Решение №Т18/52-223 Решение и предписание по делу № Т18/52-223 от 15 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

РЕШЕНИЕ

по делу № Т18/52-223

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.05.2018 года г. Тюмень

В полном объеме решение изготовлено 14.05.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), дело № Т17/53-223 по жалобе Открытого акционерного общества Общества с ограниченной ответственностью «Х» (далее – заявитель, ООО «Х») на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Я» (далее – Заказчик, АСУСОН ТО «Я») при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса №7 АСУСОН ТО «Ярковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», извещение №31806420759, в присутствии представителя заказчика –  (доверенность №50 от 10.05.2018), в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 27.04.2018 (вх. № 3014) поступила жалоба ООО «Х» на действия АСУСОН ТО «Я» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса №7 АСУСОН ТО «Я», извещение №31806420759.

Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.

В соответствии с ч. 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС России в адрес Ответчика направлено требование о приостановлении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту главного (жилого) корпуса и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в открытом конкурсе о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Из доводов Заявителя, следует, что:

1. Включение в документацию критерия оценки «наличие лично (самостоятельно) исполненных аналогичных договоров за период с 01.03.2015 – 01.03.2018, при этом аналогичными договорами признаются только договоры (контракты) с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственным и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам» ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ для государственных и муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

2. Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно:

- наличие копии лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения;

- наличие копии свидетельства о регистрации электролаборатории, подтверждающее право на осуществление измерений сопротивления изоляции;

- наличие копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности;

- наличие копии свидетельства, выданного независимым органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.

Установление заказчиком требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих нижеуказанные свидетельства и лицензии, которые таких документов не имеют.

При этом, все работы, заявленные в технической документации, подрядчик должен выполнить лично, без привлечения субподрядных организаций.

В заседание Комиссии Тюменского УФАС Заказчиком представлены материалы и документы по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса № 7 заказчика.

Представитель Заказчика на приведенные доводы заявителя пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определять набор критериев оценки и порядок оценки. В проекте договора отсутствует право подрядчика на привлечение субподрядчика. Установление генподряда является правом заказчика.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения Ответчика, Комиссия Тюменского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом № 3 от 12.03.2018 Наблюдательного совета Учреждения утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО «Я» (далее – Положение о закупках).

Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке размещено (опубликовано) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (официальный сайт) www:zakupki.gov.ru.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность АСУСОН ТО «Я» и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать Положению о закупке Заказчика, разработанному в соответствии с Законом о закупках. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 11.2.1 Положения о закупках, для участия в процедуре закупок участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющих выполнение работ, являющихся предметом договора.

Комиссией также установлено, что 26.04.2018 на официальном сайте www:zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31806420759 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса №7 АСУСОН ТО «Я».

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

- дата и время вскрытия конвертов с заявками - 21.05.2018 в 09-00;

- дата и время рассмотрения заявок -21.05.2018 в 10-30;

- дата и время подведения итогов -23.05.2018 в 10-00;

- начальная максимальная цена закупки - 22 934 178,00 рублей;

На момент поступления жалобы на участие в закупке не подано ни одной заявки.

Предметом договора является капитальный ремонт здания спального корпуса №7 АСУСОНТО «Я», расположенного по адресу: Тюменская область, Ярковский район, п. Светлоозерский, ул. Ветеранов 10, строение 3.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

  1. Относительно довода заявителя в части установления заказчиком критериев оценки заявок участников, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Заказчиком в разделе 7 документации о закупке установлены критерии оценки:

1.Цена договора - 30%

2.Квалификация участников конкурса – 70%

2.1. Наличие самостоятельно (лично) исполненных аналогичных договоров (контрактов) за период с 01.03.2015 – 01.03.2018 г.

Баллы по подкритерию 2.1. (R1i) выставляются следующим образом:

Наличие самостоятельного (лично, без субподряда) исполнения аналогичных договоров (контрактов) с ценой договора не менее 5% от начальной максимальной цены договора по настоящей конкурсной документации (т.е. не менее 1146708,90 руб.) за период с 01.03.2015 – 01.03.2018 г.

2.2. Наличие положительных отзывов (благодарственных писем), полученных от заказчиков в результате исполненных аналогичных договоров (контрактов) с ценой договора не менее 5% от начальной максимальной цены договора по настоящей конкурсной документации (т.е. не менее 1 146 708,90 руб.) за период с 01.03.2015 –01.03.2018г.

Аналогичные договоры — это договоры (контракты) с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственными и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонты) с ценой договора не менее 5% от начальной максимальной цены договора по настоящей конкурсной документации (т.е. не менее 1146708,90 руб.), а именно определение исполнителя ремонтно-строительных работ капитального и текущего характера, включая ремонты:

- ограждающих и несущих конструкций (фундаменты, стены, кровли, лестничные марши, лифтовые шахты, оконные и балконные конструкции и пр.);

- внутренних и наружных инженерных технических систем и сетей (тепло-, водо-, электро-, газоснабжение, водоотведение, вентиляционные системы, пожаро-охранные, видео-, телефонная связь и прочие слаботочные системы, замена инженерно-технического оборудования и приборов и пр.);

- внутренней отделки (устранение морального и физического износа внутренней отделки помещений, замена оборудования и изделий, в том числе сантехнических приборов и оборудования, и пр.);

- облицовка и ремонт фасадов с утеплением, гидроизоляция фундаментов, ремонт отмостки и пр.;

- устройство кровель с заменой стропильной системы, в том числе утепление перекрытий, огне-биозащитой деревянных конструкций и пр;

- благоустройство придомовой территории с восстановлением покрытия проезжей части и пешеходной зоны и пр.

- комплекс работ по обеспечению здания, придомовой территории элементами доступности для маломобильных граждан и пр.,

- комплекс противопожарных мероприятий (устройство эвакуационных выходов, противопожарная обработка конструкций и пр.)

К аналогичным договорам также относятся и договоры на строительство (реконструкцию) новых объектов, в том числе жилых домов.

По мнению заявителя, отсутствие у поставщика опыта выполнения работ для государственных и муниципальных нужд по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам конкурса.

При установлении критерия «Наличие самостоятельно (лично) исполненных аналогичных договоров (контрактов) за период с 01.03.2015 – 01.03.2018 г. с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственными и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонты» ни объем, ни характер работ, не могут быть определены в зависимости от того в чьих интересах они выполняются – публичных или частных.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку Заказчиком оцениваются договоры (контракты) по капитальному строительству/реконструкции зданий исключительно с государственными или муниципальными заказчиками.

Кроме того, на заседании по рассмотрению настоящего дела, заказчиком не доказана необходимость установления критерия предоставления договоров именно с государственными и муниципальными заказчиками.

Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по критерию «Наличие самостоятельно (лично) исполненных аналогичных договоров (контрактов) за период с 01.03.2015 – 01.03.2018 г. с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований, с государственными и муниципальными учреждениями по аналогичным закупкам (капитальный и текущий ремонты)» ставит в преимущественное положение участников закупки имеющих опыт работы с государственными и муниципальными заказчиками, перед участниками, не имеющими такого опыта.

Таким образом, действия Заказчика при установлении критерия предоставления договоров конкретно с государственными и муниципальными заказчиками к участникам открытого конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и приводят к ограничению количества участников закупки.

 

2. По доводу заявителя об установлении в конкурсной документации наличия у участника необходимых лицензий и иных разрешительных документов на осуществление видов деятельности, Комиссией Тюменского УФАС России установлено следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, Заказчиком устанавливаются самостоятельно в соответствии с Положением о закупке.

Пунктами 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в закупочной документации Заказчиком указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 11.2.1 Положения о закупках, для участия в процедуре закупок участник закупок должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющих выполнение работ, являющихся предметом договора.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе осуществлять, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

В разделе 2 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе, а именно:

1. Наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в которой должны содержаться сведения:

- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств).

2. Наличие копии Лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения;

3. Наличие копии Свидетельства о регистрации электролаборатории;

4. Наличие копии Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

5. Наличие копии Свидетельства, выданного независимым органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.

Согласно пункту 6.2.2 Конкурсной документации участник закупки не допускается комиссией к участию в конкурсе в случаях непредставления определенных пунктом 3.3 документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о работах, услугах, на выполнение которых проводится закупка.

При этом пунктом 1.2 проекта договора определена обязанность подрядчика о выполнении работ лично в установленные договором сроки в полном объеме.

Таким образом, участникам Закупки, не обладающим необходимыми лицензиями и свидетельствами, будет отказано в допуске к участию в Закупке на этапе отборочной стадии Закупки.

В локально - сметных расчетах Заказчика содержатся работы по вывозу мусора без указания определенного класса опасности отходов. В связи с чем, требование о наличии лицензии на осуществление на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности не обосновано Заказчиком.

В локально - сметных расчетах Заказчика отсутствуют виды работ, для которых необходимо наличие свидетельства, выданного независимым органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля и свидетельства о регистрации электролаборатории, при этом представитель заказчика не обосновал необходимости предоставления данных свидетельств.

В связи с чем, требование к участникам предоставления в составе заявки копии свидетельства, выданного независимым органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля и копии свидетельства о регистрации электролаборатории, не подтверждено обоснованными потребностями Заказчика.

Таким образом, установленные заказчиком в конкурсной документации требования к участникам закупки о необходимости обладать свидетельством о регистрации электролаборатории; лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности; свидетельством, выданным независимым органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля, являются излишними, так как локально – сметный расчет не содержит видов работ для которых необходимо наличие данных свидетельств и лицензий.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе указанных разрешительных документов на право осуществления деятельности и установившего критерий предоставления договоров именно с государственными и муниципальными заказчиками к участникам открытого конкурса противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 11.2.1 Положения о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Х» на действия АСУСОН ТО «Я» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса №7 АСУСОН ТО «Я», извещение №31806420759 обоснованной.

2. Признать АСУСОН ТО «Я» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АСУСОН ТО «Я» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Конкурсную документацию.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии: 

 

 

 

 

 

В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 503-155

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т18/52-223

по делу № Т18/52-223

 

10.05.2018 г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены комиссии:

 

на основании решения от 10.05.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Х» на действия АСУСОН ТО «Я» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту спального корпуса №7 АСУСОН ТО «Я», извещение №31806420759,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АСУСОН ТО «Я» устранить выявленные нарушения в срок до 01.06.2018 путем внесения изменений в Конкурсную документацию в части выявленных нарушений в соответствии с решением по делу №Т18/52-223.

2. АСУСОН ТО «Я» продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, а также разместить в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (дате вскрытия конвертов с заявками), дате рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и дате оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупках Заказчика.

3. АСУСОН ТО «Я» продолжить проведение открытого конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупке, Положением о закупках и Конкурсной документацией. Доказательства исполнения настоящего предписания необходимо представить в Тюменское УФАС России не позднее 08.06.2018.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны