Решение №Т18/122-223 Решение и предписание по делу № Т18/122-223 от 25 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/122-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.10.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 25.10.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

члены комиссии:

 

 

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т18/122-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Торговая группа «Мясной двор» (далее – Заявитель, ООО ТГ «Мясной двор») на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 города Тюмени (далее – Заказчик, МАДОУ д/с № 36 г. Тюмени) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350, в присутствии представителя Заявителя – В... (доверенность от 19110.2018), в присутствии представителя Заказчика – Ч... (доверенность от 19.10.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 11.10.2018 (вх. № 8057) поступила жалоба ООО ТГ «Мясной двор» на действия МАДОУ д/с № 36 г. Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация, о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении указанной закупки и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в предварительном отборе, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов жалобы следует, что критерии, установленные в конкурсной документации Заказчика, такие как – «награды за качество продукции», «наличие узких специалистов в штате», «наличие специалистов с ученой степенью» не связаны с предметом договора (с поставкой мяса и мясной продукции) и применимы только для производителей мясной продукции, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того считает, что при принятии решения, комиссия Заказчика необоснованно исключила предоставленные благодарности и почетные грамоты и начислила меньшее количество баллов по критерию «наличие специалистов с ученой степенью», что привело к уменьшению общей значимости оценки заявки и неправильному определению победителя запроса предложений.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что спорные показатели оценки не препятствовали участию в закупке, не предрешали исхода закупки, не создавали преимуществ конкретному лицу, а направлены, прежде всего, на выявление лучших условий исполнения договора.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, на основании протокола заседания наблюдательного совета от 27.11.2017 № 17 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 36 города Тюмени (далее – Положение о закупке), размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАДОУ д/с г. Тюмени и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 13, 14, ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Комиссией установлено, что 27.09.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31806965350 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), а также документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (мяса, мясные продукты) (далее – Документация о закупке).

Дата и время окончания подачи заявок – 09.10.2018 в 10:00.

Дата и время рассмотрения заявок – 09.10.2018 в 11:00.

Дата и время подведения итогов – 09.10.2018 в 12:00

Срок предоставления документациис 27.09.2018 по 09.10.2018 .

Сведения о начальной цене договора – 1 940 760,72 руб.

В соответствии с п. 15.2 Положения заявка на участие в запросе предложений должна содержать сведения, указанные Заказчиком в документации о запросе предложений.

Согласно ч. 2 п. 15.14 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании порядка оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений (приложение № 1 к Положению).

При оценке заявок на участие в запросе предложений в целях определения победителя запроса предложений осуществляется комиссией по закупкам с привлечением при необходимости экспертов в соответствующей области предмета закупки.

Согласно п. 9.3 Положения о закупке, заказчик вправе установить дополнительные квалификационные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе:

1) наличие финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании материальных средств (оборудования), а также иных ресурсов, необходимых для исполнения договора;

2) положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

3) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;

4) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

В соответствии с требованиями Положения о закупке в приложении № 1 к Документации о закупке Заказчиком установлены следующие критерии и порядок оценки заявок на участие в запросе предложений. В целях выявления лучших условий, предложенных участниками закупки.

При сопоставлении заявок и определении победителя конкурса оцениваются критерии оценки заявок:

1. Цена договора – 50%.

2. Квалификация участников запроса предложений – 50%;

2.1. Опыт участника по поставке аналогичного товара за период с 01.01.2017 до даты подачи заявки в запросе предложений (R1bi) – 30%;

2.2. Наличие сертификата соответствия предлагаемого для поставки товара требованиям ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ИСО 22000:2005), включающий принципы ХАССП (R2bi) – 20 %;

2.3. Общее количество наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг. – 20%.

Баллы по подкритерию 2.3 (R3bi) определяются следующим образом:

Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копии (документы, подтверждающие получение награды) наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг., (с приложением дипломов, иных документов, подтверждающих получение награды) (максимальное значение – 100 баллов):

- отсутствуют - 0 баллов;

- от 1 до 3 - от 1 до 50 баллов;

- от 4 до 7 - от 51 до 99 баллов;

- от 8 и выше - 100 баллов.

2.4. Общее количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием по специальностям: «Переработчик скота и мяса», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Технология продовольственных продуктов», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», «Товаровед, эксперт товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольствия», «Инспектор по контролю качества продукции» – 15 %.

Баллы по подкритерию 2.4 (R4bi) определяются следующим образом:

Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копий трудовых книжек, трудовых договоров, дипломов специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием (максимальное значение – 100 баллов):

- отсутствуют - 0 баллов;

- от 1 до 2 - от 1 до 50 баллов;

- от 3 и выше - 100 баллов.

2.5. Награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания).

Баллы по подкритерию 2.5 (R5bi) определяются следующим образом:

Информацию по данному критерию Участник подтверждает путем представления в составе заявки копии копий документов, подтверждающих ученную степень; наград и званий: грамот, благодарностей, удостоверений, приказов, документов, подтверждающих звание сотрудников, копий трудовых книжек, трудовых договоров сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания). Максимальное значение – 100 баллов:

- отсутствуют - 0 баллов;

- от 1 до 3 - от 1 до 50 баллов;

- от 4 до 7 - от 51 до 99 баллов;

- от 8 и выше - 100 баллов.

Совокупная значимость критериев – 100%.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации, умноженных на коэффициент значимости равный значению данного критерия в процентах деленному на 100.

Ri=Rai*50/100 + Rbi *50/100

По результатам расчета итогового рейтинга для каждой заявки им присуждаются порядковые номера. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Последующие номера присваиваются заявкам по мере уменьшения их итогового рейтинга.

Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.

Победителем запроса предложений в электронной форме признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с протоколом открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений № 318/06965350-01 от 09.10.2018, было подано 3 (три) заявки от ООО «Ясень-Агро» с ценовым предложением – 1 906 080 руб., ООО «РегионСнаб» с ценовым предложением – 1 815 528 руб. и ООО «Торговая группа «Мясной двор» с ценовым предложением – 1 794 720 руб.

При рассмотрении заявок, согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 31806965350-02 от 09.10.2018, комиссией принято решение о признании победителем ООО «Ясень-Агро».

Комиссия Тюменского УФАС России проанализировав документацию и состав заявок на предмет правомерности установления вышеуказанных подкритериев 2.3, 2.4., 2.5 Документации определила следующее.

Согласно постановлению Минтруда РФ от 05.03.2004 № 33 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 49, разделы: «Производство мясных продуктов», «Костеперерабатывающее и клеевое производства», «Переработка птицы и кроликов», «Маслодельное, сыродельное и молочное производства», специальности, установленные согласно критерия 2.4 Документации отнесены к разделу «Производство мясных продуктов», следовательно по данному критерию количество специалистов, состоящих в штате объективно может подтвердить только производитель товара.

Кроме того, только производители мясной продукции могут участвовать в выставках и конкурсах, в результате чего получать награды за качество своей производимой продукции.

Установленные Заказчиком в Документации критерии для выявления лучших условий, предложенных участниками закупки, таких как: критерий 2.3 «Общее количество наград за качество продукции (предлагаемой к поставке) в выставках, конкурсах регионального, федерального значения за 2015-2018 гг. и критерий 2.4 «Общее количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, с высшим, средним профессиональным образованием по специальностям: «Переработчик скота и мяса», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Технология продовольственных продуктов», «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции», «Товаровед, эксперт товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольствия», «Инспектор по контролю качества продукции» в большинстве относятся только к производителям мясной продукции.

Таким образом, награды за качество продукции могут находятся только у производителя такого товара. Специалисты (согласно критерию 2.4) по указанным специальностям также необходимы только для производителей мяса и мясных продуктов.

Учитывая то, что поставка товара (продуктов питания) – это конкурентный рынок, где могут участвовать как производители, так и поставщики, указанные участники закупки должны быть наделены равными правами по отношению друг к другу.

Вместе с тем, вышеуказанные показатели установлены применительно к производителю товара, следовательно, поставщики и производители мясной продукции поставлены в не равные условия, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

Кроме того, проанализировав состав заявок на предмет предоставления участниками документов, предусмотренных Документацией о закупке, и результаты рассмотрения заявок, определенных в протоколе открытия доступа к заявкам на участие в запросе предложений № 318/06965350-01 от 09.10.2018, критерий 2.5. «Награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации: сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания) и (или) ведомственные награды и звания по основному виду деятельности организации (сельскохозяйственная направленность, оптовой и (или) розничной торговли продуктов питания)», раскрыт не полностью, в связи с чем не предоставляется возможным сделать однозначный вывод: наличие каких наград и званий является достаточным и необходимым для соответствия потребностям Заказчика, что приводит к субъективному начислению баллов членами комиссии ввиду неоднозначного толкования указанного критерия.  

В соответствии с данным протоколом баллы по критерию 2.5 «награды и звания у сотрудников, состоящих в штате участника закупки имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук в области деятельности организации)» ООО «ТГ «Мясной двор» из представленных 15 наград и званий, комиссией Заказчика были засчитаны только 2 документа за которые было присвоено 33,33%, что в итоге повлияло на общий итоговый балл и в результате чего заявке ООО «ТГ «Мясной двор» был присвоен второй порядковый номер <...>

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Установление такого критерия не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования денежных средств, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 
На основании вышеизложенного Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что установленный в Документации о закупке    подкритерий – «наличие специалистов с ученой степенью», противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,  и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Торговая группа «Мясной двор» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350, обоснованной.

2.Признать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 города Тюмени нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4, Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 36 города Тюмени обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о наличии нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/122-223

по делу № Т18/122-223

 

22.10.2018 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

на основании решения от 22.10.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Торговая группа «Мясной двор» на действия Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 города Тюмени при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо, мясные продукты), извещение № 31806965350,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 36 города Тюмени в целях устранений выявленных нарушений в срок до 12.11.2018 совершить следующие действия.

1. Отменить протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений № 31806965350-02 от 09.10.2018.

2. Провести процедуру рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений без учета критерия 2.5 Документации о закупке в соответствии с решением по делу №Т18/122-223.

3. Продолжить проведение запроса предложений в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупках, документации о закупке.

Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 19.11.2018.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны