Решение №Т17/96-223 Решение по делу № Т17/96-223 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т17/96-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.07.2017 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 10.07.2017 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

 

члены комиссии:

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т17/96-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Г» (далее – ООО «Г», Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Тюменской области «М» (далее – ГАУ ТО «М», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э, извещение № 31705220446, в присутствии: представителей от ООО «Г» – (доверенность №15 от 25.06.2017), в присутствии представителей заказчика – (доверенность №51/17 от 18.05.2017) и  (доверенность № 3/17 от 09.01.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 22.06.2017 (вх. № 4853) поступила жалоба ООО «Г» на действия Государственного автономного учреждения Тюменской области «М» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э, извещение № 31705220446.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

Из доводов Заявителя, участвующего в заседании комиссии, следует, что Заявитель нарушил требования Закона о закупках, а именно:

1. По предоставлению перечня основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений и документов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов в штате участника закупки, закупочная комиссия присвоила по 0 баллов заявке участника ООО «Г», при этом, заявителем были представлены все необходимые документы.

2. При проведении оценки заявок по критерию «квалификация участника закупки» ООО «Г» начислено 50 баллов, вместо 100. Заявитель утверждает, что приложил все необходимые документы, соответствующие требованиям конкурсной документации.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Ответчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что:

1. Позиция заказчика по критерию «качество услуг» отражена в пп.2 п.10 Порядка оценки заявок в соответствии с заявленными требованиями. Участник закупки ООО «Г» получил 0 баллов, так как не предоставил перечень основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений; и документов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов в штате участника закупки в соответствии с требованиями, установленными пп.3 п.3 Раздела 3 документации.

2. При проведении оценки критерия «квалификация участника закупки» участник ООО «Г» получил максимальное количество баллов – 100. Закупочной комиссией при составлении протокола оценки была допущена техническая ошибка, однако на результат закупки она не повлияла.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей ООО «Г» и ГАУ ТО «М», Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом заседания Наблюдательного совета ГАУ ТО «М» от «23» января 2017 года № 16 (80) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ТО «М» (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ГАУ ТО «М» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Кроме того, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Заказчиком 14.06.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31705220446 о проведении запроса предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э (далее – Документация о закупке).

Дата и время окончания срока подачи заявок – 21.06.2017 в 09:59 .

Дата рассмотрения заявок – 21.06.2017 в 13:00.

Дата и время подведения итогов закупки – 21.06.2017 в 15:00.

Сведения о начальной цене договора: 4 116 951 ,00 руб.

Предмет закупки (лота): Оказание услуг по уборке помещений.

На основании протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений №31705220446 от 21.06.2017, поступило 3 заявки:

- ООО «А»;

- ООО «Г»;

- ООО «О».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений №31705220446 от 21.06.2017, все заявки были допущены к участию. Победителем признана заявка участника ООО «А».

Для определения относительной значимости критериев оценки устанавливаются следующие весовые коэффициенты для каждого критерия (значимость критерия):

- для критерия «Цена договора» - 50%

- для критерия «Качество услуг» - 40%

- для критерия «Квалификация участника закупки» – 10%

При этом, пп. 6.3 п.6 Документации о закупке установлены случаи отклонения заявки Участника закупки:

- непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия Заявки на участие в запросе предложений требованиям к Заявкам, установленным Документацией о проведении запроса предложений;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Документации о проведении запроса предложений;

- предоставления в составе Заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав Заявки.

Отклонение заявки на участие в запросе предложений по иным основаниям, не указанным в настоящем пункте, не допускается.

1. Относительно довода заявителя об оценке заявки по критерию «качество услуг» по предоставлению перечня основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений; и документов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов в штате участника закупки, закупочная комиссия присвоила по 0 баллов заявке участника ООО «Г», Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пп. «б» п. 3 Раздела 3 Информационной карты документации о закупке, участник запроса предложений, представляет документы, подтверждающие качество услуг, в том числе, перечень основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений, составленный по форме, содержащейся в разделе IV Документации открытого запроса предложений.

Форма 4.4 документации о закупке, содержит в себе описание перечня основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений, в частности, наименования, марки, производителя, единицы измерения и количества материалов.

Согласно вышеперечисленным критериям оценки заявок участников по критерию «качество услуг», где за качество основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений присваивается 20 баллов, за отсутствие подтверждающих документов – 0 баллов.

Участником ООО «Г» в составе заявки представлены документы, в которых не содержится описания вышеперечисленных данных об основных и вспомогательных материалов и оборудования для уборки помещений.

Участнику закупки ООО «Г» по данному критерию присвоено 0 баллов.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что представленные документы ООО «Г» по данному критерию не соответствуют Форме 4.4 документации о закупке.

Таким образом, закупочная комиссия должна была отклонить заявку ООО «Г» за несоответствие Заявки на участие в запросе предложений требованиям к Заявкам, установленным Документацией о проведении запроса предложений.

Указанные действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном допуске участника закупки ООО «Г», нарушают часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, вышеуказанный в документации порядок оценки заявок участников по критерию «качество услуг» не дает однозначного понимания о присуждении баллов.

Согласно пп. «е» п. 3 Раздела 3 Информационной карты документации о закупке, участники представляют документы, подтверждающие наличие кадровых ресурсов в штате участника закупки в количестве, определенном в техническом задании, содержащемся в части III Документации открытого запроса предложений.

В п.4 «требуемой расстановки персонала» технического задания установлено - на каждый объект уборки заказчика количество рабочих с периодическими и постоянными графиками работы.

Согласно вышеперечисленным критериям оценки заявок участников по критерию «качество услуг», где претендент на участие в закупке должен подтвердить наличие кадровых ресурсов в своем штате в количестве, определенном в техническом задании, содержащемся в части III Документации открытого запроса предложений, – в случае предоставления подтверждающих документов - 30 баллов, отсутствие подтверждающих документов – 0 балов.

Заявителем в составе заявки, по данному критерию были представлены следующие документы:

- согласия сотрудников в количестве 12 шт.

- личный инструктаж сотрудников в количестве 12 шт.

- личные медицинские книжки сотрудников в количестве 12 шт.

Участнику закупки ООО «Г» по данному критерию присвоено 0 баллов.

Заказчиком в требовании документов, подтверждающих наличие кадровых ресурсов в штате участника закупки в количестве, определенном в техническом задании, содержащемся в части III Документации открытого запроса предложений не конкретизировано, какие именно документы нужно представлять участникам, чтобы получить максимальный балл по данному критерию оценки.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что представленные документы участника ООО «Г» соответствуют требованиям документации о закупке. При проведении оценки заявок участников, заказчиком должно быть насчитано ООО «Г» 30 баллов.

Таким образом, отсутствие четкого понимания требования заказчика, а так же неправомерного порядка оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, приводят к нарушению заказчиком п.1, ч.1, ч. 6 ст. 3 Закона о закупке.

Согласно пп. «а», «б» п. 3 Раздела 3 Информационной карты документации о закупке, участники представляют документы, подтверждающие квалификацию участника закупки в том числе, справку о перечне и годовых объемах выполнения участником закупки аналогичных договоров, составленная по форме, содержащейся в разделе IV Документации открытого запроса предложений и отзывы Заказчиков по аналогичным работам, выполненным участником за последние 3 года. Отзыв должен быть оформлен на официальном бланке с исходящим номером и подписью уполномоченного лица (заверенные участником закупки копии).

В случае не соответствия указанным требованиям отзыв участника не учитывается.

Заявка на участие в запросе предложений может содержать любые другие документы по усмотрению Участника закупки.

В составе заявки ООО «Г» были представлены все необходимые документы согласно требованиям документации.

Как следует из пояснений представителей заказчика, участвующих в рассмотрении дела, в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе предложений №31705220446 от 21.06.2017 допущена техническая ошибка, при которой заявке ООО «Г» по критерию «квалификация участника закупки» вместо 100 баллов, присвоено 50.

Таким образом, заказчик своими действиями ввел в заблуждение участников закупки, что привело к несоблюдению принципов информационной открытости закупки, а так же равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следовательно, действия заказчика нарушают п.1, 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

 

Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России, установлены иные нарушения, выразившееся в:

1. В отсутствии в Положении о закупках требований, предъявляемых к заявкам участников запроса предложений.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ГАУ ТО «М» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что Положение о закупке не содержит требований, предъявляемых к заявкам участников запроса предложений, согласно которым должна руководствоваться закупочная комиссия при составлении документации о закупке.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а так же порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п.9,12,13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Следовательно, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

Отсутствие в Положении о закупках требований, предъявляемых к заявкам участников запроса предложений, а так же критериев оценки заявок нарушает п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

2. В субъективной оценке членов комиссии заявок участников запроса предложений.

Как установлено материалами дела, Согласно разделу 3 информационной карты документации о закупке, Каждый член комиссии присваивает баллы в соответствии с собственной оценкой степени выгодности предложений для Заказчика в пределах установленного максимального значения в баллах от «0» до «100».

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

При утверждении закупочной документации заказчикам при закупке товаров, работ, услуг необходимо руководствоваться принципами, определенными частью 1 статьи 3 Закона о закупках. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, которым руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявки участников не могли быть оценены одинаково.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны заказчика в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Утвержденная заказчиком в закупочной документации бинарная система оценки заявок участников по установленным критериям, предусматривающая присвоение участникам запроса предложений либо максимального предусмотренного балла либо 0 баллов, устраняет возможность получения участниками запроса предложений промежуточных баллов, соответствующих уровню квалификации.

Таким образом, Комиссия при анализе закупочной документации пришла к выводу, что утвержденный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не соответствует принципу, закрепленному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как позволяет членам закупочной документации субъективно оценивать заявки участников и присваивать им одинаковые максимальные баллы по неценовым критериям, что в свою очередь может привести к необоснованному ограничению конкуренции.

 

Таким образом, в ходе рассмотрения материалов дела, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика установлено нарушения пунктов 1,2 части 1, статьи 3, часть 6 статьи 3, пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в документации требований, допускающих неоднозначное толкование; неправомерной оценке и сопоставлении заявки ООО «Г»; в отсутствии в Положении о закупках требований, предъявляемых к заявкам участников запроса предложений; а также субъективной оценке членов комиссии заявок участников запроса предложений.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Г» на действия ГАУ ТО «М» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э, извещение № 31705220446, обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУ ТО «М» нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, п.п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ГАУ ТО «М» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т17/96-223

по делу № Т17/96-223

 

10.07.2017 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

председатель Комиссии:

члены комиссии:

 

 

на основании решения от 05.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Г» на действия ГАУ ТО «М» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э, извещение № 31705220446,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ГАУ ТО «М» в целях устранения нарушение пункта 1,2 части 1 статьи 3,части 6 статьи 3, пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в срок до 14.07.2017 аннулировать запрос предложений в электронной форме по выбору исполнителя на оказание услуг по уборке помещений № 72-ОЗП/17-Э;
  2. ГАУ ТО «М» устранить нарушение п. 9, п. 12, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем внесения изменений в Положение о закупке в части установления требований, предъявляемых к заявкам участников запроса предложений в срок не позднее 31.08.2017 г.
  3. Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России в течение 5 дней со дня исполнения предписания.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны