Решение №Т18/122-223 Решение и предписание по делу № Т18/122-223 от 25 октября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155
РЕШЕНИЕ
по делу № Т18/122-223
Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2018 года г. Тюмень
В полном объеме решение изготовлено 25.10.2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
члены комиссии: |
|
|
|
|
|
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 11.10.2018 (вх. № 8057) поступила жалоба ООО ТГ «Мясной двор» на действия МАДОУ д/с № 36 г. Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.
В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Из доводов жалобы следует, что критерии, установленные в конкурсной документации Заказчика, такие как – «награды за качество продукции», «наличие узких специалистов в штате», «наличие специалистов с ученой степенью» не связаны с предметом договора (с поставкой мяса и мясной продукции) и применимы только для производителей мясной продукции, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того считает, что при принятии решения, комиссия Заказчика необоснованно исключила предоставленные благодарности и почетные грамоты и начислила меньшее количество баллов по критерию «наличие специалистов с ученой степенью», что привело к уменьшению общей значимости оценки заявки и неправильному определению победителя запроса предложений.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что спорные показатели оценки не препятствовали участию в закупке, не предрешали исхода закупки, не создавали преимуществ конкретному лицу, а направлены, прежде всего, на выявление лучших условий исполнения договора.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, на основании протокола заседания наблюдательного совета от 27.11.2017 № 17 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 города Тюмени (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАДОУ д/с г. Тюмени и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 13, 14, ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что 27.09.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31806965350 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), а также документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (мяса, мясные продукты) (далее – Документация о закупке).
Дата и время окончания подачи заявок – 09.10.2018 в 10:00.
Дата и время рассмотрения заявок – 09.10.2018 в 11:00.
Дата и время подведения итогов – 09.10.2018 в 12:00
Срок предоставления документации – с 27.09.2018 по 09.10.2018 .
Сведения о начальной цене договора – 1 940 760,72 руб.
В соответствии с п. 15.2 Положения заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, указанные Заказчиком в документации о запросе предложений.
Согласно ч. 2 п. 15.14 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании порядка оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (приложение № 1 к Положению).
При оценке заявок на участие в запросе предложений в целях определения победителя запроса предложений осуществляется комиссией по закупкам с привлечением при необходимости экспертов в соответствующей области предмета закупки.
Согласно п. 9.3 Положения о закупке, заказчик вправе установить дополнительные квалификационные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе:
1) наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании материальных средств (оборудования), а также иных ресурсов, необходимых для исполнения договора;
2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;
3) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
4) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.
В соответствии с требованиями Положения о закупке в приложении № 1 к Документации о закупке Заказчиком установлены следующие критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений. В целях выявления лучших условий, предложенных участниками закупки.
При сопоставлении заявок и определении победителя конкурса оцениваются критерии оценки заявок:
1. Цена договора – 50%.
2. Квалификация участников запроса предложений – 50%;
2.1. Опыт участника по поставке аналогичного товара за период с 01.01.2017 до даты подачи заявки в запросе предложений (R1bi) – 30%;
2.2. Наличие сертификата соответствия предлагаемого для поставки товара требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ИСО 22000:2005), включающий принципы ХАССП (R2bi) – 20 %;
2.3. Общее количество наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг. – 20%.
Баллы по подкритерию 2.3 (R3bi) определяются следующим образом:
Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копии (документы, подтверждающие получение награды) наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг., (с приложением дипломов, иных документов, подтверждающих получение награды) (максимальное значение – 100 баллов):
- отсутствуют - 0 баллов;
- от 1 до 3 - от 1 до 50 баллов;
- от 4 до 7 - от 51 до 99 баллов;
- от 8 и выше - 100 баллов.
2.4. Общее количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием по специальностям: «Переработчик скота и мяса», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Технология продовольственных продуктов», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», «Товаровед, эксперт товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольствия», «Инспектор по контролю качества продукции» – 15 %.
Баллы по подкритерию 2.4 (R4bi) определяются следующим образом:
Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копий трудовых книжек, трудовых договоров, дипломов специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием (максимальное значение – 100 баллов):
- отсутствуют - 0 баллов;
- от 1 до 2 - от 1 до 50 баллов;
- от 3 и выше - 100 баллов.
2.5. Награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания).
Баллы по подкритерию 2.5 (R5bi) определяются следующим образом:
Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копии копий документов, подтверждающих ученную степень; наград и званий: грамот, благодарностей, удостоверений, приказов, документов, подтверждающих звание сотрудников, копий трудовых книжек, трудовых договоров сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания). Максимальное значение – 100 баллов:
- отсутствуют - 0 баллов;
- от 1 до 3 - от 1 до 50 баллов;
- от 4 до 7 - от 51 до 99 баллов;
- от 8 и выше - 100 баллов.
Совокупная значимость критериев – 100%.
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации, умноженных на коэффициент значимости равный значению данного критерия в процентах деленному на 100.
Ri=Rai*50/100 + Rbi *50/100
По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки им присуждаются порядковые номера. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Последующие номера присваиваются заявкам по мере уменьшения их итогового рейтинга.
Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.
Победителем запроса предложений в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений № 318/06965350-01 от 09.10.2018, было подано 3 (три) заявки от ООО «Ясень-Агро» с ценовым предложением – 1 906 080 руб., ООО «РегионСнаб» с ценовым предложением – 1 815 528 руб. и ООО «Торговая группа «Мясной двор» с ценовым предложением – 1 794 720 руб.
При рассмотрении заявок, согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 31806965350-02 от 09.10.2018, комиссией принято решение о признании победителем ООО «Ясень-Агро».
Комиссия Тюменского УФАС России проанализировав документацию и состав заявок на предмет правомерности установления вышеуказанных подкритериев 2.3, 2.4., 2.5 Документации определила следующее.
Согласно постановлению Минтруда РФ от 05.03.2004 № 33 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 49, разделы: «Производство мясных продуктов», «Костеперерабатывающее и клеевое производства», «Переработка птицы и кроликов», «Маслодельное, сыродельное и молочное производства», специальности, установленные согласно критерия 2.4 Документации отнесены к разделу «Производство мясных продуктов», следовательно по данному критерию количество специалистов, состоящих в штате объективно может подтвердить только производитель товара.
Кроме того, только производители мясной продукции могут участвовать в выставках и конкурсах, в результате чего получать награды за качество своей производимой продукции.
Установленные Заказчиком в Документации критерии для выявления лучших условий, предложенных участниками закупки, таких как: критерий 2.3 «Общее количество наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг. и критерий 2.4 «Общее количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием по специальностям: «Переработчик скота и мяса», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Технология продовольственных продуктов», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», «Товаровед, эксперт товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольствия», «Инспектор по контролю качества продукции» в большинстве относятся только к производителям мясной продукции.
Таким образом, награды за качество продукции могут находятся только у производителя такого товара. Специалисты (согласно критерию 2.4) по указанным специальностям также необходимы только для производителей мяса и мясных продуктов.
Учитывая то, что поставка товара (продуктов питания) – это конкурентный рынок, где могут участвовать как производители, так и поставщики, указанные участники закупки должны быть наделены равными правами по отношению друг к другу.
Вместе с тем, вышеуказанные показатели установлены применительно к производителю товара, следовательно, поставщики и производители мясной продукции поставлены в не равные условия, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки нарушения Закона о защите конкуренции.
Кроме того, проанализировав состав заявок на предмет предоставления участниками документов, предусмотренных Документацией о закупке, и результаты рассмотрения заявок, определенных в протоколе открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений № 318/06965350-01 от 09.10.2018, критерий 2.5. «Награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания)», раскрыт не полностью, в связи с чем не предоставляется возможным сделать однозначный вывод: наличие каких наград и званий является достаточным и необходимым для соответствия потребностям Заказчика, что приводит к субъективному начислению баллов членами комиссии ввиду неоднозначного толкования указанного критерия.
В соответствии с данным протоколом баллы по критерию 2.5 «награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации)» ООО «ТГ «Мясной двор» из представленных 15 наград и званий, комиссией Заказчика были засчитаны только 2 документа за которые было присвоено 33,33%, что в итоге повлияло на общий итоговый балл и в результате чего заявке ООО «ТГ «Мясной двор» был присвоен второй порядковый номер <...>
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Установление такого критерия не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования денежных средств, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установленный в Документации о закупке подкритерий – «наличие специалистов с ученой степенью», противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая группа «Мясной двор» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350, обоснованной.
2.Признать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 города Тюмени нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4, Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3.Выдать Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 36 города Тюмени обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/122-223
по делу № Т18/122-223
22.10.2018 г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
на основании решения от 22.10.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Торговая группа «Мясной двор» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 36 города Тюмени в целях устранений выявленных нарушений в срок до 12.11.2018 совершить следующие действия.
1. Отменить протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 31806965350-02 от 09.10.2018.
2. Провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений без учета критерия 2.5 Документации о закупке в соответствии с решением по делу №Т18/122-223.
3. Продолжить проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках, документации о закупке.
Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 19.11.2018.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: