Решение б/н Решение и предписание от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 05-13-01/06-17-16

 

03 августа 2016 года                                                                                     г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/07-17-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Оюн С.С. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (уведомление о вручении ФГУП «Почта России» от 29.06.2016 года),

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/06-17-16, возбужденного на основании приказа от 16.02.2016 г. № 46 о возбуждении дела № 05-13-01/06-17-16 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 145, ИНН: 1701047200, ОГРН: 1101719000240, КПП: 170101001) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении 20 договоров в 2013-2015 гг. (выполнение ремонтных работ и работ по сертификации аэропортовой деятельности, поставка авиационного бензина, оказание метрологических услуг, выполнение работ по оценке технического состояния самолета и по оценке соответствия экземпляра воздушного судна) без проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии», утвержденного приказом директора Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» от 01.07.2013 года № 45,

 

                                                                   УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Тывинского УФАС России от 16.10.2015 года № 384 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и плана проведения проверок на 2015 год инспекцией Тывинского УФАС России проведена проверка в отношении Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (далее – РКП «АК «Тува Авиа»).

Проверка начата 02 ноября 2015 года, окончена 30 ноября 2015 года (20 рабочих дней).

По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен Акт проверки № 4-3067 от 30.11.2015 года.

В результате проведенной плановой выездной проверки Инспекцией Тывинского УФАС России в действиях РКП «АК «Тува Авиа» установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части заключения договоров свыше 100 000 рублей без проведения торгов, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 16.02.2016 г. № 46 возбуждено дело № 05-13-01/06-17-16.

Определением Тывинского УФАС России от 16.02.2016 года РКП «АК «Тува Авиа» привлечено в качестве ответчика.

Определением от 16.02.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 назначено на 29.03.2016 года в 16 часов 30 минут (время местное).

Также, указанным определением от 16.02.2016 года от РКП «АК «Тува Авиа» запрошены следующие документы:

- учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации юридического лица, приказ о назначении на должность руководителя);

- приказ РКП «АК «Тува Авиа» от 01.07.2013 года № 45 об утверждении Положения о закупке товаров, работ, услуг;

- Положение о закупке товаров, работ, услуг РКП «АК «Тува Авиа»;

- Изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг РКП «АК «Тува Авиа» с приказами о внесении изменений (при наличии изменений);

- договор поставки авиационного бензина и бочки от 11.01.2013 года № 11/01, заключенный с ООО «НефтеХим», на сумму 1 670 346,64 рублей;

- договор на поставку авиатоплива от 11.03.2013 года № 136, заключенный с ООО «Альянс», на сумму 760 000 рублей;

- договор на оказание метрологических услуг от 21.03.2013 года № 704/В, заключенный с ФБУ «Красноярский ЦСМ», на сумму 351 184,52 рублей;

- договор на оказание метрологических услуг от 23.04.2013 года № 838/В, заключенный с ФБУ «Красноярский ЦСМ», на сумму 340 196,36 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации РКП «АК «Тува Авиа» от 27.05.2013 года № 431-ЦС/2013, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 167 324 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации РКП «АК «Тува Авиа» от 27.05.2013 года № 433-ЦС/2013, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 134 697 рублей;

- договор поставки авиационного бензина от 09.08.2013 года № 09/08, заключенный с ООО «НефтеХим», на сумму 1 670 346,64 рублей;

- договор поставки теплоносителей от 23.11.2013 года № 0549, заключенный с ООО «ПромтехСнаб», на сумму 173 725,2 рублей;

- договор поставки авиационного бензина от 19.12.2013 года № 807, заключенный с ООО «АэроГео», на сумму 866 592 рублей;

- договор оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 27.12.2013 года № 278/13-ЭВС, заключенный с ООО «КМЦАС», на сумму 110 084 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации аэропортовой деятельности РКП «АК «Тува Авиа» в части аэродромного обеспечения воздушных перевозок в аэропорту Кызыл от 07.02.2014 года № 110-ЦС/2014, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 250 000 рублей;

- договор оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 21.04.2014 года № 324/14-ЭВС, заключенный с ООО «КМЦАС», на сумму 110 084 рублей;

- договор на выполнение капитального ремонта авиационной техники от 14.08.2014 года № АС-080/14, заключенный с ЗАО «Шахтинский АРЗ ДОСААФ», на сумму 262 434,20 рублей;

- договор на оказание услуг по сбору, обобщению и систематизации информации об условиях эксплуатации и техническом состоянии парка вертолетов типа Ми-8 от 18.08.2014 года № МИ-14-1944-02, заключенный с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», на сумму 213 800 рублей;

- договор на проведение работ по оформлению заключения и подготовки решения от 22.09.2014 года № 0979-132/2014-П, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 165 200 рублей;

- договор на проведение комплекса научно-исследовательских работ и услуг от 30.09.2014 года № 03-460-14-002, заключенный с Государственным предприятием «Антонов», на сумму 7 200 долларов США;

- договор на выполнение работ по оценке технического состояния самолета Ан-2 от 16.10.2014 года № 1085-138/2014-П, заключенный с ДГУП ГосНИИ ГА, на сумму 162 840 рублей;

- договор на выполнение контрольно-восстановительных работ на самолете АН-2 от 21.05.2015 года № РА-074/15, заключенный с ЗАО «Шахтинский АРЗ ДОСААФ», на сумму 920 000 рублей;

- договор об организации проведения курсов переподготовки от 05.06.2015 года № 03У, заключенный с ООО «Агат», на сумму 156 000 рублей;

- договор на поставку запасных частей авиационного имущества от 09.07.2015 года № 37-07-15, заключенный с ЗАО «Технотрейд», на сумму 699 976 рублей;

- решение (распоряжение) о заключении указанных выше договоров у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- справки-обоснования решения о заключении указанных выше договоров у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с экономическими обоснованиями цены договоров;

- документы, подтверждающие исполнение указанных выше договоров (акты приема-передачи, выполненных работ, оказанных услуг) с платежными поручениями;

- сведения об общей величине выручки организации от реализации товаров (работ, услуг) за 2012, 2013, 2014 гг. с приложением бухгалтерского баланса и т.д.;

- письменные пояснения о невозможности проведения конкурентных процедур при заключении указанных выше договоров со ссылками на положения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии».

Запрошенные определением Тывинского УФАС России от 16.02.2016 года документы от РКП «АК «Тува Авиа» поступили в адрес Тывинского УФАС России (вх. № 907 от 15.03.2016 года).

29.03.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 не состоялось, в связи с отсутствием кворума Комиссии Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/06-17-16. В связи с чем, определением Тывинского УФАС России от 29.03.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 отложено и назначено на 13.04.2016 года в 12 часов 00 часов (время местное).

13.04.2016 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 представитель РКП «АК «Тува Авиа» пояснила, что контракты на оказание услуги по сертификации авиационных топливо-заправочных комплексов заключены с ФГУП ГосНИИ ГА как с единственным исполнителем, осуществляющим данные услуги. Также представитель РКП «АК «Тува Авиа» пояснила, что контракты на выполнение комплекса работ по оценке соответствия воздушного судна заключены на основании решения Красноярского МТУ ВТ Росавиации.

На основании изложенного, в рассмотрении дела № 05-13-01/06-17-16 объявлялся перерыв на 19.04.2016 года в 17 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

В ходе рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 19.04.2016 года Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Красноярского МТУ ВТ Росавиации направлено письмо о предоставлении решения о заключении контракта на выполнение комплекса работ по оценке соответствия воздушного судна.

При этом, представитель РКП «АК «Тува Авиа» пояснила, что ответ Красноярского МТУ ВТ Росавиации на указанное письмо в адрес РКП «АК «Тува Авиа» не поступило.

Также, в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 представителем РКП «АК «Тува Авиа» в материалы дела № 05-13-01/06-17-16 представлены следующие документы (вх. № 1527 и № 1532 от 19.04.2016 года):

- устав ФГУП ГосНИИ ГА;

- договор аренды № 02-Ан-2Т-2014 от 28.07.2014 года;

- полетное задание № 84/5 от 25.05.2015 года;

- письмо ООО «АГАТ» о расторжении договора № 02-Ан-2Т-2014 от 28.07.2014 года;

- полетное задание №6/7 от 07.07.2015 года;

- амортизационная ведомость ОС за 1 полугодие 2015 года;

- договор № АС-080/14 от 14.08.2014 года;

- договор № 0549 от 23.11.2013 года;

- бухгалтерские балансы за 2012, 2013 и 2014 годы.

На основании изложенного, определением Тывинского УФАС России от 19.04.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 отложено и назначено на 12.05.2016 года в 12 часов 00 часов (время местное).

Указанным определением от 12.05.2016 года от РКП «АК «Тува Авиа» запрошены копии следующих документов:

- письмо Красноярского МТУ ВТ Росавиации о заключении контракта на выполнение комплекса работ по оценке соответствия воздушного судна;

- Положение ФБУ «Красноярский ЦСМ» или иной документ, подтверждающий, что ФБУ «Красноярский ЦСМ» является единственным исполнителем на оказание метрологических услуг;

- информация о заключенных контрактов на поставку авиационного бензина за 2014, 2015, 2016 гг. с указанием номера контракта, цены контракта, наименование поставщика и его адреса.

Вместе с тем, указанные документы РКП «АК «Тува Авиа» в адрес Тывинского УФАС России не представлены, в связи с чем, определением Тывинского УФАС России от 12.05.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 отложено и назначено на 02.06.2016 года в 11 часов 00 часов (время местное). Также, указанным определением от 12.05.2016 года повторно запрошены вышеуказанные документы.

Запрошенные определением от 12.05.2016 года документы от РКП «АК «Тува Авиа» поступили в адрес Тывинского УФАС России 31.05.2016 года за вх. № 2173.

02.06.2016 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 Комиссией Тывинского УФАС России в действиях РКП «АК «Тува Авиа» также установлены признаки нарушения части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неправомерном установлении в пункте 9.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом директора РКП «АК «Тува Авиа» от 01.07.2013 года № 45, требований к сроку заключения договора, в связи с чем, определением Тывинского УФАС России от 12.05.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/06-17-16 отложено и назначено на 20.06.2016 года в 17 часов 00 часов (время местное).

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/06-17-16 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Согласно части 7 статьи 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Таким образом, РКП «АК «Тува Авиа» подпадает под действие Закона о закупках и является заказчиком в понятии, определенном статьей 1 Закона о закупках, следовательно, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для нужд предприятия обязано руководствоваться положениями указанного Закона.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 3 статьи 2 Закона о закупках установлен порядок утверждения положения о закупке.

Приказом директора РКП «АК «Тува Авиа» от 01.07.2013 года № 45 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг РКП «АК «Тува Авиа» (далее – Положение).

Указанное Положение опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 03.07.2013 года.

В силу пункта 4.1 Положения приобретение продукции осуществляются следующими способами:

- конкурс;

- аукцион;

- запрос котировок;

- электронные закупки;

- прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).

При этом, приоритетными способами закупки являются открытый конкурс и открытый аукцион, которые применяются при закупках любой продукции без ограничения суммы закупки (пункт 4.2 Положения).

В соответствии с пунктом 8.11.1 Положения закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Согласно пункта 8.11.2 Положения решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме распоряжения принимается руководителем РКП «АК «Тува Авиа» или уполномоченным им лицом на основании справки-обоснования решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с экономическим обоснованием цены договора.

Указанное распоряжение РКП «АК «Тува Авиа», справка-обоснования решения хранятся РКП «АК «Тува Авиа» не менее трех лет (пункт 8.11.3 Положения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.11.4 Положения закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случае если продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг) и не существует никакой разумной альтернативы или замены, в том числе в случае если:

а) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

б) осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

в) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

г) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Таким образом, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется без проведения конкурентных процедур и без размещения соответствующей информации в информационно телекоммуникационной сети Интернет в случае, если стоимость закупаемых товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 100 000 (сто тысяч) рублей.

При этом, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей, соответственно в данном случае заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) со стоимости не превышающего 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» заключены, в том числе следующие договора:

- договор поставки авиационного бензина и бочки от 11.01.2013 года № 11/01, заключенный с ООО «НефтеХим», на сумму 1 670 346,64 рублей;

- договор на поставку авиатоплива от 11.03.2013 года № 136, заключенный с ООО «Альянс», на сумму 760 000 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации РКП «АК «Тува Авиа» от 27.05.2013 года № 431-ЦС/2013, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 167 324 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации РКП «АК «Тува Авиа» от 27.05.2013 года № 433-ЦС/2013, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 134 697 рублей;

- договор поставки авиационного бензина от 09.08.2013 года № 09/08, заключенный с ООО «НефтеХим», на сумму 1 670 346,64 рублей;

- договор поставки авиационного бензина от 19.12.2013 года № 807, заключенный с ООО «АэроГео», на сумму 866 592 рублей;

- договор оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 27.12.2013 года № 278/13-ЭВС, заключенный с ООО «КМЦАС», на сумму 110 084 рублей;

- договор на проведение комплекса работ по сертификации аэропортовой деятельности РКП «АК «Тува Авиа» в части аэродромного обеспечения воздушных перевозок в аэропорту Кызыл от 07.02.2014 года № 110-ЦС/2014, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 250 000 рублей;

- договор оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 21.04.2014 года № 324/14-ЭВС, заключенный с ООО «КМЦАС», на сумму 110 084 рублей;

- договор на проведение работ по оформлению заключения и подготовки решения от 22.09.2014 года № 0979-132/2014-П, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 165 200 рублей;

- договор на выполнение работ по оценке технического состояния самолета Ан-2 от 16.10.2014 года № 1085-138/2014-П, заключенный с ФГУП ГосНИИ ГА, на сумму 162 840 рублей.

Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 14.12.2012 года размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0512200000112000006 на поставку ГСМ (авиационный бензин AVGAS 100LL ГОСТ DERD 2485).

Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 21.12.2012 года на момент окончания срока подачи заявок не поступило ни одной завяки.

Аналогичные аукционы на поставку ГСМ также размещались РКП «АК «Тува Авиа» на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 05.12.2011 года (номер извещения 0512200000111000014), 14.03.2013 года (номер извещения 0512200000113000001), 01.04.2013 года (номер извещения 0512200000113000002), 19.02.2014 года (номер извещения 15054).

При этом, согласно протоколов рассмотрения заявок по окончании срока подачи заявок не поступали ни одной заявки.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8.11.4 Положения закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя может осуществляться в случае, если процедура закупки, проведенная ранее была признана несостоявшейся, и допускается заключение договора с единственным участником процедуры закупки.

При таких обстоятельствах, и с учетом того, что РКП «АК «Тува Авиа» ранее проводились закупки на поставку ГСМ (конкурентные процедуры) и по результатам которых они были признаны несостоявшимися, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что договора на поставку авиационного бензина от 11.01.2013 года № 11/01 (заключен с ООО «НефтеХим» на сумму 1 670 346,64 рублей), от 11.03.2013 года № 136 (заключен с ООО «Альянс» на сумму 760 000 рублей), от 09.08.2013 года № 09/08 (заключен с ООО «НефтеХим» на сумму 1 670 346,64 рублей) и от 19.12.2013 года № 807 (заключен с ООО «АэроГео» на сумму 866 592 рублей) заключены в соответствии с подпунктом 2 пункта 8.11.4 Положения.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (далее – ФГУП «ГосНИИ ГА»), утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2014 года № МС-100-р, одной из целей деятельности указанного предприятия является обеспечение потребностей государства, федеральных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц в результатах научных исследований, аналитической и научно-технической информации, работах и услугах в области авиационной деятельности, а также в результатах научной и экспертной деятельности, связанной с обеспечением безопасности Российской Федерации.

В силу пункта 2.2.1 указанного Устава ФГУП «ГосНИИ ГА» выполняет научные исследования, проводит научно-исследовательские и научно-конструкторские работы и разработки по сертификации объектов и юридических лиц гражданской авиации.

При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что договора на проведение комплекса работ по сертификации от 27.05.2013 года № 431-ЦС/2013, от 27.05.2013 года № 433-ЦС/2013, от 07.02.2014 года № 110-ЦС/2014, от 22.09.2014 года № 0979-132/2014-П, от 16.10.2014 года № 1085-138/2014-П заключены с ФГУП «ГосНИИ ГА» правомерно как с единственным исполнителем, осуществляющий выполнение работ по сертификации объектов гражданской авиации.

Решением руководителя Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации от 23.12.2013 года № 940-РС-12/47Е-13 назначено проведение работ по сертификации воздушного экземпляра ВС типа PILATUS PS в центре по сертификации экземпляра воздушного судна ООО «Красноярский межрегиональный центр авиационной сертификации».

Таким образом, договора оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 27.12.2013 года № 278/13-ЭВС и оценки соответствия экземпляра воздушного судна установленным требованиям от 21.04.2014 года № 324/14-ЭВС заключены на основании указанного решения от 23.12.2013 года № 940-РС-12/47Е-13, следовательно, в действиях РКП «Тува Авиа» отсутствует признаки нарушения антимонопольного законодательства при заключении указанных договоров от 27.12.2013 года № 278/13-ЭВС и от 21.04.2014 года № 324/14-ЭВС.

Также Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что РКП «АК «Тува Авиа» в нарушение части 15 статьи 4 Закона о закупках заключены без проведения конкурентных процедур и без размещения соответствующей информации в информационно телекоммуникационной сети Интернет следующие договора:

- договор на оказание метрологических услуг от 21.03.2013 года № 704/В, заключенный с ФБУ «Красноярский ЦСМ», на сумму 351 184,52 рублей;

- договор на оказание метрологических услуг от 23.04.2013 года № 838/В, заключенный с ФБУ «Красноярский ЦСМ», на сумму 340 196,36 рублей;

- договор поставки теплоносителей от 23.11.2013 года № 0549, заключенный с ООО «ПромтехСнаб», на сумму 173 725,2 рублей;

- договор на выполнение капитального ремонта авиационной техники от 14.08.2014 года № АС-080/14, заключенный с ЗАО «Шахтинский АРЗ ДОСААФ», на сумму 262 434,20 рублей;

- договор на оказание услуг по сбору, обобщению и систематизации информации об условиях эксплуатации и техническом состоянии парка вертолетов типа Ми-8 от 18.08.2014 года № МИ-14-1944-02, заключенный с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», на сумму 213 800 рублей;

- договор на проведение комплекса научно-исследовательских работ и услуг от 30.09.2014 года № 03-460-14-002, заключенный с Государственным предприятием «Антонов», на сумму 7 200 долларов США;

- договор на выполнение контрольно-восстановительных работ на самолете АН-2 от 21.05.2015 года № РА-074/15, заключенный с ЗАО «Шахтинский АРЗ ДОСААФ», на сумму 920 000 рублей;

- договор об организации проведения курсов переподготовки от 05.06.2015 года № 03У, заключенный с ООО «Агат», на сумму 156 000 рублей;

- договор на поставку запасных частей авиационного имущества от 09.07.2015 года № 37-07-15, заключенный с ЗАО «Технотрейд», на сумму 699 976 рублей.

В свою очередь, РКП «Тува Авиа» в материалы дела № 05-13-01/06-17-16 не представлены документы, подтверждающие невозможность проведения конкурентных процедур при заключении указанных выше документов.

При таких обстоятельствах, РКП «АК «Тува Авиа» вышеуказанные закупки осуществлены без проведения конкурентных процедур, что не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 1 Закона о закупке (эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции), части 15 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 4.1 и 8.11.4 Положения, что в свою очередь привело (могло привести) к ограничению конкуренции за право заключения указанных выше договоров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В статье 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 17 Закона о защите конкуренции дополнена частью 5.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках).

Таким образом, РКП «АК «Тува Авиа» заключив указанные выше договора (оказание метрологических услуг, поставка теплоносителей, выполнение капитального ремонта авиационной техники, оказание услуг по сбору, обобщению и систематизации информации об условиях эксплуатации и техническом состоянии парка вертолетов, проведение комплекса научно-исследовательских работ, выполнение контрольно-восстановительных работ на самолете АН-2, проведения курсов переподготовки, поставка запасных частей авиационного имущества) без проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Закона о закупке и Положения о закупке РКП «АК «Тува Авиа» создало преимущества определенным хозяйствующим субъектам на право заключение вышеуказанных договоров, что прямо запрещается частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.

Порядок заключения договоров установлен в главе 9 Положения.

В соответствии с пунктом 9.2 Положения договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением заключается такой договор, должен быть заключен не позднее 20 (двадцать) дней со дня подписания итогового протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Часть 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Таким образом, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

При этом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое заказчиками Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

В свою очередь, сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Кроме того, в силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, РКП «Тува Авиа» установив в пункте 9.2 Положения требования к сроку заключения договора – не позднее 20 (двадцать) дней со дня подписания итогового протокола без указания минимального срока в течение которого договор не может быть заключен создают условия, при которых у участников закупки, чьи права и законные интересы нарушены действиями (бездействиями) организаторов торгов лишены возможности обжалования действий указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, что может иметь своим последствием ограничение конкуренции за право заключения договора, в том числе, путем подачи жалобы в антимонопольный орган, что также нарушает права участников гражданского оборота.

Таким образом, РКП «Тува Авиа» в нарушение части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции неправомерно установлены в Положении требования к сроку заключения договора.

Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите конкуренции дополнена статьей 48.1 (вступил в силу с 06.01.2016 года).

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/06-17-16 от 27.06.2016 года получено РКП «АК Тува Авиа» 06.07.2016 года, что подтверждается информацией с официального сайта ФГУП «Почта России» с почтовым идентификатором 66700001400651. Кроме того, указанное заключение также направлено посредством электронной почты на адрес РКП «АК Тува Авиа» rkp-aktavia@mail.ru.

При этом, определением от 20.06.2016 года рассмотрение данного дела назначено на 20.07.2016 года в 15 часов 00 минут (время местное).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

До оглашения резолютивной части решения по делу № 05-13-01/06-17-16 от РКП «АК Тува Авиа» пояснения, доказательства и доводы, опровергающие обстоятельства, изложенные в заключении об обстоятельствах дела № 05-13-01/06-17-16 от 27.06.2016 года, в адрес Тывинского УФАС России не поступили.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/06-17-16,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Республиканское казенное предприятие «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» нарушившим:

1.1. часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения договоров (оказание метрологических услуг, поставка теплоносителей, выполнение капитального ремонта авиационной техники, оказание услуг по сбору, обобщению и систематизации информации об условиях эксплуатации и техническом состоянии парка вертолетов, проведение комплекса научно-исследовательских работ, выполнение контрольно-восстановительных работ на самолете АН-2, проведения курсов переподготовки, поставка запасных частей авиационного имущества) без проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупке товаров, работ, услуг Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии», утвержденного приказом директора Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» от 01.07.2013 года № 45;

1.2. часть 1 статьи 17, часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного установления в пункте 9.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии», утвержденного приказом директора Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» от 01.07.2013 года № 45 требований к сроку заключения договора.

2. Выдать Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 05-13-01/06-17-16 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии                                                         Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                     А.О. Ооржак

 

                                                                                                  С.С. Оюн

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/06-17-16

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

03 августа 2016 года                                                                                           г. Кызыл

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/23-17-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Оюн С.С. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

на основании своего решения от 03.08.2016 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/06-17-16 о нарушении Республиканским казенным предприятием «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, д. 145, ИНН: 1701047200, ОГРН: 1101719000240, КПП: 170101001) части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

1. Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» прекратить нарушения антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в течение 30 дней с момента получения настоящего Предписания внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии», утвержденного приказом директора Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» от 01.07.2013 года № 45 путем установления минимального срока в течение которого договор по результатам закупки не может быть заключен и опубликовать внесенные изменения в установленном Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» порядке.

2. О выполнении настоящего предписания Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» необходимо проинформировать Тывинское УФАС России с приложением подтверждающих документов в течении 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                    А.О. Ооржак                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                           

                                                                                                                 С.С. Оюн

                                                                                                             

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны