Решение б/н решение от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОАО «Тываэнерго»

667001, Республика Тыва, г. Кызыл,

ул. Рабочая, д. 4

 

АО «Тываэнергосбыт»

667010, Республика Тыва, г. Кызыл,

 ул. Заводская, д. 2А

 

***

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/60-10-15

 

29 марта 2016 года                                                                                         г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2016  года

В полном объёме решение изготовлено 29 марта 2016  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - руководитель  Тывинского УФАС России.

Члены Комиссии:

Ооржак Ш.А.-Х. - ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы  Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

-представителя Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт») Шулуу Д.Г., действующей на основании доверенности от 18.01.2016 года № 55,

-представителя Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее - ОАО «Тываэнерго») Антонова А.Л., действующего на основании доверенности от 09.12.2015 года № 00/221/62,

в отсутствии надлежащим образом извещенных заявителей: ***,

рассмотрев дело № 04-06-08/60-10-15, возбужденное в отношении Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4)  и Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, д. 2А) по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в части неправомерного исключения из договоров энергоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д.д. 3/1, 3/2, 3/3 и 3/7, и прекращения подачи электрической энергии в указанные многоквартирные дома,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России 27.08.2015 года (вх. № 4147) поступило заявление *** на неправомерные действия ОАО «Тываэнерго» по факту прекращения подачи электрической энергии  в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Дружбы, д. 3/4.

28.09.2015 года (вх. № 4552), 02.10.2015 года (вх. № 4621) и 02.10.2015 года (вх. № 4622) в адрес Тывинского УФАС России поступили аналогичные заявления *** на неправомерные действия ОАО «Тываэнерго» по факту прекращения подачи электрической энергии в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Кызыл. ул. Дружбы, дд. 3/1, 3/2, 3/3 и 3/7.

Из содержания заявлений следует, что ранее данные многоквартирные жилые дома управлялись Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилсервис» (далее - ООО УК «Жилсервис»), в последующем управляющая компания сменилась на Муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания «ЖЭУ» (далее - МУП УК «ЖЭУ»), которая по данным многоквартирным жилым  домам не заключила договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией. В связи с отсутствием договора энергоснабжения сетевая организация прекратила подачу электрической энергии в указанные многоквартирные жилые дома.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 25.12.2015  года № 477 возбуждено дело  № 04-06-08/60-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении АО «Тываэнергосбыт» и ОАО «Тываэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

25.09.2015 года (вх. № 4533) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения АО «Тываэнергосбыт», согласно которых многоквартирный жилой дом № 3/4 по ул. Дружбы г. Кызыла включен в договор энергоснабжения от 13.02.2013 года № 1094, заключенный с Обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «Новолит» (далее - ООО «ИК «Новолит»).  Данная точка поставки из договора энергоснабжения не исключена, договор не расторгнут.

АО «Тываэнергосбыт» 10.09.2015 года обратилось в адрес МУП УК «ЖЭУ» о включении в договор энергоснабжения точки поставки - многоквартирный жилой дом № 3/4 по ул. Дружбы г. Кызыла. К письменным пояснениям приложен договор энергоснабжения от 13.02.2013 года № 1094.

30.10.2015 года (вх. № 5021) в адрес Тывинского УФАС России поступили дополнительные письменные пояснения АО «Тываэнергосбыт», из которых следует, что многоквартирные жилые дома №№ 3/1 и 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла были включены в договор энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» на основании дополнительного соглашения от 15.03.2013 года. В последующем данные многоквартирные жилые дома были исключены из вышеназванного договора энергоснабжения на основании дополнительного соглашения от 14.09.2015 года.

МУП УК «ЖЭУ» 10.09.2015 года обратилось в адрес АО «Тываэнергосбыт» с письмом о включении в договор энергоснабжения многоквартирных жилых домом №№ 3/4 и 3/7 по ул. Дружбы г. Кызыла. Дополнительным соглашением от 30.09.2015 года указанные многоквартирные жилые дома были включены в договор энергоснабжения от 08.09.2015 года № 5170.

26.10.2015 года (вх. № 4931) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения ООО УК «Жилсервис», согласно которых многоквартирные жилые  дома №№ 3/3, 3/4 и 3/7 по ул. Дружбы г. Кызыла на обслуживании ООО УК «Жилсервис» не состояли. Многоквартирные жилые дома №№ 3/1 и 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла были сняты с обслуживания ООО УК «Жилсервис» и переданы  Мэрией г. Кызыла под управление МУП УК «ЖЭУ» на основании договора на техническое обслуживание от 02.09.2015 года.

30.10.2015 года (вх. № 5020) в адрес Тывинского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО «Тываэнерго», согласно которых основанием прекращения подачи электрической энергии в многоквартирные жилые дома №№ 3/1, 3/2, 3/3, 3/4 и 3/7 по ул. Дружбы г. Кызыла в сентябре 2015 года явилось бездоговорное потребление электрической энергии. К письменным пояснениям ОАО «Тываэнерго» приложены: технические условия на многоквартирные жилые дома №№ 3/1, 3/2; дополнительное соглашение от 14.09.2015 года № 30 об исключении из договора энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» точек поставки - многоквартирных жилых домов №№ 3/1, 3/2; акты об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям многоквартирных жилых домов №№ 3/7, 3/3, 3/4; дополнительное соглашение от 30.09.2015 года № 12735 о включении в договор энергоснабжения с МУП УК «ЖЭУ» точек поставки - многоквартирных жилых домов №№ 3/3, 3/4 и 3/7.

Заявитель *** 13.11.2015 года (вх. № 5307) представила в адрес Тывинского УФАС России квитанцию за сентябрь 2015 года о внесении платы за потребленную электрическую энергию в адрес управляющей компании - ООО УК «Жилсервис».

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» полностью поддержали указанные выше письменные пояснения  и ходатайствовали о прекращении производства по делу, в связи с изменения, внесенными в Закон о защите конкуренции  Федеральным законом от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, поскольку основанием для возбуждения дела № 04-06-08/60-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» явились заявления граждан - физических лиц.

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/60-10-15, изучив представленные документы, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

 Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ОАО «Тываэнерго» является передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4 кВт, дополнительным видом экономической деятельности -  распределение электрической энергии.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2015 год, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнергосбыт» является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, АО «Тываэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергией на территории Республики Тыва.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

Статьей 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правил предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;  потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента и состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в частности электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг).

В свою очередь, пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.

Согласно части  9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Пунктом 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Тывинского УФАС России полагает, что в рамках рассматриваемых правоотношений, управляющая компания не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами. Интересы управляющей компании, в первую очередь, обусловлены интересами потребителей - физических лиц, поскольку  ее деятельность по управлению многоквартирным жилым домом направлена на обслуживание граждан, проживающих в нем.

В рассматриваемом случае в обязанности управляющей компании входит заключение договора на подачу электрической энергии и оплата услуг по ее предоставлению в сроки и по тарифам, утвержденным для населения, в связи с чем, управляющая компания будет являться посредником между энергоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном жилом доме и являются непосредственными потребителями коммунальных услуг.

АО «Тываэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу электрической энергии управляющей компании - исполнителю коммунальных услуг в отношении граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах №№ 3/1, 3/2, 3/3, 3/4 и 3/7 по ул. Дружбы г. Кызыла.

Как установлено материалами дела № 04-06-08/60-10-15 многоквартирный жилой дом № 3/4 по ул. Дружбы г. Кызыла включен в договор энергоснабжения от 13.02.2013 года, заключенный с ООО «ИК «Новолит». Многоквартирные жилые дома №№ 3/1 и 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла были включены  в договор энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» на основании дополнительного соглашения от 15.03.2013 года.

Следовательно, в отношении указанных многоквартирных жилых домов с 2013 года было осуществлено подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства.

В последующем многоквартирные жилые дома №№ 3/1 и 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла были исключены из договора энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» на основании дополнительного соглашения от 14.09.2015 года, в связи с передачей данных многоквартирных жилых домов на обслуживание МУП УК «ЖЭУ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ  по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Порядок и основания, при которых допустимо расторжение договора энергоснабжения, установлены специальной нормой - статьей 546 ГК РФ.

На основании пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе  управление управляющей организацией.

Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Пункт 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, содержит перечень технической и иной документации, подлежащей передаче вновь выбранной управляющей компании. В соответствии с указанным пунктом вновь выбранной управляющей компании могут быть переданы и иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

Таким образом, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность смены управляющей компании. При этом, гражданское законодательство не предусматривает в качестве основания для расторжения договора энергоснабжения смену управляющей компании, являющейся абонентом по такому договору.

Соответственно, из анализа вышеприведенных норм следует, что энергоснабжающая организация не имеет права отказываться от договора энергоснабжения на том основании, что произошла смена абонента - управляющей компании.

Более того, АО «Тываэнергосбыт» представило в адрес Тывинского УФАС России гарантийное обязательство МУП УК «ЖЭУ» от 30.09.2015 года (вх. № 5174), согласно которого МУП УК «ЖЭУ» обязуется в кратчайшие сроки предоставить в адрес АО «Тываэнергосбыт» всю документацию, необходимую для заключения договора энергоснабжения по многоквартирным жилым домам №№ 3/1 и 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла. Данное гарантийное обязательство свидетельствует, что МУП УК «ЖЭУ», как вновь выбранная управляющая компания, не уклоняется от заключения и исполнения договора энергоснабжения.

На основании вышеизложенного Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/60-10-15 приходит к выводу, что договор энергоснабжения в отношении приведенных выше многоквартирных домов продолжает действовать на тех же условиях, что и с ООО УК «Жилсервис».

В соответствии с пунктом 1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения),  бездоговорное потребление электрической энергии -  это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Пунктом 121 Основных положений предусмотрено, что в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном настоящим пунктом порядке.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта.

В рассматриваемом случае потребление электрической энергии жильцами вышеназванных многоквартирных жилых домов не может быть признано  бездоговорным.

Вместе с тем, согласно постановлению Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 09.06.2009 года № 525/09 и пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации  от 05.05.1997 года № 14 отношения бытовых потребителей (в данном случае жителей многоквартирных жилых домов) с ресурсоснабжающей организацией в подобных ситуациях являются фактически сложившимися договорными.

Материалами дела № 04-06-08/60-10-15 установлено и сторонами по делу не оспаривается, что многоквартирный жилой дом № 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла был исключен из договора энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» на основании дополнительного соглашения от 14.09.2015 года. Из заявления *** следует, что  плата за потребленную электрическую энергию за сентябрь 2015 года согласно квитанции ею была внесена 21.09.2015 года, а 25.09.2015 года без предварительного уведомления сотрудниками ОАО «Тываэнерго» во всем доме было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии  по причине бездоговорного потребления электрической энергии.

Следовательно, электрическая энергия продолжала поставляться по точке поставке - многоквартирный жилой дом № 3/2 по ул. Дружбы г. Кызыла и после ее исключения из договора энергоснабжения с ООО УК «Жилсервис» на основании дополнительного соглашения от 14.09.2015 года, что также свидетельствует о наличии фактически сложившихся договорных отношениях и, соответственно, об отсутствии бездоговорного потребления электрической энергии.

Таким образом, у ОАО «Тываэнерго» отсутствовали правовые основания для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении многоквартирных жилых домов по ул. Дружбы г. Кызыла, установленные пунктом 121 Основных положений.

Кроме того, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/60-10-15 отмечает, что ОАО «Тываэнерго» не соблюден порядок введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, предусмотренный пунктом 121 Основных положений, а именно: ОАО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России не представлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии по приведенным выше многоквартирным жилым домам, в которых указаны дата и время введения полного ограничения режима потребления в отношении них, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.

Таким образом, вышеописанные неправомерные действия АО «Тываэнергосбыт» и ОАО «Тываэнерго» по исключению из договоров энергоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Дружбы, д.д. 3/1, 3/2, 3/3 и 3/7, и прекращению подачи электрической энергии в указанные многоквартирные жилые дома противоречат действующему законодательству, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии и создают  неблагоприятные условия для проживания в данных многоквартирных жилых домах, чем  ущемлены интересы заявителей: ***

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением (то есть нарушения антимонопольного законодательства) достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Однако, Федеральным законом от 05.10.2015 года № 275-ФЗ (далее - Закон № 275-ФЗ) внесены изменения в Закон о защите конкуренции.

Так, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  в редакции Закона  № 275-ФЗ устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

С момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с 06.01.2016 года ущемление интересов, со стороны лица, занимающего доминирующее положение на определенном рынке, конкретных физических лиц не является нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, в рассматриваемых действиях АО «Тываэнергосбыт» и ОАО «Тываэнерго» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/60-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу № 04-06-08/60-10-15 о нарушении антимонопольного законодательства,  возбужденному в отношении Акционерного общества «Тываэнергосбыт» и Открытого акционерного общества «Тываэнерго»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Тывинского УФАС России действиях.

 

 

2. Передать материалы дела № 04-06-08/60-10-15 в Службу государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва для принятия решения по существу.

 

 

Председатель Комиссии

Ф.А. Хаджиев

 

 

 

Члены Комиссии

Ш.А.-Х. Ооржак

 

 

 

 

Е.А. Орус-оол

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны