Решение б/н решение и предписание от 21 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 05-13-01/23-17-15

 

21 апреля 2016 года                                                                                       г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 12.04.2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 21.04.2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/23-17-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

при участии в рассмотрении дела:

- «…», представитель Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла по доверенности от 28.03.2016 г. № 180118/513,

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Мэрии г. Кызыла (уведомление о вручении ФГУП «Почта России» от 21.03.2016 года),

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/23-17-15, возбужденного на основании приказа от 29.09.2015 года № 366 о возбуждении дела № 05-13-01/23-17-15 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Мэрии города Кызыла («…») по признакам нарушения части 1 статьи 17, статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося  в неправомерном установлении требований к сроку заключения договора и способу осуществления закупки без проведения торгов в типовой форме Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 и в отношении Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла («…») по признакам нарушения части 1 статьи 17, статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося  в неправомерном установлении требований к сроку заключения договора и способу осуществления закупки без проведения торгов в Положении о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного директором Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла от 30.11.2012 года № 1,

 

                                                                   УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Тывинского УФАС России от 25.06.2015 года № 237 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» инспекцией Тывинского УФАС России проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла (далее – МУП «Ритуал»).

По результатам проведенной плановой выездной проверки составлен Акт проверки № 4-1836 от 31.07.2015 года.

В ходе проведения плановой выездной проверки в действиях МУП «Ритуал» установлено, что пункт 2 части 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг, утвержденного директором Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла от 30.11.2012 года № 1 предусматривает заключение договора не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона (протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок), а также пунктом 8 части 8 указанного Положения установлено, что закупка товаров, работ, услуг может осуществляться путем проведения торгов, если сумма заказа свыше 500 000 рублей, и без проведения торгов, если сумма заказа менее 500 000 рублей.

При этом, данное Положение утверждено в соответствии с типовой формой Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367, которое в свою очередь, также содержит аналогичные требования (пункт 1 части 8, пункт 2 части 12).

Указанные действия МУП «Ритуал» и Мэрии г. Кызыла содержали признаки нарушения части 1 статьи 17, статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом Тывинского УФАС России от 29.09.2015 года № 366 возбуждено дело № 05-13-01/23-17-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением Тывинского УФАС России от 30.09.2015 года Мэрия г. Кызыла и МУП «Ритуал» привлечены в качестве ответчиков.

Также, указанным определением от 30.09.2015 года от лиц, участвующих в рассмотрении дела запрошены следующие документы:

от Мэрии г. Кызыла:

- учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, приказ о назначении руководителя и т.д.);

- постановление Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 с приложением типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла;

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения и иные документы, имеющие значение для рассмотрения дела,

от МУП «Ритуал»:

- учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, приказ о назначении руководителя и т.д.);

- приказа Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла от 30.11.2012 года № 1 с приложением Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла;

- справка о совокупном размере выручки за период 2011 года с представлением подтверждающих документов (бухгалтерский баланс, книга доходов и расходов, отчет о прибылях и убытках и пр.).

- письменные пояснения по существу вменяемого нарушения и иные документы, имеющие значение для рассмотрения дела.

Во исполнение определения Тывинского УФАС России от 30.09.2015 года в адрес Тывинского УФАС России поступили учредительные документы МУП «Ритуал» (Устав, утвержденный постановлением Мэрии г. Кызыла от 23.09.2011 года № 1184, свидетельство о регистрации, приказ о назначении директора от 22.11.2012 года № 43 л/с), постановление Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 с типовой формой Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, постановление Мэрии г. Кызыла от 31.12.2013 года № 1833 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»» с положением о порядке взаимодействия муниципальных заказчиков и бюджетных учреждений с уполномоченным органом (вх. № 4759 от 13.10.2015 года).

Таким образом, Мэрией г. Кызыла и МУП «Ритуал» запрошенные определением от 30.09.2015 года документы представлены не в полном объеме, в связи с чем, определением Комиссии Тывинского УФАС России от 20.10.2015 года повторно запрошены следующие документы:

от Мэрии г. Кызыла учредительные документы,

от МУП «Ритуал:

- приказ Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла от 30.11.2012 года № 1 с приложением Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла;

- справка о совокупном размере выручки за период 2011 год с представлением подтверждающих документов (бухгалтерский баланс, книга доходов и расходов, отчет о прибылях и убытках и пр.).

05.11.2015 года в адрес Тывинского УФАС России за вх. № 5082 от Мэрии г. Кызыла поступили учредительные документы (Положение Мэрии г. Кызыла, утвержденное решением Хурала представителей г. Кызыла от 23.07.2013 года № 498, постановление Хурала представителей г. Кызыла от 12.11.2013 года № 9 «О назначении Мэра г. Кызыла», свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ) и постановление Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 с типовой формой Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла.

Также, от Мэрии г. Кызыла поступило письменное пояснение по существу вменяемого нарушения (вх. № 5408 от 19.11.2015 года).

В свою очередь, от МУП «Ритуал» запрошенные определением от 20.10.2015 года документы в адрес Тывинского УФАС России не поступили, в связи с чем, определением от 19.11.2015 года от МУП «Ритуал» запрошена справка о совокупном размере выручки за период 2011-2014 гг. с представлением подтверждающих документов (бухгалтерский баланс, книга доходов и расходов, отчет о прибылях и убытках и пр.).

Запрошенные определением от 19.11.2015 года документы от МУП «Ритуал» поступили в адрес Тывинского УФАС России 17.12.2015 г. (вх. № 5928).

17.12.2015 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/23-17-12 Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что в Верховном суде Российской Федерации рассматривается дело № А60-28335/2014, имеющее значение для рассмотрения дела № 05-13-01/23-17-15 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем, определением от 17.12.2015 года рассмотрение дела № 05-13-01/23-17-15 приостановлено до рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации дела № А60-28335/2014.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 года дело № А60-28335/2014 постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.07.2015 года по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области отменено. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2014 года и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 года по тому же делу оставлены без изменения, в связи с чем, определением Тывинского УФАС России от 08.02.2016 года рассмотрение дела № 05-13-01/23-17-15 возобновлено.

В связи с участием 09.03.2016 года председателя Комиссии в судебном заседании по делу № А69-01/2016 кворум у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствовал, в связи с чем, в рассмотрении дела № 05-13-01/21-15-15 объявлялся перерыв до 16.03.2016 года 12 часов 00 минут (время местное).

16.03.2016 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/23-17-15 представителем Мэрии г. Кызыла представлены копия письма Мэрии г. Кызыла от 11.12.2015 года № 08-14-15/257, копия Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал», утвержденного директором МУП «Ритуал» от 15.03.2016 года № 05, копия постановления Мэрии г. Кызыла от 15.03.2016 года № 227 «О внесении изменений и дополнений в типовую форму Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденной постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446», копия постановления Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446 «Об утверждении типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва»» с типовой формой Положения (вх. № 934 и № 935).

12.04.2016 года в ходе рассмотрения дела № 05-13-01/23-17-15 представитель МУП «Ритуал» пояснила, что на основании постановления Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446 МУП «Ритуал» внесены изменения в Положение о закупках МУП «Ритуал».

Рассмотрев материалы дела № 05-13-01/23-17-15 и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Согласно пункта 2.1 Устава МУП «Ритуал», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 23.09.2011 года № 1184, (далее – Устав) МУП «Ритуал» является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед учредителем МУП «Ритуал», ее органами, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическим и физическими лицами.

Учредителем МУП «Ритуал» выступает муниципальное образование городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» (пункт 1.8 Устава).

В соответствии с пунктом 4.1 Устава имущество МУП «Ритуал» является муниципальной собственностью г. Кызыла, отражается на самостоятельном балансе. Муниципальное имущество может быть передано МУП «Ритуал» как на праве хозяйственного ведения, так и на праве аренды.

Таким образом, МУП «Ритуал» является муниципальным унитарным предприятием в понятии, определенном статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, муниципальными унитарными предприятиями.

При таких обстоятельствах, МУП «Ритуал» при осуществлении своей закупочной деятельности обязано руководствоваться положениями Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России 30.11.2012 года директором МУП «Ритуал» утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал» (далее – Положение о закупках МУП «Ритуал»).

В силу пункта 1 части 8 Положения о закупках МУП «Ритуал» закупка товаров, работ, услуг может осуществляться:

- путем проведения торгов (открытые конкурсы, аукционы), если сумма заказа свыше 500 000 (пятьсот тысяч) рублей;

- без проведения торгов (запрос котировок, закупки у единственного поставщика), если сумма заказа менее 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 12 Положения о закупках МУП «Ритуал» договор может быть заключен не ранее чем через пять дней:

- по итогам проведения конкурса со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

- по итогам открытого аукциона со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов аукциона;

- со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При этом, Положение о закупках МУП «Ритуал» разработано в соответствии с типовой формой Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденной постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 (далее – Типовая форма положения), как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Город Кызыл Республики Тыва».

В свою очередь, Типовая форма положения также содержит аналогичные Положением о закупках МУП «Ритуал» требования к сроку заключения договора и способу осуществления закупки (пункт 1 части 1, пункт 2 части 12).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Часть 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Таким образом, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

При этом, в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое заказчиками Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

В свою очередь, сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Кроме того, в силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Мэрия г. Кызыла установив в пункте 2 части 12 Типовой формы положения и соответственно МУП «Ритуал» в пункте 2 части 12 Положения о закупках МУП «Ритуал» требования к сроку заключения договора – не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола подведения итогов аукциона и протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок) создают условия, при которых у участников закупки, чьи права и законные интересы нарушены действиями (бездействиями) организаторов торгов лишены возможности обжалования действий указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, что может иметь своим последствием ограничение конкуренции за право заключения договора, в том числе, путем подачи жалобы в антимонопольный орган, что также нарушает права участников гражданского оборота.

Таким образом, Мэрия г. Кызыла и МУП «Ритуал» в нарушение части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции неправомерно установлены в Типовой форме положения и соответственно в Положении о закупках МУП «Ритуал» требования к сроку заключения договора.

В силу статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор может быть заключен посредством направления оферты (статья 432 ГК РФ), в том числе публичной оферты (статья 437 ГК РФ), или в форме проведения торгов (статья 447 ГК РФ).

В силу части 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

При этом, Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем определении от 08.04.2008 года по делу № А40-7464/07-55-74 отметил, что исходя из смысла статей 447 и 448 ГК РФ торги проводятся путем осуществления определенных действий: опубликования извещения о проведении торгов с указанием сведений о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе о порядке оформления участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене, направлении заявок на участие в торгах и уплате задатка, выбор лучшего предложения.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Перечень сведений, которые должно содержать извещение о закупке, предусмотрен в части 9 статьи 4 Закона о закупках.

Как указано выше в силу пункта 1 части 8 Типовой формы положения и Положения о закупках МУП «Ритуал» закупка товаров, работ, услуг может осуществляться:

- путем проведения торгов (открытые конкурсы, аукционы), если сумма заказа свыше 500 000 (пятьсот тысяч) рублей;

- без проведения торгов (запрос котировок, закупки у единственного поставщика), если сумма заказа менее 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

При этом, согласно части 1 пункта 39 Типовой формы положения и Положения о закупках под закупкой у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Таким образом, в рассматриваемом случае закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется без проведения конкурентных процедур и без размещения соответствующей информации в информационно телекоммуникационной сети Интернет.

В силу части 15 статьи 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

При этом, исходя из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, бухгалтерской отчетности МУП «Ритуал», представленных МУП «Ритуал» (вх. № 5928 от 17.12.2015 года), годовая выручка МУП «Ритуал» не превышает пять миллиардов рублей.

При таких обстоятельствах, пункт 1 части 8 Типовой формы положения и соответственно Положение о закупках МУП «Ритуал» в указанной части противоречит требованиям части 15 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, согласно пункта 12 части 5 Типовой формы положения и Положения о закупках МУП «Ритуал» заказчики вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупках, стоимость которых не превышает 100 000 (сто тысяч) рублей.

Таким образом, исходя из Типовой формы положения и Положения о закупках МУП «Ритуал» невозможно установить в каких случаях не размещается сведения о закупке товаров, работ, услуг, при стоимости закупки менее 100 000 (сто тысяч) рублей либо менее 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

При таких обстоятельствах, Мэрия г. Кызыла и МУП «Ритуал» в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции неправомерно установлены в пункте 1 части 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденной постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367, и в пункте 1 части 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал», утвержденного директором МУП «Ритуал» от 30.11.2012 года, требования к способу осуществления закупки без проведения торгов путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без учета положений части 15 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения, представленных Мэрией г. Кызыла, документов (вх. № 935 от 16.03.2016 года) установлено, что постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446 постановление Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367 признано утратившим силу и указанным постановлением утверждена типовая форма Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Постановлением Мэрии г. Кызыла от 15.03.2016 года № 227 в постановление Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446 внесены изменения и дополнения.

В соответствии с Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, срок заключения договора установлен не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок) (пункты 12.27, 13.39, 14.21).

В силу пункта 9.1 Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, закупка может осуществляться следующими способами:

1) путем проведения торгов в форме конкурсов (открытый конкурс, закрытый конкурс), аукционов (в том числе аукциона в электронной форме);

2) без проведения торгов: запрос котировок (запрос цен), закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

При этом, информация об основаниях, при которых заказчики вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках Типовая форма Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, не содержит.

В свою очередь, указанная Типовая форма предусматривает только в качестве одного из оснований осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) как осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей (подпункт 3 пункта 15.2).

Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 15.2 Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Как указано выше, договоры при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключаются с конкретным одним поставщиком (исполнителем, подрядчиком), соответственно сведения о проведении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется без размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, пункт 15.3 указанной Типовой формы предусматривает обязанность заказчиков на размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 5, 6, 8, 9, 11-14 пункта 15.2 Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446.

Таким образом, исходя из указанного пункта Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, размещение в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренного подпунктом 4 пункта 15.2 указанной Типовой формы не требуется.

В свою очередь, часть 15 статьи 4 Закона о закупках предусматривает в качестве основания, при котором заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей, только в том случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Иных положений, при котором заказчики вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, Закон о закупках не предусматривает.

Таким образом, Типовая форма Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденная постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, не соответствует положениям части 15 статьи 4 Закона о закупках.

Также, Мэрией г. Кызыла представлено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Ритуал», утвержденное директором МУП «Ритуал» от 15.03.2016 года № 05 (вх. № 934 от 16.03.2016 года), которое также содержит аналогичные Типовой формой Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, положения.

Таким образом, Мэрией г. Кызыла в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции включен в Типовую форму Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, подпункта 4 пункта 15.2, предусматривающего осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не превышающую 400 000 рублей в нарушение требований части 15 статьи 4 Закона о закупках.

Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите конкуренции дополнен статьей 48.1 (вступил в силу с 06.01.2016 года).

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 05-13-01/23-17-15 от 22.03.2016 года получено Мэрией г. Кызыла 28.03.2016 года, МУП «Ритуал» 28.03.2016 года, что подтверждается уведомлениями ФГУП «Почта России». При этом, определением от 16.03.2016 года рассмотрение данного дела назначено на 12.04.2016 года в 11 часов 00 минут.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

До оглашения резолютивной части решения по делу № 05-13-01/23-17-15 от лиц, участвующих в деле (Мэрия г. Кызыла и МУП «Ритуал») пояснения, доказательства и доводы, опровергающие обстоятельства, изложенные в заключении об обстоятельствах дела № 05-13-01/23-17-15 от 22.03.2016 года, в адрес Тывинского УФАС России не поступили.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/23-17-15,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Мэрию г. Кызыла и Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Кызыла нарушившими:

1.1. часть 1 статьи 17, часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного установления в пункте 2 части 12 Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367, и в пункте 2 части 12 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла, утвержденного директором от 30.11.2012 года, требований к сроку заключения договора.

1.2.  часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного установления в пункте 1 части 8 Типовой формы Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц г. Кызыла, утвержденной постановлением Мэрии г. Кызыла от 07.03.2012 года № 367, и в пункте 1 части 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Кызыла, утвержденного директором от 30.11.2012 года, требований к способу осуществления закупки без проведения торгов путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без учета положений части 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Признать Мэрию г. Кызыла нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части включения в Типовую форму Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, подпункта 4 пункта 15.2, предусматривающего осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не превышающую 400 000 рублей в нарушение требований части 15 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  

3. Выдать Мэрии г. Кызыла предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела № 05-13-01/23-17-15 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии                                                         Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                     А.О. Ооржак

 

                                                                                                  А.В. Саин

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-13-01/23-17-15

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

21 апреля 2016 года                                                                                           г. Кызыл

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/23-17-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;

Саин А.В. – специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

на основании своего решения от 21.04.2016 г., принятого по результатам рассмотрения дела № 05-13-01/23-17-15 о нарушении Мэрией г. Кызыла («…») и Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Кызыла («…») части 1 статьи 17, части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

предписывает:

1. Мэрии г. Кызыла прекратить нарушения антимонопольного законодательства и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в течение 30 дней с момента получения настоящего Предписания внести изменения в Типовую форму Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446 путем исключения подпункта 4 пункта 15.2, предусматривающего осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму не превышающую 400 000 рублей, и опубликовать Типовую форму Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд отдельных видов юридических лиц городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного постановлением Мэрии г. Кызыла от 30.12.2015 года № 1446, в установленном порядке.

2. О выполнении настоящего предписания Мэрии г. Кызыла необходимо проинформировать Тывинское УФАС России с приложением подтверждающих документов в течении 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                                                                                    А.О. Ооржак                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                           

                                                                                                                 А.В. Саин

                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны