Решение б/н решение по жалобе ООО "Атриум" от 3 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 05-13-01/07-18.1-15
Резолютивная часть решения объявлена 25.08.2015 года |
|
Решение в полном объеме изготовлено 28.08.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. – и.о. руководителя управления;
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Хомушку Е.А. – государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Алдын-Херел Ч.К. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от заказчика – Федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл»:
- «…», действующая на основании доверенности № 12 от 19.05.2015 г.;
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы,
рассмотрев жалобу (вх. № 3970 от 14.08.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью «Атриум» (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Интернациональная, д. 14, кв. 19) на действия единой комиссии при проведении запроса коммерческих предложений № 31502605195 на право заключения договора на изготовление, поставку и монтаж быстровозводимого модульного гаражного бокса № 2 габаритным размером не менее 18*36 метров и в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подана в Тывинское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 указанного закона, в связи с чем, принята к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
24.08.2015 г. Тывинским УФАС России был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 25.08.2015г., в связи с необходимостью предоставления дополнительных пояснений со стороны заказчика.
Согласно доводам подателя жалобы единой комиссией заказчика неправомерно признан победитель запроса коммерческих предложений, оценка критериев «цена договора» и «качество работ и квалификация участника» произведены с нарушением действующего законодательства, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Представитель заказчика ФКП «Аэропорт Кызыл» с доводами жалобы не согласилась, представила письменное возражение на поданную жалобу и пояснила, что процедура закупки, а именно оценка заявок, произведена без нарушений, с соблюдением требований, указанных в документации, и по критериям, предусмотренным в Положении о закупках заказчика и документации запроса коммерческих предложений.
Кроме того, согласно дополнительно представленным письменным пояснениям представителя заказчика ФКП «Аэропорт Кызыл» (вх. № 4108 от 25.08.2015 г.) следует, что члены Единой комиссии оценивают заявки участников закупки по своему внутреннему убеждению и проводят оценку заявок согласно разделу 16 Информационной карты документации, по критериям, предусмотренным Положением.
Рассмотрев жалобу и выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ФКП «Аэропорт Кызыл» является унитарным предприятием.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ФКП «Аэропорт Кызыл» на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 01.06.2015 года размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального казённого предприятия «Аэропорт Кызыл», утвержденное директором ФКП «Аэропорт Кызыл» (далее – Положение).
На основании вышеизложенного следует, что ФКП «Аэропорт Кызыл» является заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках и при осуществлении закупок руководствуется нормами Закона о закупках и Положением.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что оценка заявок по критериям «цена договора», «качество работ и квалификация участника» запроса коммерческих предложений № 31502605195 регламентирована Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1085, от 04.02.2015 г. № 99 является необоснованным, поскольку данные Постановления Правительства Российской Федерации применяются при проведении закупочных процедур в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Федеральным казенным предприятием «Аэропорт Кызыл» (далее – ФКП «Аэропорт Кызыл» на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 27.07.2015 г. размещено извещение о проведении запроса коммерческих предложений № 31502605195 на право заключения договора на изготовление, поставку и монтаж быстровозводимого модульного гаражного бокса № 2 габаритным размером не менее 18*36 метров, начальная максимальная цен контракта 24 500 000,0 рублей.
Документация запроса коммерческих предложений № 31502605195 на право заключения договора на изготовление, поставку и монтаж быстровозводимого модульного гаражного бокса № 2 габаритным размером не менее 18*36 метров утверждена 27.07.2015 г. и.о. директора ФКП «Аэропорт Кызыл» Кужугет Ш.Б.
Согласно протоколу заседания комиссии ФКП «Аэропорт Кызыл» № 2 от 05.08.2015 г. на момент проведения вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе предложений поданы 2 заявки. По итогам рассмотрения заявок, оценки сопоставления заявок победителем признан ООО «Стройснабмонтаж».
В соответствии с разделом 4 Положения определена закупка путем проведения запроса коммерческих предложений.
Согласно части 4.3.1 раздела 4.3 Положения в документации о проведении запроса коммерческих предложений должны быть указаны сведения, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, методика оценки предложений участников закупки, порядок расчета рейтинга каждой заявки, сведения и документы, которые подлежат оценке и сопоставлению.
В разделе 4.6 Положения установлен Порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений.
В соответствии с частью 4.6.5 раздела 4.6 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в запросе коммерческих предложений осуществляются в целях выявления условий исполнения договора, наиболее удовлетворяющих потребностям Заказчика, в соответствии с критериями и порядком, которые установлены документацией о проведении запроса коммерческих предложений.
Согласно части 4.6.6 раздела 4.6 Положения набор критериев и их значимость заказчик устанавливает в документации о проведении запроса коммерческих предложений. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Критериями оценки заявок на участие в запросе коммерческих предложений могут быть:
1) цена;
2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;
3) расходы на эксплуатацию товара;
4) расходы на техническое обслуживание товара;
5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
7) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
8) деловая репутация участника закупок;
9) наличие у участника закупок опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
10) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11) квалификация работников участника закупок;
12) другие критерии в соответствии с документацией о проведении запроса коммерческих предложений.
В соответствии с частью 4.6.7 Положения набор критериев и их значимость Заказчик устанавливает в документации о проведении запроса коммерческих предложений. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Согласно части 4.6.8 раздела 4.6 Положения на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений каждой заявке присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности предложенных участником условий исполнения договора.
В пункте 16 части 1 раздела «Информационная карта» документации запроса коммерческих предложений № 31502605195 установлены следующие «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, их содержание и значимость:
- цена договора – 10%;
- квалификация участника – 40%, в том числе:
- опыт выполненных работ (контракты (договора) по работам, аналогичным предмету закупки – 50 баллов:
- до 2 (включительно) копий контрактов (договоров) с актами о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3), банковские платежные документы подтверждающие факт оплаты товаров или услуг исполнения контракта (договора) – до 30 баллов;
- от 2 и более копий контрактов (договоров) с актами о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3), банковские платежные документы подтверждающие факт оплаты товаров или услуг исполнения контракта (договора) - до 50 баллов.
- количество положительных отзывов, рекомендации, благодарственные письма (далее - отзывы).
- по заключенным Контрактам, аналогичным предмету Закупки от Заказчиков – 30 баллов
- до 2 отзывов – до 15 баллов;
- от 2 и более отзывов – до 30 баллов;
- деловая репутация участника конкурса - 20 баллов:
максимальное количество баллов выставляется лучшему предложению в случае не участия организации в судебных разбирательствах в арбитражных судах в связи с контрактами (договорами), заключенными за последние 3 года или текущими контрактами (договорами) на выполнения строительных, ремонтных работ.
- до 2 судебных разбирательств - 5 баллов;
- от 3 и более судебных разбирательств - 0 баллов.
сроки выполнения работ - 30 %;
качество товара - 20 %:
(Качественные, функциональные, потребительские свойства товара) Описание последовательности и порядок выполнения работ, детальность проработки организационно-технологической схемы производства работ, описание системы качества выполнения работ. Максимальное количество баллов выставляется только в случае детального описания последовательности и порядка работ. Наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия, паспортов качества на используемые материалы, графическое изображение используемых материалов.
- описание последовательности и порядок выполнения работ, детальность проработки организационно-технологической схемы производства работ, описание системы качества выполнения работ – до 50 баллов.
- наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия, паспортов качества на используемые материалы, графическое изображение используемых материалов – до 50 баллов.
Максимальное количество баллов присваивается по указанному критерию в случае предоставления указанных выше сертификатов, паспортов на все используемые материалы.
Как установлено, Комиссией Тывинского УФАС России в Приложении к протоколу оценки от 05.08.2015 г. членами единой комиссии заказчика выставлены следующие баллы:
- по подкритерию «Опыт выполненных работ»:
Наименование |
Член комиссии 1 |
Член комиссии 2 |
Член комиссии 3 |
ООО «Стройснабмонтаж» |
48 |
48 |
46 |
ООО «Атриум» |
32 |
32 |
34 |
- по подкритерию «Описание последовательности и порядок выполнения работ»:
Наименование |
Член комиссии 1 |
Член комиссии 2 |
Член комиссии 3 |
ООО «Стройснабмонтаж» |
50 |
50 |
48 |
ООО «Атриум» |
15 |
15 |
15 |
- по подкритерию «Наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия, паспортов качества, графическое изображение»:
Наименование |
Член комиссии 1 |
Член комиссии 2 |
Член комиссии 3 |
ООО «Стройснабмонтаж» |
47 |
45 |
40 |
ООО «Атриум» |
17 |
10 |
20 |
Согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу части 1 статья 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В результате изучения Положения и документации запроса предложений № 31502605195 Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что порядок оценки заявок содержит информацию лишь о присвоении максимальных баллах по следующим подкритериям: «опыт выполненных работ», «описание последовательности и порядок выполнения работ», «наличие сертификатов качества, сертификатов соответствия, паспортов качества, графическое изображение» со следующими значениями: «до 15 баллов», «до 30 баллов», «до 50 баллов» без указания градации баллов и порядка их присвоения, ограничиваясь наличием только максимального балла, равно как и не содержит указания на минимальный показатель, который может быть выставлен по названным подкритериям, то есть установленный заказчиком балльный показатель является неконкретным и безальтернативным, за исключением подкритерия «деловая репутация».
Таким образом, порядок выставления баллов в Положении и документации запроса предложений № 31502605195 не раскрыт, так как из буквального толкования требования, указанного в пункте 16 информационной карты документации следует, что заявкам участников закупки могут быть выставлены любые баллы как 17, так 32, 34, 48 и т.д., т. е. на субъективное усмотрение организатора торгов.
На основании вышеизложенного следует, что Положение и документация о закупке не содержат сведений о порядке оценки и сопоставления заявок, а именно конкретной формулы расчета количества баллов по не ценовым критериям, присуждаемых по показателям и шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
На основании вышеизложенного следует, что отсутствие сведений о порядке присвоения и начисления баллов по перечисленным выше подкритериям оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение организатора торгов, членов единой комиссии, что влечет за собой не только нарушение принципов равноправия и справедливости, но и к нарушению принципа информационной открытости закупки, поскольку лишает ее участников существенной информации о порядке проведения такой закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2007 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Атриум» необоснованной.
2. Установить в действиях заказчика – Федерального казенного предприятия «Аэропорт Кызыл» нарушение части 1 статьи 1, пункта 1, 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ, выразившиеся в не установлении в документации запроса коммерческих предложений № 31502605195 порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а именно формулы расчета количества баллов по неценовым критериям (за исключением подкритерия «деловая репутация»), присуждаемых по показателям и шкалы предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающей интервалы их изменений, а также порядок их определения.
3. Выдать заказчику – Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Кызыл» и Единой комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
Е.А. Хомушку
А.В. Саин
Ч.К. Алдын-Херел
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.