Решение б/н решение от 25 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                        

                                                                                                                                       

                                                                          ОАО «Тываэнерго»

 

                                                                          667004, Республика Тыва,

                                                                          г. Кызыл, ул. Рабочая, 4

 

                                                                    *******

 

                                                                           667000, г. Кызыл

                                                                           ул. Педагогическая, д.*****

    

    

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/44-10-14

 

12 февраля 2015 года                                                                                                                                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2015 года.

В полном объёме решение изготовлено 12 февраля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

Членов Комиссии:

Сат А.Б., начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Алдын-оол Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

в присутствии:

заявителя – ******

от ответчика – представителя ОАО «Тываэнерго» ********* по доверенности в порядке передоверия № 132/5  от 20.01.2015 г.,

рассмотрев дело № 04-06-08/44-10-14, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее ОАО «Тываэнерго», общество) (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в неисполнении договора № 627-1/5 от 12.09.2012 г. для присоединения к распределительным электрическим сетям ОАО «Тываэнерго»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.10.2014 г. гражданин ******. обратился в Тывинское УФАС России с обращением на неправомерные действия ОАО «Тываэнерго» по незаконному требованию по установке учетного устройства на фасаде жилого дома, отказа указанной организации опломбировать учетное устройство.

Согласно доводам заявителя в соответствии с пунктом 25.1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее Правила) в технических условиях для заявителей-физических лиц должны быть указаны, в том числе, требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности. Таким образом, норма закрепленная пунктом 25.1 Правил технологического присоединения, не наделяет ОАО «Тываэнерго» правом включать в технические условия требования о месте установки прибора учета электрической энергии.

Приказом Тывинского УФАС России № 507 от 21.11.2014 г. было возбуждено дело № 04-06-08/44-10-14 в отношении ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 12.09.2012 г. между гр. Бадарчи Х.Б. и ОАО «Тываэнерго» был заключен договор № 627-1/5 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: ул. Педагогическая, д. ****г. Кызыл. Приложением к договору являются технические условия № 627-1/5 от 12.09.2012 г.

По указанному договору ОАО «Тываэнерго» приняло на себя обязательства по технологическому присоединению жилого дома заявителя, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Педагогическая, д. **** в точке присоединения - опора ВЛ-04, отходящая от трансформаторной подстанции (ТП) 10/0,4 кВ № 322, в размере максимальной мощности 5 кВт по III категории надежности, а Бадарчи Х.Б. обязался оплатить стоимость указанной услуги в размере 550 рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 11.2 технических условий, заявитель осуществляет:

«На вводе, выполненном на фасаде жилого дома, установить шкаф учета электроэнергии заводского изготовления и однофазным счетчиком, рекомендуемым классом точности не ниже 1.0 (с подключением всех токоприемников абонента).

17.12.2014 года (вх. № 6995) в материалы дела было представлено от ОАО «Тываэнерго» письменное пояснение, согласно которому в целях исполнения указанного договора ОАО «Тываэнерго» силами подрядной организации выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению, о чем свидетельствуют акты приемки законченного строительством объекта от 19.09.2012 г. (форма ОС-1). Также представитель ОАО «Тываэнерго» пояснил, что каких-либо замечаний по договору от *****. не поступало, договор подписан без разногласий, в связи с чем в действиях ОАО «Тываэнерго» отсутствуют какие-либо неразумные ограничения или необоснованные условия реализации заявителем своих прав.

Доказательств фактического исполнения технологического присоединения ОАО «Тываэнерго» в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения  не представило.

21.01.2015 г. ***** в адрес Тывинского УФАС России направил пояснение в котором указывает, что предусмотренное право согласно Правилам не является обязательством, кроме того не исключает требование части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) устанавливающей, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.  Прямых установленных законом и иными правовыми актами требований обязывающих потребителей электроэнергии устанавливать приборы учета на фасады домов в соответствии с действующим законодательством нет. Императивных норм по установке учетного устройства на фасаде дома исключительно на границах или вблизи границ тоже нет, в связи с чем требование сетевой организации об установке выносного шкафа учета на фасаде дома не соответствует действующему законодательству.

16.09.2014 г. ****. было направлено в адрес ОАО Тываэнерго обращение по не выполнению мероприятий по договору № 627-1/5 от 12.09.2012 г., заключенного с *****

Однако официального ответа на обращение ***** от ОАО «Тываэнерго» в адрес заявителя не поступало.

15.09.2014 г. в отношении **** был составлен акт № 001135  от 19.09.2014 г. о неучтенном (бездоговорном потреблении) электроэнергии с расчетом объема бездоговорного потребления электроэнергии в сумме 71 486 рублей 72 копейки.

01.10.2014 г. представителем ОАО «Тываэнерго» проведен осмотр средства учета электрической энергии, установленного******на территории своего земельного участка, по результатам которого составлен акт от 01.10.2014 г. согласно которого технологическое присоединение не осуществлено по причине истечения срока действия технических условий, а так же установки прибора учета в сарае, а не на фасаде жилого дома.   

Выслушав пояснения лиц, участвовавших в деле рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Тывинского УФАС России пришла к следующим выводам:

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно перечню объектов недвижимости ОАО «Тываэнерго», Общество имеет на праве собственности объекты электросетевого хозяйства посредством которых осуществляется передача электрической энергии потребителям электрической энергии на территории Республики Тыва.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» относится передача электроэнергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной относится распределение электрической энергии.

ОАО «Тываэнерго» согласно статье 3 Закона об электроэнергетике  является сетевой организацией и с 06.10.2000г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации  включено в реестр субъектов  естественных монополий в топливном – энергетическом  комплексе.

Кроме этого Приказом Красноярского  УФАС России от 18.10.2001г. № 462 включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (ОКДП 9440100) на территории Республики Тыва.

Таким образом, ОАО «Тываэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии на территории Республики Тыва.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным).

Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.

Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами (статья 2 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 11.2 технических условий****** обязан на вводе, выполненном на фасаде жилого дома, установить шкаф учета электроэнергии заводского изготовления и однофазным счетчиком, рекомендуемым классом точности не ниже 1.0 (с подключением всех токоприемников абонента).

В силу пункта 8 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.09.2012 г. № 627-1/5, заключенного между ОАО «Тываэнерго» и гражданином******. – заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединенные энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях. 

Согласно пункта 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пунктом 25.1 Правил определено, что в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Приведенный в пункте 25.1 Правил перечень требований является закрытым и подлежит обязательному указанию в ТУ. Дополнять его иными не предусмотренными в перечне требованиями общество не вправе.

В связи с чем, установка прибора учета электроэнергии на фасаде жилого дома не соответствует требованиям Правил технического присоединения. 

Пунктом 1.5.27 ПУЭ установлено, что счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C. Размещение счетчиков допускается в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C.

Согласно выданным обществом технических условий соблюдение указанных требований не предусмотрено. 

Учитывая то обстоятельство, что нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики не содержат запрета на установку потребителем прибора учета электроэнергии в границах участка, принадлежащего ему на праве собственности, навязывание сетевой организацией требований по установке прибора учета только на фасаде жилого дома может повлечь для гражданина дополнительные затраты, связанные с демонтажем фактически установленного прибора учета, установкой его в ином месте, а также дополнительные обременения, связанные с необходимостью обеспечения целостности, сохранности прибора учета, защиты его от несанкционированного доступа, погодных условий, поддержания рабочих условий применения, определенных Правилами устройства электроустановок, Правилами учета электрической энергии, иными нормативно-правовыми актами, а также руководством по эксплуатации прибора учета.

Вместе с тем невыполнение заявителем требований к месту установки прибора учета, предъявляемых сетевой организацией, а именно на фасаде жилого дома, обеспечивающего свободный доступ представителей сетевой организации без разрешения собственника (гражданина), приводит к бездействию ОАО "Тываэнерго" по принятию установленного заявителем прибора учета, что приводит к невозможности осуществления фактического технологического присоединения жилого дома заявителя.

Фактически навязывая заявителю требования к установке прибора учета, не предусмотренные действующим законодательством, и, соответственно, не принимая прибор учета, установленный не в соответствии с указанными требованиями, ОАО "Тываэнерго" выходит за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.04.2009 г. № 15747/08, сам факт включения в договор условия, прямо не предусмотренного нормативными правовыми актами федерального уровня, является нарушением антимонопольного законодательства в виде навязывания невыгодных для контрагента условий договора.

В связи с изложенным действия ОАО "Тываэнего" по установлению требований в технических условиях и договоре от 12.09.2012 г. № 627-1/5 к установке гражданином **** прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством, и бездействие по приемке прибора учета, установленного гражданином ***** не в соответствии с указанными требованиями, образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО "Тываэнерго" нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления требований к установке гражданином ******** прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством.

2. Выдать ОАО "Тываэнерго" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 04-06-08/44-10-14 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                  _________                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                ___________                     А.Б. Сат

 

                                                          ___________                 Е.С. Алдын-оол

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

 

                                                                                         667004.Кызыл,

ул. Рабочая, 4

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-06-08/44-10-14

 

 

12 февраля 2015 года                                                                                                                                                                                             г. Кызыл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-06-08/44-10-14 в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России.

Членов Комиссии:

Сат А.Б. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Алдын-оол Е.С. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12 февраля  2015 года по делу № 04-06-08/44-10-14 о нарушении Открытым акционерным обществом «Тываэнерго» (далее ОАО «Тываэнерго», общество) (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Тываэнерго» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно в течение 30 дней со дня получения настоящего предписания исключить из типовой формы технических условий, выдаваемых обществом для присоединения к электрическим сетям требования к установке прибора учета электрической энергии, не предусмотренных действующим законодательством.

2. В трехдневный срок с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить об этом антимонопольный орган (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).

         Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии      __________                     Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                  __________                        А.Б. Сат

                                             

                                              ___________                   Е.С. Алдын-оол

                                             

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

       Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны