Решение №4-402 п.3 ч.1 ст. 10 135-ФЗ от 2 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

                     

                             АО <ТЭ>

 

<адрес>

   эл. почта: <…>

 

Садоводческое некоммерческое товарищество <...>

 

<адрес>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 017/01/10-38/2020

 

02 февраля 2021 года                                                                                      г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2021 года

В полном объёме решение изготовлено 02 февраля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> - руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

<…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенных законных представителей АО <ТЭ> (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095854580736), СНТ <...> (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095854580743),

рассмотрев дело № 017/01/10-38/2020, возбужденное в отношении АО <ТЭ> (<данные>, юридический адрес: <адрес>) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании Садоводческому некоммерческому товариществу <...> (далее – СНТ <...>), <ДАННЫЕ>, юридический адрес: <адрес>, невыгодных условий договора энергоснабжения № 3090 от 07.12.2015 года (далее – Договор) посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО <ТЭ> данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Тывинского УФАС России 07.07.2020 года (вх. № 3773) поступило заявление Председателя Садоводческого некоммерческого товарищества <...> (далее – СНТ <...>, заявитель, товарищество) на действия АО <ТЭ> в части навязывания невыгодных условий договора и ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Изучив вышеуказанное заявление СНТ <...> от 07.07.2020 года (вх. № 3773), в действиях АО <ТЭ> выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании СНТ <...>, невыгодных условий Договора посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО <ТЭ> данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

На основании изложенной статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Акционерному обществу <ТЭ> выдано предупреждение от 25.09.2020 № 4-5033.

В соответствии с Предупреждением от 25.09.2020 года № 4-5033 АО <ТЭ> необходимо было в течение 30 (тридцати) дней со дня получения Предупреждения совершить исчерпывающие действия по внесению изменений (уточнений) в договор № 3090 от 07.12.2015 года с СНТ <...>, в части имеющегося у СНТ <...> прибора учета согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134, а так же  принять меры по разграничению балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами и привести правоотношения, касающиеся определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) в соответствие с требованиями  пунктов 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, пункта 13 Правил  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Также, в течение 5 (пяти) дней со дня исполнения пункта 1 предупреждения направить в адрес АО <ТСБ> информацию о допущенных в эксплуатацию приборов учета (расчетного, контрольного)), а также о границах балансовой принадлежности электросетей между АО <ТЭ> и СНТ <...> в целях внесения изменений (уточнений) в договор.

Предупреждение Тывинского УФАС России от 25.09.2020 года № 4-5033 получено АО <ТЭ> 07.10.2020 года (уведомление АО «Почта России» о вручении корреспонденции с почтовым идентификатором 80094752076969), следовательно, срок для предоставления доказательств, подтверждающих исполнение Предупреждения от 29.04.2020 года № 4-2326 истекал 18.11.2020 года.

27.10.2020 года (исх. № 4-5575) Тывинским УФАС России направлен в адрес АО <ТЭ> запрос о предоставлении доказательства подтверждающих выполнение Предупреждения от 27.10.2020 № 4-5575.

Однако, в адрес Тывинского УФАС России от АО <ТЭ> в срок до 18.11.2020 года не поступила информация и документы, подтверждающие исполнение вышеуказанного Предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с неисполнением Предупреждения от 25.09.2020 года, Тывинским УФАС России приказом от 25.11.2020 года № 300 возбуждено дело № 017/01/10-38/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО <ТЭ> по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением Тывинского УФАС России от 25.11.2020 года рассмотрение дела в отношении АО <ТЭ> было назначено на 22.12.2020 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122А, каб. 9, 2 этаж, СНТ <...>. привлечено к участию в деле в качестве заявителя.

До рассмотрения дела (вх. № 6417 от 17.12.2020 года) в адрес Тывинского УФАС России от СНТ <...> поступили документы, представленные во исполнение определения от 25.11.2020 года.

В ходе рассмотрения дела представитель АО <ТЭ> пояснил, что сетевой организацией расчетный прибор учета РИМ 384 № 001047, № 001046. перенесен ближе к земельным участкам СНТ <...>. Процедура изменения места установки и допуска прибора учета в эксплуатацию была 02.12.2020 года. Также представитель АО <ТЭ> пояснил, что в связи с загруженностью сотрудников сетевой организации из-за перехода населения к автоматизированной информационно-измерительной системе коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) АО <ТЭ> не смогло вышеуказанную процедуру осуществить в установленные Тывинским УФАС России сроки. Также представитель «АО <ТЭ> пояснил, что между АО <ТЭ> и СНТ <...> договор оказания услуг по передаче электрической энергии, на который сделана ссылка в определении Тывинского УФАС России от 25.11.2020 года, не заключен.

Представитель СНТ <...>, в свою очередь также пояснил, что АО <ТЭ> не направило в адрес СНТ <...> акты, подтверждающие перенос прибора учета ближе к границе балансовой принадлежности. 26.11.2020 года в адрес СНТ <...> поступило письмо от сетевой организации, в соответствии с которым процедура изменения места установки и допуска прибора учета в эксплуатацию запланирована на 02.12.2020 года. В этот день сотрудники АО <ТЭ> прибор учета РИМ 384 № 001047, № 001046 перенесли ближе к границе СНТ <...>. Позже, в адрес СНТ <...> сетевая организация направила однолинейную схему для ознакомления. Однако, акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в адрес СНТ <...> для подписания не направлен.  27.11.2020 года от АО <ТСБ> поступило в адрес СНТ <...> дополнительное соглашение о внесении изменений в договор № 3090 от 07.12.2015 года, в части расчетного прибора учета. На что СНТ <...> направило в адрес АО <ТСБ> возражение, где садовое общество указывает, что не согласно с условиями дополнительного соглашения, в связи с тем, что прибор учета РИМ 384 № 001047, № 001046 установлен не на границе балансовой принадлежности, граница балансовой принадлежности между АО <ТЭ> и СНТ <...> не согласована и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не подписан. 

Определением от 22.12.2020 года рассмотрение дела № 017/01/10-38/2020 отложено на 21.01.2021 года в 15 часов 30 минут в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Заключение об обстоятельствах дела № 017/01/10-38/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 29.12.2020 года № 4-6583 направлено в адрес СНТ <...>, АО <ТЭ>.

До начала рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела от 29.12.2020 года № 4-6583 не поступили.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 017/01/10-38/2020, приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО <ТЭ> относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО <ТЭ> в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в 2019 году, по результатам которого установлено, что АО <ТЭ> занимает доминирующее положение как субъект естественной монополии в рамках балансовой принадлежности распределительных сетей. 

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО <ТЭ> занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети.

В силу своего доминирующего положения АО <ТЭ> обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона о защите конкуренции.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 N 1063/12).

Навязывание контрагентам условий договора с точки зрения антимонопольного законодательства следует понимать принуждение контрагента к заключению договора на условиях, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Именно настаивание организации на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для контрагента.

Согласно доводам, указанным в заявлении и представленным АО <ТСБ> и АО <ТЭ> на запросы Тывинского УФАС России сведениям, установлены следующие обстоятельства:

Между СНТ <...> и АО <ТСБ> заключен договор энергоснабжения от 07.12.2015 года № 3090 (далее – Договор), согласно которому точкой поставки электрической энергии является <адрес>.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что определение объема электрической энергии осуществляется на основании данных полученных с использованием указанных в настоящем договоре прибора учета.

В качестве точки поставки по договору энергоснабжения указано: <адрес> прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №09912617, который установлен в трансформаторной подстанции № 10/0,4кВ.

Из акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года №1134 трансформаторная подстанция находится на балансовой принадлежности заявителя.

Однако, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №09912617 согласно акту допуска, в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 01.10.2018 года заменен на новый прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №35372586.

Акт допуска прибора учета от 01.10.2018 года подписан председателем СНТ <...> <Председатель>.

Заявитель поясняет, что прибор учета Меркурий 230 АМ-03 введен в эксплуатацию в установленном порядке, является действующим, из строя не выходил и не повреждался, срок поверки не истек, не демонтирован, пломба имеется. Более того, по показаниям данного прибора учета длительное время без нареканий и разногласий производились расчеты за потребленную электроэнергию АО <ТСБ>.

Вместе с тем, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 №35372586 согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии №082н от 31.10.2018 заменен на новый прибор учета ДИЭ «РиМ 384.02 №001047, ДИЭ РиМ 384,02 №001046 РиМ 040.03-12 (место установки прибора учета: РУ- ЮкВ на опоре № б/н Ф-9-02).

В соответствии с пояснениями СНТ <...>, сотрудники АО <ТЭ> при установке прибора учета ДИЭ РиМ 384.02 № 001047, №001046, пояснили заявителю, что данный прибор учета будет запасным и необходим на случай аварийных ситуаций, если прибор учета Меркурий 230 АМ-03 № 035372586 выйдет из строя. Факт допуска прибора учета в эксплуатацию зафиксирован в акте N 0824 от 31.10.2018 г.

Как указал заявитель, согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 18.12.2013 года № 1134, сети СНТ <...> начинаются от опоры № 35 и прибор учета Меркурий 230 АМ-03 установлен в трансформаторной подстанции № 10/0,4 кВ, которая находиться на балансовой принадлежности СНТ <...>.

Прибор учета ДИЭ РиМ 384.02 № 001047, № 001046 согласно акту допуска в эксплуатацию прибора учета от 31 октября 2018 года, установлен в РУ-10 кВ на опоре без номера. Также, указанный прибор учета стоит на балансовой принадлежности АО <ТЭ>. Согласно этому же акту, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 установлен в трансформаторной подстанции № 10/0,4 кВ, которая находиться на балансовой принадлежности СНТ <...>.

Вместе с тем, как указано в ранее поданном заявлении от 03.03.2020 года (вх. № 1125), опора № 35, а также участок, от опоры № 35 до границ территории садоводческого общества, СНТ <...> не принадлежат, документы на данные объекты у СНТ <...> отсутствуют. АО <ТСБ> дополнительного соглашения с СНТ <...> об изменении схем расчета в части изменения прибора учета не заключало, однако, АО <ТСБ> в одностороннем порядке, без согласия заявителя стало производить расчеты по показаниям прибора учета № 001047, №001046 и выставлять заявителю счет-фактуры на оплату за потребленную электроэнергию по показаниям прибора учета № 001047, №001046, находящегося на балансовой принадлежности АО <ТСБ> и не указанного в договоре энергоснабжения.

Более того, исходя из заявления следует, что согласно выставленным АО <ТСБ> расчетам СНТ <...> предъявляются потери, которые, как поясняет заявитель, в случае расчета по прибору учета № 001047, № 001046 не могут быть понесены сетевой организацией, поскольку прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности АО <ТЭ> и СНТ <...>.

В свою очередь, гарантирующий поставщик, как указано в ранее поданном заявлении от 03.03.2020 года (вх. № 1125), при расчетах с СНТ <...> применяет схему расчета, указанную в договоре энергоснабжения №3090, как для прибора учета Меркурий 230 АМ-03.

27.05.2020 года СНТ <...> подало заявление в адрес АО <ТЭ> с просьбой перенести границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ <...>, проходящую по внешней границе земельного участка, территории СНТ <...>, и внести соответствующие изменения в акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности от 18.12.2013 года. Также, просило прибор учета РиМ № 00146, №00147 установленный 31.10.2018 года снять и демонтировать, расчеты по его показаниям не производить, поскольку данный прибор учета, расположен не на границе балансовой принадлежности СНТ <...>. 

09.06.2020 года АО <ТЭ> направило в адрес СНТ <...> письмо от 09.06.2020 года № 1.9/1.4/2915-исх. согласно которому основания для демонтажа расчетного прибора учета отсутствуют, в связи с тем, что согласно акта раздела границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 1134 от 18.12.2013 г. граница балансовой принадлежности между сетями СНТ <...> и сетями ПК <...> проходит в месте вязки линейного провода к магистральному на изоляторах опоры № 35 фидера 9-02. Соответственно, линейный разъединитель 10 кВ., отходящая линия 10 кВ. трансформаторная подстанция 10/04 кВ. (S=400 кВА) и обходящие линии 0,4 кВ. находятся на балансе СНТ <...>. Данный акт подписан в трехстороннем порядке, собственниками сетей. Следовательно, спорный прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности СНТ <...>.

11.03.2020 года АО <ТСБ> представило в адрес Тывинского УФАС России информацию, согласно которой между АО <ТСБ> и СНТ <...> имеется судебный спор о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в размере 2 292 257 рублей 76 копеек (вх. <...>90).

В ходе рассмотрения заявления СНТ <...> от 07.07.2020 вх. № 3773, Тывинское УФАС России 06.08.2020 (исх. № 4-4072) запросило от АО <ТЭ> информацию, в том числе правоустанавливающие документы на объекты электросетевого хозяйства от опоры № 35 фидера 9-02 до границ земельного участка СНТ <...>.

В ответ на данный запрос АО <ТЭ> не представило запрошенную информацию.

Тывинское УФАС России 08.09.2020 года запросило от АО <ТЭ> следующую информацию:

  1. Информацию о соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, при установке Садоводческому некоммерческому товариществу <...> (далее – СНТ <...>) прибора учета ДИЭ РиМ 384,02 №001047, ДИЭ РиМ 384,02 №001046, с приложением подтверждающих документов;
  2. Информацию о том, как начислялись потери электрической энергии СНТ <...> в 2018 году, а также в 2019 году, с приложением подтверждающих документов;
  3. иные документы, имеющие значение для рассмотрения заявления.

14.09.2020 года АО <ТЭ>, в ответ на вышеуказанный запрос, представило в адрес Тывинского УФАС России информацию, согласно которой.

  1. Прибор учета установлен в соответствии с определенной границей разграничения балансовой принадлежности между сетями СНТ <...> и сетями АО «Тываэнего» на изоляторе опоры № 35 фидера 9-02 в присутствии представителей <…> и гарантирующего поставщика. Замена прибора учета проводилась 31.10.2018 г. в соответствии с действующей редакцией в данный период времени ПП РФ 442 п. 144. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальной прядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
  2. Потребителю Садоводческое некоммерческое товарищество <...> с даты заключения договора до сентября 2019 года начислялись постоянные потери согласно характеристике объекта и методике расчета потерь, т. к. ранее установленный расчетный прибор учета был расположен не на границе балансовой принадлежности. После установки прибора учета (РИМ 384) сетевой компанией на границе балансовой принадлежности потери предъявлялись ошибочно. В целях урегулирования споров в части начислений за потребленную электроэнергию, в январе 2020 года произведена корректировка в сторону уменьшения ошибочно предъявленных и постоянных потерь (копия письма прилагается).

 Таким образом, АО <ТЭ> информация и документы о соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений № 442 при установке прибора учета № 001047, №001046 не представлены.

Также, Тывинское УФАС России 08.09.2020 года запросило от АО <ТСБ> следующую информацию:

  1. Информацию о показаниях прибора учета, представленных Садоводческим некоммерческим товариществом <...> (далее – СНТ <...> в адрес АО <ТСБ> за 2018 – 2019 года и выставленных АО <ТСБ> счетах за обозначенный период, раздельно по годам, с приложением подтверждающих документов;
  2. Информацию о начислениях гарантирующего поставщика Садоводческому некоммерческому товариществу <...> за фактически потребленную электрическую энергию за 2018 год, а также отдельно за 2019 год с приложением подтверждающих документов;
  3. Информацию о задолженности СНТ <...> за потребленную электрическую энергию за 2018 год, а также отдельно за 2019 год с расшифровкой (калькуляцией) указанной задолженности и приложением подтверждающих документов;
  4. Информацию о порядке начисления потерь электрической энергии СНТ <...> в 2018 году, а также отдельно в 2019 году с расшифровкой (калькуляцией), с приложением подтверждающих документов;
  5. Иные документы, имеющие значение для рассмотрения заявления.

16.09.2020 года АО <ТСБ> в адрес Тывинского УФАС России представило ответ на запрос от 08.09.2020 года исх. №.5-4726).

Как следует из представленных АО <ТСБ> материалов, начисления за потребленную электрическую энергию, произведенные на основании показаний прибора учета Меркурий 230 Ам-03 № 09912617, который указан в договоре № 3090, в период с января по сентябрь 2018 года составляли в среднем 619,5 кВт*ч.

Начисление за потребленную электрическую энергию, произведенное на основании показания прибора учета Меркурий 230 Ам-03 № 35372586, который находится в границах дачного общества, за октябрь составило 713 кВт*ч, в сумме 141 003,81 рублей, а начисления за потребленную электрическую энергию, произведенные на основании показания спорного прибора учета № 001047, № 001046 в разы увеличились и в среднем за месяц составляет 158 717 кВт*ч, в сумме 396 914,35 рублей, при этом тариф на электроэнергию и потери электрической энергии после смены прибора учета не изменились.

Так, в октябре 2018 года начисления по прибору учета Меркурий 230 Ам-03 № 35372586 составили 141 003,72 рублей, то после смены прибора учета, за ноябрь 2018 года начислены 438 702,44 рублей.

Таким образом, исходя из представленных материалов, следует, что при использовании прибора учета № 001047, №001046 показания прибора учета, а также начисления по этим показаниям увеличились.

Вместе с тем, АО <ТСБ> сообщает, что в связи с предъявлением потерь электрической энергии ошибочно, задолженность СНТ <...> в январе 2020 года (за период с ноября 2018 года по декабрь 2019 года) была скорректирована в сторону уменьшения на 203 524 кВт*ч, в сумме 568496,96 рублей. 

Однако, данное обстоятельство не объясняет увеличение показаний прибора учета, так как без учета скорректированного объема все равно наблюдается значительная разница в начислениях.

В разделе Х Основных положений № 422 предусмотрены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 140 Основных положений №442 установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании показаний приборов учета, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета и приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), и интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов, предназначенных для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки. Положения настоящего документа, применяемые к приборам учета, применяются к измерительным комплексам, если иное прямо не установлено настоящим документом.

Под системой учета для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета, измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной или нескольким точкам поставки.

Под интегральным прибором учета для целей настоящего документа понимается прибор учета, обеспечивающий учет электрической энергии суммарно по состоянию на определенный момент времени.

Как следует из пункта 2 Основных положений N 442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Согласно пункту 141 Основных положений №442 Для целей определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства используются показания приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям, предусмотренным настоящим разделом, в том числе к месту установки и классу точности, имеющих неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля, допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на дату допуска (далее - расчетные приборы учета).

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности.

Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861).

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности (далее – Акт РБП) от 18.12.2013 года № 1134 границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПК <...> и СНТ <...> является место вязки линейного провода к магистральному на изляторах опоры № 35 фидера 9-02. Прибор учета электрической энергии № 001047, №001046, по которому АО <ТЭ> осуществляет расчет в отношении СНТ <...>, установлен на опоре без номера.

Пункт 142 Основных положений № 442 предусматривает, что если приборы учета, соответствующие требованиям настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета):

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, установленный и допущенный в эксплуатацию сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) в рамках исполнения обязанностей, указанных в пункте 136 настоящего документа. Такой прибор учета становится расчетным прибором учета с даты допуска его в эксплуатацию;

в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Расчет величины потерь электрической энергии осуществляется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равных величинах потерь электрической энергии от места установки такого прибора учета до точки поставки в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, обеспечивающий минимальную величину погрешности измерительного канала. Погрешность измерительного канала определяется в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, позволяющий измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в том числе входящий в измерительный комплекс;

при равенстве условий, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, в качестве расчетного прибора учета принимается прибор учета, входящий в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

При этом приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета по соглашению сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), могут быть определены как контрольные приборы учета и в указанных в настоящем разделе случаях использоваться для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.

Расчетные и контрольные приборы учета указываются в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии).

Как уже было отмечено выше, расчетным прибором учета электрической энергии СНТ <...>, в соответствии с договором энергоснабжения, являлся прибор учета типа Меркурий 230 Ам-03 №09912617.

Однако, в соответствии с актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 01.10.2018 года, составленного между АО <ТЭ> и СНТ <...>, прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №09912617 снят с расчетов, а прибор учета Меркурий 230 Ам-03 №35372586 допущен в эксплуатацию.

Также, актом допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 31.10.2018 года, составленного между АО <ТЭ> и СНТ <...>, прибор учета ДИЭ РиМ 384.02 №001047, ДИЭ РиМ 384,02 №001046 РиМ 040.03-12 допущен в эксплуатацию, а прибор учета №3537286 тип Меркурий 230 АМ-03 снят с расчетов. 

Абзацем 3 пункта 147 Основных положений предусмотрено, что при установке приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением, приборы учета подлежат установке в местах, указанных в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, при этом необходимо руководствоваться документом (актом), который был оформлен и подписан позднее.

При отсутствии информации о местах установки приборов учета в документах о технологическом присоединении и (или) актах допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии или отсутствии технической возможности установки прибора учета в указанных местах, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта при его согласии. В случае установки прибора учета в границах балансовой принадлежности смежного субъекта, то такой смежный субъект не вправе требовать платы за установку и последующую эксплуатацию такого прибора учета.

Местом, максимально приближенным к границе балансовой принадлежности, является место, максимально приближенное к точке поставки, в котором имеется техническая возможность установки прибора учета. При этом объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору будет подлежать корректировке только на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

установка прибора учета по проектным характеристикам мест установки невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) или объектов электросетевого хозяйства и (или) без создания новых объектов капитального строительства;

при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к условиям его установки и эксплуатации, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Условия отсутствия технической возможности установки прибора учета не применяются при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

В силу пункта 148 Основных положений, в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, не расположен на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов, объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Расчет величины потерь в таком случае осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Таким образом, использование прибора учета электрической энергии, установленного за пределами СНТ <...> в качестве расчетного возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на границе балансовой принадлежности СНТ <...> либо соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений.

Пунктом 151 Основных положений предусмотрено, сетевые организации и гарантирующие поставщики осуществляют установку либо замену прибора учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Установка (замена) прибора учета электрической энергии и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии должны быть осуществлены не позднее 6 месяцев:

с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (оказания услуг по передаче электрической энергии);

в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) - с даты получения обращения потребителя (производителя) электрической энергии, сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;

с даты выявления истечения срока поверки, срока эксплуатации, неисправности прибора учета в ходе проведения его проверки в установленном настоящим документом порядке;

с даты признания прибора учета утраченным.

Сетевая организация, имеющая намерение установить либо заменить прибор учета электрической энергии, направляет запрос на установку (замену) прибора учета способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в адрес следующих организаций (лиц):

гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии);

собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка либо замена прибора учета.

В таком запросе на установку (замену) прибора учета должны быть указаны:

реквизиты и контактные данные лица, направившего запрос, включая номер телефона, а также причины установки либо замены ранее установленного прибора учета;

место нахождения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), в отношении которых лицо, направившее запрос, имеет намерение установить или заменить прибор учета;

предлагаемые места установки прибора учета в случае, если они отличаются от ранее согласованных мест установки, с обоснованием причины изменения места установки;

информация о приборе учета и (или) об ином оборудовании, которые предполагается установить и заменить;

предполагаемые дата и время совершения действий по установке и допуску в эксплуатацию приборов учета (при необходимости допуска в эксплуатацию);

обязанность собственника (владельца) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых планируется установка либо замена прибора учета, по обеспечению допуска сетевой организации к местам установки приборов учета, а также последствия недопуска, предусмотренные настоящим разделом;

обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений, по обеспечению допуска гарантирующего поставщика к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также последствия недопуска, предусмотренные настоящим разделом и жилищным законодательством Российской Федерации;

информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая сетевая организация или гарантирующий поставщик вправе предпринять в случае, если им будет отказано в доступе к месту установки приборов учета (если запрос направляется соответствующими организациями).

Собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса об установке (о замене) прибора учета электрической энергии обязаны либо подтвердить предложенные дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения действий по установке (замене) и допуску в эксплуатацию приборов учета либо согласовать иные дату и (или) время.

Собственник (владелец) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) которого предложены места установки прибора учета, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, вправе отказать в установке прибора учета при отсутствии технической возможности установки прибора учета в месте, указанном в запросе на установку (замену) прибора учета. При этом, если таким собственником (владельцем) объектов электросетевого хозяйства является сетевая организация, она обязана указать в своем отказе возможные места установки прибора учета.

В подтвержденные дату и время сетевая организация, гарантирующий поставщик осуществляют действия по установке (замене) прибора учета.

При ненаправлении собственником (владельцем) энергопринимающих устройств сетевой организации (гарантирующему поставщику) в установленный срок ответа на запрос на установку (замену) прибора учета, при получении ответа об отказе в установке прибора учета или при двукратном недопуске к месту установки прибора учета, но не ранее 4 месяцев с момента первого недопуска, прибор учета подлежит установке в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, с уведомлением лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета, о смене места установки с указанием адреса такого места иных лиц, которые в соответствии с настоящим пунктом принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

При этом после двукратного недопуска объем потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, объем производства электрической энергии (мощности) и объем электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства (отпущенной из объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций), определяются в порядке, предусмотренном пунктом 182 настоящего документа.

Ответственность сетевой организации (гарантирующего поставщика - в отношении коллективного (общедомового) прибора учета), предусмотренная настоящим пунктом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по установке, замене и допуску в эксплуатацию прибора учета не возникает в случае, если причиной неисполнения таких обязанностей стал недопуск к местам установки расчетных приборов учета, в то время как техническая возможность установки прибора учета в ином месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, отсутствует.

Вместе с тем, в адрес Тывинского УФАС России не представлены ни доказательства отсутствия технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности СНТ <...>, ни доказательства соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 151 Основных положений.

В соответствии с пунктом 153 Основных положений, допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Процедура допуска в эксплуатацию прибора учета не требуется в случае, если в рамках процедуры установки (замены) прибора учета сохраняются контрольные пломбы и знаки визуального контроля, установленные ранее при допуске в эксплуатацию соответствующего прибора учета.

Допуск в эксплуатацию прибора учета осуществляется при участии уполномоченных представителей лиц, которым направлялся запрос на установку (замену) прибора учета или приглашение для участия в процедуре допуска.

По окончании допуска в эксплуатацию прибора учета в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются организацией, осуществляющей допуск в эксплуатацию прибора учета.

Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением N 16 к Правилам технологического присоединения.

При составлении акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию в разделе "прочее" акта указывается выбранный потребителем способ направления уведомления о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с  2 Правил недискриминационного доступа под точкой поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики)

Согласно договора энергоснабжения от 07.12.2015 года № 3090, заключенного между АО <ТСБ> и СНТ <...> в качестве точки поставки (место расположения границы балансовой принадлежности) указана <...>.

В абзаце 3 пункта 2 Правил недискриминационного доступа дано понятие границы балансовой принадлежности, к которой относится линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок

Согласно пункта 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения) заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Кроме того, в силу пункта 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике сетевая организация обязана взять на себя бремя содержания сетей, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.

Как установлено ранее, СНТ <...> направило в адрес АО <ТЭ> (вх. АО <ТЭ> № 1.9/1929 от 01.06.2020 года) обращение согласно которого СНТ <...> просит АО <ТЭ> перенести границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ <...> и внести соответствующие изменения в акт АРБП от 18.12.2013 года. 

Сведения о принадлежности кому-либо линии электропередачи от опоры № 35 фидера 9-02 до границ земельного участка СНТ <...> отсутствуют.

Согласно правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйной электросети (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее сети, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких сетей и получает выгоду от их эксплуатации.

Обращение СНТ <...> в адрес АО <ТЭ> об изменении границ балансовой принадлежности свидетельствует о возникновении у СНТ <...> намерения исключить из акта разграничения балансовой принадлежности указанные линии, в связи с тем, что они не принадлежат СНТ <...>.

В свою очередь, в силу пункта 147 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики.

При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности, если иное не установлено соглашением сторон, прибор учета подлежит установке в месте, максимально к ней приближенном, в котором имеется техническая возможность его установки.

В рассматриваемом случае, граница балансовой принадлежности между СНТ <...> и ПК <...>, находится на расстоянии более 400 метров от точки поставки, что не может быть признано максимально приближенным к точке поставки, а именно к садоводческому обществу, что подтверждается фото-фиксацией, сделанной Тывинским УФАС России.

При этом, обращение СНТ <...> в адрес АО <ТЭ> о переносе границы балансовой принадлежности на фактическую границу СНТ <...> и внести соответствующие изменения в акт АРБП предполагает несогласие с установленными границами. 

Применение для расчета объема потребленной энергии показаний приборов учета, которые не согласованы сторонами и не принадлежат абоненту, нарушает права последнего на доступ к приборам учета, их контроль, влияет на исполнение абонентом обязательств по предоставлению показаний приборов с целью оплаты поставленного ресурса.

В свою очередь, АО <ТЭ> обладая информацией о намерении СНТ <...> исключить не принадлежащие на каком-либо праве им линии электропередач, предвидя обстоятельства, что при изменении границы балансовой принадлежности, прибор учета, установленный СНТ <...>, который по пояснениям дачного общества функционирует, может быть признан расчетным, а следовательно, стоимость потерь и утечек электрической энергии по спорным линиям будут отнесены к АО <ТЭ>, сетевая организация возложила на дачное общество обязанность по установлению собственника линий электропередач по фидеру 9-02 ВЛ-10 кВ от опоры № 35 до границы земельного участка СНТ <...>, тем самым вводя в  заблуждение СНТ <...> относительно характера правовых отношений сторон по потреблению электрической энергии.

Более того, действия по признания прибора учета не пригодным для использования, также свидетельствуют о навязывании невыгодных условий договора и злоупотреблении АО <ТЭ>, как профессиональным участником рынка и наиболее сильной стороной в отношениях, своим доминирующим положением. 

Перечисленные действия АО <ТЭ> как субъекта естественной монополии, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, связаны со злоупотреблением профессиональным участником рынка экономической властью доминирующего хозяйствующего субъекта, направлены на настаивание и принуждение СНТ <...> к принятию условий договора невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части признания в качестве расчетного прибора учета,  прибор находящийся не в границах балансовой принадлежности садового общества, в том числе, использование при расчетах за электрическую энергию показаний данного прибора учета и не принятия всех предусмотренных действующим законодательством мер по рассмотрению обращения Заявителя, направленного на исключение линий электропередач Фидера 9-02 ВЛ-10 кВ от опоры № 35 до границы земельного участка СНТ <...>.

В результате разногласий, возникших по условиям договора в части определения прибора учета, у СНТ <...> образовалась задолженность за электрическую энергию.

Комиссии Тывинского УФАС России сетевой организацией не представлены документы, подтверждающие о принятии сетевой организацией мер по разграничению балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами, а также документы подтверждающие об изменении места установки и допуска прибора учета.

Таким образом, не принятие мер по разграничению балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами и не приведение правоотношений, касающихся определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) в соответствие с требованиями  пунктов 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, пункта 13 Правил  недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 27.12.2004 № 861, указывают на намеренное и недобросовестное использование АО <ТЭ> своего доминирующего положения.

При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-38/2020 приходит к выводу о наличии в действиях АО <ТЭ>, признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/01/10-38/2020 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Акционерное общество <ТЭ> нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания Садоводческому некоммерческому товариществу <...> (далее – СНТ <...>), <ДАННЫЕ>, юридический адрес: <адрес>, невыгодных условий договора энергоснабжения № 3090 от 07.12.2015 года (далее – Договор) посредством непринятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре прибора учета в качестве расчетного согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 18.12.2013 года № 1134 и соответственно, непринятие АО <ТЭ> данного прибора учета при выставлении объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в порядке, определенном пунктами 142, 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не принятия мер по обеспечению согласования со стороны сетевой организации в Договоре № 3090 от 07.12.2015 года разграничения балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства с учетом право собственности либо иного законного владения и распоряжения указанными объектами.

2. Выдать Акционерному обществу <ТЭ> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

3. Передать материалы дела № 017/01/10-38/2020 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <...>

 

Члены Комиссии                                                                                 <...>

                                                                                                    

                                                                                                               <...>

 

 В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны