Решение №Т17/76-223 Решение №Т17/76-223 от 7 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/76-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 07.06.2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

председателя Комиссии Тюменского УФАС России:

*** - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля за соблюдением законодательства,

членов Комиссии Тюменского УФАС России:

*** - начальник отдела контроля органов власти,

*** - специалист - эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», дело № Т17/76-223 по жалобе ИП *** (далее – Заявитель) на действия Открытого акционерного общества «Т» (далее – ОАО «Т», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов), извещение № 31704991814, в присутствии представителя ОАО «Т» – *** (доверенность № 35 от 09.01.2017) и в отсутствии представителя Ответчика, уведомленного должным образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 25.05.2017 поступила жалоба ИП *** на действия ОАО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов), извещение № 31704991814.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении вышеуказанного открытого конкурса и об уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, так как предмет аукциона не попадает под определение услуг почтовой связи, в то время как Заказчиком в аукционной документации было установлено требование включения в состав заявки копии лицензии на оказание услуг почтовой связи.

Также Заявитель считает, что установленные Заказчиком требования в подпункте «d» пункта 3.6.1.1 раздела 3.6.1, что Участник не должен иметь задолженность по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, противоречит подпункту «с» пункта 3.6.2 определяющим что, участник аукциона должен включить в состав аукционной заявки заверенную копию справки ИФНС об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Ответчика с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что Документацией о проведении аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов) для нужд ОАО «Т» установление требования о предоставлении участниками Лицензии на оказание услуг почтовой связи обусловлено тем, что предметом договора, заключаемого по результатам аукциона, является доставка платежных документов. Так как платежный документ содержит информацию, относящуюся к категории персональных данных, то есть содержащих информацию о ФИО нанимателя жилого помещения, а также адрес места жительства, то лицо осуществляющее доставку документов отвечает за сохранность персональных данных и за их неразглашение.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Ответчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением Совета директоров (наблюдательным советом) ОАО «Т» 25.02.2015 протоколом №159/19 от 26.02.2015 утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОАО «Т» (далее – Положение о закупках) и размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ОАО «Т» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчиком 07.04.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте www.roseltorg.ru размещено извещение 31704991814 о проведении открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов.

26.04.2017 в документацию и извещение о проведении закупки было внесено изменение с продлением срока подачи заявок на участие в аукционе.

Дата и время окончания срока подачи заявок – до 10-00 (тюменского времени) 12 мая 2017 года.

Дата рассмотрения заявок – 15 мая 2017 года.

Дата и время проведения аукциона (по местному времени заказчика) – 18 мая 2017 года в 10-00.

Сведения о начальной цене договора – 7 953 606,24 рублей.

Согласно Аукционной документации, предметом договора является оказание услуг на доставку корреспонденции (платежных поручений).

Пунктом 3.6.2 Аукционной документации определены документы, подтверждающие соответствие участника аукциона установленным требованиям, которые участник аукциона должен включить в состав аукционной заявки, в том числе подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям:

a) заверенную копию свидетельства о внесении записи об Участнике в ЕГРЮЛ (либо в ЕГРИП), копию паспорта (для физических лиц);

b) заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

c) заверенную копию справки ИФНС об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты;

d) заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

e) заверенную копию Устава в действующей редакции;

f) выписку (нотариально заверенную копию) из ЕГРЮЛ, либо из ЕГРИП полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования в единой информационной системе извещения о проведении открытого аукциона;

g) заверенные Участником копии документов (приказов, протоколов собрания учредителей о назначении руководителя и т.д.), подтверждающие полномочия лица, подписавшего Заявку на участие в открытом аукционе, а также его право на заключение соответствующего договора по результатам аукциона. Если Заявка подписывается по доверенности, предоставляется заверенная копия доверенности и вышеуказанные документы на лицо, выдавшее доверенность;

h) анкету по установленной в настоящей Аукционной документации по форме — Анкета Участника.

i) Документы, подтверждающие наличие опыта оказания аналогичных услуг - скан-копии договоров и актов сдачи-приемки оказанных услуг.

j) Копия лицензии на оказание услуг почтовой связи (прилагается в полном объеме, включая приложения).

Статьей 8 Положения о закупках Заказчика установлены требования, предъявляемые к участникам закупки.

Для участия в процедурах закупок участник закупок должен соответствовать следующим требованиям:

- соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора;

- обладать необходимыми лицензиями, свидетельствами, допусками СРО на продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющихся предметом договора;

- не находиться в процессе ликвидации или банкротства;

- деятельность участника закупок не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- быть правомочным заключать договор;

- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которой приостановлена;

- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Участник процедуры закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием, надежностью, опытом и репутацией, а также трудовыми и иными ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, если указанные требования содержатся в документации по закупкам.

Заказчик вправе установить в документации по закупке требование об отсутствии сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Положением о закупках Заказчика статьей 9 определяется условия допуска к участию в торгах.

Участник закупки не допускается Единой комиссией к участию в конкурсе, открытом аукционе или аукционе, открытом по составу участников и закрытом по форме подачи предложений о цене договора, в случае:

1) не предоставления документов, определенных документацией открытого конкурса, открытого аукциона, аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене договора, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание, которых выполняется закупка;

2) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 8 настоящего Положения;

3) не предоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в открытом аукционе или аукционе, открытом по составу участников и закрытом по форме предложения по цене договора, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации, документации открытого аукциона или документации аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме предложения по цене договора;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в открытом аукционе, аукционе, открытом по составу участников и закрытом по форме предложения по цене договора, требованиям конкурсной документации, документации открытого аукциона или аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме предложения по цене договора, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в настоящей статье случаев, не допускается, если иное не установлено настоящим Положением.

Согласно пункту 36 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит оказание услуг связи.

Согласно пункту 32 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» услуга связи – это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Согласно статье 2 Федерального закона №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» почтовая связь – это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Услуги почтовой связи – это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Частью 1 статьи 17 Закона о почтовой связи установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи». Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.

Предмет открытого аукциона в электронной форме установлен как оказание услуг на доставку корреспонденции (платежных документов).

При размещении данной закупки на Официальном сайте Заказчиком в плане закупок был установлен код ОКПД2 - 53.20.1 Услуги почтовой связи прочие и услуги курьерские и код ОКВЭД2 - 53.20.3 Деятельность курьерская.

Таким образом, оказание услуг по доставке корреспонденции (платежных документов), не относится к услугам связи, подлежащих обязательному лицензированию.

Следовательно, установление в документации о закупке требования о предоставлении копия лицензии на оказание услуг почтовой связи является неправомерным и нарушает п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

По доводу заявителя относительно установленных Заказчиком требований, об отсутствии у участника задолженность по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника и предоставления справки ИФНС об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В размещенной на Официальном сайте Аукционной документации в пункте 3.6 установлены требования к участникам аукциона, в том числе пункт «d» - Участник не должен иметь задолженность по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Для участия в открытом аукционе было подано 6 (шесть) заявок от заявителей:

-ООО «ТС», с предоставлением справки из ИФНС об отсутствии задолженности;

-ФГУП «П», с предоставлением справки из ИФНС с имеющейся задолженностью;

-ООО «Г» с предоставлением справки из ИФНС об отсутствии задолженности;

-ИП ***, с предоставлением справки из ИФНС об отсутствии задолженности;

-ООО «Л», с предоставлением справки из ИФНС с имеющейся задолженностью;

-ООО «Н», с предоставлением справки из ИФНС с имеющейся задолженностью.

Согласно пояснениям представителя Ответчика по данному основанию не один из заявителей не был отклонен от участия в открытом аукционе.

Статья 8 Положения о закупках указывает, что для участия в процедурах закупок участник закупок должен не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Однако в п. 3.6.2.1 аукционной документации Участника Аукциона должен включить в состав аукционной заявки документ, подтверждающий соответствие установленному требованию, а именно - заверенную копию справки ИФНС об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Установленные в Аукционной документации Заказчика требования к участникам и предоставляемой ими документации в составе заявки допускают разночтения или двусмысленное толкование, что приводит к ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки и нарушают часть 6 статьи 3 и пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено в действиях Ответчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов), нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, выразившееся в установлении в аукционной документации требования о предоставлении копии лицензии на оказание услуг почтовой связи, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в аукционной документации неоднозначных требований об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, и в несоответствии указанных требований документации о закупке сведениям, определенным положением о закупке.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Тюменского УФАС России установила иное нарушение, выразившееся в не установлении в Положении о закупке и конкурсной документации приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, в Положении о закупках должен быть установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Таким образом, не установление в Положении о закупке и документации о закупке Ответчика приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг противоречит ч. 2 ст. 2 Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП *** на действия ОАО «Т» при проведении открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов), извещение № 31704991814, необоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «Т» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «Т» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме на доставку корреспонденции (платежных документов).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны