Решение №4 Решение от 27 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «ЛС»

 

юридический адрес: "..."

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 017/05/28-12/2020

27 ноября 2020 года                                                                                    г. Кызыл

 

      Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 017/05/28-12/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

"..." – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

"..." – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

"..." – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЛС» (почтовое уведомление с идентификатором 80088053706168, отчет о направлении определений по электронной почте от 22.10.2020 года), в присутствии представителя В., действующего на основании доверенности от "..." года,

рассмотрев дело № 017/05/28-12/2020, возбужденное в отношении Обществом с ограниченной ответственностью «ЛС» (ИНН "...", ОГРН "...", юридический адрес: "...") по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга рекламы, распространяемой на радиопрограммах, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, выявлено распространение рекламы ломбарда, распространяемой 02.09.2020 года в эфире радиоканала «Европа плюс Кызыл» на частоте 106,4 FM со следующим звуковым сопровождением:

«Срочно нужны деньги? Ломбард номер один в Кызыле, ломбард нового поколения, никогда так просто еще не было, ноль процентов на первый займ, быстро, выгодно, удобно, деньги есть всегда, ломбард номер один, залоговое кредитование на выгодных условиях, Кочетова двадцать шесть, переулок Набережной один, правый берег третье АТП, ОГРН 11519014086».

По результатам мониторинга Тывинским УФАС России составлен акт от 02.09.2020 года.

В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания от 20.08.2013 года серии РВ № 24090 со сроком действия до 01.08.2023, ООО «А» осуществляет распространение продукции радиоканала «Европа Плюс Кызыл» и радиоканала «Европа Плюс» на территории вещания – г. Кызыл Республики Тыва, на частоте 106,4 МГц.

Согласно информации ООО «А» от 18.09.2020 года (вх. № 4949) рассматриваемая реклама распространена на радиоканале «Европа плюс» на основании договора № 44/20 от 01.09.2020 года, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью «ЛС».

По данному факту определением Тывинского УФАС России от 02.10.2020 года возбуждено дело № 017/05/28-12/2020 в отношении ООО «ЛС» по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Кроме того, определением от 02.10.2020 года у ООО «ЛС» запрошены документы и сведения по факту возбужденного дела.

Вместе с тем, в назначенное определением от 02.10.2020 года время законный представитель Общества не явился, представителя с должным образом оформленными полномочиями не направил, документов не предоставил, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России определением от 20.10.2020 года отложила рассмотрение дела № 017/05/28-12/2020 до 18.11.2020 года в 11 часов 00 мин.

Указанное выше определение было направлено по юридическому адресу и по электронной почте.

Согласно информации ООО «ЛС» от 09.11.2020 года (вх. № 5801) рассматриваемая реклама размещена на радиоканале работником Общества А..., который самостоятельно разработал текст рекламы, в целях экономии средств. Нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе допущены, в связи с тем, что А. не является специалистом по рекламе и не знаком с требованиями Закона о рекламе, в этой связи с работником проведена дисциплинарная беседа. Реклама распространялась в период с 01.09.2020 по 07.09.2020 года. Кроме того, Общество просило учесть, что является субъектом малого предпринимательства и отсутствие имущественного вреда и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем в порядке статей 4.1.1, 3.4, 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ходатайствовало о замене административного наказания в виде штрафа заменить на предупреждение.

К письменным пояснениям были приложены копии следующих документов: ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, объяснительная записка от 08.11.2020 года, паспорт директора, приказ от 01.01.2018 года, решение единственного учредителя от 04.10.2017 года, сведения из ЕРСМСП, условия предоставления займа, устав.

Кроме того, 18.11.2020 года в ходе рассмотрения дела № 017/05/28-12/2020 представитель Общества полностью поддержал письменные пояснения, нарушение признал, добавив, что наименование «Ломбард №1» является торговым наименованием.

При этом, представитель Общества просил дать время для предоставления дополнительных документов относительно работника А., в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России объявила перерыв в заседании Комиссии до 18.11.2020 года 12 часов 00 минут.

Дополнительные документы были представлены Обществом, а именно: трудовой договор № 8 от 01.03.2018 года, заявление о приеме на работу от 01.03.2018 года, приказ от 01.03.2020 года.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 017/05/28-12/2020, изучив представленные документы и пояснения лица, участвующего в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена на радиоканале;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- объектом рекламирования является ломбард.

Для привлечения внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке в рекламе сообщается о нулевой процентной ставке на первый займ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ломбард является финансовой организацией, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 данного закона финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «ЛС» является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества.

Следовательно, услуги, оказываемые юридическим лицом ООО «ЛС» являются финансовыми услугами, а информация, размещенная на радио является рекламой финансовых услуг (займ).

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством о рекламе.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

В порядке части 2 статьи 2 Федеральным законом от 19.07.2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон о ломбардах) ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

В указанной рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовые услуги, следовательно, указанная реклама содержится нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Кроме того, на основании части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В материалы дела № 017/05/28-12/2020 Обществом представлены условия предоставления займа, согласно которым установлено следующее:

- займ залогодателю выдается на срок от 1 до 60 календарных дней,

- размер займа. Выдаваемого на руки составляет от 20% до 100% от суммы оценки закладываемого имущества,

- проценты составляют 0,27% (в день для займа под залог изделий из драгоценных металлов), 0,38% (для займа под залог цифровой, бытовой техники и электро и бензо иснтрументы),

- залог производится с лицами, достигшими 18-летия, при предъявлении паспорта.

Кроме того, указанными выше условиями установлено, что «беспроцентные займы» для новых клиентов, только при сумме, не превышающей 10000 рублей, сроком на 30 дней, в последующие 30 дней «льготный период» взымается процент, под залог ювелирных изделий 0,27% в день/ под залог цифровой, бытовой техники и электро и бензоиструмента под 0,38% в день.

В рассматриваемом случае указанные выше условия выдачи «беспроцентных займов» являются существенной информацией. Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие оказания финансовой услуги, а именно займ под 0%.

В тексте рекламы отсутствуют сведения о сроке предоставления займов под 0%, сумме, которая может быть предоставлена на указанных условиях. Кроме того, отсутствуют сведения об условиях предоставления займа (процентных ставках, сумме), которые предлагаются заемщикам в случае получения займа под определенный процент.

Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой-либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.

Указание в рекламе всех условий определяющих полную стоимость кредита (займа) является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, рассматриваемая реклама, в которой отсутствуют существенные условия предоставления займов, при указании одного из условий - возможности предоставления займов под 0%, что является нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, тем самым искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителя.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемая реклама услуг ООО «ЛС», является ненадлежащей, так как при ее распространении нарушены указанные выше требования Закона о рекламе.

В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Доводы Общества о том, что именно действия (бездействие) работника А. привели к нарушению требований законодательства о рекламе подлежат отклонению, поскольку невыполнение требований рекламного законодательства юридическим лицом вследствие действий сотрудников, приведших к нарушению, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за распространение ненадлежащей рекламы.

Действия лица по организации изготовления рекламной продукции производятся от его имени, следовательно, именно юридическое лицо несет ответственность за соблюдение требований действующего законодательства своими работниками при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Кроме того, в материалах дела имеется договор от 01.09.2020 года на распространение рекламы заключенный между Обществом и ООО «А», что свидетельствует о том, что законный представитель ООО «ЛС» знал, но не предпринял мер по соблюдению требований Закона о рекламе.

Следовательно, следует считать, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «ЛС», действия которого привели к нарушениям требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Факт распространения рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе подтверждается материалами дела № 017/05/28-7/2020 и не оспаривается Обществом.

В материалах дела № 017/05/28-12/2020 имеются доказательства прекращения распространения рекламы, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «ЛС» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, в письменных пояснениях, представленных в материалы дела № 017/05/28-12/2020, ООО «ЛС» просит рассмотреть вопрос о замене административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, в рамках производства по рекламному делу вышеуказанные вопросы Комиссией не разрешаются. Процесс рассмотрения рекламного дела осуществляется в соответствии с Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России № 711/12 от 23.11.2012, в результате которого Комиссией принимается, в том числе мотивированное решение о признании рекламы ненадлежащей и об установлении лиц, виновных в распространении ненадлежащей рекламы.

Вопросы возбуждения и рассмотрения административных дел, равно как и вопросы о применении мер наказания за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе решаются в рамках дел об административных правонарушениях в соответствии с нормами КоАП РФ.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Ломбард номер один в Кызыле, ломбард нового поколения, никогда так просто еще не было, ноль процентов на первый займ, быстро, выгодно, удобно, деньги есть всегда, ломбард номер один, залоговое кредитование на выгодных условиях, Кочетова двадцать шесть, переулок Набережной один, правый берег третье АТП, ОГРН 11519014086», распространявшуюся 02.09.2020 года в эфире радиоканала «Европа плюс Кызыл» на частоте 106,4 FM на территории г. Кызыла Республики Тыва, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. В связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписание Обществу с ограниченной ответственностью «ЛС» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

                

 Председатель Комиссии                                                                      "..."

 

Члены Комиссии                                                                               "..."

 

"..."

 

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны