Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/41-10-11 от 2 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/41-10-11

 

18 апреля 2012 года                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 4 апреля 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 18 апреля 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Членов Комиссии:

Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Ваньковой Е.С., старшего специалиста 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

 

в присутствии:

от ответчика – представители ООО «ТГРК» <…>. по доверенности от 10.01.2012г. №114, <…>. по доверенности от 10.11.2011г. №92,

от заявителя – представитель Службы по тарифам Республики Тыва <…> по доверенности б/н от 24.10.2011г.

от заявителя – представитель Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва <…> по доверенности №001/012 от 16.01.2012г.

рассмотрев дело № 04-06-08/41-10-11 по признакам нарушения ООО «Тувинская горнорудная компания» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 августа 2011 года в адрес Тывинского УФАС России поступило обращение Службы по тарифам Республики Тыва о проверке на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обоснованности прогнозной цены 1 тонны каменного угля, заявленного ООО «Тувинская горнорудная компания» (далее ООО «ТГРК») на 2012 год в размере 1872 рубля с НДС, что составляет повышение на 20%  от действующей цены. К обращению было приложено письмо ООО «ТГРК» об увеличении стоимости 1 тонны угля с 01.01.2012г. до 1872 рубля с НДС.

9 сентября 2011 года в адрес Тывинского УФАС России поступило аналогичное обращение Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва.

Письмом от 20 сентября 2011 года №71211 ООО  «ТГРК» сообщило, что основной причиной увеличения цены послужил значительный рост затрат на добычу угля за счет повышения цен на приобретаемые предприятием материалы – в период с 01.07.2010 г. по 31.12.2012г. прогнозный рост цен составит: на ГСМ (+53%), на взрывчатые вещества (+12%), расходы на оплату труда (+17%).

Также, ООО  «ТГРК» отметило, что в приобретенном имущественном комплексе в течение длительного периода внешнего управления и конкурсного производства не производилась модернизация зданий, строительных сооружений, обновление оборудования, что повлекло за собой увеличение расходов на содержание и ремонт. В настоящее время Обществом разработана и осуществляется инвестиционная программа, основной целью которой является модернизация горного оборудования, участвующего в производственных процессах, обновление парка технологического транспорта, строительство производственной инфраструктуры. Учитывая материалоемкость производственного процесса, существующая на сегодняшний день цена на уголь в размере 1560 руб. за тонну с НДС не позволяет сформировать инвестиционный фонд, ставя под угрозу стабильность работы предприятия.

Приказом Тывинского УФАС России № 315 от 12.10.2011г. было возбуждено дело № 04-06-08/41-10-11 в отношении ООО  «ТГРК» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам проведенного анализа документов, представленных ООО  «ТГРК» Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:

ООО «ТГРК» в результате приобретения имущественного комплекса ОАО разрез «Каа-Хемский» начало осуществлять деятельность по добыче и реализации каменного угля на Каа-Хемском и Чаданском угольных месторождениях, согласно лицензиям на право пользования недрами серии КЗЛ №14836 и серии КЗЛ №14835 соответственно.

Приказом ООО «ТГРК» №18-п от 31.12.2009г. была установлена цена на каменный уголь с 01.01.2010г.  в размере 1101,69 руб. без НДС в силу сложившейся цены на уголь.

Приказом ООО «ТГРК» №111-п от 17.05.2010г. была установлена цена на каменный уголь с 01.07.2010г.  в размере 1322,03 руб. без НДС в целях стабилизации функционирования Общества, с учетом высокой капиталоемкостью и инертностью производственного цикла, обеспечения постоянных капиталовложений для финансирования мероприятий по периодической реконструкции, модернизации и техническому перевооружению действующих производственных мощностей по добыче и транспортировке угля.

Приказом ООО «ТГРК» №250-п от 25.11.2011г. была установлена цена на каменный уголь с 01.01.2012г. в размере 1586,44 руб. без НДС в целях стабилизации функционирования Общества, с учетом высокой капиталоемкостью и инертностью производственного цикла, обеспечения постоянных капиталовложений для финансирования мероприятий по периодической реконструкции, модернизации и техническому перевооружению действующих производственных мощностей по добыче угля.

В ходе рассмотрения дела ООО «ТГРК» не согласилось с возбужденным делом на основании того, что в 2012 году планируется увеличение добычи угля до 1 000 000 тонн, в связи с чем возрастут объемы автовскрыши и расстояния транспортировки, затраты на горюче-смазочные материалы, взрывные материалы, заработную плату производственного персонала, увеличатся услуги производственного характера (увеличение затрат на ремонт зданий и сооружений, затрат на поверку приборов и оборудования, аудит запасов, производственно-экологический контроль,  рост затрат по сопровождению разрядного угля, на техническое обслуживание горнотранспортной техники и пр.) и непроизводственного характера, возрастут затраты на аренду и лизинг, в связи с привлечение дополнительных финансовых средств на приобретение техники. Существующая стоимость угля не позволяет ООО «ТГРК» развивать предприятие и наращивать мощности.

Представители Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва и Службы по тарифам Республики Тыва не согласились с указанными выводами, считают, что уголь для республики является социально-значимым товаром, все котельные и жители республики используют марки угля, добываемые ООО «ТГРК» для отопления и рост цены на 20% и так к высокой существующей цене в 2011 году – для жителей составляет от 2000 до 5000 тысяч рублей за 1 тонну в зависимости от месторасположения района, что приведет к социальному кризису и сбоям при подготовке к осенне-зимнему периоду.

В ходе рассмотрения дела в Тывинское УФАС России поступило обращение гражданина, адресованное на имя Президента Российской Федерации о высокой цене на уголь на территории Республики Тыва.

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для состава правонарушения по пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках отнесено к числу полномочий территориального антимонопольного органа (подп. 8 и 10 пункта 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, п. 4.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324).

Условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара определяются статьей 5 Закона. Доля лица на рынке определенного товара, а на ее основе и факт занятия им доминирующего положения могут быть установлены аналитическим отчетом.

Тывинским УФАС России проведен анализ рынка добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва. По результатам проведенного  анализа состояния конкурентной среды на рынке добычи и реализации каменного угля на территории Республики Тыва за период 2010 года – 9 месяцев 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке  ООО «Тувинская горнорудная компания»  с долей более 90%.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Так как повышение цены ООО «ТГРК» происходило по состоянию на 01.07.2010г. и на 01.01.2012г. необходимо проанализировать основную деятельность ООО «ТГРК» в разрезе 1,2 полугодия 2010 года и 1,2 полугодия 2011 года на предмет изменения расходов и финансовых результатов в каждом периоде, исходя из фактических горно-технических показателей и отчета о прибылях и убытках за 2010-2011гг.:

Показатели деятельности ООО "ТГРК" за 2010-2011гг.

Показатели

1 пол-ие 2010

2 пол-ие 2010

изменения к предыдущему периоду

1 пол-ие 2011

изменения к предыдущему периоду

2 пол-ие 2011

изменения к предыдущему периоду

добыча

<…>

<…>

25,0%

<…>

3,8%

<…>

-1,4%

реализация

<…>

<…>

21,5%

<…>

3,4%

<…>

-1,7%

вскрыша, м3

<…>

<…>

5,7%

<…>

37,3%

<…>

-11,6%

себестоимость проданной продукции за 1 тонну (прямые расходы)

<…>

<…>

48,5%

<…>

-1,9%

<…>

-0,2%

коммерческие расходы, руб. на тонну

<…>

<…>

-94,2%

<…>

7,7%

<…>

106,4%

управленческие расходы, руб. на тонну

<…>

<…>

949,0%

<…>

6,8%

<…>

5,1%

Итого расходов на 1 тонну угля

<…>

<…>

70,1%

<…>

0,6%

<…>

3,0%

стоимость 1 тонны угля

<…>

<…>

20,0%

<…>

0,0%

<…>

0,0%

чистая прибыль

<…>

<…>

5,4%

<…>

-3,4%

<…>

-37,2%

Прибыль от продаж

<…>

<…>

-10,1

<…>

2,7

<…>

-0,9

проценты к получению

<…>

<…>

-197,4

<…>

502,1

<…>

-46,3

прочие доходы

<…>

<…>

37,8

<…>

1343,6

<…>

-98,8

проценты к оплате

<…>

<…>

-62,8

<…>

34,0

<…>

-4,0

прочие расходы

<…>

<…>

27,2

<…>

16,0

<…>

-51,1

Прибыль до налогообложения

<…>

<…>

-0,3

<…>

-0,2

<…>

-28,1

валовая прибыль

<…>

<…>

-0,7

<…>

6,7

<…>

1,9

выручка

<…>

<…>

27,5

<…>

3,4

<…>

-0,4

рентабельность продаж

<…>

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 рентабельность финансово-хозяйственной деятельности

<…>

<…>

 

<…>

 

<…>

 

общая рентабельность

<…>

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

Во втором полугодии 2010 года возросла добыча каменного угля на 25%, что повлекло увеличение прямых расходов на 48,5%, что с учетом коммерческих и управленческих расходов привело к установлению полной себестоимости (т.е. учтены все расходы, необходимые для производства и реализации товара) в размере <…> руб. за тонну, в первом полугодии 2010 года полная себестоимость составляла <…> руб. за тонну.

Увеличение управленческих расходов на 949% привело к снижению прибыли от продаж на 10,1%. Это косвенно свидетельствует о том, что увеличение управленческих расходов не оправдало себя.

Несмотря на увеличение полной себестоимости добычи и реализации каменного угля на 70,1%, во 2 полугодии 2010 года ООО «ТГРК» увеличило сумму чистой прибыли (и это максимальная сумма чистой прибыли за весь период деятельности ООО «ТГРК») на 5,4%, при этом разница между установленной ценой в размере <…> руб. за тонну и полной себестоимости добычи и реализации угля в размере <…> руб. за тонну составляла <…> руб. (22%).

При детальном изучении показателей деятельности ООО «ТГРК» можно прийти к выводу, что при увеличении объемов добычи и реализации угля, как наблюдается в 1 полугодии 2011 года увеличивается как выручка от реализации, так и прибыль от продаж, так как за счет увеличения объемов производства и реализации снижаются издержки на единицу продукции.

Так, при увеличении объема реализации угля в 1 полугодии 2011 года на 3,4 % при неизменной цене увеличился размер выручки также на 3,4%.

При снижении объема реализации во втором полугодии на 1,7% привело к снижению выручки на 0,4%.

Из этого следует вывод, что норма чистой прибыли ООО «ТГРК» не имеет прямой зависимости от уровня издержек и соответственно, делать выводы о том, что увеличение издержек в будущем может уменьшить финансовый результат Общества преждевременно. Общество может регулировать свою прибыль путем снижения издержек и увеличения объемов реализации, к чему должна привести реализуемая в 2010-2011 годах инвестиционная программа по модернизации горнотранспортного оборудования и используемых технологий.

ООО «ТГРК» обосновывает увеличение стоимости угля с 2012 года увеличением расходов Общества в связи с увеличением затрат на добычу и реализацию угля согласно Пояснительной записки к анализу затрат на производство и реализацию 1 тонны угля ООО «ТГРК» в 2011-2012г.

Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что несмотря на приобретение горно-транспортного оборудования в 2011 году в размере 167409236,9 руб. и увеличением затрат на добычу и реализацию угля в виде расходов на горюче-смазочные материалы, амортизацию, запасные части, техническое обслуживание и ремонт горнотранспортного оборудования и прочих затрат, увеличение себестоимости производства в 2011 году не произошло, а наоборот наблюдается ее снижение: в первом полугодии 2011 года на 1,9%, во втором полугодии еще на 0,2%.

Исходя из представленных затрат ООО «ТГРК» в сравнении 2010-2012гг. следует, что рост некоторых затратных статей в общей доле себестоимости (горюче-смазочные материалы, амортизация, техническое обслуживание и ремонт горнотранспортного оборудования) в 2010 году по сравнению 2011 годом превышает темпы планируемого увеличения в 2012 году, однако данный фактор не повлиял на увеличение полной себестоимости добычи и реализации каменного угля (себестоимость продукции + коммерческие расходы + управленческие расходы в Отчете о прибылях и убытках за 2011 год, согласно п.17 учетной политики ООО «ТГРК» на 2011 год), сформировавшееся в 2011 году, а даже наоборот заметно ее снижение.

Включение некоторых расходов ООО «ТГРК» в себестоимость, таких как проведение комплексной проверки финансовой деятельности предприятия, расходов на строительство, оборудование и содержание объектов, находящихся на балансе предприятия, согласно инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 25.12.1996г. не обоснованно.

Кроме того, представленная ООО «ТГРК» полная себестоимость 1 тонны угля в 2011 году не соответствует результатам, отраженным в Отчете о прибылях и убытках за 2011 год. Так как, отчет о прибылях и убытках является формой бухгалтерской отчетности предприятия и разработан в целях ведения бухгалтерского учета, который в силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, то Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что наиболее достоверная информация, характеризующая финансово-хозяйственную деятельность Общества отражается именно в установленных бухгалтерским учетом формах.

Проанализировав уровень рентабельности продаж, уровень рентабельности хозяйственно-финансовой деятельности и уровень общей рентабельности, Комиссия Тывинского УФАС России установила, что, несмотря на некоторое снижение уровня прибыли до налогообложения (бухгалтерской прибыли), уровня чистой прибыли из одного полугодия в другое в течение анализируемого периода уровень каждой из указанных выше рентабельностей постоянно увеличивается, при этом роста цены в 2011 году не происходило.

Если учесть, что в 2012 году планируется увеличение объема добычи и реализации угля до 1 000 000 тонн, то при цене <…> руб. за тонну объем выручки составит <…> руб. При достижении максимальной валовой прибыли на уровне 2-го полугодия 2011 года в размере <…> руб., себестоимость продукции без учета коммерческих и управленческих расходов составит <…> руб. (1096 руб./тонна), что на 73% больше себестоимости во 2-ом полугодии 2011 года (<…> руб./тонна). Таким образом, даже при увеличении прямых затрат на 73 % в 2012 году, цена в размере <…> руб. (экономически обоснованная) за тонну позволит Обществу покрыть все издержки и получить прибыль не меньше ее максимального уровня. При сокращении управленческих расходов, рост которых, как установлено, не привел к получению большей прибыли, что противоречит экономической цели любого предприятия, ООО «ТГРК» может оптимизировать свой уровень чистой прибыли.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что ООО «ТГРК», увеличивая ранее установленную цену на 20%, не привело достаточных оснований для вывода о превышении  расходов, необходимых для производства и реализации угля в 2012 году над установленной ценой.

За рассматриваемые периоды состав покупателей каменного угля не изменился. Покупателями каменного угля являются бюджетные учреждения и предприятия сферы топливно-энергетического комплекса Республики Тыва и иные субъекты, приобретающие каменный уголь для печного отопления.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики:

В ноябре 2011 года индекс цен производителей промышленных товаров составил 100,9%, за период с начала года - 109,1%.

В добыче полезных ископаемых отмечено снижение цен на 0,7%, в том числе на нефть - на 3%. Концентрат каменного угля стал дороже в среднем на 1,9%, прочие полезные ископаемые, кроме топливно-энергетических, - на 2,5%.

Таким образом, приказ ООО «ТГРК» №250-п от 25.11.2011г. об увеличении цены на каменный уголь с 01.01.2012 издан с опережением темпов инфляции, что является одним из признаков установления монопольно высокой цены.

Для признания монопольно высокой цены на продукцию необходимо проанализировать цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В целях установления сопоставимых рынков добычи и реализации каменного угля тому, который имеется на территории Республики Тыва, Тывинское УФАС России направило запросы в территориальные управления ФАС России, в которых расположены месторождения коксующегося угля.

Проанализировав полученную информацию установлено, что только на территории Кемеровской области добываются коксующиеся марки угля Г, ГЖ, Ж. Согласно представленной информации на территории Кемеровской области осуществляют добычу и реализацию каменного угля 13 хозяйствующих субъектов, при этом объемы добычи составляли в 2010 году марки Г - 14473 тыс. тн., марки ГЖ – 9448 тыс. тн, марки Ж - 9030 тыс. тн.. Состав покупателей разнообразен: от предприятий закупающих уголь для нужд ЖКХ до крупных металлургических комбинатов.

Учитывая, что на территории Республики Тыва добычу и реализацию каменного угля осуществляют 2 хозяйствующих субъекта с объемом добычи в 2010 году - 820 тыс. тн., в составе покупателей отсутствуют крупные металлургические заводы, то Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии рынка сопоставимого по составу продавцов и покупателей, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок и государственному регулированию с анализируемым Тывинским УФАС России.

Действия ООО «ТГРК» по повышению цены на каменный уголь с 01.01.2012 г. соответствуют критериям, приведенным в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и являются основанием согласно пункту 1 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для признания таких действий злоупотреблением доминирующим положением путем установления монопольно высокой цены на товар.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Тувинская горнорудная компания», выразившиеся в установлении с 01.01.2012г. монопольно высокой цены на уголь, добываемый и реализуемый ООО  «Тувинская горнорудная компания», нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Выдать ООО  «Тувинская горнорудная компания» предписание об устранении допущенных нарушений пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно об установлении Обществом экономически обоснованной цены на указанную продукцию.

 

Председатель Комиссии                  _________                        Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии                            ___________                    В.А. Сорвачева

                                                          ___________                Ш.Т. Тулуш

                                                      ___________                    Е.С. Ванькова

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны