Решение №04-06-08/44-10-15 Решение по делу № 04-06-08/44-10-15 от 13 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБУЗ РТ «Респсихбольница»

667010, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Островная, д. 6

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/44-10-15

 

28 октября  2015 года                                                                                    г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября  2015  года

В полном объёме решение изготовлено 28 октября  2015  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - руководитель  Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В.  - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Сандан-оол Л.С. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы  Тывинского УФАС России,

в присутствии:

-представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница» (далее - ГБУЗ РТ «Респсихбольница») С., действующей на основании доверенности от 05.02.2015 года № 17АА0103884,

-заявителей:

рассмотрев дело № 04-06-08/44-10-15, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница» (ИНН 1701010288, ОГРН 1021700512130, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Островная, д. 6) по признакам нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части экономически и технологически необоснованного направления собственникам жилых домов по ул. Островная г. Кызыла уведомления о прекращении ресурсоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение  и  водоснабжение) и повышении цены на электроснабжение,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России 23.07.2015 года (вх. № 3704)   поступило коллективное заявление собственников жилых домов по ул. Островная г. Кызыла на неправомерные действия администрации ГБУЗ РТ «Респсихбольница» по факту направления в их адрес уведомления о предстоящем прекращении ресурсоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение  и водоснабжение) и повышении цены на электроснабжение с 01.09.2015 года.

Из содержания заявления следует, что заявители являются бывшими и действующими работниками данного медицинского учреждения. Жилые дома по ул. Островная г. Кызыла ранее находились на балансе ГБУЗ РТ «Респсихбольница» и являлись служебным жильем для медицинского персонала. В настоящее время данные дома приватизированы и принадлежат заявителям на праве собственности. Поскольку данные дома ранее являлись служебным жильем, их ресурсоснабжение  (теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение) по настоящее время осуществляется ГБУЗ РТ «Респсихбольница». Администрация ГБУЗ РТ «Респсихбольница» 22.07.2015 года под роспись вручила заявителям уведомления о прекращении ресурсоснабжения (теплоснабжение и водоснабжение) и повышении цены на электроснабжение с 01.09.2015 года.

К заявлению приложены следующие документы: вышеназванные уведомления от 20.07.2015 года, свидетельства о государственной регистрации права, квитанции об оплате предоставленных коммунальных услуг.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 07.09.2015 года № 344 возбуждено дело  № 04-06-08/44-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении ГБУЗ РТ «Респсихбольница» по признакам нарушения требований пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из содержания  уведомления от 20.07.2015 года следует, что администрация ГБУЗ РТ «Респсихбольница», в связи с увеличением тарифов на коммунальные услуги во II-ом полугодии 2015 года и с целью оптимизации республиканского бюджета, в июле-августе 2015 года будет взимать плату за предоставленные заявителям коммунальные услуги (электроснабжение) по тарифу, установленному   для юридических лиц, а с 01.09.2015 года полностью прекратит предоставление следующих коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение и теплоснабжение.

02.09.2015 года (вх. № 4264) ГБУЗ РТ «Респсихбольница» представила в адрес Тывинского УФАС России письменные пояснения, согласно которых жилые дома и больница подключены к одной подстанции, принадлежащей  ГБУЗ РТ «Респсихбольница». Между ГБУЗ РТ «Респсихбольница» и Акционерным обществом «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт») заключен контракт от 25.12.2014 года № 3099. В рамках исполнения указанного контракта медицинское учреждение производит оплату потребленной электроэнергии по цене 4,12 рублей за кВт, в то время, как заявители оплачивают стоимость потребленной электроэнергии ГБУЗ РТ «Респсихбольница»  по тарифу, установленному для физических лиц. Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 28.11.2014 года № 78 для физических лиц тариф установлен в размере 2,93 рублей за кВт, в связи с чем ГБУЗ РТ «Респсихбольница» переплачивает 1,19 рублей за каждый кВт, потребленный заявителями. Между администрацией ГБУЗ РТ «Респсихбольница» и заявителями договора на представление коммунальных услуг не имеются.  В настоящее время ГБУЗ РТ «Респсихбольница», в связи с увеличением выработки тепловой энергии, нехватки горюче-смазочных материалов на откачку жидких нечистот, износом спецтехники, увеличением тарифов на коммунальные услуги, а также с целью оптимизации республиканского бюджета, запланировало поэтапное прекращение ресурсоснабжения (теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение) жилых домов по ул. Островная г. Кызыла.

К письменным пояснениям ГБУЗ РТ «Респсихбольница» приложены правоустанавливающие документы на водоснабжающее и теплоснабжающее оборудование, с применением которых заявителям предоставляются соответствующие коммунальные услуги, а именно: технический паспорт на здание столярного цеха и котельной, паспорта котла водогрейного «Универсал-6» регистрационные № 1, 2 и 3, паспорт агрегатов электронасосных центробежных типа «К», паспорт насоса без электродвигателя марки К45/55А, а также паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2015-2016гг., выданный на основании акта проверки готовности от 09.07.2015 года № 101.

12.10.2015 года (вх. № 4727) ГБУЗ РТ «Респсихбольница» представила в адрес Тывинского УФАС России дополнительные письменные пояснения, согласно которых котельная, расположенная по адресу: г. Кызыл, ул. Островная, д. 6, литер В, принадлежит больнице на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2013 года № 17-АВ 202247. Данная котельная обеспечивает теплом больничный комплекс и жилые дома заявителей. Содержание и ремонт котельной осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Норма угля, закупаемого на бюджетные средства, рассчитана только на теплоснабжение больничного комплекса. В связи с нехваткой мощностей котельной, ГБУЗ РТ «Респсихбольница» вынуждена за счет собственных средств закупать дополнительный объем угля  с целью подачи тепла в жилые дома по ул. Островной г. Кызыла. В настоящее время, в целях недопущения причинения вреда заявителям в течение отопительного периода 2015-2016гг., ГБУЗ РТ «Респсихбольница» принято решение о продолжении ресурсоснабжения жилых домов по ул. Островная г. Кызыла после 01.09.2015 года, что подтверждается письмом главного врача ГБУЗ РТ «Респсихбольница» Дуктен-оол С.М. в адрес заявителей от 28.09.2015 года № 1006.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/44-10-15 представитель ГБУЗ РТ «Респсихбольница» поддержала письменные пояснения (от 02.09.2015 года вх. № 4264 и от 12.10.2015 года вх. № 4727) и дополнительно пояснила, что в июле текущего года состоялась Коллегия Министерства здравоохранения Республики Тыва, где медицинским учреждениям Республики Тыва, в частности ГБУЗ РТ «Респсихбольница», было указано о необходимости принятия мер для оптимизации республиканских  бюджетных средств и отделения частного сектора от больничного комплекса. ГБУЗ РТ «Респсихбольница» во исполнение данного указания направила в адрес собственников жилых домов по ул. Островная г. Кызыла вышеупомянутые уведомления о предстоящем прекращении ресурсоснабжения и повышении цены на электроснабжения.

Также представитель ГБУЗ РТ «Респсихбольница» добавила, что в настоящее время администрацией медицинского учреждения принято решение о продолжении ресурсонабжения заявителей и сохранении цены на электроснабжение в прежнем размере, то есть по тарифу, установленному для физических лиц.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/44-10-15 заявители пояснили, что оплату предоставленных коммунальных услуг производили в бухгалтерию ГБУЗ РТ «Респсихбольница» и подтвердили, что в настоящее время  больница продолжает предоставлять коммунальные услуги по прежней цене.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/44-10-15, изучив представленные документы, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии, услуги по передаче электрической энергии,  водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 354) указано, что ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции и постановления № 354 ГБУЗ РТ «Респсихбольница»  является субъектом естественной монополии и ресурсоснабжающей организацией по отношению к собственникам жилых домов по ул. Островная г. Кызыла.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Материалами дела № 04-06-08/44-10-15 подтверждается, что ГБУЗ РТ «Респсихбольница», будучи  ресурсоснабжающей организацией по отношению к заявителям, направила в их адрес уведомления о предстоящем прекращении ресурсоснабжения и повышении цены на электроснабжение.

Вышеназванные действия ГБУЗ РТ «Респсихбольница» являются неправомерными в силу следующих нормативно-правовых актов.

Согласно Постановления № 354 потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие:

-коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам;

-состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

       -предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 6 Постановления № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем конклюдентных действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

В силу пункта 31 Постановления № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества.

Вместе с тем, абзацем Д пункта 32 Постановления № 354 предусмотрено право исполнителя приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов в порядке, установленном настоящими Правилами.

В силу пунктов 114, 115 и 117 Постановления № 354 возможно ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг. При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а)  возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б)  возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Также исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

-неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

-проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Пунктами 121, 122 Постановления № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Вместе с тем, помимо общих оснований ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, предусмотренных Постановлением № 354, отдельными нормативно-правовыми актами предусмотрены основания временного прекращения или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Так, статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

-из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

-из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения;

-при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

-при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

-из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В соответствии с пунктом 76 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:

-неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

-прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;

-выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

-возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;

-наличие обращения потребителя о введении ограничения;

-иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

1. соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

2.  нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

-неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

-возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

-выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

-невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

-подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

3. удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

4. возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

5. приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

6. прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

7.  выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

8. необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

9. поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

10. нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Таким образом, из системного толкования вышеназванных правовых норм следует, что ресурсоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить предоставление коммунальных услуг только в случае наступления одно из вышеприведенных обстоятельств.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/44-10-15 ГБУЗ РТ «Респсихбольница» документарные доказательства о наступлении данных  оснований ограничения или прекращения предоставления коммунальных услуг заявителям в адрес Тывинского УФАС России не представила, также об их наличии не заявляла.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

  В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года №  332  «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 27  Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом  ФСТ России от 06.08.2004 года № 20-э/2, к группе «население» относятся тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической  энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109, установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены.

К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.

Следовательно, свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются.

Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).

Согласно постановления  Службы по тарифам Республики Тыва от 28.11.2014 года № 78 «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории «население», по Республике Тыва на 2015 год», тариф для категории «население» установлен в размере 2,93 рублей.

Таким образом, собственники жилых домов по ул. Островная г. Кызыла,  как граждане (физические лица), использующие электрическую энергию исключительно на хозяйственно-бытовые нужды, подпадают под категорию «население» и в силу вышеназванных законоположений оплачивают фактически потребленную электроэнергию по тарифу, установленному для физических лиц, то есть 2,93 рубля за кВт, и иное действующим законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем,  в соответствии с пунктом 38 Постановления № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Согласно информации АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 4229 от 31.08.2015 года) между гарантирующим поставщиком и ГБУЗ РТ «Респсихбольница» заключен контракт от 25.12.2014 года № 3099, одной из точек поставки которого является объект «стационар», расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Островная, д. 6. Жилые дома по ул. Островная г. Кызыла на расчетах в АО «Тываэнергосбыт» не состоят.

Следовательно, больничный комплекс и жилые дома заявителей питаются электроэнергией от одной точки  поставки - объект «стационар».

Таким образом, ГБУЗ РТ «Респсихбольница» вместо направления в адрес заявителей неправомерного уведомления о повышении цены на электроснабжение, следовало обратиться гарантирующему поставщику для расчета размера платы за потребленную электроэнергию в порядке пункта 38 Постановления № 354.

Вышеописанные  действия  ГБУЗ РТ  «Респсихбольница» могли привести к созданию неблагоприятных условий для проживания в жилых домах по ул. Островная г. Кызыла, чем  ущемлены интересы заявителей.

Кроме того, ГБУЗ РТ «Респсихбольница» не представлены в материалы дела № 04-06-08/44-10-15 документарные доказательства, подтверждающие экономическое или технологическое обоснование невозможности ресурсоснабжения объектов заявителей.

Таким образом, действия ГБУЗ РТ «Респсихбольница», выразившиеся в экономически и технологически необоснованном направлении собственникам жилых домов по ул. Островная г. Кызыла уведомления о прекращении ресурсоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение  и  водоснабжение) и повышении цены на электроснабжение, являются злоупотреблением доминирующим положением, что влечет ответственность в соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представленное ГБУЗ РТ «Респсихбольница» в адрес Тывинского УФАС России письмо главного врача от 28.09.2015 года № 1006, согласно которого уведомления о предстоящем прекращении ресурсоснабжения и повышении цены на электроснабжение от 20.07.2015 года б/н отзываются, свидетельствует, что ГБУЗ РТ «Респсихбольница» со своей стороны предприняла всевозможные меры для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/44-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница»  нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части экономически и технологически необоснованного  направления собственникам жилых домов по ул. Островная г. Кызыла уведомления о прекращении ресурсоснабжения (теплоснабжение, электроснабжение  и  водоснабжение) и повышении цены на электроснабжение.

 

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствия рассмотрение дела № 04-06-08/44-10-15, возбужденного в отношении  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская психиатрическая больница»   прекратить.

 

3. Передать материалы дела № 04-06-08/44-10-15 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

Ф.А. Хаджиев

 

 

 

Члены Комиссии

А.В. Кыргыс

 

 

 

 

Л.С. Сандан-оол

                                               

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны