность №7 от 05.05.2017), *** (доверенность №8 от 05.05.2017), в присутствии представителей заявителя от ООО «Т» - *** (доверенность №3 от 01.12.2016), *** (доверенность от 01.03.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 26.04.2017 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Т» (далее – заявитель, ООО «Т») на действия Муниципального медицинского автономного учреждения «Г» (далее – заказчик, ММАУ «Г») при проведении открытого аукциона в электронной форме № ОАЭ17-06 Поставка компьютерной техники для оснащения кабинетов ММАУ «Г», извещение № 31704895044.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес заказчика направлено требование о приостановлении аукциона до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом вышеприведенных нормативных положений следует, что антимонопольный орган правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Из доводов жалобы следует, что в протоколе №АЭ17-07/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2017, аукционной комиссией не указана причина отклонения заявки ООО «Т», что, по мнению заявителя, противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положению о закупках ММАУ «Г» от 20.04.2017, чем нарушает права и законные интересы ООО «Т».

Кроме того, по мнению представителей заявителя, заказчиком в составе аукционной документации не предоставлено приоритета товарам российского происхождения, определенных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ № 925), что является нарушением законодательства.

В заседании комиссии Заказчиком представлены материалы и документы по проведению вышеобозначенного открытого аукциона в электронной форме, а также письменные пояснения на жалобу заявителя, согласно которым, заказчик утверждает, что Закон о закупках не содержит обязательных требований к указанию в протоколе оснований отклонения заявки на участие в открытом аукционе, а так же не содержит запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя.

Комиссия Тюменского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (далее – Закон о закупках).

Таким образом, Заказчик обязан осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Законом о закупках.

Согласно статье 2 Закона о закупках, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Наблюдательным советом ММАУ «Г» (протокол №9 от 24.11.2016), во исполнение требований Закона о закупках и в целях его реализации утверждено Положение о закупках Муниципального медицинского автономного учреждения «Г» (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ММАУ «Г», и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что 04.04.2017 заказчиком размещено извещение №31704895044 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru о проведении открытого аукциона в электронной форме.

Дата начала подачи заявок – 17.03.2017, 08 ч. 00 мин. местного времени.

Дата окончания – 22.04.2017, 22 ч. 00 мин. местного времени.

Дата рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 24.04.2017 г. с 12:00 до16:00 часов по местному времени.

Предметом договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг является поставка компьютерной техники для оснащения кабинетов ММАУ «Г», в количестве и в комплектации, согласно техническому заданию (Приложение №1 к документации об электронном аукционе) и проекту договора (Приложение № 3).

Согласно протоколу № АЭ17/1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2017, участнику ООО «Т» было отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным в Приложении №1 к документации об открытом аукционе в электронной форме.

Приложением №1 Технического задания, являющимся неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме, установлены требования к участникам закупки, в том числе к параметрам дисплея настольного компьютера Lenovo ThinkCentre M910Z, где диагональ экрана должна составлять 23,8 дюйма.

Согласно Письму ФАС России от 31 марта 2014 г. № АЦ/11870/14 при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, установление Заказчиком в Документации о закупке конкретной торговой марки (наименования товара), производителя без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Положение о закупке не содержит требований об обязательном установлении Заказчиком в Документации о закупке возможности предоставления эквивалента закупаемого товара конкретной марки и модели.

Техническое задание содержит описание объекта закупки, включающее, в том числе указание на страну изготовления, фирму производителя.

Таким образом, установление заказчиком в Документации о закупке конкретной торговой марки и модели закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов в соответствии с Законом о закупках является правом Заказчика, не противоречит и соответствует Положению о закупке, способствует достижению установленных в Законе о закупках целей, направлено на удовлетворение потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, наиболее эффективное использование денежных средств при закупке товара необходимого качества и функциональных характеристик.

В составе заявки ООО «Т» предложен настольный компьютер Vecom T314, с диагональю моноблока 23,8 дюйма, экраном 23,6 дюйма.

Таким образом, заявка ООО «Т» не соответствует требованиям приложения №1 Технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона о закупках).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте. Вместе с тем, требование о причинах отклонения заявок в протоколе рассмотрения заявок на участие в закупке Законом о закупках и Положением о закупке не установлены.

Пунктом 12.5.1 Положения о закупке, установлено, что в протоколах, составленных по результатам процедуры закупки должны быть указаны, как минимум, следующие сведения:

- Объем закупаемых товаров, работ, услуг.

- Цена закупаемых товаров, работ, услуг.

- Сроки заключения и действия договора.

Отсюда следует вывод, что Заказчиком в Положении о закупке не установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать причины отклонения заявки участника с указанием положений заявки участника, несоответствующих аукционной документации и Положению.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Что касается довода заявителя о не предоставлении заказчиком в составе аукционной документации приоритета товарам российского происхождения, определенных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ № 925), комиссия Тюменского УФАС России, в ходе рассмотрения дела, установила следующее.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925), в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в Положении о закупках должен быть установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее – приоритет).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В Положении предусматриваются подробные требования к составу документации о закупке, установленные ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными товарами (работами, услугами) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Данный приоритет предоставляется, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Состав документации о закупке должен определяться Положением о закупке.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в Положении о закупке и конкурсной документации установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 4.3 документации открытого аукциона в электронной форме установлено, что условие о не предоставлении приоритета товаров российского происхождения при осуществлении закупок товаров путем проведения аукциона, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства должно быть установлено в «Информационной карте аукциона»

Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме № ОАЭ17-06 от 06.04.2017, предоставление преференций, в случае, если в соответствии с ч. 8 ст.3 Закона 223-ФЗ Правительством РФ установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства, – не установлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в не установлении порядка оценки и сопоставления заявок в документации о проведении открытого аукциона в электронном виде.

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 14.8 Положения о закупке, определен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Вместе с тем, пункт 14.8.5 Положения о закупке содержит перечень случаев отказа участнику закупки в признании его участником аукциона.

Пунктом 17.1 документации открытого аукциона в электронной форме установлено, что единая комиссия заказчика проверяет заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным настоящей документации об аукционе, в отношении участников, товаров, работ, услуг, соответственно на поставки, выполнение, оказание которых проводится закупка.

Так же пунктом 17.3. документации открытого аукциона в электронной форме предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе единой комиссией заказчика принимается решение о допуске к участию в аукционе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе.

Между тем, комиссия Тюменского УФАС России установила, что документация открытого аукциона в электронной форме не содержит условий, оснований или случаев отклонения поступивших для участия заявок в открытом аукционе в электронной форме.

Комиссия Тюменского УФАС России, проведя анализ положений Документации о закупке, пришла к выводу, что разделы Документации о закупке, регламентирующие оценку предложений, не содержат порядок оценки и сопоставления поступивших заявок, что является нарушением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

Таким образом, заказчик, не установив в документации исчерпывающие основания об отказе в допуске участника закупки к участию в аукционе, фактически не определил порядок оценки и сопоставления, что является несоблюдением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения поступивших заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

На основании вышеизложенного, комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях ММАУ «Городская поликлиника №17» нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в не установлении порядка оценки и сопоставления заявок в документации о проведении открытого аукциона в электронном виде.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Т» на действия ММАУ «Г» при проведении открытого аукциона в электронной форме № ОАЭ17-06 Поставка компьютерной техники для оснащения кабинетов ММАУ «Г» (извещение № 31704895044), необоснованной.

2. Признать в действиях ММАУ «Г» нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ММАУ «Г» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесения изменений в конкурсную документацию.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии: 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны