Решение №Т18/169-223 Решение от 9 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/169-223

Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 09.01.2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

М

Заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства

члены комиссии:

М

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

М

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т18/169-223 по жалобе АНО ДО АТСК Уватского муниципального района «Высота» ДОСАФ России (далее – Заявитель, АНО ДО «Высота») при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание авиационных услуг для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области (далее – ФГБУ «ЦЛАТИ»), извещение № 31807209486, в присутствии представителей Заявителя – Н (доверенность от 01.08.2018), представителя Заказчика – К (доверенность № 26 от 23.08.2018),

УСТАНОВИЛА:

В Тюменское УФАС России 18.12.2018 (вх. № 10461) поступила жалоба АНО ДО АТСК Уватского муниципального района «Высота» ДОСАФ России на действия ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому Федеральному округу» при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание авиационных услуг для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области, извещение № 31807209486.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба Заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Тюменским УФАС России в адрес Заказчика направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Исходя из доводов жалобы следует, что:

1. Государственным воздушным суднам, необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров отсутствует, в связи с чем, установление требования о предоставлении в составе заявки копию лицензии на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров ограничивает допуск к участию в аукционе авиационных организаций, использующих государственные воздушные судна.

2. Требования, установленные в Приложении № 1 к Техническому заданию не являются конкретными, не позволяют объективно определить участника, наиболее соответствующего требованиям заказчика, также согласно данным требованиям заказчик исключает участие в аукционе претендентов, у которых отсутствуют воздушные суда, эксплуатируемые более 25 лет, что является нарушением принципов установленных п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что:

1. Требование о предоставлении лицензии на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров не противоречит требованиям действующего законодательства и критериям отбора претендентов на оказание авиационных услуг в интересах ПАО «НК «Роснефть», которые обусловлены требованиями безопасности полетов.

2. Аукцион проводится для выполнения подрядных работ по договорам с ООО «РН –Уватнефтегаз», требования установленные в Приложении № 1 к Техническому заданию к характеристикам воздушного судна, установлены в соответствии с предписаниями ООО «РН-Уватнефтегаз», обусловлены повышенным уровнем безопасности полетов и соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.04.2014 № 229 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» (далее – Положение).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, в том числе содержит требования к закупке, определяет порядок подготовки и проведения способов закупок, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются информационной открытостью; равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора по критериям которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

1. Согласно п. 1 Раздела II Информационной карты Документации предметом аукциона является оказание авиационных услуг для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области.

В соответствии с п. 12 Раздела II Информационной карты Документации участник обязан предоставить в составе заявки копию лицензии на осуществление перевозок воздушным транспортом пассажиров (грузов).

В соответствии с частью 2 статьи 22 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее - ВК РФ) использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Установленным порядком является Постановление Правительства РФ от 30.07.1999 № 862 (ред. от 18.02.2016) «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» (далее – Постановление № 862).

В соответствии со статьями 22 и 23 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет: Разрешить федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", в ведении которых находятся государственные воздушные суда, использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров при соблюдении предусмотренных для гражданской авиации требований воздушного законодательства Российской Федерации (пункт 1 Постановления № 862).

Статья 62 Воздушного Кодекса Российской Федерации регулирует коммерческую деятельность в области гражданской авиации российских авиационных предприятий и российских индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 62 ВК РФ Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 Воздушного Кодекса.

В соответствии п. 1 ст. 9 ВК РФ отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)") (далее – Постановление № 457).

В соответствии с п.1 Постановления № 457 настоящее положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выполняемым юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, перевозка воздушным транспортом пассажиров для обеспечения собственных нужд юридического лица не требует лицензии, при этом деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (т.е. оказание услуг одним юридическим лицом другому юридическому лицу путём заключения договора) подлежит лицензированию.

Довод Заявителя о неправомерном требовании предоставления в составе заявки копии лицензии на перевозку воздушным транспортом пассажиров, является необоснованным.

2. Приложением № 1 к Техническому заданию установлено требование к воздушному судну (ВС), его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, место базирования, заправки, оснащение специальным оборудованием.

п/п

Наименование параметра

Значение параметра

1.1.

Тип воздушного судна, предоставляемого для оказания услуги:

AS-350, либо аналогичное воздушное судно с улучшенными характеристиками

- дальность полета, км

Не менее 631 км

- грузоподъемность, кг

Не менее 2 800 кг

- предельно допустимая скорость, км/час

- наибольшая скорость, км/час

Не менее 287 км/ч.

Не менее 259 км/ч

- мощностью двигателя, л/с

Не менее 1х847 л/с

объем бака с топливом

Не менее 540 л (+475л резервный бак)

1.2.

Количество мест для пассажиров Заказчика, шт.

Не более 5-6 чел.

1.3.

Экипаж

Не более 1-2 пилота

1.4.

Дополнительные требования к ВС

Нахождение в эксплуатации не более 25 лет, но не более календарного срока службы, указанного в технической документации к используемому ВС. Воздушное судно должны быть обеспечены необходимым количеством горюче-смазочных материалов, находиться в технически исправном состоянии. Салон вертолета чистый, отапливаемый.

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему Положению, разработанному в соответствии с Законом о закупках.

Пункт 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках обязывает заказчика в документации установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Закон о закупках не содержит запрета на установление условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг. При описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми. (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018).

Комиссией Тюменского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено, что в техническом задании закупочной документации не содержится требований, противоречащих положениям Закона о закупках, требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам воздушного судна, указанным в закупочной документации, продиктованы потребностями заказчика и целям эффективного использования денежных средств.

При этом, учитывая, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 N 13АП-25606/2018 по делу N А56-46861/2018).

Довод Заявителя, о требованиях, установленных в Приложении № 1 к Техническому заданию нарушающих принципы, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, является необоснованным.

отметить, что согласно Протоколу от 21.12.2018 (рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на оказание авиационных услуг для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области) в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не поступило ни одной заявки, открытый аукцион в электронной форме признается не состоявшимся.

Также следует отметить, что Заявитель не являлся участником аукциона и не подавал заявку на участие в аукционе, при этом на рассмотрении материалов дела Заявитель сообщил, что у АНО ДО «Высота» нет воздушного судна в полной мере соответствующего требованиям Заказчика.

Исходя из совокупности исследованных документов, Комиссия Тюменского УФАС России признает жалобу АНО ДО АТСК Уватского муниципального района «Высота» ДОСАФ России на действия Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области, необоснованной.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу АНО ДО АТСК Уватского муниципального района «Высота» на действия Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание авиационных услуг для нужд Филиала ФГБУ "ЦЛАТИ" по УФО по Тюменской области, извещение № 31807209486, необоснованной.

Председатель Комиссии М

Члены Комиссии: М

М

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны