Решение №04-04-02/36-16 Решение по делу № 04-04-02/36-16 от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/36-16

 

27 декабря 2016 года                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/36-16 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А.  – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Дамба-Хуурак Ч.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «…» (далее – ООО «…», Общество) «…», действующего на основании доверенности от «…» года.

рассмотрев дело № 04-04-02/36-16, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «…» (ИНН «…», ОГРН «…», юридический адрес: «…», дата регистрации «…») по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного Тывинским УФАС России 15.11.2016 года, мониторинга наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, распространяемой на территории города Кызыла, выявлена реклама, размещенная на рекламном баннере, установленном на фасаде магазина «Пятак», расположенном на перекрестке улиц Абаканская и Правобережная г. Кызыла следующего содержания:

 «ЛОМБАРД ДИАМАНТ; ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ; ЗОЛОТО; БЫТОВАЯ ТЕХНИКА; БЕНЗО-ЭЛЕКТРО ИНСТРУМЕНТ; Т. 8-923-338-91-88; НИЗКИЙ %; ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА».

По результатам проведенного мониторинга составлен акт осмотра наружной рекламы от 15.11.2016 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 30.11.2016 года № 428 возбуждено дело № 04-04-02/36-16 в отношении ООО «…» по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.

В целях выяснения всех обстоятельств письмом Тывинского УФАС России от 16.11.2016 года № 4-1845 от ООО «…» были запрошены следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения: условия предоставления займа, в том числе: сроки, проценты, сумма займа; условия досрочного погашения займа;  требования к заемщику; требования к технике, оставляемой в залог при получении займа; учредительные документы ООО «…»; сведения о рекламопроизводителе с приложением договора на изготовление рекламы и документов, подтверждающих оплату оказанных услуг; сведения кем разработаны макеты рекламы и содержание текстов рекламы; макеты рекламы.

Согласно информации ООО «…» к приему имущества в залог и на хранение, а также к выдаче кредита (займа) установлены определенные условия, в подтверждения приложены Правила пользования услугами ломбарда, утвержденные директором ООО «…»«…» от 01 июля 2016 года (далее – Правила пользования), Информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) (далее – Информация об условиях) и Правила приема техники в ломбард, утвержденные директором Общества «…» от 01 июля 2016 года (далее – Правила приема техники). Кроме того, рекламный баннер изготовлен ИП «…», однако, текст на макет рассматриваемой рекламы был разработан Обществом.  

06.12.2016 года (вх. № 5009) в адрес Тывинского УФАС России поступили дополнительно письменные пояснения ООО «…», из которых следует, что выявленные нарушения на рекламном баннере устранены, в подтверждение приложено фото.

В ходе рассмотрения дела № 04-04-02/36-15 представитель «…» поддержав доводы, указанные в письменных пояснениях, добавил, впредь не допускать совершения подобных нарушений Обществом.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/36-16 и выслушав устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

  1. распространена с помощью рекламного баннера;

  2. адресована неопределенному кругу лиц;

  3. для привлечения внимания использовано фотоизображение семьи;

  4. вызывает у потребителей ассоциацию с определенной финансовой услугой (займ);

  5. объектом рекламирования является предоставление финансовой услуги в виде займа.

Текст вышеуказанной рекламы направлен на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, и повышение мотивации потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенной финансовой услугой – выдачей займов под залог золота, бытовой техники, бензо-электро инструментов, обратившимся лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, займ является финансовой услугой.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме этого, в силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходом, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

По мнению ФАС России, отраженном в письме от 31 июля 2014 г. № АД/30890/14 к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых; а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Согласно информации, представленной Обществом с ограниченной ответственностью «…» (вх. № 4821 от 28.11.2016) к приему имущества в залог и на хранение, а также к выдаче кредита (займа) установлены определенные условия, а именно:

  1. Требование к заемщику:

  2. Согласно Правила пользования, все операции ломбарда осуществляются с гражданами не моложе 18 лет по предъявлению: паспорта гражданина РФ; загранпаспорта; удостоверения личности иностранного гражданина или лица без гражданства

  3. Согласно Информации об условиях займы предоставляются исключительно физическим лицам, отвечающим следующим требованиям:

    - клиент, не являющимся лицом, указанным в ст. 7.3. Закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ;

    - наличие гражданства РФ;

    - при отсутствии гражданства РФ наличие постоянной регистрации или места работы по трудовому договору в субъекте РФ, в котором заемщик обращается в Ломбард для получения займа

    - возраст 18 лет:

    - наличие у клиента (заемщика) полной дееспособности (т.е. отсутствия решения суда о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным).

  4. Размер выдаваемого кредита, порядок и сроки его выдачи и возврата, его оплата определяются Ломбардом по соглашению сторон с клиентом и указываются в залоговом билете. Минимальный и максимальный размер суммы выдаваемого займа не ограничен, в зависимости от потребностей заемщика, оценки его вещей;

  5. Срок возврата – 30 дней с даты предоставления займа;

  6. Процентные ставки в процентах годовых по договору потребительского займа, диапазона значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований законодательства – от 120,45% - 167,632%.

  7. Займы предоставляются под залог:

    - ювелирных изделий из золота и серебра;

    - столовых принадлежностей из серебра;

    - цифровой техники;

    - другого ликвидного имущества.

  8. Требование к имуществу. Согласно Правил пользования услугами ломбарда имущество принимаются в залог только в технически исправном состоянии, в чистом виде и при наличии достаточной комплектации;

Причем, установлены определенные Правила приема техники в ломбард,  согласно которым:

- техника в ломбард принимается только в исправном состоянии и товарном виде;

- при наличии мелких повреждений (царапин и т.д.) сумма оценки уменьшается;

- при наличии крупных повреждений (сколы, трещины и т.д.) техника в залог не принимается, кроме того не принимается и техника, находившаяся в использовании более 1,5 лет.

В залог принимается следующая техника:

Электроника:

- ноутбуки, компьютеры, мониторы;

- профессиональные фотоаппараты, зеркальные фотокамеры;

- планшеты;

- сотовые телефоны

Бытовая техника:

- телевизоры;

- стиральные машины;

- микроволновые печи.

Оргтехника:

- принтеры;

- факсы;

-ксероксы.

  1. Сумма оценки зависит от состояния техники и не может превышать 30% от оценочной стоимости.

  2. Также пунктом 4.4 Правил пользования услугами ломбарда установлено условие о досрочном возвращении кредита, согласно которому, в случае если клиент досрочно возвращает кредит, в том числе и при пролонгации договора залога, ломбард производит перерасчет и возвращает клиенту разницу между стоимостями оплаченной и оказанной услугами.

    Вместе с тем, в рекламе ООО «…» содержится указание только на условия, привлекательные для потребителя:  «низкий процент; высокая оценка». Иные условия, влияющие на сумму доходов, указанные в Правилах пользования, Правилах приема, Информации об условиях предоставления в рекламе отсутствуют.

    Между тем, информация о размере выдаваемого кредита (займа), порядок и сроки его выдачи и возврата, его оплата, процентная ставка, сумма оценки, досрочное возвращение кредита (займа), требование к имуществу также являются условиями, которые влияют на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугой лица и сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся кредитом (займом) лица, является существенной для потребителя и ее отсутствие вводит потребителей услуг в заблуждение относительно условий займа, которые указаны на рекламном баннере.

Рассматриваемая реклама ООО «…», направленная на формирование у потребителей желания получить высокую оценку предоставленного в залог имущества под низкий процент, в размещенной и доведенной до потребителей форме не позволяет получить полную информацию об условиях данных услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, имеет искаженный смысл и вводит потребителей в заблуждение.

Помимо этого, в рекламе «…» отсутствует информация о лицах, которые могут воспользоваться данным займом, соответственно, рекламным предложением не сможет воспользоваться каждый из неопределенного круга лиц, которым адресована реклама.

Таким образом, материалами дела № 04-04-02/36-16 установлено, что вышеназванная реклама нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует информация об условиях предоставления займа, сроке, процентах, сумме займа и требованиях, предъявляемых к заемщику и технике, передаваемой под залог.

Согласно информации, указанной на уголке потребителя, расположенном в «…» на перекрестке улиц Абаканская и Правобережная г. Кызыла в качестве финансовой организации, выступающей займодавцем является Общество с ограниченной ответственностью «…».

Согласно выписке из Единого государственного реестра, юридических лиц основным видом экономической деятельности Общество с ограниченной ответственностью «…» является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель» и «рекламопроизводитель». В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно статье 38 Закона о рекламе за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламопроизводитель.

На основании материалов дела № 04-04-02/36-16, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «…».

В силу части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

С учетом того, что содержание и наполнение спорной рекламы определил рекламодатель, ответственность за распространение ненадлежащей рекламы возложена на ООО «…».

Материалами дела № 04-04-02/36-16 подтверждается устранение нарушения спорной рекламы, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную на рекламном баннере, установленном на фасаде магазина «Пятак», расположенном на перекрестке улиц Абаканская и Правобережная г. Кызыла следующего содержания:   «ЛОМБАРД ДИАМАНТ; ЗАЙМЫ ПОД ЗАЛОГ; ЗОЛОТО; БЫТОВАЯ ТЕХНИКА; БЕНЗО-ЭЛЕКТРО ИНСТРУМЕНТ; Т. 8-923-338-91-88; НИЗКИЙ %; ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с добровольным устранением нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» предписание «…» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

                

 

Председатель Комиссии

                       Ф.А. Хаджиев

 

 

 

Члены Комиссии

А.В. Кыргыс

 

 

                       Ч.О. Дамба-Хуурак

 

 

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны