Решение №5-1665 решение об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше обращение от 12.04.2022 года б/н (вх. № 1561 от 12.04.2022 года) на неправомерные действия (бездействие) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва по отказу в государственной регистрации процедуры реорганизации юридического лица в форме выделения сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие), в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1).

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, указано, что при рассмотрении судом дел, связанных с нарушением части 1 или 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 своего постановления от 04.03.2021 года № 2 указал, что при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Таким образом, не каждое нарушение действующего законодательства органом власти само по себе не может служить основанием для вывода о нарушении им статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, положениями Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное требование при квалификации действий субъектов права о необходимости установления совершения субъектами права действий (бездействия), которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка.

Отсутствие таких последствий (приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции) исключает нарушение антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов дела, общим собранием Дзун-Хемчикского потребительского кооператива (далее – Дзун-Хемчикский ПК) принято решение об осуществлении реорганизации Дзун-Хемчикского ПК в форме выделения из его состава коммерческого юридического лица – ООО «Кооператор» с целью получения прибыли (Выписка из протокола от 22.12.2021 года № 1).

27.12.2021 года Дзун-Хемчикским ПК направлено в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва уведомление о начале процедуры реорганизации в форме выделения с приложением протокола внеочередного общего собрания Дзун-Хемчикского ПК от 22.12.2021 года, выписки из протокола от 22.12.2021 года № 1, постановления внеочередного общего собрания Дзун-Хемчикского ПК от 22.12.2021 года, передаточного акта, устава ООО «Кооператор».

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 30.12.2021 года в государственной регистрации процедуры реорганизации юридического лица в форме выделения отказано.

При этом, из решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 30.12.2021 года следует, что налоговый орган отказывая в государственной регистрации указал, что процедура реорганизации юридического лица в форме выделения не может быть осуществлена, заявителем не представлено решение суда или решение уполномоченного государственного органа о принудительной реорганизации юридического лица в форме выделения.

Не согласившись с указанным решением Дзун-Хемчикский ПК обратился с жалобой в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу от 21.02.2022 года № 08-11/0301 жалоба Дзун-Хемчикского ПК оставлена без удовлетворения.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Аналогичное положение предусмотрено в пункте 3 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Тыва, утвержденного ФНС России от 28.05.2012 года.

Таким образом и в силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

В силу пункта «а» части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность проводить оценку сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, на предмет их достоверности.

Вместе с тем, данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности, содержащейся в них информации.

Указанное обстоятельство соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 года № 7075/11, от 15.07.2014 года № 4407/14, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Таким образом, обязательным условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного федерального закона, но и законность и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, являющийся федеральным информационным ресурсом.

Правовое положение потребительских кооперативов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации далее – ГК РФ) и специальными федеральными законами.

Несмотря на то, что деятельность кооперативов отдельных видов (кредитная кооперация, сельскохозяйственная кооперация, потребительская кооперация и т.д.) регулируется специальными федеральными законами, у них имеется ряд общих черт, которые позволяют говорить о наличии у кооператива единого правового статуса (в частности, статья 123.2 ГК РФ).

Так, согласно части 1 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Дзун-Хемчикский ПК имеет организационно-правовую форму – потребительский кооператив (Устав Дзун-Хемчикского ПК, утвержденный общим собранием от 21.01.2019 года б/н).

В соответствии с частью 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Вместе с тем, в силу части 3 статьи 123.2 ГК РФ потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или общественно полезный фонд.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает ограничения возможности реорганизации потребительского кооператива и закрепляет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм преобразования потребительского кооператива по решению своих членов.

В иных случаях реорганизация потребительского кооператива осуществляется по решению суда либо по решению уполномоченных государственных органов в случаях, установленных законом (часть 2 статьи 57 ГК РФ).

На основании изложенного, а также учитывая, что правомерность принятого Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва решения об отказе в государственной регистрации процедуры реорганизации юридического лица в форме выделения подтверждена вышестоящим органом (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу), в действиях Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не установлено.

В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны