Решение б/н Решение от 24 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 05-13-01/05-17-16

 

17 августа 2016 года                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/05-17-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Ооржак А.О. – заместитель  руководителя Тывинского УФАС России - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Члены Комиссии:

- Коржавина О.А. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

- Оюн С.С. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии в рассмотрении дела:

- Тас-оол С.С.., представителя ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по доверенности от 12.04.2016 г. № б/н;

- Ондар Р.Б., генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Региональный центр ценообразования в строительстве» - решение единственного учредителя № 3 от 28.03.2012 г.,

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/05-17-16, возбужденного на основании приказа от 12.02.2016 года № 42 о возбуждении дела № 05-13-01/05-17-16 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва)  (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 18, ИНН 1701010070, ОГРН 1021700511216) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправомерном установлении требований к участникам запроса котировок № 0212100000115000068 на выполнение проектно-сметных работ по капитальному ремонту административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва о предоставлении экземпляра проектной документации на выполнение работ с использованием программы «ГРАНД-Смета»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России поступила жалоба (вх. № 5854 от 15.12.2015 года) ООО «Региональный центр ценообразования в строительстве» (далее – ООО «РЦЦС») (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 183) на положения документации запроса котировок № 0212100000115000068 на выполнение проектно-сметных работ по капитальному ремонту административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта 23 000 рублей.

Тывинским УФАС России жалоба ООО «РЦЦС» возвращена подателю жалобы (исх. № 5-3221 от 17.12.2015 г.) на основании пункта 3 части 11 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), в связи с истечением срока подачи жалобы.

Материалы жалобы переданы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для проведения проверки в рамках главы 9 Закона о защите конкуренции.

По результатам проведенной проверки жалобы ООО «РЦЦС» на положения документации запроса котировок № 0212100000115000068 на выполнение проектно-сметных работ по капитальному ремонту административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва Тывинским УФАС России на основании приказа от 12.02.2016 года № 42 возбуждено дело № 05-13-01/05-17-16 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУ -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва  по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Податель жалобы ООО «РЦЦС» считает, что требование заказчика о составлении проектно-сметной документации с помощью программы «ГРАНД-Смета» ограничивает выбор исполнителя в программах по составлению проектно-сметной документации, содержит признаки ограничения конкуренции, т.к. не каждый специалист по составлению проектно-сметной документации пользуется указанной программой и имеет доступ к ней, данное требование не предусмотрено законодательством Российской Федерации и является дискриминационным. ООО «РЦЦС» использует программный сметный продукт производителя ООО «Госстройсмета», данный сметный продукт не совместим со сметной программой «ГРАНД-Смета».

Согласно письменным пояснениям представителя ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва программный продукт «ГРАНД-Смета» используется Отделением для составления и проверки локальных смет, учета выполненных объемов строительно-монтажных работ за период с разложением по позициям и по материалам (формы КС-2, КС-3), для расчета потребности в материалах (на объект, на выполненный объем работ) и т.д. Программа отличается простотой и наглядностью, а при приобретении программы производится ее доработка в соответствии с требованиями заказчика, нормативная база приводится в соответствие с условиями конкретного региона. Поскольку программный продукт приобретен и установлен в Отделении ПФР по РТ (договор от 21.02.2013 г. № 24) для его использования осуществляется периодическое сервисное обслуживание (обновление) (государственный контракт от 31.03.2014 г. № 25). Указывая в извещении о проведении запроса котировок требование о предоставлении экземпляра проектно-сметной документации в электронном виде в формате pdf и программы «ГРАНД-Смета» Отделение ПФР осуществило законное право пользования и распоряжения своим имуществом совей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Никто, включая участников закупок, не вправе определять за заказчика его потребности и нужды, иначе это приведет к навязыванию заказчику ненужных ему товаров, работ и услуг. При этом Отделению ПФР по РТ объективно нужен результат работ, который оформлен с использованием товара технологически совместимым именно с установленным у него программным продуктом. При длительной эксплуатации определенного программного продукта, переход к использованию другого программного продукта практически невозможен в связи с тем, что невозможно обеспечить совместимость и взаимодействие накопленных технологических и экспертных настроек в ранее эксплуатируемой системе (в уже используемом товаре) с новой системой. По технологическому формату все элементы в системе одного производителя (т.е. используемом товаре) несовместимы с системами другого производителя.

На основании своих пояснений ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва полагает, что извещение о проведении запроса котировок полностью соответствует действующему законодательству, сформулированному таким образом, чтобы однозначно выразить потребность заказчика, а значит, не предполагает двоякого толкования. Заказчик при формировании условий извещения о проведении запроса котировок предпринял все необходимые меры для информирования участников об объекте закупки и его особенностях.

Определением Тывинского УФАС России от 12.02.2016 г. исх. № 5-267 от ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва запрошены следующие документы:

1. Учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, приказ о назначении руководителя и т.д.);

2. Письменные пояснения по существу вменяемого нарушения и иные документы, имеющие значение для рассмотрения дела.

В ответ на запрос от 12.02.2016 г. исх. № 5-267 Тывинского УФАС России от ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (вх. № 852 от 11.03.2016 г.) представлены следующие документы:

1. Копия Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 22.07.2005 г. № 22пл о назначении Тугур-оол Б.А. управляющим государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ;

2. Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда РФ по РТ от 17.11.2003 г. серия <...> ;

3. Копия постановления Правления пенсионного фонда РФ от 11.04.2003 г. № 51п «Об утверждении положений о территориальных органах Пенсионного фонда РФ в РТ»;

4. Письменные пояснения по существу вменяемого нарушения;

5. Копия договора № 24 от 21.02.2013 г., заключенного между Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ с ИП Сухановой Л.В. на оказание услуг по обновлению, установке и передаче экземпляров программного обеспечения «ГРАНД-Смета»;

6. Копия государственного контракта № 25 от 31.03.2014 г., заключенного между Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ с ИП Сухановой Л.В. на оказание услуг по обновлению программного комплекса «ГРАНД-Смета».

Определением Тывинского УФАС России от 22.03.2016 г.  исх. № 5-593 от ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва запрошены надлежащим образом заверенные копии документов о всех торгах (извещения, протоколы, документация), проведенных в период с 01.01.2013 г. по настоящее время с установленными требованиями к участникам торгов на выполнение работ с использованием программы «ГРАНД-Смета». 

В ответ на запрос от 22.03.2016 г.  исх. № 5-593 Тывинского УФАС России от ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (вх. № 1407 от 07.04.2016 г.) представлена информация о том, что ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ в проведенных конкурентных способах закупок в период с 2013 года по настоящее время в документациях отсутствуют требования к участникам торгов на выполнение работ с использованием программы «ГРАНД-Смета».

11.05.2016 г. вх. № 1816 в адрес Тывинского УФАС России от ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ  представлены следующие документы:

1. Копия запроса ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (обращение № 7217 от 06.04.2016 г.) на разъяснения положение о правомерности установления требования о предоставлении сметной документации в программе «ГРАНД-Смета»;

2. Копия ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на обращение № 7217 от 06.04.2016 г. ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ;

3. Копия документов о технологической совместимости и взаимной доступности форматов сметных программ России.

Тывинским УФАС России по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/05-17-16 от 11.05.2016 г. вынесено определение исх. № 5-1257 от 16.05.2016 г. об отложения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для рассмотрения дела по существу, согласно которого Тывинским УФАС России в адрес системных производителей сметных программ направлены запросы (исх. № 5-1371 от 25.05.2016 г.) на предоставление информации о технической совместимости форматов, используемых программой «ГРАНД-Смета» с форматами сметных программных обеспечений, производимых компаниями Группа компании «ГРАНД»,  ООО «Фирма «Строй Софт», ООО «Эрикос-ЦСП», ООО «Дата Базис», ООО «НПП «АВС-Н», ООО «ЭРТИ», ООО Научно-технический центр «Гектор», ЗАО «Визардсофт», ООО «Госстройсмета».

В ответ на запрос Тывинского УФАС России от 25.05.2016 г.  исх. № 5-1371 представлены ответы от следующих системных производителей сметных программ - ООО «Госстройсмета» (вх. № 2292 от 08.06.2016 г.), ООО «Фирма СтройСофт» (вх. № 2412 от 21.06.2016 г.), ООО «Эрикос-ЦСП» (вх. № 2262 от 06.06.2016 г.),  ООО «ЭрТи» (вх. № 2372 от 15.06.2016 г.), ЗАО «Визардсофт» (вх. № 2365 от 14.06.2016 г.),  ООО Научно-технический центр «Гектор»  (вх. № 2215 от 02.06.2016 г.), ООО Центр «ГРАНД» (вх. № 2323 от 10.06.2016 г.).

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/05-17-16 и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу пункта 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик – это государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 2 Положения о ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва – отделение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущие и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва является заказчиком в понятии, определённом Законом о контрактной системе и при осуществлении закупочной деятельности должно руководствоваться положениями указанного закона.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 03.12.2015 года размещено извещение о проведении запроса котировок № 0212100000115000068 на выполнение проектно-сметных работ по капитальному ремонту административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта – 23 000 рублей.

Приложение 2 к извещению о проведении запроса котировок № 0212100000115000068 «Задание на проектирование капитального ремонта административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва» утверждено руководителем контрактной службы ОПФР по РТ Соболевой М.В. Данное задание содержит следующие условия:

«Результатом выполненных работ по Контракту является разработанная Подрядчиком в соответствии с Заданием на проектирование Заказчика проектно-сметная документация.

Проектную документацию выполнить в соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.

Количество предоставленных экземпляров – 3 (три) экземпляра проектно-сметной документации на бумажном носителе и 1 (один) экземпляр в электронном виде в формате pdf и программы «ГРАНД-Смета»».

Согласно протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 10.12.2015 года по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок поступили 3 котировочные заявки. По результатам рассмотрения комиссией принято решение о допуске к участию в закупке заявок под № 1928-РТ – ООО «Авангард», № 1929-РТ – ООО «Альтаир» как соответствующих требованиям Закона о контрактной системе и требованиям котировочной документации. Участнику запроса котировок № 0212100000115000068, подавшему заявку под № 1921-РТ – ООО «РЦЦС» комиссией отказано в допуске в связи с отсутствием в составе заявки документа, подтверждающего принадлежность участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

На основании изложенной нормы статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик по общему правилу при описании объекта закупки не должен указывать товарные знаки, фирменные наименования закупаемых товаров, за исключением случаев если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта, так как указанные требования ограничивают право лиц, имеющих аналогичные по функциональным и качественным характеристикам товары на участие в закупке по обеспечению нужд заказчиков, что не может не влиять на конкуренцию и противоречит принципу установленному в статье 8 Закона о контрактной системе.

Предметом запроса котировок № 0212100000115000068 является выполнение проектно-сметных работ по капитальному ремонту административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва.

В соответствии с информацией, размещенной в информационной телекоммуникационной сети  Интернет www.grandsmeta.ru правообладателем программного комплекса «ГРАНД-Смета»  является Общество с ограниченной ответственностью Центр по разработке и внедрению информационных технологий «ГРАНД» о чем имеется соответствующее Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ, выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении 1 (одного) экземпляра проектной сметной документации в формате программы с товарным знаком ГРАНД «Смета», что подразумевает под собой выполнение работ с определённым программным продуктом без указания на эквивалент является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции требования указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, не подразумевают предоставления ему заказчиком конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством указания в объекте закупки требования о выполнение работ с использованием программного продукта, права на которые принадлежат определённому хозяйствующему субъекта без возможности поставки эквивалента, тем самым, ущемляя интересы иных хозяйствующих субъектов осуществляющих свою деятельность на том же рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России по мимо программы «ГРАНД-Смета», на рынке программ для составления строительных смет существует множество иных программ, позволяющих составлять сметы автоматизированным способом, таких как WinРИК, Турбосметчик, Смета.ру, Госстройсмета, Смета-Багира, SmetaWizard, Гектор: Сметчик-строитель и иные.

Тывинским УФАС России, в адрес системных производителей сметных программ, таких как ООО Центр по разработке и внедрению информационных технологий «Гранд», ООО «Эрикос-ЦСП», ЗАО «ВИЗАРДСОФТ», ООО Научно-технический центр «Гектор», ООО «ГосСтройСмета», ООО «Фирма СтройСофт» направлены запросы о предоставлении информации о технической совместимости форматов, используемых программой «ГРАНД-Смета»  с форматами сметных программных обеспечений указанных выше производителей сметных программ (исх. № 5-1371 от 25.05.2016 г.).

Согласно письменным пояснениям производителей сметных программ Тывинским УФАС России установлено следующее:

1. Техническая совместимость форматов ПК «ГРАНД-Смета» с разработанным программным комплексом «Госстройсмета» версии 1, 2 и 3 невозможна, причиной этому служит два фактора: 1 – это шифрование данных в ПК «ГРАНД-Смета», 2 – отсутствие технического описания формата (вх. № 2292 от 08.06.2016 г.). 

2. ООО «Фирма СтройСофт» является официальным дистрибьютором сметной программы «Smeta.ru», обмен данными между программами осуществляется в трех форматах: внутренний формат  (у каждой программы он свой), формат XML формат АРПС 1.10. Обмен данными между программой «Smeta.ru» и программой «ГРАНД-Смета»  посредством внутреннего формата «ГРАНД-Смета»  Gsf, а также посредством формата XML  не возможен в связи с технической несовместимостью данных форматов. В настоящее время для передачи информации о локальных сметах и актах выполненных работ (процентовка), обмена иными данными между различными сметными программами разработан формат АРПС 1.10. Использование данного формата в сметной программе обеспечивает передачу сметных данных из одной программы в другую. Однако, разработчик программы «ГРАНД-Смета»  не является членом Ассоциации разработчиков программного обеспечения для строительства АРПС, а сама программа не проходила сертификацию. Обмен данными между программой «Smeta.ru» и программой «ГРАНД-Смета» в формате АРПС 1.10. приводит к возникновению ошибок, искажению и потере информации. На основании изложенного можно констатировать, что программа «ГРАНД-Смета» не имеет технически совместимых форматов с программой «Smeta.ru», позволяющих беспрепятственно осуществлять обмен данными (вх. № 2412 от 21.06.2016 г.).

3. ООО «Эрикос-ЦСП» пояснило, что ими отдельный анализ форматов «ГРАНД-Смета» не проводился. Предположительно, такие форматы можно разделить на открытые (общедоступные) и закрытые (доступные только разработчику системы). В части открытых форматов -  ООО «Эрикос-ЦСП» реализован обмен сметной документации в формате АПРС и других форматах размещенных на сайтах их разработчиков в открытом доступе. В части закрытых форматов – данный анализ технической совместимости произвести невозможно пока сам разработчик «ГРАНД-Смета» не предоставит описание таких форматов (вх. № 2262 от 06.06.2016 г.).

4. ЗАО «Визардсофт» пояснило, что технической совместимости между его сметным программным комплексом SmetaWIZARD и программой «ГРАНД-Смета» нет, совместимость отсутствует в связи с отсутствием в открытом доступе описания формат данных, поддерживаемого их программным продуктом, а также отсутствием реакции его разработчиков на просьбы в его предоставлении (вх. № 2365 от 14.06.2016 г.).  

5. ООО Научно-технический центр «Гектор» пояснил, что все программы сметных расчетов обеспечивают выгрузку и загрузку информации в собственных форматах, отражающих все особенности представления и обработки сметной документации в конкретной про­грамме, эти форматы являются наиболее удобными для обмена информацией между разными копиями одной и той же программы, однако практически неприменимы для обмена между разными программами, т.к. являются коммерческими продуктами соответствующих фирм-разработчиков, описания этих форматов как правило не публикуются, сами форматы могут произвольно меняться разработчиками по мере развития их про­грамм. В частности, собственный формат программы «ГРАНД-Смета» (файлы с расширением GSF) является закрытым и не может быть обработан другими программами. Некоммерческой организацией "Ассоциация разработчиков программного обеспечения в области строительства" (НО АРПС) разработаны специальные форматы для обмена информацией между различными программами сметных расчетов. В настоящее время наиболее распространенным является формат АРПС 1.10, используется также более совершенный формат АРПС 2.0. Указанные форматы не отражают всех особенно­стей конкретных сметных программ, не передают некоторую информацию, использование которой сильно отличается в разных программах, однако являются открытыми, описания их имеются в свободном доступе, позволяют надежно передать 90 — 95 % необходимой информации с возможностью последующей доработки в конкретной программе. Применение этих форматов является наиболее предпочтительным.

ООО НТЦ "Гектор" является членом НО АРПС, специалисты которой принимали непосредственное участие в разработке указанных форматов, программа "Гектор: Сметчик-строитель" поддерживает все версии формата АРПС, прошла тестирование в НО АРПС, имеет соответствующий сертификат. Разработчики программы "Гранд-смета" не являются членами НО АРПС, программа «ГРАНД-Смета» не проходила тестирования в НО АРПС, однако указанная программа поддер­живает загрузку и выгрузку сметной документации в формате АРПС 1.10, что обеспечивает возможность обмена информацией с любыми сметными программами, также поддерживающими данный формат. Некоторые программы сметных расчетов поддерживают выгрузку и загрузку информации в откры­тых собственных форматах. В частности, программа «ГРАНД-Смета» поддерживает собственный формат пред­ставления сметной документации "Гранд-ХМL". Этот формат отражает особенности представления информа­ции в программе «ГРАНД-Смета», в основном используется для обмена между копиями программы «ГРАНД-Смета» (в том числе между разными версиями этой программы), однако может использоваться и для обмена с другими сметными программами. К сожалению, полного описания этого формата в свободном доступе нет (во всяком случае, ООО Научно-технический центр «Гектор» такого описания не нашли). Тем не менее, программа "Гектор: Сметчик-строитель" поддерживает загрузку и выгрузку информации в формате "Гранд-XML" в ограниченном объеме (обрабатываются не все особенности хранения информации в программе «ГРАНД-Смета»). Объем информации, передаваемой при использовании указанного формата, сравним с АРПС 1.10. Таким образом, требование заказчика предоставлять информацию в формате программы «ГРАНД-Смета» (GSF) выполнимо только при наличии у подрядчика указанной программы. В то же время заказчик, имеющий программу "Гранд-смета", может с небольшими дополнительными трудозатратами принимать ин­формацию из нашей программы в формате АРПС 1.10 или "Гранд-ХМL" (вх. № 2215 от 02.06.2016 г.).

6. ООО Центр «ГРАНД» является разработчиком и правообладателем ПК «ГРАНД-Смета» (Свидетельство Российского агентства по патентам и товарным знакам об официальной регистрации программы для ЭВМ № 990629 от 27.08.1999 г.). В связи с этим форматы, используемые производимым программным обеспечением (ПК «ГРАНД-Смета») совместимы с ПК «ГРАНД-Смета». ПК «ГРАНД-Смета» совместима со сметными программами, разработчики которых реализовали у себя формат АРПС, официальное техническое описание которого утверждено Распоряжением Правительства Москвы № 740-РП от 25.07.2000 г. ООО Центр «ГРАНД» в общей доступности в сети интернет размещено описание формата XML, используемого в ПК «ГРАНД-Смета». Некоторые разработчики сметных программ используют указанное описание в целях реализации дополнительной технической совместимости своих сметных программ с нашим ПК «ГРАНД-Смета» (вх. № 2323 от 10.06.2016 г.).

Таким образом, доводы представителя ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва о возможности предоставления проектной сметной документации в формате программы с товарным знаком «ГРАНД-Смета» иными производителя программ по разработке проектной сметной документации является не обоснованным.

На основании изложенного, действия  ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва по установлению в приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок № 0212100000115000068 «Задание на проектирование капитального ремонта административного здания УПФР в городе Ак-Довурак Республики Тыва» условий о предоставлении экземпляра проектной документации в электронном виде в формате программы «Гранд-СМЕТА» нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите конкуренции дополнена статьей 48.1 (вступил в силу с 06.01.2016 года).

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-17-16 от 20.07.2016 года получено ГУ – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации  по Республике Тыва  02.08.2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением ФГУП «Почта России» с идентификатором 66700001404727, ООО «РЦЦС» получено 04.08.2016 г., что подтверждается почтовым уведомлением ФГУП «Почта России» с идентификатором 66700001404734. Кроме того, указанное заключение также направлено посредством электронной почты ГУ – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации  по Республике Тыва  opfr@tuva.ru 26.07.2016 г., ООО «РЦЦС»  ondarrozaly@rambler.ru  26.07.2016 г.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

До оглашения резолютивной части решения по делу № 05-13-01/05-17-16 от ГУ – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации  по Республике Тыва и ООО «РЦЦС»  пояснения, доказательства и доводы, опровергающие обстоятельства, изложенные в заключении об обстоятельствах дела № 05-13-01/05-17-16 от 20.07.2016 года, в адрес Тывинского УФАС России не поступили.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/05-17-16,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва  нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий по установлению в приложении № 2 к извещению о проведении запроса котировок № 0212100000115000068 условий о предоставлении экземпляра проектной документации в электронном виде в формате программы «Гранд-СМЕТА».

2. В связи с заключением государственного контракта № 186 от 18.12.2015 г. предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва  не выдавать.

3. Передать материалы дела № 05-13-01/05-17-16 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель  Комиссии                                                                  А.О. Ооржак

 

Члены Комиссии                                                                               О.А. Коржавина

 

                                                                                                            С.С. Оюн

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

Связанные организации

Связанные организации не указаны