Решение №Т17/57-223 Решение по делу №Т17/57-223 от 15 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делу № Т17/57-223
Резолютивная часть решения оглашена 10.05.2017 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 15.05.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России:
*** – заместитель руководителя управления
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
*** – начальник отдела контроля органов власти
*** – специалист - эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 26.04.2017 поступила жалоба ООО «ОПТТОРГ» на действия МАДОУ «ДС» при проведении запроса цен № 64182 на электронной площадке России РТС-Тендер https://www.rts-tender.ru на закупку Сосисок ГОСТ.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru. В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Из доводов жалобы следует, что проведение МАДОУ «ДС» закупки № 64182 в электронной форме на сайте https://www.rts-tender.ru РТС-Тендер не соответствует требованиям действующего законодательства и Положению о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Заказчика, следовательно незаконно и подлежит отмене. Кроме того, Протокол закупки у единственного поставщика № 64182 (Лот 1) не соответствует способу закупки и не отражает информации о ценовых предложениях Участников закупки, так же нет сведений о порядке определения победителя закупки.
В заседание Комиссии Тюменского УФАС России Ответчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенного запроса цен, а также письменное возражение на жалобу заявителя.
Согласно пояснению представителя МАДОУ «ДС» закупка № 64182 является закупкой у единственного поставщика, проводимой способом запроса цен на приобретение Сосисок ГОСТ, размещена в электронной форме в соответствии с Положением о закупке МАДОУ «ДС», а также в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп «Об автоматизации закупок малого объема», постановлением администрации города Ишима от 21.11.2016 № 1197 «Об автоматизации закупок малого объема».
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
- силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом № 4 от 14.03.2017 Наблюдательного совета МАДОУ «ДС» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ДС» города Ишима (далее – Положение о закупке) и размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАДОУ «ДС» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией также установлено, что Заказчиком на электронной площадке России РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru размещено извещение № 64182 о проведении запроса цен на поставку Сосисок ГОСТ для нужд МАДОУ «ДС».
Место предоставления документации и порядок предоставления документации в извещении определены, как электронная площадка РТС-Тендер http://www.rts-tender.ru и официальный сайт (http://zakupki/gov.ru).
Комиссия Тюменского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила, что извещение о проведении закупки и документация о закупке Заказчиком на официальном сайте www.zakupki/gov.ru не размещались.
В извещении о проведении запроса цен, размещенном на ЭТП РТС-тендер, установлена дата и время начала подачи заявок: 21.04.2017 14:44 (по московскому времени). Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.04.2017 15:00 (по московскому времени). Регламентный срок заключения договора: от 0 до 3 рабочих дней.
Начальная (максимальная) цена 16652,35 (Российский рубль).
Установлен срок предоставления разъяснения документации – по 24.04.2017 15:00 (по московскому времени).
Документация размещена в виде следующих документов: проект договора 2017 для мал. объема, обоснование сосиски ГОСТ май 2017.
Комиссия Тюменского УФАС, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 ст. 4 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.
Однако извещением установлено место предоставления документации и порядок предоставления документации в извещении, в том числе и на официальном сайте (http://zakupki/gov.ru).
Таким образом, данные действия Заказчика, при проведении закупки, могли ввести участников закупки в заблуждение относительно способа ее проведения и возможности участия в ней, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
Заказчик осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «ДС» города Ишима, утвержденным протоколом № 4 от 14.03.2017 Наблюдательного совета МАДОУ «ДС» и приказом № 84 от 14.03.2017 года.
Согласно пункту 1 Положение о закупке Заказчика основывается на нормах Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Законе о защите конкуренции, Законе о закупках, других федеральных законов и иных нормативно - правовых актов, Устава МАДОУ «ДС» с целью регламентации закупочной деятельности учреждения.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о закупке Заказчика вправе применять следующие способы закупок:
1) конкурентные способы закупки (открытый конкурс, открытый аукцион, запрос котировок цен, запрос предложений). Все вышеперечисленные конкурентные способы закупки могут осуществляться в электронной форме.
2) неконкурентные способы закупки (закупка у единственного поставщика). Случаи проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) определяются разделом 9 Положения.
Статьей 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Из пояснения Заказчика следует, что закупка Сосисок ГОСТ проведена на основании п. 9.2.20 Положения о закупке способом закупки у единственного поставщика, так как цена договора не превышает 100 тыс. рублей.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 16.09.2016 № 1089-рп определено подведомственным Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области учреждениям (далее – Заказчикам) осуществлять закупки малого объема продуктов питания в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» посредством электронной торговой системы. Согласно распоряжению от 16.09.2016 № 1089-рп, Департаменту социального развития Тюменской области, Департаменту образования и науки Тюменской области необходимо было обеспечить внесение Заказчиками изменений в положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд в части организации закупок посредством электронной торговой площадки. В соответствии с распоряжением главам администраций городских округов и муниципальных районов Тюменской области необходимо разработать и утвердить порядок автоматизации закупок малого объема для подведомственных в сфере образования, науки и социального обслуживания населения учреждений при осуществлении закупок малого объема продуктов питания в соответствии с Законом о закупках.
Пунктом 9.4 Положения определено, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с п.п. 9.2.20 (не превышающую 100 тысяч рублей), Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика в электронной форме с использованием функционала ЭТП.
Заказчик размещает на ЭТП запрос цен не позднее чем за один день до даты заключения договора. В запросе цен указываются следующие сведения:
1.наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика;
2.предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
3.место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
4.условия поставки (сроки, периодичность);
5.сведения о начальной (максимальной) цене договора;
6.срок подачи ценовых предложений участниками закупки, срок рассмотрения ценовых предложений Заказчиком;
7.срок подписания договора с единственным поставщиком.
Участники закупки в срок, указанный в запросе цен, направляют на ЭТП свои ценовые предложения в электронной форме с использованием функционала ЭТП.
Заказчик рассматривает их в течение срока, указанного в запросе цен. Срок рассмотрения ценовых предложений не может превышать 3 (три) рабочих дня.
В этом случае договор с единственным поставщиком заключается в электронной форме посредством функционала ЭТП путем подписания его электронной подписью уполномоченного должностного лица Заказчика и электронной подписью должностного лица участника закупки, с которым заключается договор.
Договор с единственным поставщиком может быть заключен в день рассмотрения и оценки ценовых предложений, полученных по итогам обоснования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого с единственным поставщиком. Максимальный срок для заключения договора не может превышать 3 (три) рабочих дня с даты принятого решения.
Вместе с тем, документация о закупке Заказчика не содержит порядок рассмотрения предложений участников, порядок оценки предложений участников запроса цен, что может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении Заказчика, что не соответствует принципам открытости и прозрачности закупки, в том числе при определении победителя, а также приводит к несоблюдению принципа информационной открытости закупки и является нарушением п. 1 ч. 1. ст. 3 Закона о закупках.
По пояснениям представителя Ответчика, запрос цен № 64182 на электронной площадке РТС-Тендер на закупку Сосисок ГОСТ был проведен как закупка у единственного поставщика.
Договор с единственным поставщиком заключается в электронной форме посредством функционала путем подписания его электронной подписью должностного лица участника закупки, с которым заключается договор и не является конкурентной закупкой.
Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет в Положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.
Исходя из изложенного, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу, что размещенная на электронной площадке РТС-Тендер закупка у единственного поставщика с указанным способом запрос цен противоречит ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, согласно которой Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС приходит к выводу, что отсутствие порядка рассмотрения и оценки предложений участников запроса цен противоречит пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 2 статьи 2, части 3 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «О» на действия МАДОУ «ДС» при проведении квалифицированного отбора № 64182 на электронной площадке России РТС-Тендер https://www.rts-tender.ru на закупку Сосисок ГОСТ, обоснованной.
- Признать МАДОУ «ДС» нарушившим часть 2 статьи 2 и часть 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать МАДОУ «ДС» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в Положение о закупке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.