Определение №4-4099 Определение о возбуждении дела от 30 августа 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Центр «Авто Драйв»
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 93, оф. 2 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РЕКЛАМЕ
30 августа 2019 года г. Кызыл
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе "..." - "..." Тывинского УФАС России, рассмотрев материалы по факту распространения рекламы с признаками нарушения статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38- ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга рекламы, распространяемой на территории г. Кызыл, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, выявлено распространение рекламы, размещенной на фасаде здания, находящегося по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 93 следующего содержания:
«Автошкола «Авто драйв»; рассрочка оплаты, кредит; обучение в удобное время; группы выходного дня; техминимум; ул. Кочетова, 93, офис 2; тел: 8-"..."»,
с использованием изображений дорожных знаков, автомобиля, водительского удостоверения.
По результатам мониторинга Тывинским УФАС России составлен акт осмотра наружной рекламы от 01.08.2019 года.
Согласно статье 3 Закон о рекламе рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, п.3 указанной статьи товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:
- распространена на рекламной конструкции;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- объектом рекламирования является автошкола «Авто драйв», в том числе возможность оплаты обучения в рассрочку, кредит и розыгрыш 50 % скидки на оплату за обучение.
Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
На основании изложенного следует, что рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным клиентам воспользоваться финансовой услугой – кредит, оплатой услуг за обучение в указанной выше автошколе, оказываемой финансовой организацией.
Согласно документам, предоставленным Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организацией «Центр «Авто Драйв» от 28.08.2019 года (вх. № 3845) следует, что оплата за образовательные услуги в рекламируемой автошколе возможна посредством кредита или займа предоставляемых финансовой организацией - АО «ОТП Банк», при этом, в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует наименование финансовой организации, предоставляющей кредит, в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно частям 6, 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 указанного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Кроме этого, в силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в статье 9 Закона о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие - стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка).
При этом, по мнению ФАС России мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 Закона о рекламе, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 Закона о рекламе, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Согласно приказу АНПОО «Центр Авто Драйв» от 14.04.2018 года № 6 в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 года проводился розыгрыш предоставления 50 % скидки на стоимость обучения по профессиональной подготовке водителей категории «В». Для участия в розыгрыше необходимо было обучаться в автошколе и пройти промежуточную и итоговую аттестацию на отлично, победитель определялся с помощью генератора победителей.
В этой связи, Тывинским УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе сообщается о проведении стимулирующего мероприятия, при этом, информация обязательная в силу статьи 9 Закона о рекламе при объявлении стимулирующего мероприятия, в данной рекламе отсутствует.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований статьи 9 Закона о рекламе, в части не указания сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований статьи 9 данного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель – это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АНПОО «Центр Авто Драйв».
В связи с вышеизложенным, на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38- ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) по признакам нарушения статьи 9, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» в отношении Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Центр «Авто Драйв» (ИНН 1701059780, ОГРН 1171700000196, КПП 170101001, юридический адрес 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова 93, оф. 2);
2. Назначить дело № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019) к рассмотрению на 11.09.2019 года в 12 часов 00 минут по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 122А, каб.№ 9, 2 этаж.
3. АНПОО «Центр Авто Драйв» на основании статьи 34 Закона о рекламе в срок до 06.09.2019 года представить в адрес Тывинского УФАС России письменные пояснения по существу вменяемого нарушения, а также информацию и надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- сведения и пояснения о лице, разработавшем макет рекламы с приложением договора на изготовление и оплату оказанных услуг;
- учредительные документы (устав, ОГРН, ИНН), в том числе копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя Организации с копией паспорта (страница с ФИО, датой и местом рождения, страница с адресом регистрации);
- типовой договор предоставления услуг АНПОО «Центр Авто Драйв»;
- письменные пояснения по факту возбужденного дела № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019);
- меры, принятые по соблюдению требований статьи 9, части 1 статьи 28 Закона о рекламе с приложением подтверждающих документов.
Явка лиц, участвующих в деле (с документом, удостоверяющего личность и полномочия), либо представителя с доверенностью на участие в деле № 04-04-02/17-19 (017/05/9-17/2019), обязательна.
Примечание: в соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа.
Копия Приказа от ______________ года № ______ прилагается на 1 листе.
Председатель Комиссии "...."