Решение №05-13-01/17-15-14 РЕШЕНИЕ по делу № 05-13-01/17-15-14 от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/17-15-14

 

09 декабря 2014 г.                                                                                            г. Кызыл

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.11.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/17-15-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти  Тывинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ооржак А.О. – главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Кужугет Б.Б. – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

при участии в рассмотрении дела:

законного представителя ООО «Макс», директора «…»;

представителя Правительства Республики Тыва «…», действующей на основании доверенности от 16.01.2014 г. б/н;

представителя Министерства Республики Тыва по делам юстиции «…», действующей на основании доверенности от 15.01.2014 г. № 4;

представителя Верховного хурала (парламента) Республики Тыва «…», действующего на основании доверенности от 20.11.2014 г. № 02-37/700;

представителя Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва «…», действующего на основании доверенности от 14.10.2014 г. б/н;

в отсутствии надлежащим образом извещенного «…»;

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/17-15-14, возбужденного на основании приказа от «04» августа 2014 г. № 269 о возбуждении дела № 05-13-01/17-15-14 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Республики Тыва (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, 18) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон защите конкуренции), подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон о торговле),  выразившегося в издании Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 "О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Республики Тыва "О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва", последствием которого может явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ограничение прав хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги общественного питания на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тывинским УФАС России на основании поручения ФАС России 09.07.2014 г. № ЦА/27479/14, направленного в связи с поступлением заявлений ООО «Макс» и  «…» о проверке законности вынесенного Правительством Республики Тыва постановления от 11.04.2014 г. № 150, которым введены  дополнительные ограничения мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва приказом от 04.08.2014 г. № 269 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-13-01/17-15-14.

В ходе рассмотрения дела представитель Правительства Республики Тыва и Министерства Республики Тыва по делам юстиции, действующая на основании доверенности полностью подержала пояснения данные в ходе предыдущих заседаний Комиссий о соответствии Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 нормам действующего законодательства, а так же пояснила, что поводом для принятие Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679 ВХ-1 «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Тыва «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва»» явилось так же обращения граждан проживающих в многоквартирных домах.

Министерством Республики Тыва по делам юстиции представлены в материалы дела письменные разъяснения министерства от 21.05.2014 г. № 3-23/826 по применению Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150, согласно которым указанное постановление применяется к помещениям, согласно проектной документации изначально запланированных, как жилые, функциональное назначение которых в процессе эксплуатации или при реконструкции изменено.

Помещения в многоквартирных домах, построенных по проектной документации, в которой они спроектированы, как нежилые, под действие вышеназванного нормативного правового акта не подпадают.

Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва представлена в материалы дела информация в письменном виде согласно которой до вынесения Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 и внесения соответствующих изменений Законом Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679-ВХ в Закон Республики Тыва от 11.11.2011 г. № 952-ВХ-1 24 хозяйствующих субъекта, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции осуществляли хозяйственную деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в не жилых помещениях расположенных в многоквартирных домах.

После вынесения Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 и внесения соответствующих изменений Законом Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679-ВХ в Закон Республики Тыва от 11.11.2011 г. № 952-ВХ-1 число хозяйствующих субъектов снизилось  до 5.

 Комиссия Тывинского УФАС России рассмотрев указанную выше информацию, пришла к выводу о наличии в действиях Правительства Республики Тыва дополнительного нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150, которое так же создает дискриминационные условия, то есть условия при которых хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва и осуществляющие хозяйственную деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, построенных по проектной документации в которых они спроектированы, как нежилые поставлены в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке и осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции в помещениях в многоквартирных домах переведенных из жилого в не жилое. Так же, введенные Правительством Республики Тыва ограничения не соответствуют целям принятия постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150, а именного запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679 ВХ-1 "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Тыва "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва", принятым Верховным Хуралам (парламентом) Республики Тыва 30.07.2014 Закон Республики Тыва от 11 ноября 2011 года N 952 ВХ-1 "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва" часть 1 статьи 9 дополнена следующим абзацем:

не допускается розничная продажа алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах, либо в помещениях, непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

На основании изложенной нормы Закона Республики Тыва следует, что признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так же отразились и в принятом Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва Законе Республики Тыва от 11.08.2014 № 2679 ВХ-1, в связи с чем в действиях указанного лица так же усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением Комиссии Тывинского УФАС России от 29.10.2014 г. к участию в деле № 05-13-01/17-15-14 в качестве ответчика привлечен Верховный хурал (парламент) Республики Тыва.

Представитель Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, действующий на основании доверенности в ходе рассмотрения дела не согласился с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства по основаниям указанным в письменном  отзыве, представленным в материалы дела, согласно которого принятый Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва закон соответствует  Федеральному закону от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и не противоречит ему.

Рассмотрев материалы дела №  05-13-01/17-15-14 и выслушав пояснения лиц участвующих в деле Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 «О правительстве Республики Тыва» - Правительство Республики Тыва осуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва.

Правительство Республики Тыва является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Республике Тыва.

Правительство Республики Тыва осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в пределах их полномочий, Конституции Республики Тыва, настоящего Конституционного закона, других законов Республики Тыва, указов Главы - Председателя Правительства Республики Тыва (статья 2 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 «О правительстве Республики Тыва»).

Правительством Республики Тыва во исполнение Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Закона Республики Тыва от 11.11.2011 г.    № 952 ВХ - 1 «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва» издано постановление от 21.02.2012 г. № 96 «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва» (далее - Постановление № 96).

Постановлением № 96 установлен запрет на:

1. Розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на территории Республики Тыва организациями и индивидуальными предпринимателями, ежедневно в период с 19.00 до 11.00 часов следующего дня, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, при оказании такими организациями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли;

2. Розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции в культовых организациях, на автостанциях, в речных портах и пристанях, парках, местах массового отдыха граждан, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи данной продукции, с рук, лотков, автомашин

3. В воскресные дни, в дни, объявленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нерабочими праздничными днями, и Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 г. № 143 «О праздничных днях Республики Тыва» государственными или народными праздниками Республики Тыва, а также в период проведения массовых общественных мероприятий (спортивных, праздничных, культовых, культурных и политических), проводимых на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, при оказании такими организациями услуг общественного питания.

В связи с поступающими обращениями граждан – жителей многоквартирных домов в органы государственной власти Республики Тыва 11.04.2014 г. Правительством Республики Тыва издано постановление № 150 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Республики Тыва «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва», которым установлен запрет на:

- розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, организациям и индивидуальными предпринимателями в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах, либо в помещениях, непосредственно примыкающих к многоквартирным домам.

Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 г. № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171 – ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона № 171 - ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В статье 2 Закона № 171- ФЗ приводятся понятия алкогольной продукции, пива и напитков, изготовляемых на основе пива.

Алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона № 171- ФЗ).

Пивом является алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаро содержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода (пункт 13.1 статьи 2 Закона № 171 - ФЗ).

Напитками, изготавливаемыми на основе пива (пивные напитки) признаются алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаро содержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта (пункт 13.2 статьи 2 Закона № 171 - ФЗ).

Согласно пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.

Сватьей 3 Закона № 171-ФЗ определено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из данного закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции установлены статьей 16 Закона № 171- ФЗ.

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 171 - ФЗ определено, что розничная продажа алкогольной продукции, пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Абзацем 1 пункта 5 статьи 16 Закона № 171 - ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

В соответствии с Определением Верховного Суда от 12.12.2012 № 74- АПГ12-19 «ограничения розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания».

При этом, абзацем 2 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции к тем ограничениям, которые установлены в абзаце 1 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, Постановлением № 150 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, изготавливаемых на основе пива, организациями и индивидуальными предпринимателями в помещениях, переведенных из жилых в нежилые и расположенных в многоквартирных домах, либо непосредственно примыкающих к многоквартирным домам без каких - либо исключений, что не соответствует требованиям абзаца 1 пункта 5 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, поскольку предусмотренные указанной статьей ограничения не касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, пива и пивных напитков при оказании услуг общественного питания.

Таким образом, Постановление № 150 не устанавливает дополнительные ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции, а вступает в противоречие с нормами Закона № 171-ФЗ. Тем самым Правительство Республики Тыва превышает нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации, в связи с чем доводы лиц, участвующих в деле о соответствии Постановления № 150 действующему федеральному законодательству являются необоснованными.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу и покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Подпункт «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле предусматривает запрет органам государственной власти субъектов на принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано: «Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции».

Таким образом, действия Правительства Республики Тыва, выразившиеся в издании постановления № 150, не соответствующего вышеперечисленным положениям Закона № 171 - ФЗ, нарушают права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании ими услуг общественного питания в помещениях, переведенных из жилых в нежилые и расположенных в многоквартирных домах, либо непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и подпункта «б» пункта 4 статьи 15 Закона о торговле.

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции определены  цели регулирования указного закона к которым отнесены обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция -это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством создания не равных условий при осуществлении хозяйственной деятельности, основываясь на своем субъективном мнении в предпочтении определенной группе организации, тем самым, ущемляя интересы иных хозяйствующих субъектов осуществляющих свою деятельность на том же рынке услуг.

Комиссия Тывинского УФАС России исходя из имеющихся в материалах дела документов, а именно письма Службы по лицензированию надзора отдельных видов деятельности Республики Тыва от 28.10.2014 г. № 783, разъяснений Министерства Республики Тыва по делам юстиции от 21.05.2014 г. № 3-23/826-14, основания принятия постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 – «обращения граждан – жителей многоквартирных домов г. Кызыла, поступившие в органы исполнительной власти», введением постановлением  Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, организациями и индивидуальными предпринимателями не во всех помещениях расположенных в многоквартирных домах или непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, а только в помещениях расположенных в многоквартирных домах или непосредственно примыкающих к ним и приведенных из жилого в нежилое приходит к выводу, что указанный нормативно – правовой акт создает дискриминационные условия, то есть условия при которых хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва и осуществляющие хозяйственную деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, построенных по проектной документации в которых они спроектированы, как нежилые поставлены в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке и осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции в помещениях расположенных в многоквартирных домах и переведенных из жилого в не жилое, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Так же, введенные Правительством Республики Тыва ограничения не соответствуют целям принятия постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150, а именно запрет на розничную продажу алкогольной продукции в многоквартирных домах, что так же свидетельствует о создании дискриминационных условий.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, в связи с принятием Закона Республики Тыва от 11 августа 2014 г. N 2679 ВХ-1 "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Тыва "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва" принято постановление Правительства Республики Тыва от 24.09.2014 N 455 в силу которого постановление Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 признано утратившим силу.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва - постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва.

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений, заявлений, обращений и осуществления контрольной деятельности (часть 5 статьи 96 Конституции Республики Тыва).

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679 ВХ-1 "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Закона Республики Тыва "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва", принятым Верховным Хуралам (парламентом) Республики Тыва 30.07.2014 Закон Республики Тыва от 11 ноября 2011 года N 952 ВХ-1 "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва" часть 1 статьи 9 дополнена следующим абзацем:

не допускается розничная продажа алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах, либо в помещениях, непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

На основании изложенной нормы Закона Республики Тыва следует, что нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так же отразились и в принятом Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва Законе Республики Тыва от 11.08.2014 № 2679 ВХ-1, в связи с чем в действиях указанного лица так же являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по основаниям указанным выше.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 41.1, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/17-15-14,

 

                                                        РЕШИЛА:

1. Признать Правительство Республики Тыва нарушившим пункты 3, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», подпункт б пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части принятия Постановления Правительства Республики Тыва от 11.04.2014 г. № 150 «О внесении изменения в пункт 1 Постановления Правительства Республики Тыва о дополнительных ограничениях времени условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва», последствием которого является недопущение, ограничение устранение конкуренции и ограничение прав хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги общественного питания на розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва; а так же создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в нежилых помещениях, распложённых в многоквартирных домах и помещениях непосредственно примыкающим к ним.

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий рассмотрение дела № 05-13-01/17-15-14, возбужденное в отношении Правительства Республики Тыва прекратить.

3. Признать в действиях Государственного учреждения «Верховный хурал (парламент) Республики Тыва» нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в принятия Закона Республики Тыва от 11.08.2014 г. № 2679 ВХ-1 в части ограничения продажи алкогольной продукции в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах или помещениях непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, последствием которого является создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в нежилых помещениях, распложённых в многоквартирных домах и в помещениях непосредственно примыкающим к ним.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о подачи искового заявления в Арбитражный суд Республики Тыва об обжаловании противоречащего антимонопольному законодательству нормативного правового акта Республики Тыва.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                   А.О. Ооржак

                                                                                                               

                                                                                                                Б.Б. Кужугет

 

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         

         В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны