Решение №Т18/148-223 Решение и предписание от 12 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/148-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2018 года

В полном объеме решение изготовлено 12.12.2018 года г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т18/148-223 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее – Заявитель, ООО «Партнер») на действия Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика» (далее – Заказчик, АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика») при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова», извещение № 31807118977, в присутствии представителя Заказчика – К...(доверенность № 31/18 от 28.09.2018), в присутствии представителя Заявителя Г... (доверенность1 от 06.12.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 28.11.2018 (вх. № 9725) поступила жалоба ООО «Партнер» (далее – Заявитель) на действия АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова», извещение № 31807118977.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов Заявителя, следует, что Заказчиком в документации установлены следующие требования, а именно:

1. Участник закупки должен являться членом СРО в области выполнения инженерных изысканий, осуществления подготовки проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

2. В техническом задании для проведения работ по устройству сан. узлов и отдельных помещений для мало мобильных групп населения для расширения проемов перегородок и несущих стен, победителю закупки необходимо самостоятельно разработать проектное решение. Разработка данного проектного решения не включена в перечень локально сметного расчета;

3. Включение в документацию критерия оценки «наличие самостоятельно (лично, без субподряда) исполнения аналогичных договоров (контрактов) с ценой договора 60% от начальной максимальной цены договора (т.е. не менее 2 944 275 руб.) за период с 01.04.2016 – 31.05.2018, при этом аналогичными договорами признаются только договоры (контракты) с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственным и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонт)» ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ для государственных и муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

В заседание Комиссии Тюменского УФАС Заказчиком представлены материалы и документы по проведению открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту здания АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика».

Представитель Заказчика на приведенные доводы заявителя пояснил, что Заказчик в соответствии с действующим законодательством вправе самостоятельно определять набор требований, а также критериев оценки и порядок оценки.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Протоколом Наблюдательного совета АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика» № 6 от 15.10.2012 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд (далее – Положение о закупках).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АУСОН ТО «Центр Красная гвоздика» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела 28.11.2018 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31807118977 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова». Начальная цена 4 907 126 руб.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке.

Пунктами 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в закупочной документации Заказчиком указываются требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы; требования к участникам такой закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 11.2.1 Положения о закупках, для участия в процедуре закупок участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющих выполнение работ, являющихся предметом договора.

Во исполнение приведенных норм права Заказчиком разработана и утверждена закупочная документация № 5-ок/18 открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова» (далее – Документация), содержащая требования к участникам закупочной процедуры.

 

  1. Согласно доводу о том, что участник закупки должен являться членом СРО в области выполнения инженерных изысканий, осуществления подготовки проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также о необходимости самостоятельной разработки победителю закупки проектного решения для проведения работ, Комиссией Тюменского УФАС установлено следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 5 Технического задания (приложение № 1 Документации) подрядчик должен являться членом СРО в области выполнения инженерных изысканий, осуществления подготовки проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов и предоставляет выписку из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно пояснениям представителя Заказчика следует.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Требование о выписке из саморегулируемой организации (далее – СРО) участника закупки в области выполнения инженерных изысканий, осуществления подготовки проектной документации, строительства реконструкции, капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов было установлено в связи с тем, при проведении капитального ремонта лечебного корпуса по выполнению работ по устройству сан. узлов и отдельных помещений с учетом требования доступности маломобильных групп населения, предполагается расширение перегородок и несущих стен, и учитывая тот факт, что здание старое, для усиления и демонтажа конструктивных элементов подрядчику необходимо иметь выписку из СРО по подготовке проектной документации.

Представитель Заказчика, также пояснил, что объект, на котором будут производиться строительные работы относится к объектам особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

8) метрополитены;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

В соответствии с ч. 2 ст. 48.1. Градостроительного кодекса к уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;

Таким образом, ст. 48.1 ГрК РФ предусмотрен закрытый перечень объектов, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

Объект Заказчика не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

На основании части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» установлен закрытый перечень видов работ, для которого требуется СРО, в локально сметном расчете на капитальный ремонт лечебного корпуса, являющегося частью технического задания, Заказчиком не указаны работы для выполнения инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации, капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

На основании указанного, доводы Заявителя находят свое подтверждение.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что учитывая перечень работ указанных Заказчиком в локально сметном расчете для выполнения работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, (противопожарные мероприятия), требование о предоставлении выписки из реестра членов СРО в области выполнения инженерных изысканий, осуществления подготовки проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов неправомерно и нарушает п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Комиссией Тюменского УФАС России, относительно довода заявителя о включение в документацию критерия оценки по исполнению аналогичных договоров (контрактов) с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственным и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонт)», установлено следующее.

Заказчиком в разделе 7 Документации установлены критерии оценки: цена договора30% и квалификация участников конкурса – 70%.

Квалификация участников конкурса содержит наличие самостоятельно (лично) исполненных аналогичных договоров (контрактов) за период с 01.04.2016 – 31.05.2018 (70%).

Наличие самостоятельного (лично, без субподряда) исполнения аналогичных договоров (контрактов) с ценой договора не менее 60% от начальной максимальной цены договора по настоящей конкурсной документации (т.е. не менее 2 944 275 руб.) за период с 01.04.2016 – 31.05.2018.

Аналогичные договоры — это договоры (контракты) с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственными и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонты) с ценой договора не менее 60% от начальной максимальной цены договора по настоящей конкурсной документации (т.е. не менее 2 944 275 руб.).

К аналогичным договорам также относятся и договоры на строительство (реконструкцию) новых объектов, в том числе жилых домов.

По мнению заявителя, отсутствие у поставщика опыта выполнения работ для государственных и муниципальных нужд по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса, так как ни объем, ни характер работ, не могут быть определены в зависимости от того в чьих интересах они выполняются – публичных или частных.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что данный критерий ставит в преимущественное положение участников закупки имеющих опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками, перед участниками, не имеющими такого опыта.

Порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку Заказчиком оцениваются договоры (контракты) по капитальному строительству/реконструкции зданий исключительно с государственными или муниципальными заказчиками.

Кроме того, на заседании по рассмотрению настоящего дела, представителем Заказчика не доказана необходимость установления критерия предоставления договоров именно с государственными и муниципальными заказчиками.

Таким образом, действия Заказчика при установлении критерия предоставления договоров конкретно с государственными и муниципальными заказчиками к участникам открытого конкурса, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и приводят к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС установила, что действия Заказчика, установившего в Документации требование о наличии в составе заявки на участие в конкурсе указанных выписок из СРО, не соответствующих предмету закупки и установившего критерий предоставления договоров именно с государственными и муниципальными заказчиками к участникам открытого конкурса противоречат пункту 11.2.1 Положения о закупке, что нарушает ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст.3, п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» на действия Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова», извещение № 31807118977, обоснованной.

2. Признать Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика» нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Автономному учреждению социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов и внесения изменений в Документацию.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии: 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/148-223

по делу № Т18/148-223

 

07.12.2018 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

на основании решения от 07.12.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» (далее – ООО «Партнер») на действия Автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Красная гвоздика» (далее – АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика», Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту лечебного корпуса (противопожарные мероприятия), расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 35 км. автодороги «Тюмень-Криводанова», извещение № 31807118977,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АУСОН ТО «Центр «Красная гвоздика» в целях устранения нарушений в срок до 24.12.2018 совершить следующие действия.

1. Отменить протокол № 97/1-18 от 29.11.2018, протокол № 97/2-18 от 30.11.2018.

2. Внести изменения в конкурсную документацию в части выявленных нарушений в соответствии с решением по делу №Т18/148-223.

3. Продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе с размещением в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информации о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (дате вскрытия конвертов с заявками), дате рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, дате оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупках Заказчика.

4. Продолжить проведение открытого конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупке, положением о закупках и конкурсной документацией.

Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 28.12.2018.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии 

 

Члены Комиссии: 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны