Решение №4-2707 об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваши заявления от 16.04.2020 года № 370 (вх. № 2139 от 20.04.2020 года), от 23.04.2020 года № 394 (вх. № 2424 от 30.04.2020 года, направленное ФАС России письмом от 29.04.2020 года № ВК/36711/20 для рассмотрения по существу) на неправомерные действия Службы по тарифам Республики Тыва (ИНН: 1701038082, ОГРН: 1051700510619 КПП: 170101001 дата регистрации: 22.03.2005, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдума, д.18) по факту необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, а также созданию дискриминационных условий деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе путем отказа в предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору, не желание детального изучения представленных документов, свидетельствующих об образовании недополученных доходов, что повлекло к частичному приостановлению деятельности сообщает следующее:

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции данный) настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что указанный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Так, частью 1 названной статьи введен прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При этом данный перечень императивов не является исчерпывающим. Антимонопольный орган вправе квалифицировать нарушение антимонопольного законодательства и в иных действиях, не поименованных в указанном перечне.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Следовательно, антимонопольным органам при признании нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, помимо доказывания незаконности действия органа власти со ссылками на конкретные нарушенные нормы отраслевого законодательства, необходимо доказывать последствия нарушения (в том числе возможные) в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции. Именно доказанность данного обстоятельства является определяющей на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 8799/11.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

Антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

Отсутствие таких последствий (приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции) исключает нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 01.06.2018 года № 102-од ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

В соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 25.07.2018 года № 16 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2018 год» установлен единый тариф (для прочих категорий потребителей и для населения) на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 579,94 руб.

В силу приложения № 1 к постановлению Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2018 года № 60 «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установлении единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» на территории Республики Тыва на 2019 года», региональный оператор ООО «СТ-ТБО» приступает к деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

 Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 года № 50 региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с использованием метода индексации, установленных тарифов на 2020-2022 годы.

Приложением № 3 к постановлению Службы по тарифам Республики Тыва от 20.12.2019 года № 50 региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «СТ-ТБО» установлен тариф на 2020 год в размере 562,23 рубля.

На основании изложенного, Региональный оператор - ООО «СТ-ТБО» является единственным лицом, осуществляющим на территории Республики Тыва деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, соответственно в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.

В силу части 2 статьи 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 24.6 Закона об отходах постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Частями 1-6 статьи 24.9 Закона об отходах предусмотрено, что  государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенными Правительством Российской Федерации.

Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, которая осуществляет регулируемые виды деятельности и определена в соответствии с основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 года N 603 утвержден Порядок расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов" (вместе с "Правилами расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности", "Правилами определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения") (далее – Порядок № 603, Правила расчета размера возмещения № 603, Правилами определения размера компенсации № 603).

В силу пункта 3 Порядка № 603 расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования, если указанным органом планируется принятие решений об изменении долгосрочных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочных тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования, установленных органом регулирования, и (или) об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных органами регулирования либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к возникновению недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности регулируемыми организациями (далее - решения органа регулирования), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.

На основании изложенного следует, что предоставление субсидий из бюджета возможно при условии установления органом регулирования тарифа, который не покрывает расходы регионального оператора по осуществлению регулируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктами 6-8 Правил регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 (далее – Правила регулирования № 484), регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов, включающее в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (подпункт «е»).

Пунктом 9 Правил регулирования № 484 определено, что при осуществлении органами регулирования корректировки тарифов обосновывающие материалы направляются регулируемой организацией в орган регулирования по запросу.

В силу пунктов 8,9 и 13 Правил регулирования № 484 орган регулирования вправе запрашивать у регулируемой организации дополнительные сведения, в том числе сведения, подтверждающие фактические понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 484 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов.

При этом при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган регулирования тарифов должен провести экспертизу представленных материалов с учетом пунктов 12 и 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года № 484 (далее – Основы ценообразования № 484), в том числе провести сравнительный анализ цен на соответствующие услуги в сопоставимых условиях исходя из принципа экономической обоснованности расходов и формирования справедливого тарифа в целях защиты прав потребителей услуги по обращению с ТКО.

В силу пункта 11 Основы ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Анализ вышеизложенного положения свидетельствует, что экономические обоснованные расходы регионального оператора за 2019 год, не учтенные органом регулирования при установлении тарифа, подтверждённые документально в 2020 году, учитываются при корректировке необходимой валовой выручки на 2021 год и последующие годы (не позднее 2023 года).

Кроме того, согласно пункта 3 Правил расчета размера возмещения № 603 расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования, если указанным органом планируется принятие решений об изменении долгосрочных тарифов в том числе сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и (или) необходимой валовой выручки, и (или) долгосрочных параметров регулирования , установленных органом регулирования, и (или) об установлении тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, установленных органами регулирования либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к возникновению недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности регулируемыми организациями.

Согласно подпункту «а» пункта 4 указанных Правил расчет размера возмещения недополученных доходов не производится в случае корректировки цен (тарифов) размера необходимой валовой выручки и иных случаях, предусмотренных основами ценообразования в соответствующих сферах.

Согласно информации, представленной Службой по тарифам Республики Тыва от 29.04.2020 года № 723 (вх. № 2448 от 30.04.2020 года) на запрос Тывинского УФАС России, ООО «СТ-ТБО» постановлением от 20.12.2019 года № 50 установлен экономический обоснованной тариф методом индексации на основании представленных региональным оператором первичных документов. При этом, орган регулирования указывает, что фактические данные деятельности регионального оператора за 2019 год будут учитываться в последующий период регулирования тарифов на 2021 и 2022 год, что не противоречит пункту 11 Основ ценообразования № 484.

В свою очередь, необходимо отметить, Пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 331 (далее – Положение о ФАС России) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги)

При этом в соответствии с пунктом 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 года № 649/15 (далее – Положение о территориальном органе), территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Главой II Положения о территориальном органе не предусмотрены полномочия территориального органа ФАС России осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

Таким образом, полномочия по контролю в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся к исключительной компетенции Центрального аппарата ФАС России.

В связи с чем, в случае несогласия с установленным тарифом Вы имеете право обратиться с соответствующим заявлением в адрес ФАС России.

Более того, на запросы Тывинского УФАС России Министерство финансов Республики Тыва письмом от 18.05.2020 года № АМ-1535 сообщило, что в бюджете Республики Тыва на 2020 год денежные средства на возмещение выпадающих доходов предприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами не предусмотрены. В свою очередь, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва письмом от 20.05.2020 года № МД-01-10/05-3397 сообщило, что в Республике Тыва отсутствует принятый нормативный правовой акт, предусматривающий порядок возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, и с учетом установления Службой по тарифам Республики Тыва на 2020 год для ООО «СТ-ТБО» экономически обоснованного тарифа, в действиях (бездействии) Службы по тарифам  Республики Тыва по не принятию мер по возмещению недополученных доходов прошлых периодов регулирования при установлении тарифов, признаков нарушения, предусмотренных пунктами 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта и создания дискриминационных условий не установлено.

 В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТ-ТБО"
ИНН 2465164277, ОГРН 1172468025960
Служба по тарифам Республики Тыва
ИНН 1701038082, ОГРН 1051700510619