Решение №Т17/93-223 Решение по делу № Т17/93-223 от 5 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/93-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.06.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 27.06.2017 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

члены комиссии:

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т17/93-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Т» (далее – ООО «Т», Заявитель) на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Ц» (далее – МАУК Ц, заказчик, ответчик) при проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017, извещение № 31705167391, в присутствии: представителей Заявителя –  (доверенность №1 от 21.06.2017),  (доверенность №1 от 21.06.2017) и . (доверенность №2 от 21.06.2017), в присутствии представителя Ответчика –  (доверенность от 23.06.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 16.06.2017 (вх. № 4690) поступила жалоба ООО «Т» на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Ц» при проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017, извещение № 31705167391.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

Из доводов Заявителей, участвующих в заседании комиссии, следует, что:

  1. Закупочной комиссией заказчика неверно присуждено ООО «Т» количество баллов по критерию оценки «квалификация специалистов»;
  2. По критерию оценки «опыт оказания аналогичных услуг» заявителю неправомерно не засчитали акты выполненных работ по КС-3.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, пояснив, что заявителем в составе заявки приложены документы, не соответствующие требованиям документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей ООО «Т» и МАУК Ц, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением наблюдательного совета МАУК  (протокол № 23 от 29.12.2016 г.) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МАУК Ц (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Заказчиком 30.05.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705167391 о проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017 (далее – Документация).

Дата и время окончания срока подачи заявок – 06.06.2017 в 16:00.

Дата рассмотрения и оценки котировочных заявок – 07.06.2017 в 10:00

Дата и время подведения итогов закупки - 07.06.2017 в 10:00

Сведения о начальной цене договора: 3 516 847 ,00 руб.

Предмет закупки (лота): Проведение ремонта библиотеки с. Бутусово в 2017 году в соответствии со сметной документацией (приложение №1) и техническим заданием (приложение №2) на условиях указанных в проекте договора (приложение №3)

Пунктом 4.6. Положения о закупках установлено, что Требования к участникам процедуры закупки и порядок подтверждения соответствия требованиям устанавливаются в закупочной документации.

Согласно требованиям п. 3.3.1 документации о закупке, участники должны предоставить документы, в том числе, подтверждающие квалификацию участника закупки:

- документы, подтверждающие опыт выполнения работ участником закупки аналогичных предмету настоящей закупки работ;

В качестве подтверждения опыта оказания услуг, выполнения работ, аналогичных предмету закупки за период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года (Стоимость услуг, работ - аналогичных предмету закупки, выполненных за период с 01.01.2014 года по 31.12.2016 года) участник предоставляет документально подтвердивший выполненный объём аналогичных работ суммарно больше по цене договоров (контрактов) получает 5 баллов, каждый следующий на 1 бал меньше; в случае участия в закупке всего 2-х допущенных участников - наименьший балл присваивается участнику с наименьшей суммой по выполненным аналогичным работам.

Согласно п. 6.3 документации о закупке, оценка заявок осуществляется в следующем порядке:

- Опыт выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному (текущему) ремонту объектов капитального строительства. Оценивается сумма исполненных контрактов завершенных объектов (контрактов, договоров) по строительству, реконструкции, капитальному (текущему) ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года. Подтверждается представлением копии ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.

- Оценивается квалификация специалистов, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области объекта закупки, в том числе состоящих в штате организации. К специалистам, относятся инженерно - технические специалисты в области строительства.

- К ключевым инженерно - техническим специалистам относятся работники предприятия имеющие: высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, действующее удостоверение (свидетельство) о прохождении квалификации в области строительства и прошедшие аттестацию в системе регулирования строительной отрасли. Квалификация ключевых специалистов подтверждается при наличии в заявке перечисленных в документации о закупке документов.

Как следует из Протокола № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре проведения закупки, поступило 2 заявки:

- ООО «С»;

- ООО «Т»;

Все заявки по решению конкурсной комиссии были допущены к участию в открытом конкурсе.

Комиссией Тюменского УФАС России, в ходе рассмотрения дела, установлено, что в составе заявки ООО «Т» по критерию «опыт оказания услуг» представлены копии договоров, но отсутствуют копии актов выполненных работ и копии актов приемки законченного строительства объекта. По критерию «квалификация специалистов» в составе заявки ООО «Т» были приложены документы на специалистов по специальности «бухгалтер», «Генеральный директор», «бухгалтер», которые не относятся к инженерно-техническим специальностям.

Таким образом, закупочная комиссия правомерно не присудила баллы участнику ООО «Т» по критерию «опыт оказания услуг», а так же не засчитала максимальное количество баллов по критерию «квалификация специалистов», поскольку представленные документы заявителя не соответствовали требованиям документации.

Следовательно, доводы заявителя относительно неверного присуждения баллов по критериям «Опыт выполнения аналогичных услуг» и «квалификация специалистов» не нашли своего подтверждения.

 

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Комиссия Тюменского УФАС России установила иные нарушения, выразившееся:

1. В неправомерном допуске участника закупки ООО «Т».

Согласно требованиям п. 3.3.1 документации о закупке, участники должны предоставить документы, в том числе, подтверждающие квалификацию участника закупки:

- Декларацию об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (223-ФЗ от 08.07.2011г.; 44-ФЗ от 05.04.2013г.);

На основании п. 6.4. документации о закупке, заявка Участника закупки будет отклонена в случаях:

- непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия Заявки на участие в запросе предложений требованиям к Заявкам, установленным Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия выполняемых работ требованиям Документации о проведении запроса предложений; - предоставления в составе Заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав Заявки.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «Т» не представлено декларации об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заявка ООО «Т» не соответствует требованиям документации.

Следовательно, котировочная комиссия заказчика заявку данного участника должна была отклонить.

Указанные действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске участника закупки ООО «Т», нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2.В установлении в документации о закупке порядка присуждения баллов, вводящих в заблуждение участников запроса предложений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно п. 6.3 документации о закупке, оценка заявок осуществляется в следующем порядке:

Участнику с лучшими условиями исполнения по каждому критерию присваивается - 5 баллов;

Участнику с наименее лучшими условиями исполнения по каждому критерию по отношению к участнику с лучшими условиями исполнения присваивается - 1 балл;

Остальные участники - соответственно.

Данные условия оценки заявок участников по каждому критерию не дают конкретного понятия о присуждении баллов.

Вместе с тем, 5-бальная система оценки не дает четкого понимания оценки заявок участников, когда их количество может достигать свыше 5 участников.

Следовательно, действия заказчика при установлении в документации о закупке порядка присуждения баллов, вводящих в заблуждение участников запроса предложений, нарушают нормы п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

  1. В установлении в Положении о закупке заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.

Из положений ст. 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договора в период обжалования.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании п. 11.1 Положения о закупке, Договор по итогам проведения процедуры закупки заключается в сроки и в порядке, установленном в закупочной документации. Договор, заключаемый по итогам аукциона или конкурса, запроса цен, запроса предложения заключается в срок не ранее пяти и не позднее десяти дней, со дня подписания итогового протокола.

В Положении о закупках и конкурсной документации не предусмотрен десятидневный срок обжалования, следовательно, не установление в Положении о закупках и конкурсной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В соответствии с действующим законодательством, Положение о закупке не должно противоречить Закону о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения настоящего дела Положение о закупке и конкурсная документация, утвержденные заказчиком, не содержат в себе десятидневный срок на обжалование в антимонопольный орган.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что исключение или сокращение заказчиком срока, до истечения которого договор не может быть заключен, против установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции срока, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.

Таким образом, заключение договора ранее десятидневного срока в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия МАУК «Ц» при проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017 нарушают нормы п.1 ч.1 ст.3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неправомерном допуске участника закупки ООО «Т»; в установлении в документации о закупке порядка присуждения баллов, вводящих в заблуждение участников запроса предложений; в установлении в Положении о закупке заключения договора по результатам закупочной процедуры без соблюдения десятидневного срока на обжалование результатов закупочной процедуры в антимонопольный орган.

 

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Т» на действия МАУК «Ц» при проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017, извещение № 31705167391, необоснованной.

2. Признать в действиях МАУК «Ц» нарушение п.1 ч.1 ст.3, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т17/93-223

по делу № Т17/93-223

 

29.06.2017 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:

 

члены комиссии:

 

 

 

на основании решения от 26.06.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Т» на действия Муниципального автономного учреждения культуры «Ц» при проведении запроса предложений на проведение ремонта библиотеки с.Бутусово в 2017, извещение № 31705167391,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. МАУК «Ц» в целях устранения нарушения части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в срок до 07.07.2017:
  1. Отменить протокол № 1 вскрытия конвертов с заявками от 07.06.2017 и протокол № 4 заседания закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок по результатам запроса предложений от 07.06.2017;
  2. Продолжить проведение запроса предложений с учетом вынесенного решения в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках.
  1. МАУК «Ц» устранить нарушение ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в Положение о закупке в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен в срок не позднее 31.08.2017 г.
  2. Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России в течение 5 дней со дня исполнения предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны