Решение №5-4176 жалоба (вх. № 4130 от 03.08.2020 года) Общества с ограниченн... от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 017/07/18.1-19/2020

 

      Резолютивная часть решения объявлена

12.08.2020 года

       Решение в полном объеме изготовлено    14.08.2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

Председательствующий Комиссии: <…> – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием плагина «Videomost Plugin»:

от организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» (далее ГУП РТ «УК ТЭК 4»):

- <…>, действующий на основании доверенности от 02.07.2020 года б/н,

в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрении дела законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Э» (далее ООО «Э») (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие подателя жалобы (вх. № 4221 от 10.08.2020 года),

11.08.2020 года в 16 часов 00 минут (время местное) был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 12.08.2020 года 17 часов 00 минут (время местное),

рассмотрев жалобу (вх. № 4130 от 03.08.2020 года) Общества с ограниченной ответственностью «Э» на положения документации запроса предложений № 32009363162 «Поставка оборудования, материалов для ремонта и замены вспомогательного оборудования котельных», начальная (максимальная) цена договора: 16 410 425,03 рублей, и в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Жалоба подана в Тывинское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 указанного закона, в связи с чем, принята к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес организатора торгов, подателя жалобы, были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно доводам подателя жалобы, положение документации запроса предложений не соответствует требованиям законодательства о закупках, а именно:

1. Отсутствие указания на умножение рейтинга по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов» на соответствующий этому критерию коэффициент значимости;

2. Отсутствие в документации запроса предложений требований о подтверждении опыта выполнения аналогичных договоров.

В ходе рассмотрения жалобы представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился, пояснил, что документация запроса предложений составлена в соответствии с требованиями законодательства о закупках.

Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

30.07.2020 года организатором торгов (заказчиком) – ГУП РТ «УК ТЭК 4» в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении запроса предложений № 32009363162 на право заключения договора на поставку оборудования, материалов для ремонта и замены вспомогательного оборудования котельных, начальная (максимальная) цена договора: 16 410 425,03 рублей.

Документация запроса предложений № 32009363162 на право заключения договора на поставку оборудования, материалов для ремонта и замены вспомогательного оборудования котельных утверждена приказом ГУП РТ «УК ТЭК 4» от 22.07.2020 года № 233/1, в лице и.о. генерального директора <…>.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организатором торгов – ГУП РТ «УК ТЭК 4» 05.09.2019 года размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденных приказом ГУП РТ «УК ТЭК 4» от 29.01.2019 года № 15-ОД.

Приказом ГУП РТ «УК ТЭК 4» от 09.07.2020 года № 196-ОД внесены изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг, утвержденных приказом ГУП РТ «УК ТЭК 4», соответствующая редакция Положение о закупке товаров, работ, услуг размещена в ЕИС 10.07.2020 года.

Согласно подпункту 1.1.1 пункта 1.1 раздела 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг ГУП РТ «УК ТЭК 4» (редакция от 05.09.2019 года) (далее - Положение) настоящее Положение разработано на основании Закона № 223-ФЗ с целью регламентации закупочной деятельности Заказчика.

В соответствии с подпунктом 1.1.2. пункта 1.1 раздела 1 Положения при осуществлении закупок Заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, настоящим Положением.

Подпунктом 1.3.2 пункта 1.3 раздела 1 Положения определено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

2) аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

3) запрос предложений (открытый запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

4) запрос котировок (открытый запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок).

Таким образом, ГУП РТ «УК ТЭК 4» при осуществлении закупок руководствуется нормами Закона о закупках и Положением.

1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

         Подпунктом 4.3.3 пункта 4.3 раздела 4 Положения определено, что критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть, в том числе цена и квалификация участника закупки.

Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость критериев оценки должна составлять 100 процентов.

Подпунктом 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 Положения определено, что в рамках каждого критерия могут быть установлены показатели, по которым он будет оцениваться. По каждому из таких показателей должна быть установлена его значимость. Совокупная значимость всех показателей должна быть равна 100 процентам.

Подпунктом 4.3.5 пункта 4.3 раздела 4 Положения определено, что порядок оценки заявок по критериям, приведенным в пункте 4.3.3 настоящего Положения (в том числе по каждому показателю данных критериев), методика оценки предложений, порядок расчета итогового количества баллов устанавливаются в документации о проведении запроса предложений в соответствии с пунктами 2.4.3-2.4.10 настоящего Положения и должны позволять однозначно и объективно выявить лучшие условия исполнения договора из предложенных участником.

Подпунктом 2.4.3 пункта 2.4 раздела 2 Положения определено, что Заказчик должен указать не менее двух критериев, причем одним из этих критериев должна быть цена. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 процентов.

Подпунктом 2.4.7 пункта 2.4 раздела 2 Положения определено, что итоговые баллы по каждому критерию определяются путем произведения количества баллов (суммы баллов по показателям) на значимость критерия.

В приложении № 2 к документации запроса предложений № 32009363162 установлена балльная методика оценки и сопоставления заявок, в которой определены наименования критериев оценки и диапазон значимости критериев, приведенные в таблице №1.

Таблица №1

№ п/п

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия

%

Коэффициент

1

Ценовое предложение участника

60

0,6

2

Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)

40

0,4

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях объективного определения победителя проводимой закупки, способного впоследствии надлежащим образом оказать услуги по договору.

Таким образом, заказчик определяет критерии и порядок оценки и сопоставления заявок при формировании документации о закупке на основании Положения и при соблюдении требований действующего законодательства, при этом, предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что порядок оценки, утвержденный заказчиком в документации, предопределил оценку заявки в максимальный балл лица, предложившего лучшие показатели по критерию «Ценовое предложение участника» со значимостью в 60 %, по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)» в 40%.

В соответствии с разделом 2 «Порядок оценки заявок по критериям» балльной методика оценки и сопоставления заявок закупочной документации расчет рейтинга по критериям оценки заявок производится по следующим формулам:

2. Оценка заявок по критерию «Ценовое предложение участника»

2.1. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки «Ценовое предложение участника» рассчитывается по формуле:

Rai = (Amax – Ai)/ Amax*100,  где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации;

Ai - предложение i-го участника конкурса по цене договора.

2.2. Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Ценовое предложение участника" умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

3. Оценка заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)»

3.1. По этому критерию оценка производится членами Закупочной комиссии на основании справки для оценки опыта исполнения договора на выполнение работ (приложение № 3). Оценка рейтинга i-й заявки производится по следующей шкале:

 3.2. За каждый исполненный договор на выполнение работ участник получает 1 балл.

3.3. В случае, если в Справке об опыте выполнения работ у Участника не указано договоров, заявке данного участника по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)», Roi присваивается значение 0 баллов.

Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что при оценке заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)», не установлено условие произведения количества баллов (суммы баллов по показателям) на значимость критерия в соответствии с подпунктом 2.4.7 пункта 2.4 раздела 2 Положения.

Таким образом, в действиях организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «УК ТЭК 4» установлены нарушения пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 2.4.7. Положения о закупках товаров, работ и услуг утвержденного Приказом ГУП РТ УК ТЭК 4 от 29.01.2019 № 15-ОД, в части установления в документации запроса предложений № 32009363162 ненадлежащего порядка осуществления оценки и сопоставление заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)».

Следовательно, довод подателя жалобы о ненадлежащем порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям, указанным в документации, является обоснованным.

2. Согласно пунктам 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации должны быть установлены, требования к участникам такой закупки, а также требования к содержанию, оформлению и составу заявки участника закупки.

В приложении № 1 к Техническому заданию установлена инструкция по заполнения заявки на участие в закупке.

  Согласно пункту 3.1. Бальной методики оценки и сопоставления заявок, по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов» оценка производится членами Закупочной комиссии на основании справки для оценки опыта исполнения договора на выполнение работ (приложение № 3).

Вместе с тем, Комиссия Тывинского УФАС России, изучив требования документации, инструкцию по заполнению заявки участника закупки (приложение № 1 к Техническому заданию), а также справку о перечне и объемах выполнения аналогичных работ (приложение № 3 к Техническому заданию) необходимой для оценки и сопоставления заявок, по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов» установлено, что требования участнику закупки, а также к составу заявок, в части предоставления документов подтверждающих наличие опыта выполнения работ в соответствии с оценкой заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)» необходимых для целей их оценки, не установлены.

Таким образом, в действиях организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «УК ТЭК 4» установлены нарушения пунктов 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части не установления в документации запроса предложений № 32009363162 требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявок документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ в соответствии с оценкой заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)».

Следовательно, довод подателя жалобы об отсутствии в документации запроса предложений требований о подтверждении опыта выполнения аналогичных договоров, является обоснованным.

3. Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Организатором торгов (заказчиком) ГУП РТ «УК ТЭК 4» в пункте 3.9. документации запроса предложений № 32009363162 установлено следующее:

3.9. Срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений

Место подачи заявок на бумажном носителе по адресу: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 11, каб. 109

Начало подачи заявок:

31 июля 2020 г. 09-00 ч. (МСК)

Окончание подачи заявок:

11 августа 2020 г. до 09-00 ч. (МСК)

Вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений:

11 августа 2020 г. в 11-00 (МСК)

Заявка на участие в запросе предложений подается в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать его содержимое, с указанием названия запроса предложений, на который подается заявка.

Однако, в извещении запроса предложений № 32009363162 установлено следующее:

Подача заявок

Место подачи заявок:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 11 каб. 109

Дата начала срока подачи заявок:

31.07.2020

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени):

11.08.2020 12:00

Порядок подачи заявок:

В соответствии с документацией

 

 

Таким образом, в действиях организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «УК ТЭК 4» установлены нарушения пункта 7 части 9 и пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в части установления в документации запроса предложений № 32009363162 и в извещении запроса предложений № 32009363162 противоречивых сведений в отношении времени окончания срока подачи заявок.

4. Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно части 7 статьи 3.2 Закона о закупках, по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Организатором торгов (заказчиком) ГУП РТ «УК ТЭК 4» в пункте 3.18. документации запроса предложений № 32009363162 установлено следующее:

3.18. Возможность заказчика отказаться от проведения запроса предложения.

Заказчик вправе на любом этапе отказаться от проведения запроса предложений и заключения контракта по следующим основаниям:

а) изменилась потребность Заказчика в товарах, работах, услугах;

б) выявлено, что в сложившейся рыночной обстановке возможна закупка товаров, работ, услуг на более выгодных для Заказчика условиях;

в) получено решение или рекомендация органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Заказчика, либо курирующего вышестоящего органа государственной власти об отказе от закупки;

г) не получено согласование или нарушены условия согласования органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Заказчика, на осуществление данной закупки (если в соответствии с документами, регламентирующими деятельность Заказчика, такое согласование обязательно);

 При отказе от проведения запроса предложений и от заключения договора Заказчик не возмещает участникам закупок понесенный или реальный ущерб, упущенную выгоду, расходы и любые другие издержки, связанные с подготовкой к участию и участием в запросе предложений.

 

 

Таким образом, в действиях организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «УК ТЭК 4» установлены нарушения частей 5 и 7 статьи 3.2 Закона о закупках, в части неправомерного установления в документации запроса предложений № 32009363162 условий отказа от заключения договора по итогам конкурентной закупки (запроса предложений).

Указанные действия должностного лица организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «ТЭК 4» содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России,

 

     РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Э» обоснованной.

2. Установить в действиях организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Республики Тыва «ТЭК 4» нарушения:

2.1. пункта 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 2.4.7. Положения о закупках товаров, работ и услуг утвержденного Приказом ГУП РТ УК ТЭК 4 от 29.01.2019 № 15-ОД, в части установления в документации запроса предложений № 32009363162 ненадлежащего порядка осуществления оценки и сопоставление заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)»;

2.2. пунктов 2 и 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части не установления в документации запроса предложений № 32009363162 требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявок документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ в соответствии с оценкой заявок по критерию «Количество выполненных аналогичных работ (количество исполненных договоров/контрактов)»;

2.3. пункта 7 части 9 и пункта 8 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части установления в документации запроса предложений № 32009363162 и в извещении запроса предложений № 32009363162 противоречивых сведений в отношении времени окончания срока подачи заявок;

2.4. частей 5 и 7 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части неправомерного установления в документации запроса предложений № 32009363162 условий отказа от заключения договора по итогам конкурентной закупки (запроса предложений);

3. Выдать организатору торгов – Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «ТЭК 4» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений № 32009363162.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

Председательствующий Комиссии

 

 

        <…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

        <…>

 

        <…>

 

                                                                                              

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

Связанные организации

Связанные организации не указаны