Решение б/н Решение по делу № 05-13-01/05-15-18 от 18 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-13-01/05-15-18

17 декабря 2018 года                                                                                                                                                                                      г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 года

В полном объёме решение изготовлено 17 декабря 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/05-15-18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Сарыг-оол М.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии в рассмотрении дела:

- "....", представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва (далее – ТФ ОМС РТ), действующая на основании доверенности от 27.09.2018 года № 148,

в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей Министерства здравоохранения Республики Тыва, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» (далее – ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1») и Медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования «Нефросовет» (далее – МЧУ ДПО «Нефросовет»),

рассмотрев дело № 05-13-01/05-15-18, возбужденное в отношении Министерства здравоохранения Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 2, ИНН: 1701052707, ОГРН: 1131719001006) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в распределении объемов медицинской помощи в сфере оказания услуг гемодиализа по обязательному медицинскому страхованию с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» к МЧУ ДПО «Нефросовет» и как следствие этого, отсутствие возможности ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывать гражданам медицинскую помощь – услугу гемодиализа за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ обязательного медицинского страхования, и создание условий при которых указанные действия приводят к устранению ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» с рынка медицинских услуг гемодиализа в системе обязательного медицинского страхования начиная с 2017 года, а также к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет» на рынке оказания медицинской услуги гемодиализа в системе обязательного медицинского страхования,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России поступило заявление (вх. № 828 от 06.03.2018 года) ООО «ЛАЭК» на неправомерные действия Министерства здравоохранения Республики Тыва при заключении договоров на оказание услуг гемодиализа.

В рамках рассмотрения заявления ООО «ЛАЭК» были направлены запросы в Министерство здравоохранения Республики Тыва (№ 5-681 от 15.03.2018 года) и Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (№ 5-680 от 15.03.2018 года) о предоставлении информации о проведенных торгах и заключенных договоров на оказание услуг гемодиализа.

Согласно информации Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 29.03.2018 года № ЮК-75 (вх. № 1119 от 30.03.2018 года) и Министерства здравоохранения Республики Тыва от 30.03.2018 года № 1579 (вх. № 1126 от 30.03.2018 года) торги на оказание услуг гемодиализа не проводились и контракты на указанные услуги не заключались.

02.04.2018 года в адрес ТФ ОМС РТ направлен запрос № 5-891 о предоставлении перечня медицинских организаций, оказывающих услуги по гемодиализу на территории Республики Тыва, и об объемах финансирования учреждений из средств ОМС.

Также, в адрес Министерства здравоохранения Республики Тыва направлен запрос № 5-890 от 12.04.2018 года о предоставлении перечня медицинских организаций, оказывающих услуги по гемодиализу на территории Республики Тыва.

Во исполнение указанных запросов, поступила информация от ТФ ОМС РТ от 05.04.2018 года № 437 (вх. № 1218 от 05.04.2018 года) и от Министерства здравоохранения Республики Тыва от 06.04.2018 года № 1711 (вх. № 1263 от 09.04.2018 года).

23.04.2018 года Тывинским УФАС России направлены следующие запросы:

- № 5-1113 – в адрес ТФ ОМС РТ о предоставлении информации об основаниях выдачи средств ОМС за оказание услуг гемодиализа МЧУ ДПО «Нефросовет» в 2016-2017 гг.;

- № 5-1114 – в адрес Министерства здравоохранения Республики Тыва о предоставлении информации о наличии соглашения между МЧУ ДПО «Нефросовет» и Министерством здравоохранения Республики Тыва, и основаниях его заключения;

- № 5-1115 – в адрес ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» о предоставлении информации о причинах неоказания услуг гемодиализа в 2017 году.

Во исполнение указанных запросов, поступила информация от Министерства здравоохранения Республики Тыва от 27.04.2018 года № 2120 (вх. № 1553 от 28.04.2018 года), от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» от 24.04.2018 года № 289 (вх. № 1470 от 25.04.2018 года), от ТФ ОМС РТ от 24.04.2018 года № 542 (вх. № 1451 от 24.04.2018 года).

Также, Тывинским УФАС России направлены запросы руководителю Канцелярии Главы Республики Тыва Монгал А.М. (№ 5-1226 от 04.05.2018 года) и в Администрацию Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (№ 5-1269 от 08.05.2018 года) о предоставлении соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Тыва и МЧУ ДПО «Нефросовет».

Запрошенный документ поступил в адрес Тывинского УФАС России от Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва 11.05.2018 года за вх. № 1687, от Канцелярии Главы Республики Тыва 16.05.2018 года за вх. № 1734.

04.05.2018 года в адрес председателя Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва направлен запрос № 5-1231 о предоставлении информации о поступлении заявок от МЧУ ДПО «Нефросовет» и от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в 2016-2018 гг., о принятых решениях по результатам рассмотрения указанных заявок.

Запрашиваемые документы и информация поступили в адрес Тывинского УФАС России 17.05.2018 года за вх. № 1769 (письмо Министерства здравоохранения от 16.05.2018 года № 2345).

01.06.2018 года за вх. № 1951 в адрес Тывинского УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва (далее – УФСБ России по РТ) о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства при функционировании отделения нефрологии и гемодиализа Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет».

К указанному обращению УФСБ России по РТ были приложены следующие документы:

- приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.11.2016 года № 1320;

- протокол совещания у министра здравоохранения Республики Тыва от 28.10.2016 года № 19;

- приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 17.08.2016 года № 975;

- протокол совещания у заместителя министра здравоохранения Республики Тыва от 27.05.2016 года № 16;

- приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.02.2016 года № 101;

- приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 19.04.2017 года № 442.

По результатам рассмотрения обращения ООО «ЛАЭК» и документов (информации), полученных Тывинским УФАС России, а также обращения УФСБ России по РТ установлено, что в действиях Министерства здравоохранения Республики Тыва содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее – предупреждение).

В силу части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с выявленными признаками нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Министерству здравоохранения Республики Тыва выдано Предупреждение от 05.06.2018 года № 5-1583 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Указанное Предупреждение получено Министерством здравоохранения Республики Тыва 13.06.2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении ФГУП «Почта России».

10.08.2018 года за вх. № 3980 в адрес Тывинского УФАС России поступила информация Министерства здравоохранения Республики Тыва о рассмотрении Предупреждения от 05.06.2018 года № 5-1583 с приложением протокола заседания от 31.01.2018 года № 1.

Согласно указанной информации следует, что в действиях Министерства здравоохранения Республики Тыва отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку распределением денежных средств занимается Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о выполнении Предупреждения от 05.06.2018 года № 5-1583 в полном объеме, поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в создании преимущественных условий на рынке оказания медицинских услуг нефрологии (гемодиализу) для Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» путем передачи объема оказываемых услуг гемодиализа, медицинского оборудования и части помещений, расположенных в здании ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет».

Таким образом, Предупреждение от 05.06.2018 года № 5-1583 Министерством здравоохранения Республики Тыва в установленный срок не выполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с не выполнением Предупреждения от 05.06.2018 года № 5-1583 и наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, приказом Тывинского УФАС России от 23.08.2018 года № 254 в отношении Министерства здравоохранения Республики Тыва возбуждено дело № 05-13-01/05-15-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением Тывинского УФАС России от 23.08.2018 года Министерство здравоохранение Республики Тыва привлечено к участию в деле № 05-13-01/05-15-18 в качестве ответчика, МЧУ ДПО «Нефросовет» и Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» – в качестве заинтересованных лиц.

Определением от 23.08.2018 года рассмотрение дела № 05-13-01/05-15-18 было назначено на 19.09.2018 года в 15 часов 00 минут (время местное).

Также, указанным определением от 23.08.2018 года и на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции от Министерства здравоохранения Республики Тыва запрошены следующие документы (информация):

- учредительные документы;

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения.

Указанное определение от 23.08.2018 года получено Министерством здравоохранения Республики Тыва 27.08.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 28.08.2018 года, МЧУ ДПО «Нефросовет» 30.08.2018 года.

Во исполнение определения Тывинского УФАС России от 23.08.2018 года Министерством здравоохранения Республики Тыва представлены следующие документы (вх. № 3393 от 10.09.2018 года):

- письмо Министерства здравоохранения Республики Тыва от 10.08.2018 года № 3980;

- учредительные документы (свидетельство, Указ Главы Республики Тыва от 14.10.2014 № 216 о назначении министра здравоохранения Республики Тыва, Положение о Министерстве здравоохранения Республики Тыва).

23.08.2018 года Тывинским УФАС России также направлен запрос № 5-2300 в адрес ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» о предоставлении штатного расписания неврологического отделения, приказов о переводе работников, адреса места осуществления деятельности нефрологического отделения, адреса осуществления деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», перечния медицинского оборудования, переданного МЧУ ДПО «Нефросовет», о количестве оказанных услуг гемодиализа за истекший период 2018 года.

03.09.2018 года за вх. № 3273 от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» поступили копии следующих документов:

- договор безвозмездного пользования от 21.12.2015 года № 1 с приложением № 1 и дополнительным соглашением от 10.02.2017 года;

- выписки из штатного расписания;

- приказы ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» о прекращении трудового договора с работником;

- список уволенных работников ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»;

- информация о проведенных сеансах гемодиализа в условиях круглосуточного стационара за 2018 год.

Приказом Тывинского УФАС России от 18.09.2018 года № 286 в состав Комиссии Тывинского УФАС России были внесены изменения, в связи с изменением должности члена Комиссии – Оюн С.С.

19.09.2018 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 были представлены следующие документы:

от Министерства здравоохранения Республики Тыва (вх. № 3513 и № 3514 от 19.09.2018 года):

- письменные пояснения (отзыв);

- информация о проведенных сеансах ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» по гемодиализу;

- лицензии ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» на право осуществления медицинской деятельности,

от МЧУ ДПО «Нефросовет» (вх. № 3515 от 19.09.2018 года):

- письменные пояснения;

- соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Тыва и МЧУ ДПО «Нефросовет» от 10.12.2015 года;

- информационная таблица аналогичных проектов МЧУ ДПО «Нефросовет» по другим субъектам Российской Федерации.

Указанные документы и информация были приобщены к материалам дела № 05-13-01/05-15-18.

Также, в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 представители Министерства здравоохранения Республики Тыва заявили ходатайства о привлечении к участию в деле ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», ТФ ОМС РТ и Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва.

Указанное ходатайство, в части привлечения к участию в деле ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и ТФ ОМС РТ, удовлетворено, в связи с чем, определением от 19.09.2018 года ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» привлечено к участию в деле № 05-13-01/05-15-18 в качестве заинтересованного лица, ТФ ОМС РТ – в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

В связи с привлечением к участию в деле № 05-13-01/05-15-18 новых лиц, рассмотрение дела № 05-13-01/05-15-18 было отложено и назначено на 10.10.2018 года в 16 часов 00 минут (время местное).

Указанные определения от 19.09.2018 года получены Министерством здравоохранения Республики Тыва 26.09.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 27.09.2018 года, ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» 25.09.2018 года, ТФ ОМС РТ 26.09.2018 года.

Также, определением от 19.09.2018 года и на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции запрошены следующие документы (информация):

от Министерства здравоохранения Республики Тыва – приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 14.04.2017 года № 418,

от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»:

- приложения № 2-4 к договору безвозмездного пользования государственным имуществом № 1 от 21.12.2015 года, заключенному между ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и МЧУ ДПО «Нефросовет»;

- документ, подтверждающий право нахождения организации по адресу осуществления деятельности (договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о праве собственности и т.д.) с указанием места расположения, занимаемой площадью, этажа, количества койка мест по состоянию на 01.01.2016 года, на 01.01.2017 года и на 01.01.2018 года;

- перечень медицинского оборудования, переданного ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» МЧУ ДПО «Нефросовет» с приложением подтверждающих документов,

от Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет»:

- документ, подтверждающий право нахождения организации по адресу осуществления деятельности (договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о праве собственности и т.д.) с указанием места расположения, занимаемой площадью, этажа, количества койка мест по состоянию на 01.01.2016 года, на 01.01.2017 года и на 01.01.2018 года;

- лицензия на право осуществления медицинской деятельности на оказание услуг гемодиализа;

- документ, подтверждающий получение медицинского оборудования в количестве 2 аппаратов от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (договор аренды, договор безвозмездного пользования и т.д.),

от ТФ ОМС РТ – информация об объеме средств обязательного медицинского страхования, перечисленного в 2018 году за оказание услуг гемодиализа, с указанием наименования получателя, количества оказанных услуг и выделенных денежных средств.

Во исполнение определения от 19.09.2018 года в адрес Тывинского УФАС России поступили следующие документы (информация):

от Министерства здравоохранения Республики Тыва – приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 14.04.2017 года № 418 (вх. № 3676 от 01.10.2018 года),

от ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (вх. № 3906 от 09.10.2018 года):

- договор безвозмездного пользования от 21.12.2015 года № 1 с приложениями № 1 и 2;

- акты приема-передачи объектов нефинансовых активов;

- письмо ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» от 18.10.2016 года № 507 с приложением № 1;

- акт приема-передачи от 01.10.2016 года к договору № 16/04/11-1ТК от 11.04.2016 года,

от Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» (вх. № 3988 от 08.10.2018 года):

- договор безвозмездного пользования от 21.12.2015 года № 1 с приложениями № 1 и 2;

- договор безвозмездного пользования от 25.04.2016 года № 383 с приложением № 1;

- акты приема-передачи от 25.04.2016 года и от 01.10.2016 года к договору № 16/04/11-1ТК от 11.04.2016 года;

- лицензии на право осуществления медицинской деятельности,

от ТФ ОМС РТ – информация об объеме средств обязательного медицинского страхования, перечисленного в 2018 году за оказание услуг гемодиализа, с указанием наименования получателя, количества оказанных услуг и выделенных денежных средств (вх. № 3982 от 05.10.2018 года).

10.10.2018 года составлен Отчет (Обзор) по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) на территории Республики Тыва.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) на территории Республики Тыва было установлено:

- временной интервал: с 01.01.2015 года по 30.08.2018 года;

- продуктовые границы товарного рынка: рынок оказания медицинской услуги по нефрологии (гемодиализу) в Республике Тыва;

- географические границы товарного рынка: границы территории Республики Тыва.

Указанный Отчет (Обзор) приобщен к материалам дела № 05-13-01/05-15-18.

Приказом Тывинского УФАС России от 10.10.2018 года № 305 в состав Комиссии Тывинского УФАС России были внесены изменения, в связи с изменением должности члена Комиссии – Оюн С.С.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 10.10.2018 года Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о необходимости принятия заключения об обстоятельствах дела, в связи с чем, определением от 10.10.2018 года рассмотрение дела отложено и назначено на 06.11.2018 года в 16 часов 00 минут (время местное).

Указанное определение от 10.10.2018 года получено Министерством здравоохранения Республики Тыва 18.10.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 19.10.2018 года, ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» 19.10.2018 года, ТФ ОМС РТ 18.10.2018 года.

Заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-15-18 от 16.10.2018 года получено Министерством здравоохранения Республики Тыва 22.10.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 25.10.2018 года, ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» 22.10.2018 года, ТФ ОМС РТ 22.10.2018 года.

Также, 19.10.2018 года в адрес Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва направлен запрос № 5-2957 о предоставлении информации о количестве лиц, имеющих лицензию на право осуществление медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по нефрологии на территории Республики Тыва с указанием наименования медицинской организации, даты выдачи лицензии, срока окончания действия лицензии (информацию необходимо было представить за периоды 2015-2018 гг.).

Запрошенная информация от Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва поступила в адрес Тывинского УФАС России 29.10.2018 года за вх. № 4251.

02.11.2018 года в адрес Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва повторно направлен запрос № 5-3119.

Запрошенная информация от Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва поступила в адрес Тывинского УФАС России 08.11.2018 года за вх. № 4424.

Приказом Тывинского УФАС России от 06.11.2018 года № 326 в состав Комиссии Тывинского УФАС России были внесены изменения, из состава Комиссии выведена член Комиссии – Оюн С.С. и введен – Сарыг-оол М.Ю., членом Комиссии.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 06.11.2018 года от Министерства здравоохранения Республики Тыва поступило возражение на заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-15-18 от 16.10.2018 года (вх. № 4361 от 06.11.2018 года), согласно которому:

1. договор безвозмездного пользования помещениями заключен между ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и МЧУ ДПО «Нефросовет» в соответствии с положениями гражданского законодательства, решение о его заключении (об отказе в заключении) Министерством здравоохранения Республики Тыва не принималось;

2. гемодиализ не является самостоятельным видом работ (услуг), составляющий медицинскую деятельность и подлежащий лицензированию;

3. перераспределение объемов медицинской помощи по гемодиализу, осуществленное комиссией по разработке территориальной программы ОМС в пользу МЧУ ДПО «Нефросовет», не привело к ущемлению прав и законных интересов иных медицинских организаций;

4. Комиссией Тывинского УФАС России не учтены интересы пациентов (неопределенного круга потребителей, получающих услуги гемодиализа), поскольку в отличие от условий оказания гемодиализа в ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» условия оказания данной помощи в МЧУ ДПО «Нефросовет» соответствуют порядку и стандартам оказания медицинской помощи.

На заседании Комиссии 06.11.2018 года представитель Министерства здравоохранения Республики Тыва поддержала письменное возражение в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 06.11.2018 года представитель ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» пояснила, что ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в 2018 году оказывает услуги гемодиализа в рамках оказания другого профиля медицинской помощи (клинико-статистическая группа).

При таких обстоятельствах, у Комиссии Тывинского УФАС России возникла необходимость изучения письменного возражения Министерства здравоохранения Республики Тыва и пояснений представителя ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», а также получения дополнительной информации от ТФ ОМС РТ, в связи с чем, Комиссией Тывинского УФАС России принято решение об объявлении перерыва до 13.11.2018 года 17 часов 00 минут (время местное).

08.11.2018 года в адрес ТФ ОМС РТ направлен запрос № 5-3157 о предоставлении информации об объеме средств фонда обязательного медицинского страхования, перечисленных в 2015, 2016, 2017 гг. и за 8 месяцев 2018 г. за оказание услуг гемодиализа в рамках оказания другого профиля медицинской помощи (клинико-статистическая группа), с указанием наименования получателя, количества оказанных услуг и выделенных денежных средств.

Запрошенная информация от ТФ ОМС РТ поступила в адрес Тывинского УФАС России 09.11.2018 года за вх. № 4445.

13.11.2018 года составлен Уточненный отчет (Обзор) по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) на территории Республики Тыва.

По результатам исследования состояния конкуренции на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) на территории Республики Тыва было установлено:

- временной интервал: с 01.01.2015 года по 30.08.2018 года;

- продуктовые границы товарного рынка: рынок оказания медицинской услуги по нефрологии (гемодиализу) в Республике Тыва;

- географические границы товарного рынка: границы территории Республики Тыва.

Указанный Отчет (Обзор) также приобщен к материалам дела № 05-13-01/05-15-18.

13.11.2018 года представители ТФ ОМС РТ пояснили, что ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» за периоды 2015-2017 гг. не оказывало услуги гемодиализа в рамках оказания другого профиля медицинской помощи (клинико-статистическая группа).

На заседании Комиссии 13.11.2018 года Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о необходимости принятия повторного заключения об обстоятельствах дела с учетом документов (информации), имеющихся в материалах дела.

В связи с чем, определением от 13.11.2018 года рассмотрение дела отложено и назначено на 04.12.2018 года в 10 часов 30 минут (время местное).

Также, определением от 13.11.2018 года срок рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 продлен на 1 месяц, то есть до 23 декабря 2018 года.

Указанные определения от 13.11.2018 года получены Министерством здравоохранения Республики Тыва 20.11.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 20.11.2018 года, ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» 22.11.2018 года, ТФ ОМС РТ 21.11.2018 года, МЧУ ДПО «Нефросовет» 04.12.2018 года.

Заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-15-18 от 13.11.2018 года получено Министерством здравоохранения Республики Тыва 23.11.2018 года, Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» 22.11.2018 года, ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» 22.11.2018 года, ТФ ОМС РТ 22.11.2018 года, МЧУ ДПО «Нефросовет» 04.12.2018 года.

04.12.2018 года на заседании Комиссии представитель ТФ ОМС РТ поддержала ранее изложенные доводы.

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/05-15-18, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС).

В силу пункта 1 статьи 3 Закона об ОМС обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом об ОМС случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 35 Закона об ОМС базовая программа обязательного медицинского страхования – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 года № 1273, от 19.12.2015 года № 1382, от 19.12.2016 года № 1403 и от 08.12.2017 года № 1492 были утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год (2015, 2016, 2017 и 2018 гг.).

Согласно указанным Программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. услуга гемодиализа относится к видам медицинской помощи обязательного медицинского страхования.

10.12.2015 года между Правительством Республики Тыва и МЧУ ДПО «Нефросовет» заключено соглашение о сотрудничестве № С-39-2015 (далее – Соглашение), предметом которого является сотрудничество сторон по разрешению социально значимых проблем Республики Тыва в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 2.1 Соглашения МЧУ ДПО «Нефросовет» обязуется, в том числе:

- организовать многопрофильный медицинский центр для оказания медицинской помощи населению Республики Тыва в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

- создать на территории Республики Тыва филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» в целях осуществления медицинской деятельности в сфере обязательного медицинского страхования на территории Республики Тыва.

Согласно пункту 2.3 Соглашения Правительство Республики Тыва в пределах своей компетенции обязуется, в том числе:

- оказывать содействие в рамках действующего законодательства Российской Федерации по предоставлению помещения в целях размещения медицинского многопрофильного центра;

- оказывать содействие МЧУ ДПО «Нефросовет» во взаимоотношениях с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Тыва, Министерством здравоохранения Республики Тыва, другими органами государственной власти Республики Тыва, медицинскими организациями и поставщиками коммунальных услуг;

- оказывать содействие в информировании населения об открытии медицинского центра.

Таким образом, указанное Соглашение заключено на региональном уровне для организации Тывинским филиалом МЧУ ДПО «Нефросовет» медицинской помощи населению Республики Тыва в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в числе которых также включена услуга гемодиализа.

Протоколом совещания у заместителя министра здравоохранения Республики Тыва от 27.05.2016 года № 16 принято решение:

1. Главному врачу ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» Х. (пункт 1):

- провести 30.05.2016 года собрания с работниками отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) по процедуре перевода работников из ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в отделение ООО «Нефросовет»;

- совместно с филиалом ООО «Нефросовет» провести работу по вручению предложения о работе в ООО «Нефросовет» работникам отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»,

2. Юристу-консультанту ГБУ «Медицинский информационно-аналитический центр РТ» К. разработать проект предложения о работе в ООО «Нефросовет» работникам отделений программного гемодиализа, нефрологии, поликлиники (терапевтической службы) ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (пункт 3).

17.08.2016 года Министерством здравоохранения Республики Тыва издан приказ № 975, согласно которому утвержден план мероприятий по организации деятельности гемодиализной службы (пункт 2).

Указанным Планом предусмотрено осуществление следующих мероприятий:

- подготовка проекта приказа о перераспределении штатных единиц, высвобождающих за счет перевода работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в филиал ООО «Нефросовет» (срок исполнения – до 30.08.2016 года);

- внесение предложений по вопросу перераспределения аппаратов гемодиализа, принадлежащих на праве оперативного управления ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (срок исполнения – до 30.08.2016 года);

- завершение процедуры лицензирования медицинской деятельности филиала ООО «Нефросовет» (срок исполнения – до 22.08.2016 года);

- организация рассмотрения на заседании Комиссии по разработке Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи вопроса включения филиала ООО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС (после получения филиалом ООО «Нефросовет» лицензии на осуществление медицинской деятельности) (срок исполнения – до 30.08.2016 года).

В материалы дела № 05-13-01/05-15-18 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» представлены копии приказов ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» о прекращении трудового договора с работником и список уволенных работников ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (вх. № 3273 от 03.09.2018 года), согласно которым трудовые договора с работниками ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» прекращены на основании их личного заявления.

При этом, 19.09.2018 года на заседании Комиссии представители Министерства здравоохранения Республики Тыва и МЧУ ДПО «Нефросовет» пояснили, что работники ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» по их желанию увольнялись и принимались в МЧУ ДПО «Нефросовет».

Согласно протоколу № 19 от 28.10.2016 года министр здравоохранения Республики Тыва Д., заместитель министра здравоохранения Республики Тыва М., главный врач ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» Х. и и.о. главного врача МЧУ ДПО «Нефросовет» М. обсудив вопрос о передаче помещений решили ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»:

- передать на безвозмездной основе помещения для МЧУ ДПО «Нефросовет» для осуществления амбулаторного нефрологичного приема;

- заключить договор о безвозмездном пользовании данными помещениями.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 02.11.2016 года № 1320 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» указано на необходимость:

- передать на безвозмездной основе помещения для МЧУ ДПО «Нефросовет» для осуществления амбулаторного нефрологичного приема;

- заключить договор о безвозмездном пользовании данными помещениями.

21.12.2015 года между ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и МЧУ ДПО «Нефросовет» заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом № 1.

Согласно пункту 1.1 договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.12.2015 года № 1 предметом договора является передача МЧУ ДПО «Нефросовет» помещений в здании нефрологического отделения ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Московская, 28.

В приложении № 1 к договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 21.12.2015 года № 1 приведен перечень имущества, подлежащих к передаче МЧУ ДПО «Нефросовет».

Актом приема-передачи от 21.12.2015 года указанные помещения в здании нефрологического отделения ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» были переданы МЧУ ДПО «Нефросовет».

Приказом Министерства здравоохранения Республики Тыва от 19.04.2017 года № 442 ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» поручено передать Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» с 01.05.2017 года объемы круглосуточного стационара по профилю «нефрология», а также ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» поручено сократить 17 коек (пункты 1 и 2).

Также, пунктом 5 данного приказа от 19.04.2017 года № 442 отделу анализа и прогнозирования поручено подготовить материалы о перераспределении объемных показателей медицинской помощи на рассмотрение Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Республики Тыва до 25.04.2017 года.

10.10.2018 года на заседании Комиссии представители ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» пояснили, что объемы показателей медицинской помощи были переданы с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» к МЧУ ДПО «Нефросовет» на основании протокольного решения Министерства здравоохранения Республики Тыва через Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва на тарифном соглашении.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об ОМС к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 15 Закона об ОМС).

Согласно части 5 статьи 15 Закона об ОМС медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС предусмотрено, что медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных Законом об ОМС.

Согласно информации ТФ ОМС РТ от 05.04.2018 года № 437 в перечень медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва и оказывающие услуги гемодиализа, входят следующие организации:

А) в 2015 году: 2 медицинских организации:

- Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Республики Тыва «Барун-Хемчикский межкожуунный медицинский центр» (далее – ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»): оказано 109 услуг на сумму 534,6 тыс. рублей;

- ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»: оказано 10 755 услуг на сумму 50 525,5 тыс. рублей,

Б) в 2016 году: 3 медицинских организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 506 услуг на сумму 2 832,1 тыс. рублей;

- ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1»: оказано 7 556 услуг на сумму 43 724,5 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 3 622 услуги на сумму 25 579,3 тыс. рублей,

В) в 2017 году: 2 медицинских организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 291 услуга на сумму 1 963,5 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 13 854 услуги на сумму 102 777,7 тыс. рублей.

Согласно информации ТФ ОМС РТ от 05.10.2018 года № 1239 за 8 месяцев 2018 года в перечень медицинских организаций, работающих в системе ОМС Республики Тыва и оказывающие услуги гемодиализа, входят следующие организации:

- ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ»: оказано 11 услуг на сумму 1 029,3 тыс. рублей;

- Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»: оказано 11 189 услуг на сумму 82 821,3 тыс. рублей.

Таким образом, ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ», ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» являются участниками обязательного медицинского страхования и участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Как следует из изложенного, в 2017 году и за 8 месяцев 2018 года услуги гемодиализа осуществляли 2 медицинских организации, работающих в системе ОМС Республики Тыва (ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» и Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет»), тогда как в 2015 и 2016 гг. аналогичную услугу также осуществляло ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1».

При этом, ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» оказывает медицинскую помощь населению Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Сут-Хольского, Монгун-Тайгинского, Овюрского и Дзун-Хемчикского районов Республики Тыва, а также г. Ак-Довурак Республики Тыва (статьи 2.1 и 2.2 Устава, утвержденного министром здравоохранения Республики Тыва от 28.11.2017 года).

В свою очередь, Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» осуществляет свою деятельность на территории г. Кызыла и предоставляет медицинскую услугу гемодиализа вне зависимости от места жительства (адреса регистрации) населения Республики Тыва.

ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» также оказывает медицинскую помощь населению Республики Тыва вне зависимости от их места жительства и/или адреса регистрации (пункт 2.1 Устава, утвержденного министром здравоохранения Республики Тыва от 2014 года).

При таких обстоятельствах, сфера деятельности ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» как медицинской организации, работающей в системе обязательного медицинского страхования Республики Тыва, ограничена населением определенных районов Республики Тыва, тогда как Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» и ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывают медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования населению Республики Тыва вне зависимости от их места жительства (адреса регистрации).

Следовательно, в 2017 году и за 8 месяцев 2018 года большую часть медицинской помощи в сфере гемодиализа, за счет средств ОМС Республики Тыва, в отсутствии медицинской организации ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывал Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет», что также подтверждается количеством оказанных услуг.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что после заключения Соглашения и началом осуществления деятельности Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» (с 01.09.2016 года) со стороны Министерства здравоохранения Республики Тыва начались активные действия по созданию преимущественных условий деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет» путем передачи последнему помещений для осуществления медицинской деятельности, работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», объема оказываемых услуг гемодиализа, а также путем оказания содействия по завершению процедуры лицензирования медицинской деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», при рассмотрении вопроса включения МЧУ ДПО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС, что впоследствии привело к устранению ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» с рынка оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) в системе ОМС.

В свою очередь, в 2017-2018 гг. ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» не подаются заявки на оказание медицинских услуг по нефрологии в сфере гемодиализа, за счет средств ОМС, соответственно граждане (в том числе при наличии возможностей граждан, проживающих в районах Республики Тыва, подведомственных ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ») (то есть застрахованные лица) для получения бесплатной медицинской помощи по гемодиализу в рамках ОМС вынуждены обращаться за медицинской помощью в Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет», что противоречит законодательно установленному праву граждан на выбор медицинской организации (статья 21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 16 Закона об ОМС).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организацию оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 части 2 статьи 26.3).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 8 Закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" к полномочиям Правительства Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан относятся организация оказания населению Республики Тыва первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органу исполнительной власти Республики Тыва.

Органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан, в том числе обеспечения медицинской помощи, является Министерство здравоохранения Республики Тыва (Положение о Министерстве здравоохранения Республики Тыва, утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 228).

Таким образом, приведенные федеральные и региональные законоположения свидетельствуют о том, что организация оказания населению медицинской помощи в Республике Тыва является обязанностью (прерогативой) республиканских органов государственной власти в целях обеспечения права каждого гражданина Российской Федерации на медицинскую помощь, в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Тыва.

ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в силу своего Устава является подведомственным медицинским учреждением Министерства здравоохранения Республики Тыва.

В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Закона Республики Тыва от 15.10.2012 N 1524 ВХ-1 "Об охране здоровья граждан в Республике Тыва" руководство деятельностью подведомственных государственных медицинских организаций относится к полномочиям органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан.

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Тыва как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в сфере охраны здоровья граждан, в том числе обеспечения медицинской помощи, обязано осуществлять руководство деятельностью ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», в том числе на оказание населению Республики Тыва бесплатной медицинской помощи в виде гемодиализа в рамках ОМС.

Реализация указанного полномочия направлена на достижение таких принципов как обеспечение граждан в сфере охраны здоровья государственными гарантиями, доступности медицинской помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

В рассматриваемом случае, указанные выше действия Министерства здравоохранения Республики Тыва не только нарушают общепризнанные принципы, установленные законодательством об охране здоровья граждан, но и препятствуют ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывать гражданам медицинскую помощь – услугу гемодиализа за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ ОМС, при условии наличия у него возможностей оказания данной услуги и указанное лицо включено в реестр медицинских организаций ОМС Республики Тыва, что способствует к созданию условий, при которых увеличиваются объем выделения медицинской помощи в сфере оказания услуг гемодиализа по ОМС на 2017 и 2018 гг. Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» по представлению Министерства здравоохранения Республики Тыва без учета критериев распределения медицинской помощи, поскольку ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ» имеет возможность оказывать данную услугу только гражданам, проживающим в определенных районах Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Для квалификации действий субъекта применительно к части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные им действия (бездействие), которые негативно влияют либо могут повлиять на определенную конкурентную среду – приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, то есть к соперничеству на значимом определенном товарном рынке в сфере обращения определенного товара (работ, услуг) либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг).

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Соответственно, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие) прежде всего должны быть направлены на реализацию положений Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно информации Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва от 08.11.2018 года № 2590 на территории Республики Тыва имеют лицензию на право осуществления медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи:

- в стационарных условиях по нефрологии – 4 медицинских организаций;

- в амбулаторных условиях по нефрологии – 5 медицинских организаций.

При этом, как указано выше, за периоды 2015-2017 гг. и за 8 месяцев 2018 года в реализации территориальной программы ОМС участвуют ГБУЗ РТ «Барун-Хемчикский ММЦ», Тывинский филиал МЧУ ДПО «Нефросовет» и ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (последнее до 2017 года).

Таким образом, на территории Республики Тыва помимо лиц, которые участвуют в территориальной программе ОМС, имеют лицензию на право осуществления медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по нефрологии – 4 медицинских организации; в амбулаторных условиях по нефрологии – 5 медицинских организаций.

На основании вышеизложенного следует, что действия Министерства здравоохранения Республики Тыва направленные на распределение объемов медицинской помощи в сфере оказания услуг гемодиализа по ОМС с ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» к Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» и как следствие этого, отсутствие возможности ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» оказывать гражданам медицинскую помощь – услугу гемодиализа за счет средств, выделяемых в рамках соответствующих программ ОМС, создают условия при которых указанные действия приводят к устранению ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» с рынка медицинских услуг гемодиализа в системе ОМС начиная с 2017 года, а также к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности Тывинского филиала МЧУ ДПО «Нефросовет» на рынке оказания медицинской услуги гемодиализа в системе ОМС, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При этом указанные признаки направленные на ограничение конкуренции спровоцированы, прежде всего, действиями Министерства здравоохранения Республики Тыва путем передачи Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» части помещений, расположенных в здании ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», объема оказываемых услуг гемодиализа, работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», а также путем оказания содействия по завершению процедуры лицензирования медицинской деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», при рассмотрении вопроса включения МЧУ ДПО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Министерства здравоохранения Республики Тыва усматриваются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Возражение Министерства здравоохранения Республики Тыва на заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-15-18 от 16.10.2018 года и пояснение представителя ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» (озвученные и представленные 06.11.2018 года) не принимаются Комиссией Тывинского УФАС России в силу следующего.

1. По доводам заключения договора безвозмездного пользования помещениями между ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» и МЧУ ДПО «Нефросовет» в соответствии с положениями гражданского законодательства, решение о его заключении (об отказе в заключении) Министерством здравоохранения Республики Тыва не принималось; перераспределение объемов медицинской помощи по гемодиализу осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы ОМС и указанное перераспределение в пользу МЧУ ДПО «Нефросовет» не привело к ущемлению прав и законных интересов иных медицинских организаций; Комиссией Тывинского УФАС России не учтены интересы пациентов (неопределенного круга потребителей, получающих услуги гемодиализа), поскольку в отличие от условий оказания гемодиализа в ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» условия оказания данной помощи в МЧУ ДПО «Нефросовет» соответствует порядку и стандартам оказания медицинской помощи; ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в 2018 году оказывает услуги гемодиализа в рамках оказания другого профиля медицинской помощи (клинико-статистическая группа).

Указанные факты не могут быть признаны как обстоятельства, исключающие в действиях Министерства здравоохранения Республики Тыва признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку, в рассматриваемом случае, признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в создании преимущественных условий на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) для МЧУ ДПО «Нефросовет» путем передачи объема оказываемых услуг гемодиализа, медицинского оборудования и части помещений, расположенных в здании ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1» в МЧУ ДПО «Нефросовет», работников отделения программного гемодиализа ГБУЗ РТ «Республиканская больница № 1», а также путем оказания содействия по завершению процедуры лицензирования медицинской деятельности МЧУ ДПО «Нефросовет», при рассмотрении вопроса включения МЧУ ДПО «Нефросовет» в реестр медицинских организаций системы ОМС.

2. По доводу о том, что гемодиализ не является самостоятельным видом работ (услуг), составляющий медицинскую деятельность и подлежащий лицензированию.

Гемодиализ – это метод внепочечного очищения крови при острой и хронической почечной недостаточности. Во время гемодиализа происходит удаление из организма токсических продуктов обмена веществ для уменьшения биохимических аномалий, нормализация нарушений водного, электролитного балансов и кислотно-щелочного равновесия.

В свою очередь, нефрология – это область медицины, изучающая функции и болезни почек.

Таким образом, гемодиализ как медицинская услуга оказывается в рамках нефрологии (вида медицинской деятельности).

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/05-15-18 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство здравоохранения Республики Тыва нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий направленных на создание преимущественных условий деятельности Медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования «Нефросовет» на рынке оказания медицинских услуг по нефрологии (гемодиализу) на территории Республики Тыва за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва.

2. Выдать Министерству здравоохранения Республики Тыва предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы дела № 05-13-01/05-15-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Министерства здравоохранения Республики Тыва.

 

 

Председатель Комиссии

Ф.А. Хаджиев

 

 

Члены Комиссии

А.О. Ооржак

 

М.Ю. Сарыг-оол

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

ПРЕДПИСАНИЕ 05-13-01/05-15-18

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

17 декабря 2018 года г. Кызыл

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/05-15-18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Сарыг-оол М.Ю. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании своего решения от 17.12.2018 года, принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/05-15-18 о нарушении Министерством здравоохранения Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 2, ИНН: 1701052707, ОГРН: 1131719001006) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предписывает:

1. Министерству здравоохранения Республики Тыва в течение 30 (тридцати) дней со дня получения настоящего Предписания совершить исчерпывающие действия по устранению нарушения антимонопольного законодательства и совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

1.1. направить в адрес Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» письмо о незаконности действий Министерства здравоохранения Республики Тыва, выразившихся в ограничении деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» по оказанию медицинской услуги по нефрологии (гемодиализу) путем передачи Медицинскому частному учреждению дополнительного профессионального образования «Нефросовет» объема оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» услуг гемодиализа и работников отделения программного гемодиализа Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1», а также о необходимости совершения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» действия по возобновлению медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по нефрологии (гемодиализу), в том числе путем подачи Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» заявки в Комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Тыва на получение объемов медицинской помощи по нефрологии (гемодиализу) за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Тыва;

1.2. отменить приказ Министерства здравоохранения Республики Тыва от 19.04.2017 года № 442, в части передачи с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» Тывинскому филиалу МЧУ ДПО «Нефросовет» объемов круглосуточного стационара по профилю «нефрология» и сокращения у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Республиканская больница № 1» 17 коек.

2. О выполнении настоящего Предписания Министерству здравоохранения Республики Тыва необходимо проинформировать Тывинское УФАС России в течение трех рабочих дней со дня выполнения пункта 1 Предписания в письменном виде с приложением подтверждающих документов (письмо с доказательствами направления и/или получения, приказ об отмене приказа и т.д.).

 

 

Председатель Комиссии

Ф.А. Хаджиев

 

 

Члены Комиссии

А.О. Ооржак

 

М.Ю. Сарыг-оол

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны