Решение б/н решение от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Рабочая, д. 4

 

ООО «Адарон»

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Вавилинская, д. 1 А

 

Служба по тарифам Республики Тыва

667000, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Чульдум, д. 18

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/01-10-16

 

31 мая  2016 года                                                                                             г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 18  мая  2016  года

В полном объёме решение изготовлено 31  мая  2016  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

-представителя Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее - ОАО «Тываэнерго») Антонова А.Л., действующего на основании доверенности от 09.12.2015 года № 00/221/62,

-представителей Общества с ограниченной ответственностью «Адарон» (далее - ООО «Адарон») Горбунова А.А., действующего на основании доверенности от 01.02.2016 года б/н,

-директора ООО «Адарон» Юй А.М.,

-Исполняющего обязанности руководителя Службы по тарифам Республики Тыва Бочаровой Е.Н.,

-представителя Службы по тарифам Республики Тыва Сат В.В., действующей на основании доверенности от 16.05.2016 года № 2,

рассмотрев дело № 04-06-08/01-10-16, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4)   по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), выразившегося в нарушении порядка заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России 30.12.2015 года (вх. № 6121) поступило заявление ООО «Адарон» на неправомерные действия ОАО «Тываэнерго» по факту нарушения порядка заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года.

Из содержания заявления следует, что 13.10.2010 года между ООО «Адарон» и ОАО «Тываэнерго» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям строящегося многоквартирного пятиэтажного дома, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10.

Дополнительными соглашениями от 15.11.2011 года, 15.02.2013 года и 07.08.2013 года в условия указанного договора были внесены существенные изменения, затрагивающие: срок оплаты по договору, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок действия технических условий.

Письмом от 18.01.2016 года (исх. № 4-64) заявление ООО «Адарон» в порядке части 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции было оставлено без рассмотрения, поскольку к заявлению не были приложены документы, установленные частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

26.01.2016 года (вх. № 259) ООО «Адарон» представило в адрес Тывинского УФАС России необходимые сведения и документы.

Согласно договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года № 616-1/345 ОАО «Тываэнерго» обязалось произвести технологическое присоединение к электрическим сетям  энергопринимающие устройства многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, с предполагаемым объемом присоединяемой мощности - 345 кВт, а заявитель - оплатить стоимость услуг по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 указанного договора на момент заключения договора размер платы за технологическое присоединение мощностью 345 кВт по 2 категории надежности составляет 3 836 021,88 рублей, в том числе НДС 18% - 585155,88 рублей. Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в размере 100% в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что договор вступает в законную силу с момента подписания и действует до момента исполнения сторонами обязательств в полном объеме.

Дополнительным соглашением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.11.2011 года № 1, заключенным между ОАО «Тываэнерго» и ООО «Адарон»,  пункт 3.3 договора об осуществлении технологического присоединения от 13.10.2010 года № 616-1/345 изменен и изложен в следующей редакции:

Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в следующем порядке и сроки:

3.3.1 1 500 000 рублей, в том числе НДС 18% - 228 813,55 рублей - в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора,

3.3.2 500 000 рублей, в том числе НДС 18% - 76 271,19 рублей - в срок до 15.11.2011 года,

3.3.3 1 836 021,88 рублей, в том числе НДС 18% - 280 071,14 рублей - в срок до 30.11.2011 года.

Дополнительным соглашением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2013 года б/н, заключенным между ОАО «Тываэнерго» и ООО «Адарон»,  раздел I договора дополнен пунктом 1.2.1.8, согласно которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не позднее 30.12.2013 года.

Дополнительным соглашением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07.08.2013 года б/н, заключенным между ОАО «Тываэнерго» и ООО «Адарон»,  срок действия выданных ранее технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям продлен до 13.10.2015 года.

Техническими условиями от 13.10.2010 года № 616-1/345 и от 10.05.2011 года № 616-1/345-2 предусмотрено, что ООО «Адарон» со своей стороны осуществляет следующие мероприятия: рядом с проектируемым объектом «многоквартирный пятиэтажный жилой дом с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой» (на допустимом по санитарным нормам и правилам расстоянии) запроектировать и построить двухтрансформаторную ТП 10/0,4 кВ проходного типа с силовыми трансформаторами мощностью 630 кВА. От ТП 10/0,4 кВ № 211 и ТП 10/0,4 кВ № 244 до вновь построенной ТП 10/0,4 кВ запроектировать и построить КЛ 10 кВ. От вновь установленной ТП 10/0,4 кВ до вновь построенного здания многоквартирного жилого дома проложить 2 КЛ 0,4 кВ. Д.ля защиты проектируемых КЛ 0,4 кВ в линейных панелях распределительных щитов 0,4 кВ1-й и 2-й секций шин 0,4 кВ вновь построенной П 10/0,4 кВ установить трехполюсные автоматические выключатели с номинальным током расцепителя 630 А.

Также ООО «Адарон» сопроводительным письмом от 26.01.2016 года (вх. № 259) в адрес Тывинского УФАС России представлены договор подряда от 04.06.2013 года № 38, заключенный с ООО КызМУ ОАО «СВЭМ» для выполнения описанных выше мероприятий по технологическому присоединению, а также платежные поручения от 28.09.2011 года № 21 на сумму 500 000 рублей, от 17.11.2011 года № 22 на сумму 500 000 рублей и от 29.11.2011 года № 1 836 021,88 рублей, подтверждающие факт оплаты ОАО «Тываэнерго» платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 24.02.2016 года № 65 было возбуждено дело № 04-06-08/01-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.04.2016 года к участию в рассмотрении дела № 04-06-08/01-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями, необходимыми для рассмотрения дела, привлечена Служба по тарифам Республики Тыва.

18.04.2016 года (вх. № 1504) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Тываэнерго», из которых следует, что на основании заявления ООО «Адарон» срок действия договора об осуществлении технологического присоединения дополнительным соглашением от 15.02.2013 года продлен до 30.12.2013 года.

На основании изложенного ОАО «Тываэнерго» полагает, что со стороны сетевой организации не имеет место несоблюдение сроков исполнения обязательств по договору, так как мероприятия фактически были выполнены ООО «Адарон» в августе 2013 года, в декабре 2013 года было осуществлено фактическое присоединение к электрическим сетям, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.12.2013 года № 1349.

Также ОАО «Тываэнерго» считает, что договор об осуществлении технологического присоединения является двухсторонней сделкой, которая устанавливает взаимные права и обязанности двух сторон.  Хоть договор об технологического присоединения является публичным, абзацем 15 пункта 15 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее - Правила технологического присоединения), предусмотрено, что в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам, заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой  организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

На основании вышеизложенного ОАО «Тываэнерго» полагает, что в рассматриваемом случае не было навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/01-10-16 представитель ООО «Адарон» полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении, и пояснил, что его права нарушены следующими действиями ОАО «Тываэнерго»: 1. нарушен порядок платы за технологическое присоединение, 2. неверно определен размер платы за технологическое присоединение, 3. в технических условиях необоснованно предусмотрено строительство двух трансформаторов с завышенной мощностью 630 кВА, 4. нарушен срок технологического присоединения.

Представитель ОАО «Тываэнерго», не согласился с доводами заявителя, полностью поддержал указанные выше письменные пояснения.

Также представитель ОАО «Тываэнерго» заявил письменное ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/01-10-16, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

ОАО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Законом об электроэнергетике, Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

На момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года № 616-1/345 действовали Правила технологического присоединения в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 года № 759 (далее - Правила технологического присоединения).

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

- 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

В договоре от 13.10.2010 года № 616-1/345 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 345 кВт, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 10 кВ.

Таким образом, для данной категории заявителей установлен максимальный срок осуществления технологического присоединения – 1 год.

Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям является обязательным для сетевой организации.

Пунктом  7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил технологического присоединения  предусмотрены следующие существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;

ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.4 Правил технологического присоединения для заявителей, суммарная присоединяемая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, внесение платы за технологическое присоединение (за исключением случаев, урегулированных пунктом 16.2 настоящих Правил) осуществляется в следующем порядке:

а) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня заключения договора;

б) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 60 дней со дня заключения договора;

в) 20 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 180 дней со дня заключения договора;

г) 30 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), а также акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;

д) 10 процентов платы за технологическое присоединение вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения.

Как видно из договора об осуществлении технологического присоединения от 13.10.2010 года № 616-1/345 размер платы за технологическое присоединение мощностью 345 кВт по 2 категории надежности составляет 3 836 021,88 рублей, в том числе НДС 18% - 585155,88 рублей. Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в размере 100% в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора (Пункты 3.2 и 3.3 договора).

Дополнительным соглашением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.11.2011 года № 1, заключенным между ОАО «Тываэнерго» и ООО «Адарон»,  пункт 3.3 договора об осуществлении технологического присоединения от 13.10.2010 года № 616-1/345 изменен и изложен в следующей редакции:

Заказчик вносит плату за технологическое присоединение в следующем порядке и сроки:

3.3.1 1 500 000 рублей, в том числе НДС 18% - 228 813,55 рублей - в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора,

3.3.2 500 000 рублей, в том числе НДС 18% - 76 271,19 рублей - в срок до 15.11.2011 года,

3.3.3 1 836 021,88 рублей, в том числе НДС 18% - 280 071,14 рублей - в срок до 30.11.2011 года.

Таким образом, порядок платы за технологическое присоединение, определенный договором от 13.10.2010 года № 616-1/345 и в последующем измененный дополнительным соглашением от 15.11.2011 года № 1, противоречит пункту 16.4 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил технологического присоединения в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

В пункте 28 Правил технологического присоединения приведены критерии наличия технической возможности технологического присоединения:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Включение объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 28  настоящих Правил (Пункт 29 Правил технологического присоединения).

Согласно пункту 30.1 Правил технологического присоединения если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:

а) проект договора;

б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);

в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);

г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;

д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления (Пункт 30.2 Правил технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 30.3 Правил технологического присоединения уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.

Пунктом 31 Правил технологического присоединения установлено, что в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в «2» - «в» пункта 28 настоящих Правил, заявитель вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией. Федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения в срок не позднее 30 дней со дня поступления соответствующего обращения.

В материалы дела № 04-06-08/01-10-16 представлено письмо Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Енисейское управление Ростехнадзора) от 18.05.2016 года (исх. № 7.20-14695/68), из которого следует, что у ОАО «Тываэнерго» техническая возможность технологического присоединения к электрическим сетям  энергопринимающих устройств многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, с предполагаемым объемом присоединяемой мощности - 345 кВт, не имеется.

Согласно информации Службы по тарифам Республики Тыва (вх. № 1824 от 11.05.2016 года) следует, что мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям  энергопринимающих устройств многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, в том числе мероприятия по проектированию и строительству двух силовых трансформаторов мощностью не менее 630 кВА, в инвестиционной программе ОАО «Тываэнерго» на 2010-2011 года не предусмотрены.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/01-10-16 представители Службы по тарифам Республики Тыва полностью поддержали приведенные выше письменные пояснения, согласились с мнением Енисейского управления Ростехнадзора об отсутствии технической возможности у ОАО «Тываэнерго» и дополнили, что в рассматриваемом случае плата за технологическое присоединение к электрическим сетям должна быть рассчитана по индивидуальному проекту в соответствии с пунктами 30.1-30.4 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия ОАО «Тываэнерго» по взиманию с ООО «Адарон» платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в размере 3 836 021,88 рублей, в том числе НДС 18% - 585 155,88 рублей, на основании постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 09.07.2008 года № 3 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям ОАО «Тываэнерго» на 2008-2011 года» является неправомерным и противоречит пункту 30 Правил технологического присоединения.

Согласно информации Енисейского управления Ростехнадзора (вх. № 1888 от 16.05.2016 года) следует, что в заявке ООО «Адарон» от 30.09.2010 года № 616 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, уровень напряжения указан - 10 кВ, то есть необходимо понижение напряжения посредством понижающего трансформатора 10/0,4 кВ, а стало быть - строительство трансформатора. В этой же заявке категория надежности предусмотрена как первая на 55 кВт и вторая на 290 кВт, то есть электроснабжение многоквартирного пятиэтажного дома должно осуществляться от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, в связи с чем техническими условиями от 10.05.2011 года № 616-1/345-2 задано строительство двухтрансформаторной подстанции мощностью 630 кВА от разных источников питания (ТП № 211 и ТП № 244).

 В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения (Пункт 19 Правил технологического присоединения).

Оформление акта о технологическом присоединении к электрическим сетям наряду с оформлением документов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом для заявителя в осуществлении подключения электроэнергии на свой объект.  После выполнения всех процедур по обеспечению подключения к электросетям (начиная с момента подачи заявки и заканчивая выполнением всех электромонтажных работ на участке заявители и сетевой компанией), финальной стадией процедуры является фактические действия сетевой компанией по подаче напряжения  и составления акта о подключении к электросетям после того, как все работы уже выполнены.

Согласно договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года № 616-1/345 ОАО «Тываэнерго» обязалось произвести технологическое присоединение к электрическим сетям  энергопринимающие устройства многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, с предполагаемым объемом присоединяемой мощности - 345 кВт, а заявитель - оплатить стоимость услуг по технологическому присоединению.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что договор вступает в законную силу с момента подписания и действует до момента исполнения сторонами обязательств в полном объеме.

Дополнительным соглашением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 15.02.2013 года б/н, заключенным между ОАО «Тываэнерго» и ООО «Адарон»,  раздел I договора дополнен пунктом 1.2.1.8, согласно которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, не позднее 30.12.2013 года.

В рассматриваемом случае мероприятия по технологическому присоединению в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения должны быть завершены в течение 1 года с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.10.2010 года № 616-1/345, то есть до 13.10.2011 года.

Согласно акта № 1349  технологическое присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств многоквартирного пятиэтажного дома с магазином непродовольственных товаров и автостоянкой, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Островского, д. 10, произведено 19.12.2013 года.

Вместе с тем, в материалы дела № 04-06-08/01-10-16 представлены заявление ООО «Адарон» от 09.04.2013 года (исх. № 40) в адрес ОАО «Тываэнерго» о продлении срока действия технических условий, в связи с не завершением строительства многоквартирного пятиэтажного дома, договор подряда от 04.06.2013 года б/н, заключенный между ООО «Адарон» и ООО КызМУ ОАО «СВЭМ», для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, указанных в технических условиях от  10.05.2011 года № 616-1/345-2, что свидетельствует о том, что факт наступления завершающего этапа технологического присоединения к электрическим сетям объекта ООО «Адарон» полностью зависит от выполнения заявителем со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок.

Следовательно, в рассматриваемом случае нарушение срока технологического присоединение, установленного подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, со стороны ОАО «Тываэнерго» не усматривается.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/01-10-16 приходит к выводу о нарушении ОАО «Тываэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка оплаты и определения размера платы за технологическое присоединение, установленных пунктами 16.4 и 30 Правил технологического присоединения, чем ущемлены интересы ООО «Адарон».

Статьей 41.1 Закона о защите конкуренции  предусмотрены сроки  давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которой дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключен между ООО «Адарон» и ОАО «Тываэнерго» 13.10.2010 года, соответственно, 13.10.2013 года истекли сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В силу пункта 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, пунктом 5 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/01-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 04-06-08/01-10-16 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании пункта 5 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с истечением срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

 

Члены Комиссии                                                                                   А.В. Кыргыс

 

 

                                                                                                                Е.А. Орус-оол

  

 

 В  соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны