Решение б/н Решение по делу № 05-13-01/07-15-12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/07-15-12

                                                                                                                          

                                                                                                                              г. Кызыл

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2012 г.                           

В полном объеме решение изготовлено 21 июня 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/07-15-12 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Коржавина О.А. – государственный инспектор отдела контроля размещения  государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

при участии в рассмотрении дела:

представителя Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва «…» без доверенности на участие в рассмотрении дела; 

представителя Муниципального унитарного предприятия «…» по доверенности «…»;

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ООО «…»;

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/07-15-12, возбужденного на основании приказа от 19 апреля 2012 г. № 85 о возбуждении дела № 05-13-01/07-15-12 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва «…» по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального недвижимого имущества на основании договора от 11.01.2012 г. № 1 ООО «…» без проведения торгов или согласования с антимонопольным органом,

                                                                   УСТАНОВИЛА:

27.03.2012 г. в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление директора МУП «…» на неправомерные действия главы Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, выразившееся в передаче в аренду на основании договора № 1 от 11.01.2012 г. муниципального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, п.г.т. Каа-Хем, ул. ..., хозяйствующему субъекту ООО «…» без проведения торгов в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях  Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом от 19 апреля 2012 г. № 85 возбуждено дело № 05-13-01/07-15-12.

В ходе рассмотрения дела представитель МУП «…» по доверенности «…» подержала доводы, указанные в заявлении.

Так же, до рассмотрения дела по существу в адрес Тывинского УФАС России поступили запрошенные от Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва копии документов подтверждающие право собственности органа местного самоуправление на недвижимое имущество,  расположенное по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Пригородная, 2ж, общей площадью 443,7 кв. м., так же письменные пояснения о том, что договор аренды помещений № 32, 33 общей площадью 27,9 кв. м. от 11.01.2012 г. № 1 заключен с ООО «….» без проведения торгов. В договоре аренды от 11.01.2012 г. № 1 допущена техническая ошибка в месте нахождения недвижимого имущество, а именно  адрес места нахождения объекта недвижимого имущества: пгт. Каа-Хем, ул. Пригородная, 2ж (вх. в Тывинском УФАС России № 2475 от 05.05.2012 г.).

Договора аренды заключенные Администрацией поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва с ООО «…» до 01.07.2008 г. на запрос Тывинского УФАС России от 30.03.2012 г. исх. № 5-676 представлены не были.

Комиссия Тывинского УФАС России выслушав доводы лица участвующего в деле, рассмотрев материалы дела № 05-13-01/07-15-12 приходит к следующему:

В силу статьи 16 Устава городского поселения городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе Администрация городского поселения пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.

В соответствии  с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции установлено, что названный закон распространяется  на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также  государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. 

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией и подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления муниципальной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции  установлено, что не является государственной и муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях оптимального урегулирования вопросов передачи муниципального имущества Закон о защите конкуренции был дополнен  статьей 17.1  (Федеральный закон от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.06.2008), согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества,  вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями (при условии, что этим имуществом могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Системный анализ приведенных норм права свидетельствует об установленном законодательством о конкуренции запрете органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без осуществления публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества.

Таким образом, заключение договоров аренды муниципального имущества, после вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  должно осуществляться в соответствии  с требованиями Закона о защите конкуренции, а именно по результатам проведения торгов или по согласованию с антимонопольным органом в порядке предоставления муниципальной преференции

Решение Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, о передаче муниципального имущества определенному лицу – ООО «…» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом является административным барьером для получения в пользование муниципального имущества и развития предпринимательской деятельности другим хозяйствующим субъектам, в том числе потенциальным, претендующим на  получение муниципального имущества в пользование.

Предоставление муниципального имущества ООО «…» без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить права на муниципальное имущество. В данном случае ограничение конкуренции рассматривается в части возможного ограничения конкуренции за получение права пользования муниципальным имуществом.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом - объектами муниципальной собственности путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного пользователя имуществом.

Наряду с ООО «…» иные хозяйствующие субъекты имели бы возможность претендовать на право заключения договора аренды на муниципальное имущество при проведении торгов, конкурируя друг с другом за право обладания ограниченным ресурсом (муниципальным имуществом).

Предоставление муниципального имущества без проведения торгов создало административный барьер со стороны Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва для обращения за заключением договора аренды на объекты муниципальной собственности для других хозяйствующих субъектов и позволило получить необоснованные преимущества для ООО «…». Указанные действия Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва, выразившиеся в заключении договора аренды муниципального имущества № 1 от 11.01.2012 г., являются недопустимыми в силу положений статьи 17.1, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Действия Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва по передаче муниципального имущества в аренду в нарушение предусмотренного Законом о защите конкуренции порядка без поведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом, ограничивают конкуренцию на получение права пользования муниципальным имуществом, препятствуют развитию конкуренции, и ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов, имеющих намерения получить права на муниципальное имущество, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи  15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

         На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/07-15-12,

 

                                                        РЕШИЛА:

 

1. Признать Муниципальное учреждение Администрацию поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий ограничивающих (имеющих возможность ограничить) конкуренцию, выразившихся в предоставлении ООО «…» муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального недвижимого имущества – токарного цеха, расположенного по адресу: Республика Тыва, Кызылский район, пгт. Каа-Хем, ул. Пригородная, 2ж, на основании договора аренды № 1 от 11.01.2012 г. без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом в порядке определенном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Муниципальному учреждению Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                                    О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                                Ф.А. Хаджиев

                                                                                                                О.А. Коржавина

                                                                                                                                                                                             

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/07-15-12

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЛЬСТВА

21 июня 2012 года                                                                                           г. Кызыл

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 05-13-01/07-15-12 в составе:

Председатель Комиссии - Долгих О.М., руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

 – Хаджиев Ф.А., заместитель руководителя – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

- Коржавина О.А., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

на основании своего решения от 21.06.2012 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/07-15-12 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Муниципального учреждения Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва «…», предписывает:

1. Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва в связи с допущенными нарушениями пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 27.07.2012 г. прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно совершить действия, направленные на возврат муниципального недвижимого имущества, переданного в аренду ООО «…» на основании договора аренды недвижимого имущества № 1 от 11.01.2012 г.

2. Администрации поселка городского типа Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Тывинского УФАС России не позднее 03 августа 2012 г. с приложением надлежащим образом заверенных копий документов подтверждающего его исполнение.

Председатель Комиссии                                                                   О.М. Долгих

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                             Ф.А. Хаджиев            

                         

                                                                                                             О.А. Коржавина

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны