Решение б/н решение от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           РКП «АК «Тува Авиа»

 

667010, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул. Московская, д. 145

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/59-10-15

 

12 апреля 2016 года                                                                               г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2016 года

В полном объёме решение изготовлено 12 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России)  по рассмотрению дела № 04-06-08/59-10-15  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. –  руководитель  Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Ооржак Ш.А.-Х. – ведущий  специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенного  законного представителя Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (далее - РКП «АК «Тува Авиа»),

рассмотрев дело № 04-06-08/59-10-15, возбужденное  в отношении Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 145, ИНН 1701047200, ОГРН 1101719000240, КПП 170101001, дата регистрации 25.03.2010 года) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части бездействия по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Тывинского УФАС России от 16.10.2015 года № 384 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» проведена проверка в отношении РКП «АК «Тува Авиа».

В ходе проверки инспекцией Тывинского УФАС России установлено следующее:

Согласно Уставу РКП «АК «Тува Авиа» осуществляет следующие виды деятельности:

  1. авиационные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты,

  2. авиационные работы (авиахимработы, лесоавиаохрана, санавиация, воздушная съемка),

  3. авиационно-техническое обеспечение, а также обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты, грузов,

  4. авиатопливообеспечение воздушных перевозок,

  5. обеспечение контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов,

  6. продажа пассажирских и грузовых перевозок в аэропорту Кызыл,

  7. эксплуатация аэродромов,

  8. обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ, проведение поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродромах предприятия и в районе ответственности предприятия,

  9. проведение противопожарных мероприятий по защите воздушных судов и объектов в районе ответственности предприятия,

  10. обеспечение мер авиационной безопасности, участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте в районе ответственности предприятия,

  11. участие в проверках соблюдения эксплуатантами правил и ограничений, установленных соответствующим сертификатом (свидетельством) эксплуатанта условий, предусмотренными лицензиями на выполняемые воздушные перевозки и авиационные работы в аэропорту Кызыл,

  12. транспортировка, хранение и реализация материальных ценностей, авиационных и других видов топлива и смазочных материалов в интересах физических и юридических лиц, которые пользуются услугами аэропорта Кызыл,

  13. эксплуатация автозаправочной станции, находящейся в хозяйственном ведении предприятия, заправка автотранспорта физических и юридических лиц, которые пользуются услугами аэропорта по перевозке авиапассажиров и грузов,

  14. автомобильные перевозки пассажиров и грузов в пределах аэропорта Кызыл,

  15. содержание и эксплуатация зданий, сооружений, находящихсяв оперативном управлении предприятия,

  16. техническое обслуживание авиационной техники в соответствии с Системой сертификации в гражданской авиации,

  17. аэропортовая деятельность в части обеспечения спецмашинами работ по заправке авиационными горюче-смазочными материалами (далее - ГСМ)и специальными жидкостями воздушных судов, сливу авиационных ГСМ из баков воздушных судов,

  18. техническое обслуживание и ремонт спецмашин,

  19. иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

    РКП «АК «Тува Авиа» осуществляет свою деятельность на основании следующих разрешительных документов: лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов от 03.07.2013 года № ПГ 0346, лицензия на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров от 03.07.2013 года № ПП 0345, сертификат соответствия ФАВТ КР.А.05.00398 от 22.08.2014 года № 008989, сертификат соответствия ФАВТ КР.А.04.00327 от 24.06.2013 года № 003930, сертификат соответствия от 07.03.2014 года № 2021140069, сертификат эксплуатанта от 24.07.2014 года № АР-07-11-08.

    Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 14.05.2010 года № 248-р за РКП «АК «Тува Авиа» на праве оперативного управления закреплены следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 137: 1. нежилые помещения №№ 1-30 на 3-м этаже административного здания (литер Р) общей площадью 764,3 кв.м., 2. ангар (литер Ю) общей площадью 838,9 кв.м., 3. 2-хэатжное здание МВЛ АТБ (литер Я) общей площадью 1554,2 кв.м., 4. здание технических служб АТБ «литер В» общей площадью 1817,4 кв.м., 5. здание док-склада МТО «литер М1» общей площадью 340,8 кв.м.

    В ходе проверки РКП «АК «Тува Авиа» представило инспекции Тывинского УФАС России прейскурант ставок технического обслуживания воздушных судов в аэропорту «Кызыл», утвержденный 27.02.2015 года временно исполняющим обязанности директора РКП «АК «Тува Авиа» Пастушенко М.А.

    Данным прейскурантом утверждены тарифы за наземное обслуживание РКП «АК «Тува Авиа» в следующих размерах:

  20. тариф за хранение авиационного топлива - 15,29 рублей за 1 тонну в сутки,

  21. тариф за обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна - 1104 рублей за 1 тонну,

  22. тариф за обеспечение авиационными маслами, смазками и специальными жидкостями - 650 рублей за 1 тонну,

  23. тариф за стоянку в ангаре по типам воздушного судна,

  24. тариф за техническое обслуживание воздушного судна по формам регламента на одно обслуживание по типам воздушного судна,

  25. тариф за обеспечение приема выпуска на одно обслуживание по типам воздушного судна,

  26. тариф за буксировку,

  27. тариф за внутреннюю уборку на одно обслуживание по типам воздушного судна,

  28. тариф за очистку снега и льда на одно обслуживание по типам воздушного судна и способам очистки,

  29. тариф за заправку авиадвигателей маслом - 650 рублей за 1 кг.,

  30. тариф за заправку систем азотом на одно обслуживание по типам воздушного судна,

  31. тариф за проверку и дозаправку гидросистем на одно обслуживание по типам воздушного судна,

  32. тариф за обеспечение слива авиаГСМ - 1105 рублей за 1 тонну,

  33. тариф за предоставление специальных техническихи транспортных средств,

  34. тариф за предоставление персонала - 500 рублей за 1 час,

  35. тариф за обработку колес воздушного судна на одно обслуживание по типам воздушного судна.

    Статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

    Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

    Перечень тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации установлены приказом Минтранса России  от 17.07.2012 года № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее - Приказ № 241).

    Пунктами 8 и 9 Приказа № 241 установлено, что тарифы за наземное обслуживание взимаются по факту оказания услуг и в размере, действующем на дату выполнения (окончания выполнения) соответствующих услуг. Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 2 и 8 настоящего приложения, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.

    РКП «АК «Тува Авиа» представлены инспекции документарные доказательства, подтверждающие опубликование и регистрацию тарифов РКП «АК «Тува Авиа» в порядке, утвержденном приказом Минтранса России  от  13.04.2001 года № АН 1.15.

    РКП «АК «Тува Авиа» представлены инспекции: приказ от 27.02.2015 года № 10Б «Об утверждении стоимости норма-часа при выполнении наземного обслуживания воздушного судна на 2015 год», согласно которого стоимость норма-час равна 1950 рублей, приказ от 27.02.2015 года № 10В «Об утверждении норма-часов при выполнении наземного обслуживания воздушных судов на 2015 год», которым утверждены расчетные размеры норма-часов по типам воздушного судна для каждого тарифа РКП «АК «Тува Авиа» за наземное обслуживание, пояснения к расчету калькуляции тарифов РКП «АК «Тува Авиа» за наземное обслуживание.

    Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством:

    1. Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов,

    2. Предоставление аэровокзального комплекса,

    3. Обеспечение авиационной безопасности,

    4. Обслуживание пассажиров,

    5. Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,

    6. Хранение авиационного топлива.

    Органом, уполномоченным на установление (утверждение, регистрацию) цен (тарифов) на услуги в аэропортах, до 10.09.2015 года являлась  Федеральная служба по тарифам.  С 10.09.2015 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 года № 941 -  Федеральная антимонопольная служба.

    Согласно прейскуранта РКП «АК «Тува Авиа» осуществляет следующие виды услуг субъектов естественных монополий в аэропортах:

    -хранение авиационного топлива,

    -обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна.

    В ходе проверки установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» в адрес ФСТ России и ФАС России с целью утверждения тарифа за хранение авиационного топлива не обращалось и размер данного тарифа определило самостоятельно.

    Таким образом, инспекцией  по результатам изучения прейскуранта ставок технического обслуживания воздушных судов в аэропорту «Кызыл»  РКП «АК «Тува Авиа» установлено, что тариф за хранение авиационного топлива не утвержден в установленном порядке и его размер определен РКП «АК «Тува Авиа» самостоятельно.

    Согласно письменных пояснений РКП «АК «Тува Авиа» от 19.11.2015 года (вх. № 5399) тариф за хранение авиационного топлива не был утвержден Службой по тарифам Республики Тыва, поскольку РКП «АК «Тува Авиа» не включен в реестр субъектов естественной монополии и предприятие не было осведомлено о необходимости утверждения данного тарифа.

    Вместе с тем, согласно информации Министерства дорожно - транспортного комплекса Республики Тыва деятельность по транспортировке, хранению и реализации авиационных и других видом топлива и смазочных материалов на территории Республики Тыва осуществляет только РКП «АК «Тува Авиа».

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, инспекцией Тывинского УФАС России установлен факт нарушения РКП «АК «Тува Авиа» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части бездействия по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива.

По результатам проверки, проведенной в отношении РКП «АК «Тува Авиа», составлен акт проверки от 30.11.2015 года № 4-3067.

На основании вышеуказанного акта проверки приказом Тывинского УФАС России № 480 от 25.12.2015 года было возбуждено дело № 04-06-08/59-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении РКП «АК «Тува Авиа» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

До рассмотрения дела 17.02.2016 года (вх. № 545) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения РКП «АК «Тува Авиа», из которых следует, что  тариф за хранение авиационного топлива в размере 15,29 рублей за 1 тонну в сутки был утвержден на основании фактически произведенных затрат. Данный тариф не был утвержден в установленном порядке, поскольку предприятие не было осведомлено о необходимости его утверждения в ФАС России. 09.12.2015 года предприятие обратилось в адрес ФАС России с целью утверждения тарифа за хранение авиационного топлива, что подтверждается  письмом от 07.12.2015 года исх. № 503, почтовыми уведомлениями о вручении указанного письма ФАС России.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/59-10-15 представитель РКП «АК «Тува Авиа» полностью поддержала приведенные выше письменные пояснения.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 года № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Согласно прейскуранта РКП «АК «Тува Авиа» осуществляет следующие виды услуг субъектов естественных монополий в аэропортах: хранение авиационного топлива, обеспечение заправки авиационным топливом воздушного судна.

Кроме того, Тывинским УФАС России во исполнение приказа ФАС России от 18.12.2014 года № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы»  проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг по авиатопливообеспечению (услуг по  хранению авиационного топлива   и обеспечения заправки авиационным топливом воздушных судов) за 2014 год на территории города Кызыла Республики Тыва.

 По результатам анализа вышеуказанного рынка установлено, что РКП «АК «Тува Авиа»  занимает долю 100% и может  быть признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по авиатопливообеспечению  (услуг по хранению авиационного топлива), что  в соответствии  с частью 1 статьи  5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие  условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)  затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Следовательно,  РКП «АК «Тува «Авиа»   является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение  на рынке  услуг по авиатопливообеспечению (услуг по  хранению авиационного топлива) в границах города Кызыла Республики Тыва.

 Таким образом, материалами дела № 04-06-08/59-10-15 подтверждено, что РКП «АК «Тува Авиа» своим бездействием по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, письмо от 07.12.2015 года исх. № 503, почтовые уведомления о вручении указанного письма ФАС России, представленные РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Комиссии Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/59-10-15, свидетельствуют, что РКП «АК «Тува Авиа» со своей стороны предприняло всевозможные меры для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/59-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Республиканское казенное предприятие «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по утверждению тарифа за хранение авиационного топлива.

 

2. Предписание Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии»  не выдавать.

 

3. Передать материалы дела № 04-06-08/59-10-15 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии

Ф.А. Хаджиев

 

 

 

Члены Комиссии

А.В. Кыргыс

 

 

 

 

Ш.А.-Х. Ооржак

                                               

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны