Решение б/н решение от 21 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Рабочая, д. 4

 

****

667901, Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Заводская, ** кв.**

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/17-10-15

 

10 июля  2015 года                                                                                                                                                                                                                                  г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015  года

В полном объёме решение изготовлено 10 июля 2015  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В.  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Алдын-оол Е.С. специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы  Тывинского УФАС России,

в присутствии представителей Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее - ОАО «Тываэнерго») ***** действующего на основании доверенности от 12.01.2015 года № 132/6, в отсутствии  заявителя,

рассмотрев дело № 04-06-08/17-10-15, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4)  по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части нарушения порядка составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии гр. ******.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России 12.12.2014 года (вх. № 6914)  поступило заявление гр. **** на действия ОАО «Тываэнерго» по факту неправомерного составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999.

Из содержания заявления следует, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул.  Заводская, д.**, кв.** принадлежит гр. ****., на праве собственности, В жилом доме  индивидуальный прибор учета электроэнергии отсутствует, в связи с чем гр. **** оплату за потребленную электроэнергию производит в соответствии с нормативом в размере 361, 80 рублей ежемесячно.

04.12.2014 года сотрудники ОАО «Тываэнерго» в присутствии гр. ****. составили акт о безучетном потреблении электроэнергии.

К заявлению приложены следующие документы: квитанция об оплате потребленной электроэнергии в размере 10 830, 64 рублей за январь 2012 года, кассовый чек по лицевому счету № ***** на сумму 500 рублей за март 2014 года, акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999.    

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 14.04.2015  года № 114 возбуждено дело  № 04-06-08/17-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно информации Открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - ОАО «Тываэнергосбыт») (вх. № 1119 от 13.03.2015 года) гр. **** проживающая по адресу: Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул. Заводская, д. ** кв.**, является потребителем ОАО «Тываэнергосбыт». По данному адресу имеется финансово-лицевой счет №****, который состоит на расчетах ОАО «Тываэнергосбыт» с 01.01.2011 года. Начисления за потребленную электроэнергию производятся по нормативу для жилых  домов на твердом топливе, на 1 комнату с 1-им проживающим, в размере 110 кВт/ч ежемесячно в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва, утвержденными постановлением Правительства Республики Тыва от 14.09.2012 года № 491 (далее - Постановление № 491).

Акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 составлен сотрудниками ОАО «Тываэнерго» и подписан собственником ****.,  предъявившей паспорт серии**** № *****.

При осмотре жилого помещения установлено, что имеются следующие энергопринимающие устройства: электролампочки - 4 штуки, электроплита - 1 штука, холодильник-1шт, телевизор-1 шт, с установленными мощностями.

Таким образом, актом о безучетном потреблении от 04.12.2014 года № 3999 установлено, что объем неучтенной электроэнергии составляет 24624 кВт на сумму 66 484, 80 рублей.

Кроме того, ОАО «Тываэнергосбыт» полагает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354), ранее произведенная потребителем оплата за потребленную электроэнергию не учитывается при предъявлении к оплате задолженности по акту о безучетном потреблении электроэнергии.

Из письменных пояснений ОАО «Тываэнерго» (вх. № 1210 от 19.03.2015 года) следует, что в соответствии с требованиями части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 01 июля 2012 года собственники жилых домов и  помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно пункта 2 Основных положений о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения № 442) безучетное потребление -  потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Исходя из вышеизложенного, отсутствие прибора учета потребленной электроэнергии является нарушением установленного порядка учета объемов используемых энергоресурсов, которое влечет искажение данных о потребленном ресурсе и расценивается как безучетное потребление электроэнергии.

В силу пункта 195 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

Таким образом, указание в акте о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 даты предыдущей проверки 08.06.2014 года осуществлено в полном соответствии с требованиями пункта 195 Основных положений № 442.

В соответствии с пунктом 82 Правил № 354 ОАО «Тываэнерго» обязано проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия. Данные проверки проводятся не реже 1 раза в год (пункт 83 Правил № 354).

С учетом вышеизложенного ОАО «Тываэнерго» полагает, что факт безучетного потребления электроэнергии гр. ****. имеет место быть и расчет объемов безучетного потребления электроэнергии произведен в полном  соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/17-10-15 представитель ОАО «Тываэнерго» представил Комиссии Тывинского УФАС России служебную записку начальника ГТЭЭ ЦРЭС ****., согласно которой акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 отозван и в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» направлена служебная записка о сторнировании киловатт по данному акту в лицевом счете потребителя.

К служебной записке приложены следующие документы: корректировка лицевого счета № **** за июнь 2015 года, акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 17.06.2015 года между ОАО «Тываэнергосбыт» и гр. ****., акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999.

В ходе рассмотрения  дела № 04-06-08/17-10-15 Комиссией Тывинского УФАС России изучены следующие документы:

-квитанции об оплате за потребленную электроэнергию,

-акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года №3999,

-служебная записка начальника ГТЭЭ ЦРЭС Фроловой А.А.,

-корректировка лицевого счета № **** за июнь 2015 года,

-акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 17.06.2015 года между ОАО «Тываэнергосбыт» и гр. ****

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/17-10-15, изучив представленные документы, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

   Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Приказом Красноярского  УФАС России от 18.10.2001г года № 462 ОАО «Тываэнерго» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% на рынке снабжения электрической энергией на территории Республики Тыва.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» является передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4 кВт, дополнительным видом экономической деятельности -  распределение электрической энергии.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

В силу пункта 69 Основных положений № 442 потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Согласно части 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность оплаты потребителями оказанных коммунальных услуг как по показаниям приборов учета, так и по нормативу потребления, утвержденному нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, пунктом 150 Основных положений № 442 предусмотрено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета. 

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

В соответствии с пунктом 2 Основных положений № 442 под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В силу абзаца 4 пункта 195 Основных положений № 442 стоимость электрической энергии в определенном объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления.                                                                                                      

Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

На основании вышеизложенных правовых норм  следует, что само по себе отсутствие прибора учета электроэнергии не является  безучетным потреблением электроэнергии в понятии, определенном пунктом 2 Основных положений № 442, в связи с чем, довод ОАО «Тываэнерго» о правомерности составления акта о безучетном потреблении электроэнергии противоречит действующему законодательству.

Исходя из вышеизложенного, составление ОАО «Тываэнерго» акта о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999, в связи с отсутствием у потребителя прибора учета электроэнергии в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, является неправомерным и содержит в себе нарушение  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представленные заявителем  в адрес Тывинского УФАС России квитанции подтверждают, что оплата потребленной электроэнергии производилась в соответствии с нормативами потребления, ввиду отсутствия в жилом доме  индивидуального прибора учета электроэнергии, что не противоречит требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.

Частью 11 пункта 152, частью 4 пункта 162, частью 4 пункта 161, пунктом 184 Основных положений № 442 предусмотрено, что в отношении бытовых потребителей необходимо руководствоваться положениями Правил № 354.

Согласно пп. а пункта 82 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

В силу пункта 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

В соответствии с пунктом 85 Правил № 354 проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта.

г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;

д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю.

На основании пункта 192 Основных положений № 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

В силу пункта 193 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

о   приборах учета на момент составления акта;

о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что Основные положения № 442 устанавливают правила организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и последствия безучетного потребления электроэнергии. Для отношений по безучетному потреблению электроэнергии с участием граждан-потребителей, которые потребляют электроэнергию для бытовых нужд, и в отношении действующих в интересах граждан-потребителей исполнителей коммунальных услуг применяется специальное правовое регулирование, то есть порядок расчета потребленного ресурса при его несанкционированном потреблении бытовыми потребителями устанавливается пунктом 62 Правил № 354.

В силу пункта 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированного подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

Материалами дела № 04-06-08/17-10-15 установлено, что 04.12.2014 года сотрудниками ОАО «Тываэнерго» составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии № 3999 в присутствии собственника  гр. **** в  жилом доме, расположенном по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Заводская, д. ***, кв.***

В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года отражено, что способ и место осуществления безучетного потребления: отсутствует прибор учета электроэнергии. Дата предыдущей проверки: 08.06.2014 года. Мощность ресурсопотребляющего оборудования: электролампочки в количестве 4 штук мощностью 0,15 кВт каждая,  электроплита в количестве 1 штуки мощностью 4,5 кВт, холодильник 0,3 Квт, телевизор 0,3 Квт  общая мощность: 5,7 кВт.  Расчетный период безучетного потребления электроэнергии 180 дней, с 08.06.2014 года по 04.12.2014 года. Объем безучетного потребления электроэнергии: 24624 кВт.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/17-10-15, изучив представленный акт о безучетном потреблении от 04.12.2014 года № 3999, приходит к выводу, что при его составлении ОАО «Тываэнерго» нарушены требования, предусмотренные Правилами № 354 и Основными положениями № 442, а именно:

1. В силу пункта 85 Правил № 354 ОАО «Тываэнерго» должно было предварительно уведомить потребителя о дате и времени предстоящей проверки.

В ходе рассмотрения настоящего дела ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России доказательства, подтверждающие факт  надлежащего извещения потребителя - гр. ****  о дате и времени предстоящей проверки, не представлены.

2. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 указано, что дата предыдущей проверки 08.06.2014 года, расчетный период определен  180 дней с 08.06.2014 года по 04.12.2014 года.

Однако, ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России акт предыдущей проверки от 08.06.2014 года не представлен, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/17-10-15 считает, что дата предыдущей проверки определена произвольно, и ничем не подтверждается.

Вместе с тем, в силу пункта 62 Правил № 354 если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

3. В акте о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 мощность ресурсопотребляющего оборудования определена следующим образом: электролампочки в количестве 4 штук мощностью 0,15 кВт каждая,  электроплита в количестве 1 штуки мощностью 4,5 кВт,  холодильник 0,3 Квт, телевихор 0,3 Квт общая мощность: 5,7 кВт.

Вместе с тем, в акте о безучетном потреблении электроэнергии не отражены сведения о  типе/марке электроплиты, холодильника, телевизора о возможно проведенных замерах для установления максимальной мощности электроприемников, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/17-10-15 приходит к выводу, что мощность ресурсопотребляющего оборудования  определена произвольно, и ничем не подтверждается.

Составление сотрудниками ОАО «Тываэнерго» акта о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 с нарушением порядка, предусмотренного Правилами № 354 и Основными положениями № 442, впоследствии привело к предъявлению безучетного потребления электроэнергии гр. **** и выставлению задолженности за потребленную электроэнергию на сумму 66 484, 80 рублей, чем ущемлены интересы гр. *****

Таким образом, вышеописанные действия ОАО «Тываэнерго» являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, что влечет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представленная ОАО «Тываэнерго» служебная записка начальника ГТЭЭ ЦРЭС ****., согласно которой акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 отозван и в адрес ОАО «Тываэнергосбыт» направлена служебная записка о сторнировании киловатт по данному акту в лицевом счете потребителя - гр. **** свидетельствует, что ОАО «Тываэнерго» со своей стороны предприняло всевозможные меры для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

Согласно информации ОАО «Тываэнергосбыт» (вх. № 2764 от 18.06.2015 года) данный акт о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 отозван и задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 66 484,8 рублей у потребителя отсутствует, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов между ОАО «Тываэнергосбыт» и гр. ***** по состоянию на 17.06.2015 года.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/22-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Открытое акционерное общество «Тываэнерго» нарушившим требования частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 04.12.2014 года № 3999 и неправомерного предъявления безучетного потребления электроэнергии гр. *****

 

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствия рассмотрение дела № 04-06-08/17-10-15, возбужденного в отношении  Открытого акционерного общества «Тываэнерго» прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                   Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                             А.В. Кыргыс

 

                                                                                                   Е.С. Алдын-оол

                                               

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны