Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №04-04-02/23-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу  №04-04-02/23-12

 

11 октября 2012 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела №04-04-02/23-12 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России);

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Хитаришвили А.Т. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Тулуш Ш.Т. – специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

рассмотрев дело по факту распространения рекламной информации в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя ООО «Плакат» по доверенности от 11.09.2012г. №08 (…) (почтовое уведомление от 14.09.2012г.),

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО «Альф»  (почтовое уведомление от 18.09.2012г.),

 

УСТАНОВИЛА:

27 июня 2012 года в Тывинское УФАС России поступило письменное обращение жительницы г.Кызыла, в котором указано на то, что в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23 (535) на странице 1 распространяется реклама с признаками нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе. Заявительницей также представлено печатное издание «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23 (535).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Сроки и последовательность действий при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе урегулированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453 (далее - Административный регламент).

Согласно пунктам 3.6 и 3.7 Административного регламента основанием для начала действий по рассмотрению заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе является поступление в Антимонопольный орган заявления, обращения, представления о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, Тывинским УФАС России в целях рассмотрения заявления жительницы г.Кызыла и пресечения распространения ненадлежащей рекламы, проведена проверка информации, распространяемой в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535) на 1 странице следующего содержания: «ООО «АльФ»  Кредит! Скидки!  Наливные декоративные полы! Полы с 3D эффектом!  Кредит!   Рассрочка!  Скидки!  ч/з ОАО «Восточный экспресс банк»   реклама   гарантия качества 40 лет   т.8-902-911-66-25, (3902)25-24-49».

Законный представитель ООО «Альф» до рассмотрения дела представил письменное пояснение, в котором указывает, что рекламу в печатное издание не давал, в связи с чем договора и платежные документы предоставить не имеет возможности. Кроме того, представитель ООО «Альф» указал на то, что рассматриваемое дело является актом недобросовестной конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, представитель ООО «Плакат» по доверенности (…) пояснил, что сроки предоставления скидок не указаны, так как скидки распространяются неограниченное время и всем покупателям.

Комиссия по рассмотрению дела по признакам нарушения Закона о рекламе рассмотрев письменные пояснения законного представителя ООО «Альф» и выслушав доводы представителя ООО «Плакат» (…) приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исходя из анализа данной статьи, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

Данная реклама содержит привлекательную для потребителя информацию - "Кредит! Рассрочка! Скидки!". При этом потребитель рекламного продукта лишен возможности при восприятии указанной рекламы узнать, что скидки распространяются ограниченное время и (или) при выполнении условий приобретения товаров, что его, как потребителя, вводит в заблуждение, поскольку указанная информация является существенной.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации определен порядок заключения договора купли-продажи и основных используемых при его подписании понятий (глава 30 ГК РФ). Однако понятие скидки кодекс не содержит. Также нет четкого их определения и в Налоговом кодексе. Исходя из сложившейся в гражданском обороте практики, можно вывести следующие определение понятию «Скидка» - это уменьшение продавцом цены товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами.

Предоставление скидок потребителям является одним из способов продвижения товаров, работ, услуг на рынке. Возможность получения скидок стимулирует потребителей товара к покупке именно у этого продавца товара.
Условно предоставляемые покупателям скидки можно разделить на скидки, предоставляемые в зависимости от условий покупки товара (при покупке определенного объема товара; в зависимости от размера оплаты; при покупке новых видов товаров и т.д.), скидки в зависимости от категории потребителей (предоставляемые юридическим, физическим лицам или определенным слоям населения) и скидки в зависимости от времени их предоставления.

В целях недопущения нарушения прав потребителей при предоставлении хозяйствующими субъектами потребителям скидок необходимо указать сведения об условиях получения потребителем скидки на товар (услугу), в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время (неограниченное время) и (или) при выполнении условий для получения скидок.

Данная реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести полы со скидкой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие каких-либо сведений об условиях приобретения товаров (услуг) реализуемых ООО «Альф», в том числе, о том, что скидки на товары (услуги) распространяются ограниченное время и (или) при выполнении условий для получения скидок, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемые товары (услуги).

На основании  вышеизложенного доводы представителя ООО «Плакат» (…) не могут быть приняты, так как условия предоставления скидок потребителям в рассматриваемой рекламе не указаны.

Таким образом, содержание рекламы относительно предоставления скидок в указанном виде в печатном издании, нельзя признать соответствующим Закону о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель» и «рекламораспространитель». В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссия приходит к выводу, что  в соответствии с требованиями пунктов 5, 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем спорной рекламы является ООО «Альф», рекламораспространителем - ООО «Плакат» по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 12.07.2010г. ПИ №ТУ17-00025 учредителем печатного издания «Тувинский курьер» является ООО «Плакат».

Согласно рекламному бланку от 25.05.2012г. №2341, приходному кассовому ордеру от 25.05.2012г. №632, представленных ООО «Плакат» следует, что при размещении рекламы в печатном издании «Тувинский курьер» рекламодатель должен отразить основные данные рекламодателя (наименование организации, юр.адрес, руководитель, контактное лиц, тел., ИНН/КПП), а также основной текст рекламы в пункте «содержание рекламы». Кроме того в бланке отмечено, что реклама будет содержать данные только из раздела «содержание рекламы», в связи с чем рекламодатель должен в полном объеме отразить данные, необходимые для макета рекламы.

Рекламный бланк от 25.05.2012г. №2341 содержит данные о наименовании организации рекламодателя - ООО «Альф», номер мобильного телефона: (…) и контактное лицо – (…). В пункте «содержание рекламы» представлен готовый макет рекламы.

Ниже представлен расчет общей стоимости рекламы, из которого следует, что ООО «Альф» размещена реклама в печатных изданиях: «Черногорский курьер», «Минусинский курьер», «Тувинский курьер» в номерах №23, с общей стоимостью 4 477 рублей, в том числе 1 466 руб. за размещение в печатном издании «Тувинский курьер».

Согласно приходному кассовому ордеру от 25.05.2012г. №632 ООО «Альф» перечислено за рекламу 11 602,80 руб.

На основании изложенного доводы законного представителя ООО «Альф», что ООО «Альф» не размещало рекламу в печатных изданиях, несостоятельны, так как в материалы дела представлены доказательства того, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Альф», в том числе контактный номер телефона указанный в бланке заказа соответствует телефону указанному при государственной регистрации юридического лица в налоговом органе, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.

Таким образом, оценив имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие в рассматриваемой рекламе информации об условиях получения потребителями скидок нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь статьёй 16, статьёй 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:
 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «ООО «АльФ»  Кредит! Скидки!  Наливные декоративные полы! Полы с 3D эффектом!  Кредит!   Рассрочка!  Скидки!  ч/з ОАО «Восточный экспресс банк»   реклама   гарантия качества 40 лет т.8-902-911-66-25, (3902)25-24-49», распространявшуюся в печатном издании «Тувинский курьер» от 30.05.2012г. №23(535), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38- ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что данная реклама не размещалась в последующих печатных изданиях «Тувинский курьер» предписание рекламораспространителю не выдавать.  

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

Председатель Комиссии                                                              Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                                                                        В.А. Сорвачева   

                                                                                                 А.Т. Хитаришвили

                                                                                                 Ш.Т. Тулуш                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны