Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/47-10-11 от 2 апреля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/47-10-11

 

23 марта 2012 года                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2012 года.

В полном объёме решение изготовлено 23 марта 2012 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Долгих О.М. - руководителя Тывинского УФАС России.

Членов комиссии:

Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя – начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

Тулуш Ш.Т. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Ваньковой Е.С., старшего специалиста 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,

в присутствии:

заявителя – представителя Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва <…>. по доверенности от 16.01.2012г. №001/012,

заявителя – представителя <…> по доверенности от 19.05.2010г. <…>.

ответчика – представителей ОАО Кызылская ТЭЦ»: генерального директора <…>., <…>. по доверенности № 3/5 от 17.01.2012г., <…>. по доверенности от 18.01.2012г. б/н,

рассмотрев дело № 04-06-08/47-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении ОАО «Кызылской ТЭЦ» (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Колхозная, 2),

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.07.2011г. в адрес Тывинского УФАС России поступила жалоба Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва по факту не согласования ОАО «Кызылская ТЭЦ» проекта узла учета тепловой энергии здания Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. <…>. При неоднократном направлении проекта узла учета тепловой энергии Министерством промышленности и энергетики Республики Тыва (далее Министерство) в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ» (20.05.2011, 20.06.2011), Общество каждый раз направляло ответ, о том, что имеются замечания к указанному проекту. В результате не согласования проекта узла учета тепловой энергии ОАО «Кызылская ТЭЦ» не принимает приборы узла учета тепловой энергии в эксплуатацию. Данные действия ОАО «Кызылская ТЭЦ» приводят к произведению расчетов за тепловую энергию по тепловой нагрузке, чем ущемляются интересы Министрерства.

Приказом Тывинского УФАС России №277 от 06.09.2011г. было возбуждено дело №04-06-08/36-10-11 в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно представленному отзыву от 15.09.2011г. ОАО «Кызылская ТЭЦ» обосновывает свои действия тем, что при осмотре узла учета Министерства было установлено не соответствие монтажной схемы прямых участков проектной документации, а также тем, что ОАО «Кызылская ТЭЦ» направляло потребителю замечания к представленному проекту узла учета, на которые не поступало каких-либо возражений.

Как установлено в ходе рассмотрения дела между ОАО «Кызылская ТЭЦ» (энергоснабжающей организацией) и Министерством промышленности и энергетики РТ (абонентом) был заключен государственный контракт №126 на теплоснабжение.

По условиям названного контракта энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, а также соблюдать установленные договором режимы теплопотребления, обеспечивать исправное техническое состояние и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении теплопотребляющих установок и тепловых сетей.

11.01.2011. исх.№РК-2362 Министерство обратилось в ОАО «Кызылская ТЭЦ» с просьбой принять прибор учета тепловой энергии системы теплоснабжения здания, находящейся по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Калинина, 11 в эксплуатацию.

21.02.2011г. исх.№229 ОАО «Кызылская ТЭЦ» направило ответ об отказе в допуске эксплуатацию узла учета на основании отсутствия разрешения у организации ГУП «Тепловые сети» РТ, выполнившей первоначальный проект узла учета (направленный в 2010 году), истечения срока технических условий, а также ряда замечаний к выполненному проекту.

20.05.2011г. Министерство направило в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ» «Проект узла учета тепловой энергии» здания Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва для согласования, выполненный проектной организацией ОАО «Тувагражданпроект». На данное письмо ОАО «Кызылская ТЭЦ» ответ не направило.

20.06.2011г. Министерство повторно обратилось в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ» о согласовании проекта узла учета тепловой энергии здания Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва.

Письмом от 22.06.2011г. ОАО «Кызылская ТЭЦ» направило в адрес Министерства замечания к содержанию проекта узла учета тепловой энергии, Замечания сводятся к следующему: истечение срока действия технических условий; при выборе расходомеров подающего и обратного трубопровода не учитывается расход теплоносителя; отсутствуют числовые значения расходов при относительной погрешности измерения; содержание пояснительной записки не выполняет ряд требований ОАО «Кызылская ТЭЦ».

27.06.2011г. энергоинспекция ОАО «Кызылская ТЭЦ» оформила акт допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя о не допуске узла учета тепловой энергии Министерства в эксплуатацию на основании отсутствия согласованного проекта узла учета тепловой энергии, а также в связи с несоответствием узла учета тепловой энергии проекту и невыполнением замечаний к проекту, направленных ОАО «Кызылская ТЭЦ».

11.11.2011г. в адрес Тывинского УФАС России поступила жалоба <…> на действия ОАО «Кызылская ТЭЦ» по факту не принятия узла учета тепловой энергии по адресу г.Кызыл, ул. <…> в эксплуатацию и не согласования проекта указанного узла учета тепловой энергии. Данные действия ОАО «Кызылская ТЭЦ» приводят к произведению расчетов за тепловую энергию по тепловой нагрузке, чем ущемляются интересы потребителя.

13.10.2009г. <…>. направила заявление в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ» о согласовании проекта узла учета тепловой энергии магазина «Эльдорадо» по адресу г. Кызыл, ул. <…>. На данное заявление ОАО «Кызылская ТЭЦ» ответ не направило.

23.12.2009г. ОАО «Кызылская ТЭЦ» направило письмо в адрес <…>. об установке узла учета на границе балансовой принадлежности.

18.08.2010г. <…>. направила заявление в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ» о принятии в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленные ООО «Теплосеть» при входе в здание по ул. <…> и заключить договор.

15.07.2011г. и 19.08.2011г. энергоинспекция ОАО «Кызылская ТЭЦ» оформила повторные акты допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя о не допуске узла учета тепловой энергии <…>. в эксплуатацию на основании отсутствия согласованного проекта узла учета тепловой энергии, а также в связи с нарушением п.8.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (зарегистрированы в Минюсте РФ 25.09.1995). Данные акты не утверждены руководителем энергоснабжающей организации.

Приказом Тывинского УФАС России №370 от 23.11.2011г. было возбуждено дело №04-06-08/46-10-11 в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно представленному отзыву от 05.12.2011г. ОАО «Кызылская ТЭЦ» обосновывает свои действия тем, что между <…>. и ОАО «Кызылская ТЭЦ»  имелись разногласия относительно места установки узла учета тепловой энергии, по их разрешению ОАО «Кызылская ТЭЦ» 02.12.2011г. провела осмотр узла учета, при котором было выявлено отсутствие паспортов на приборы учета тепловой энергии.

На основании статьи 47 Закона о защите конкуренции, в результате рассмотрения данного дела Комиссия Тывинского УФАС России приняла решение об объединении дел №04-06-08/36-10-11 и №04-06-08/46-10-11 в одно производство ввиду рассмотрения действий ОАО «Кызылская ТЭЦ» по не согласованию проектов узла учета тепловой энергии и не принятия узла учета в эксплуатацию.

Приказом Тывинского УФАС России №391 от 14.12.2011г. было возбуждено объединенное дело №04-06-08/47-10-11 в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела в качестве эксперта в сфере теплоснабжения был привлечен специалист Енисейского Управления Ростехнадзора – государственный инспектор отдела технологического и энергетического надзора по Республике Тыва.

Согласно пояснениям эксперта от 17.01.2012г. в замечаниях ОАО «Кызылская ТЭЦ» на проект, выполненный проектной организацией ОАО «Тувагражданпроект» отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие обоснованность каждого замечания, не представлены необходимые расчеты для доказательства некорректного применения проектным институтом, указанного в проекте оборудования. При этом ОАО «Тувагражданпроект» обосновал и подтвердил расчетами выбор каждого из примененного вида основного оборудования. Нет ссылки на документы, подтверждающие срок действия технических условий, в данном случае – 1 год. В выполненном проекте узла учета имеются все параметры, указанные в технических условий, что свидетельствует о выполнении требований ОАО «Кызылская ТЭЦ» при проектировании узла учета.

ОАО «Тувагражданпроект» направило письмо о том, что состав спорного проекта выполнен согласно «методических рекомендаций по выполнению проектов узла учета тепловой энергии» и дополнен в соответствии с требованиями энергоснабжающей организации, а также указало на то, что методические рекомендации, разработанные ОАО «Кызылская ТЭЦ» и согласованные в установленном порядке отсутствуют.

Организация, осуществившая монтаж приборов учета и проектирование первоначального узла учета тепловой энергии Министерства - ГУП РТ «Кызылтепло» направило в материалы дела договор на оказание услуг по установке коммерческих приборов учета от 16.02.2010г. с Министерством, договор на оказание услуг по проектированию узла учета от 30.06.2010г., заключенный между ООО «Теплосеть плюс» и ГУП РТ «Кызылтепло», свидетельства Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на используемые типы теплосчетчиков ЛОГИКА 8943, ЛОГИКА 8941, сертификат соответствия на расходомеры «Взлет ЭР», используемых данной организацией при оказании услуг по установке коммерческих приборов учета.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Согласно выписке из Единого государственного реестра сферой деятельности ОАО «Кызылская ТЭЦ»  является передача тепловой энергии. В соответствии со статей 4 Федерального закона от 17.08.1995г № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к естественной монополии. В соответствии с вышеизложенным, ОАО «Кызылская ТЭЦ» признается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории муниципального образования г. Кызыл.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по теплоснабжению г. Кызыла за 2009-2010 год, наибольшую долю на рынке услуг по теплоснабжению г. Кызыла занимает ОАО «Кызылская ТЭЦ», доля которой составляет более 90 %. Приказом Тывинского УФАС России от 18.05.2011 г. № 119 ОАО «Кызылская ТЭЦ» внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35%.

Согласно статьям 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятое количество энергии.

Требования к расчетам за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя и оснащению узлов учета потребителей средствами измерений определяют Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (зарегистрированы в Минюсте РФ 25.09.1995).

 Пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии.

Разделом 7 Правилами учета тепловой энергии определен порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя.

Согласно пункту 7.3 Правил учета тепловой энергии в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены. Пункт 9.10 этих же Правил содержит исчерпывающий перечень случаев, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя.

Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Порядок допуска в эксплуатацию узлов учета установлен пунктами 7.1 - 7.5 вышеприведенных Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. Так, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

- наличие пломб.

При обращении Министерства в энергоснабжающую организацию за согласованием проекта узла учета, ОАО «Кызылская ТЭЦ» посчитало данный проект не соответствующими требованиям на основании истечения срока действия технических условий; при выборе расходомеров подающего и обратного трубопровода не учитывается расход теплоносителя; отсутствуют числовые значения расходов при относительной погрешности измерения; содержание пояснительной записки не выполняет ряд требований ОАО «Кызылская ТЭЦ». Комиссией установлено, что первоначальный проект узла учета, направленный в 2010 году Министерством в адрес ОАО «Кызылская ТЭЦ»  был оставлен без каких-либо замечаний, что в отношении Министерства как организации бюджетной сферы, на которое распространяется действие Приказа Госстроя РФ от 11.10.1999 №73  «Об утверждении рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы», в соответствии с пунктом 21 указанного приказа непредставление письменного сообщения в срок не более 15 дней считается отсутствием замечаний по рассмотрению технической документации.

Не смотря на имеющиеся рекомендации, ОАО «Кызылская ТЭЦ» по истечении длительного периода посчитало, что выполненный проект в 2010 году не может быть согласован.

В результате неправомерных действий ОАО «Кызылская ТЭЦ» Министерство было вынуждено вновь обратиться за выполнением проекта узла учета тепловой энергии.

Рассматривая выполненный проект в 2011 году ОАО «Кызылская ТЭЦ» не стало согласовывать его на основании истечения срока действия технических условий; при выборе расходомеров подающего и обратного трубопровода не учитывается расход теплоносителя; отсутствуют числовые значения расходов при относительной погрешности измерения; содержание пояснительной записки не выполняет ряд требований ОАО «Кызылская ТЭЦ».

Проанализировав действующее законодательство, Комиссия Тывинского УФАС России не установила нормативно-правовые акты, указывающие на срок действия технических условий на проектирование узла учета, соответственно требование относительно исчисления срока действия технических условий необоснованно.

Указание ОАО «Кызылская ТЭЦ» на ненадлежащий выбор расходомеров подающего и обратного трубопровода, а также отсутствия числовых значений расходов при относительной погрешности измерения в проектной документации не соответствует установленному порядку, так как, проанализировав положения пунктов 7.1 - 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, которыми  установлен порядок  допуска  в  эксплуатацию  узлов  учета,  Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о том, что  проверка  соответствия  оборудования  узла  учета,  в  том  числе  средств  измерений, может быть произведена на стадии допуска узла учета в эксплуатацию и отказ ОАО «Кызылская ТЭЦ» на этом основании на этапе согласования проектной документации на узел учета является неправомерным.

При этом, привлеченный к рассмотрению дела эксперт в области теплоснабжения указал на отсутствие нормативно правовых оснований в замечаниях на проект, направленных ОАО «Кызылская ТЭЦ».

При обращении <…>. - ОАО «Кызылская ТЭЦ» каких-либо замечаний не направляло, при этом не производило согласование проекта лишь основываясь на разногласиях в месте установки узла учета, которые в последующем были разрешены в пользу потребителя.

Учитывая отсутствие замечаний к проектам узла учета, <…>. и Министерством были смонтированы узлы учета тепловой энергии.

ОАО «Кызылская ТЭЦ» не принимая в эксплуатацию узлы учета потребителей, основываясь на отсутствии согласованных проектов узлов учета, которые само Общество либо не рассматривает, либо отказывает в согласовании по необоснованным требованиям, злоупотребляет своим положением на рынке услуг по теплоснабжению г. Кызыла и ущемляет интересы Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва и <…>.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Кызылская ТЭЦ»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части не произведения согласования проектов узлов учета у потребителей и отказа в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на этом основании.

В ходе рассмотрения дела ОАО «Кызылская ТЭЦ» представило доказательства согласования проектов узла учета тепловой энергии Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва и <…>., а также допустило в эксплуатацию указанные узлы учета.

Произведя допуск узла учета тепловой энергии в эксплуатацию Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва 06.12.2011г. и <…>. 30.01.2012г. ОАО «Кызылская ТЭЦ» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1,2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/47-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Кызылская ТЭЦ» нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся в ущемлении интересов Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва и <…> в части не произведения согласования проектов узлов учета у потребителей и отказа в допуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на этом основании.

2. Дело №04-06-08/47-10-11, возбужденное в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Председатель Комиссии                  __________                     О.М. Долгих

Члены Комиссии                              __________                     Ф.А. Хаджиев

                                                          __________                  Ш.Т. Тулуш

                                                       __________                     Е.С. Ванькова

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны