Решение по жалобе №5-3697 Решение по жалобе ООО "АВИАСПЕКТР" (017/10/223-16/2020 от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 017/10/223-16/2020

 

      Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2020 года

 

       Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии:

«…» – руководитель управления;

Члены Комиссии:

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…» – специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии в рассмотрении жалобы:

от организатора торгов – Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии»:

- «…», действующий на основании доверенности от 06.07.2020 года б/н,

от подателя жалобы – Общества с ограниченной ответственностью «АВИАСПЕКТР» (далее ООО «АВИАСПЕКТР»):

- «…», действующий на основании доверенности от 06.07.2020 года б/н;

рассмотрев жалобу (вх. № 3630 от 29.06.2020 года) Общества с ограниченной ответственностью «АВИАСПЕКТР» (юридический/почтовый адрес: 357202, Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Кнышевского, д. 69, ОГРН: 1062649000831, ИНН: 2630036306, КПП: 263001001, дата регистрации юридического лица: 30.01.2006 года) на действия аукционной комиссии аукциона в электронной форме № 32009180969 «Услуги выполнения капитального ремонта воздушного судна АН-2», начальная (максимальная) цена договора: 5 616 000,00 рублей, организатор торгов – Республиканское казенное предприятие «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» (далее РКП «АК «ТуваАвиа», организатор торгов), ИНН: 1701047200, ОГРН: 1101719000240, юридический адрес: 667008, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 137, и в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Жалоба подана в Тывинское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Подготовлена в соответствии с требованиями части 6 статьи 18.1 указанного закона, в связи с чем, принята к рассмотрению.

Тывинским УФАС России в адрес организатора торгов, подателя жалобы, оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.

Согласно письменным и устным доводам подателя жалобы, организатор торгов неправомерно признал заявку участника закупки ООО «АВИАСПЕКТР» не соответствующей требованиям аукционной документации по основаниям, указанным в протоколе от 22.06.2020 года. Кроме того, заказчиком в пункте 34 документации электронного аукциона № 32009180969 установлено требование о невозможности привлечения соисполнителей, что противоречит требованиям действующего законодательства.

В ходе рассмотрения жалобы представитель организатора торгов с доводами жалобы не согласился и пояснил, что требование о наличии лицензии на выполнение работ по капитальному ремонту поршневых авиационных двигателей и воздушных винтов самолетов предусмотрено пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и совместным письмом Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 27.03.2015 года № 5.03-705. Требование, установленное документацией электронного аукциона о не возможности привлечения соисполнителей распространяется только на выполнение работ и не распространяется на покупку и поставку запасных частей, необходимых для выполнения работ.

Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.

26.05.2020 года организатором торгов – РКП «АК «ТуваАвиа» в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме № 32009180969 «Услуги выполнения капитального ремонта воздушного судна АН-2», начальная (максимальная) цена договора: 5 616 000,00 рублей.

Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1757054 от 18.06.2020 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки: № 1 – ЗАО «Шахтинский АРЗ ДОСААФ» и № 2 – ООО «АВИАСПЕКТР».

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 1757054 от 22.06.2020 года заявка участника закупки ООО «АВИАСПЕКТР» признана не соответствующей требованиям аукционной документации со следующим обоснованием принятого решения «Данный участник закупки не предоставил в составе своей заявки соответствии с п.28 Аукционной документации и Технического задания копии лицензий на ремонт поршневых авиационных двигателей; на ремонт воздушных винтов самолетов. Согласно п. 34 Аукционной документации Привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению договора не предусмотрено, и на основании отсутствия у участника соответствующих лицензий Данный участник не соответствует требованиям аукционной документации».

В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организатором торгов – РКП «АК «ТуваАвиа» в ЕИС 20.12.2019 года размещено Положение о закупке товаров, работ, услуг РКП «АК «Тува Авиа», утвержденное приказом и.о. директора РКП «АК «ТуваАвиа» от 30.12.2019 года № 107.

Таким образом, РКП «АК «ТуваАвиа» при осуществлении закупки № 32009180969 руководствуется нормами Закона о закупках и Положением о закупке.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Пунктом 28 Информационной карты документации аукциона в электронной форме 32009180969 установлено требование к участникам закупки, а именно «Согласно Статье 9 ВЗК Лицензирования деятельности в области авиации исполнитель должен иметь Лицензии, Сертификатов соответствия на право выполнения капитального ремонта авиационной техники».

В силу пункта 33 Информационной карты документации аукциона в электронной форме 32009180969 заявка участника закупки должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки и лица, выступающего на стороне участника закупки установленным требованиям и условиям допуска.  

Согласно пункту 5.4.3.5 Положения о закупке РКП «АК «ТуваАвиа» участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

несоответствия содержания и (или) состава заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе;

несоответствия участника закупки требованиям, указанным в п.1.4 настоящего Положения, и требованиям документации об аукционе, в том числе в случае наличия сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

предоставления участником закупки в составе заявки недостоверных сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается (часть 3 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники является лицензируемым видом деятельности.

Аналогичные положения указаны в совместном письме Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 27.03.2015 года № 5.03-705

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 года N 240 утверждено Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники (далее Положение), которое определяет порядок лицензирования разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, осуществляемых юридическими лицами.

Абзацем 2 пункта 1 Положения предусмотрено, что деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники составляют работы и услуги по перечню согласно приложению (далее - перечень).

Лицензирование разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 21 Перечня капитальный ремонт авиационной техники относится к лицензируемому виду деятельности. При этом указанный перечень не содержит в себе указания на такие отдельные виды работ как: «ремонт поршневых авиационных двигателей; на ремонт воздушных винтов самолетов», как не содержит указание на это и совместное письмо Министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства воздушного транспорта от 27.03.2015 года № 5.03-705.

Комиссией Тывинского УФАС России в ходе изучения заявок участников закупки установлено, что ООО «АВИАСПЕКТР» в составе своей заявки предоставило копию лицензии № 13019-АТ от 01.08.2016 года, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации ООО «АВИАСПЕКТР» и копию Сертификата ремонтной организации № СПР-75 от 06.11.2018 года предоставляющей право ООО «АВИАСПЕКТР», в том числе, на осуществление капитального ремонта авиационной техники.

На основании изложенного ООО «АВИАСПЕКТР» в составе своей заявки представлена лицензия № 13019-АТ от 01.08.2016 года и Сертификат № СПР-75 от 06.11.2018 года, соответствующие требованиям пункта 28 Информационной карты документации аукциона в электронной форме 32009180969.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии организатора торгов – РКП «АК «ТуваАвиа», установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части неправомерного признания заявки ООО «АВИАСПЕКТР» на участие в аукционе в электронной форме № 32009180969  несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1757054 от 22.06.2020 года.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Как было указано выше, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 34 Информационной карты документации аукциона в электронной форме 32009180969 установлено, что привлечение соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению договора не предусмотрено.

Комиссия Тывинского УФАС России рассмотрев указанное требование документации электронного аукциона, с учетом пояснений представителя организатора торгов, приходит к выводу, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).

Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону о закупках, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Вместе с тем, подателем жалобы не представлены в материалы дела доказательства того, что условие о недопустимости привлечения исполнителем субподрядчиков или соисполнителей было включено для того, чтобы обеспечить победу в электронном аукционе конкретного хозяйствующего субъекта либо иным способом ограничить доступ хозяйствующим субъектам к участию в торгах.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России,

 

     РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АВИАСПЕКТР» обоснованной.
  2. Установить в действиях аукционной комиссии организатора торгов – Республиканского казенного предприятия «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в части неправомерного признания заявки Общества с ограниченной ответственностью «АВИАСПЕКТР» на участие в аукционе в электронной форме № 32009180969 несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона № 1757054 от 22.06.2020 года.
  3. Выдать организатору торгов Республиканскому казенному предприятию «Авиакомпания «Тувинские авиационные линии» и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении аукциона в электронной форме № 32009180969.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по факту выявленного нарушения.

 

 

Председатель Комиссии

«….»

 

 

Члены Комиссии

«…»

 

 

«…»

                                                                                                                                                                                            

                            

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны