Решение б/н решение по делу № 04-04-02/07-18 от 11 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАО «ТелеВидеоКомпания»
667000, Республика Тыва,
г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 35
С...
667011, Республика Тыва,"....."
РЕШЕНИЕ
по делу № 04-04-02/07-18
11 мая 2018 года г. Кызыл
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/07-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
"...". – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"....". – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
"...". – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
в отсутствии надлежащим образом извещенного гр. "...." (телеграмма с указанием даты и времени рассмотрения дела, направленная по адресу регистрации не вручена, в связи с тем, что квартира закрыта, адресат по извещению не является, что подтверждается отчетом о доставке телеграммы от 16.04.2018 года) законного представителя Акционерного общества «ТелеВидеоКомпания» (почтовое уведомление с идентификатором 66701221691041),
рассмотрев дело № 04-04-02/07-18, возбужденное в отношении Акционерного общества «ТелеВидеоКомпания» (далее – АО «ТелеВидеоКомпания») (ИНН 1701027891, ОГРН 1021700507267, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 35) и гражданина С......(далее – гр. С.), проживающего по адресу: 667011, Республика Тыва, "...." по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛА:
По результатам проведенного Тывинским УФАС России мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, выявлено распространение рекламы радио «Голос Азии», размещенной в печатном издании еженедельнике «Тува ТВ Инфо» выпуск № 41(217) от 11.10.2017 года, следующего содержания:
«Первое Республиканское радио; Голос Азии; дух свободы на 102.5 FM; слушай 102,5 FM; АО «Телевидеокомпания», г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 35, ОГРН 1021700507267; реклама 12+».
Согласно информации Территориального отдела Енисейского управления Роскомнадзора в г. Кызыл от 03.03.2017 года (вх. № 745) радиовещание на радиостанции «Голос Азии» осуществляет АО «ТелеВидеоКомпания» на основании свидетельства ЭЛ № ТУ 17-00044 от 07.12.2011 года, с тематикой (специализация) – информационная, военно-патриотическая, музыкально-развлекательная, культурно-просветительская, публицистическая, реклама не более 20 %.
По данному факту Тывинским УФАС России был направлен запрос АО «ТелеВидеоКомпания» от 02.11.2017 года за исх. № 4-1720 о предоставлении сведения и надлежащим образом заверенные копии документов о наличии объективного подтверждения, обусловленного победой радио «Голос Азии» в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей, что позволяет употреблять в рекламе слова «Первое республиканское радио».
В ответ на запрос Тывинского УФАС России 04.12.2017 года (вх. № 5120) АО «ТелеВидеоКомпания» пояснило, что слова «Первое республиканское радио» используется в соответствии с проведенным исследованием общественного мнения (опрос), организатором которого выступили СМИ радиостанция «Голос Азии», СМИ «Местная Радиостанция», Томский государственный университет и молодежное движение «Добрые сердца Тувы». В связи с задержкой получения результатов исследования АО «ТелеВидеоКомпания» просило предоставить дополнительное время для предоставления дополнительного ответа до 10 рабочих дней.
Однако, АО «ТелеВидеоКомпания» не были представлены какие-либо документы, подтверждающие тем самым позволяющие употреблять в рекламе слова «Первое республиканское радио».
В этой связи, Тывинским УФАС России был направлен запрос от 21.12.2017 года за исх. № 4-1921 Обществу с ограниченной ответственностью «Инфо ТВ», которое является учредителем газеты «Тува ТВ Инфо», о предоставлении сведений относительно рекламодателя рассматриваемой рекламы.
Согласно информации Общества с ограниченной ответственностью «Инфо ТВ» от 09.01.2017 года (вх. № 17) рассматриваемая реклама радиоканала «Голос Азии» была размещена на основании договора от 09.10.2017 года № 175/2, заключенного с гр. С.
Согласно информации АО «ТелеВидеоКомпания» от 20.02.2018 года (вх. № 633) рассматриваемая реклама радиоканала «Голос Азии» была изготовлена гр. С. в рамках договора от 15.09.2017 года б/н.
По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 02.03.2018 года № 55 возбуждено дело № 04-04-02/07-18 в отношении АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Определением Тывинского УФАС России от 02.03.2018 года (исх. № 4-220) у АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. были запрошены письменные пояснения по факту возбужденного дела № 04-04-02/07-18, в том числе надлежащим образом заверенные копии документов о наличии объективного подтверждения, которое позволяет употреблять в рекламе слова «Первое республиканское радио», и меры, принятые по соблюдению требований пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно письменному пояснению АО «ТелеВидеоКомпания» от 21.03.2018 года (вх. № 988) следует, что АО «ТелеВидеоКомпания» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, поскольку реклама радиоканала «Голос Азии» была изготовлена и размещена в газете «Тува ТВ Инфо» С. Также АО «ТелеВидеоКомпания» в своем пояснении пояснило, что было проведено независимое опрос-анкетирование, результаты которого у С., в связи с чем, АО «ТелеВидеоКомпания» просило предоставить дополнительное время для предоставления результатов опроса до 03.04.2018 года.
В назначенное время на рассмотрение дела № 04-04-02/07-18 законный представитель АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. не явились, представителя с должным образом оформленными полномочиями не направили.
Кроме того, гр. С. в адрес Тывинского УФАС России не представил информацию, запрошенную определением от 02.03.2018 года по делу № 04-04-02/07-18. В связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России, пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела № 04-04-02/07-18 и определением от 28.03.2018 года повторно были запрошены вышеуказанные сведения и документы у С.
В назначенное время на рассмотрение дела № 04-04-02/07-18 законный представитель АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. не явились, представителя с должным образом оформленными полномочиями не направили.
А также гр. С. в адрес Тывинского УФАС России не представлена информация, запрошенная определением от 28.03.2018 года по делу № 04-04-02/07-18, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России, повторно отложила рассмотрение дела № 04-04-02/07-18 на 26.04.2018 года в 15 часов 00 минут.
Вместе с тем, на рассмотрение дела № 04-04-02/07-18 надлежащим образом, уведомленный законный представитель АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. не явились, представителя с должным образом оформленными полномочиями не направили.
Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/07-18, приходит к следующим выводам.
В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная информация, размещенная странице 2 еженедельника «Тува ТВ Инфо» выпуск № 41(217) от 11.10.2017 года распространяется с помощью периодического печатного издания - газеты «Тува ТВ Инфо», адресована неопределенному кругу лиц - потенциальным читателям газеты «Тува ТВ Инфо» и направлена на формирование и поддержания интереса к объекту рекламирования – радио продукции «Голос Азии».
Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 частью 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Как указано выше, Тывинским УФАС России неоднократно запрашивались документы (от 02.11.2017 года за исх. № 4-1720, 02.03.2018 года № 4-220, от 28.03.2018 года) у лиц, участвующих в рассмотрении дела, имеющие объективное подтверждение.
Вместе с тем, в материалы дела лицами, участвующими в деле не представлены доказательства того, что радиоканал «Голос Азии» - это «Первое республиканское радио».
Таким образом, в рассматриваемая реклама содержит нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.
Согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 данного закона, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В силу пункта 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Таким образом, продавцом и изготовителем товара – радиоканала «Голос Азии» (рекламодатель) в рассматриваемой рекламе является АО «ТелеВидеоКомпания», наряду с которым лицом, определившим объект рекламирования (рекламодатель) и осуществившим полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (рекламопроизводитель) является гр. С.
В рамках агентского договора об оказании маркетинговых услуг от 15.09.2017 года гр. С. обязался за вознаграждение совершать действия по организации и проведению маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование реализации товаров и услуг АО «ТелеВидеоКомпания», а именно: изготовление рекламно-информационных материалов, оформление разрешительной документации, распространение рекламы в СМИ, проведение всех видов рекламных и PR-мероприятий, оказание маркетинговых (исследование рекламного рынка, сравнительный анализ, прогнозы и перспективы развития), информационных и консалтинговых услуг по вопросам, касающимся рекламной деятельности (пп. 1.1, 1.2 Договора).
Как указало АО «ТелеВидеоКомпания» рассматриваемая реклама была размещена в газете «Тува ТВ Инфо» на основании указанного выше договора, при этом стороны договорились о следующем: гр. С. обязался сообщать АО «ТелеВидеоКомпания» все сведения о ходе исполнения поручений, представлять отчеты об исполнении названного договора с приложением необходимых доказательств расходов.
Вместе с этим, вещание на радиостанции «Голос Азии» осуществляет АО «ТелеВидеоКомпания», объектом рекламирования является радиоканал «Голос Азии», следовательно, АО «ТелеВидеоКомпания» с целью привлечения внимания и продвижению на рынке данного радиоканала заказало изготовление и распространение рассматриваемой рекламы.
Таким образом, до и после выхода еженедельника «Тува ТВ Инфо», а также в ходе рассмотрения настоящего дела АО «ТелеВидеоКомпания», являясь рекламодателем, обязано знать о существующих требованиях по распространению определенного вида товара и принимать все возможные меры для их выполнения. Доказательства принятия таких мер в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, АО «ТелеВидеоКомпания» не могло не знать, что реклама, размещенная в газете «Тува ТВ Инфо» содержит слова «Первое Республиканское радио», без указания критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Кроме этого, в материалах дела имеется экземпляр газеты «Тува ТВ Инфо» выпуск № 14 (242) от 04.04.2018 года на странице 29 которого распространяется реклама радиоканала «Голос Азии» с использованием слов «Первое Республиканское радио», без указания критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В рассматриваемом случае Тывинским УФАС России установлено, что АО «ТелеВидеоКомпания» как рекламодатель знало о существующих требованиях законодательства Российской Федерации о рекламе, могло и должно было предвидеть наступление вредных последствий своего действия, но не предприняло мер по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы АО «ТелеВидеоКомпания», гр. С. в материалы дела № 04-04-02/07-18 не представлено, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «ТелеВидеоКомпания» и гр. С. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 года №711/12, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу радиоканала «Голос Азии», опубликованную на странице 2 выпуска № 41 (217) от 11.10.2017 года еженедельника «Тува ТВ Инфо» следующего содержания: «Первое Республиканское радио; Голос Азии; дух свободы на 102.5 FM; слушай 102,5 FM; АО «Телевидеокомпания», г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 35, ОГРН 1021700507267; реклама 12+», ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», поскольку в ней
2. Выдать Акционерному обществу «ТелеВидеоКомпания» и гр. С предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Председатель Комиссии "...."
Члены Комиссии "..."
"..."
Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.