Решение №4-1066 04-04-02/17-17 от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП А.

667901, Республика Тыва,

667001, Республика Тыва,

Магазин-бар «Пенка»

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/17-17

14 июля 2017 года г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/17-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Ооржак А.О. – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в отсутствии надлежащим образом извещенного Индивидуального предпринимателя А. (почтовое уведомление 667012),

рассмотрев дело № 04-04-02/17-17, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя А. (далее– ИП А.) (ИНН 171700792618, ОГРНИП 315172000002102), адрес места жительства: 667901, Республика Тыва, ; адрес осуществления предпринимательской деятельности: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, по признакам нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного Тывинским УФАС России мониторинга наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла, выявлено распространение рекламы, размещенной на баннере, установленном на фасаде нежилого здания, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 151 следующего содержания:

«Магазин-бар разливных напитков «Пенка»; всегда свежее; всегда рядом; чрезмерное употребление пиво вредит вашему здоровью»,

с использованием изображений кружек, наполненных пенными напитками желтого цвета и бочкой.

По результатам проведенного мониторинга составлен акт осмотра наружной рекламы от 04.05.2017 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 14.06.2017 года № 215 возбуждено дело № 04-04-02/17-17 в отношении ИП А. по признакам нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Согласно письменному пояснению ИП А. от 26.06.2017 года (вх. № 2712), макет баннера рассматриваемой рекламы был изготовлен им самим и распечатан в рекламном агентстве «ЦЕНТР». ИП А. пояснил, что при изготовлении макета рассматриваемой рекламы он не знал, что текст предупреждения должен быть не менее 10 % от площади всего рекламного баннера. ИП А. осуществляет предпринимательскую деятельность в пивном баре «Пенка» с сентября 2015 года, расположенном в здании по адресу: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 151, которое он арендует у Общества с ограниченной ответственностью «Тува-мебель» по договору аренды нежилого помещения № 10 от 01.09.2016 года. В настоящее время ИП А. нарушение устранено.

В подтверждение своих доводов ИП А. приложил следующие копии документов: договор аренды нежилого помещения № 10 от 01.09.2016 года, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 11.04.2001 года, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 04.09.2015 года, паспорт фотография баннера с рассматриваемой рекламой, фотография обновленного баннера рекламы с исправлениями.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/17-17, изучив пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена с использованием рекламного баннера;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- вызывает у потребителей ассоциацию с определенным товаром (пивом);

- содержит графические изображения и словесные выражения об алкогольной продукции «…всегда свежее.…Чрезмерное употребление пиво вредит вашему здоровью»;

- объектом рекламирования является алкогольная продукция, реализуемая в магазине – баре «Пенка», расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 151.

В рассматриваемом случае для привлечения внимания и поддержания интереса к товару используются изображения кружек, наполненных пенным напитком желтого цвета, ассоциирующихся с пивом и словосочетания: «всегда свежее, всегда рядом».

В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении

и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Статья 21 Закона о рекламе устанавливает специальные требования к рекламе алкогольной продукции. При этом данная статья содержит как требования, предъявляемые к рекламе любой алкогольной продукции, так и специальные требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции отдельных категорий.

К таким отдельным категориям алкогольной продукции статья 21 Закона о рекламе относит:

- пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива,

- вино и игристое вино (шампанское), произведенные в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда,

- алкогольная продукция с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции.

Соответственно, нормы, устанавливающие требования к рекламе алкогольной продукции указанных категорий, являются специальными по отношению к общим нормам, установленным для рекламы алкогольной продукции.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Кроме того, статья 21 Закона о рекламе не содержит исключений из требований к содержанию рекламы алкогольной продукции для алкогольной продукции отдельных категорий. Соответственно, требования пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе распространяются на рекламу любой алкогольной продукции, в том числе на рекламу пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции.

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе алкогольной продукции, распространенной на фасаде магазина-бара «Пенка», присутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, однако размер этого предупреждения составляет менее 10% от общей площади рекламного пространства, что противоречит требованиям части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Расчет произведен, исходя из следующего:

16,8 x 100 / 252 = 6,6 % от общего рекламного пространства, где 16,8 см - объем предупреждения, а 252 см - общий объем рекламной площади (рекламного баннера).

В целях установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, была сделана покупка товара в магазине-баре «Пенка» (чек от 04.05.2017 года).

Согласно кассового чека от 04.05.2017 года, выданного в магазине-баре «Пенка» лицом, осуществляющим деятельность по реализации алкогольной продукции, является  ИП А..

Согласно информации ООО «Тува-мебель» от 10.07.2017 года (вх. № 2935) помещение под магазин-бар «Пенка», расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 151 сдано в аренду ИП А., что подтверждается договором аренды нежилого помещения №  от года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности ИП А. является подача напитков.

Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае ИП А. осуществляется реклама пива, что подтверждается изображением на баннере кружками, наполненными желтыми пенными напитками, вызывающих ассоциацию с пивом, а также в нижней части рекламного баннера с указанием следующего содержания: «чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью».

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель» и «рекламопроизводитель». В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 1 статьи 21 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

На основании материалов дела № 04-04-02/17-17, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП А.

В материалах дела № 04-04-02/17-17 имеются доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе ИП А., в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП А. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать рекламу следующего содержания: «Магазин-бар разливных напитков «Пенка»; всегда свежее; всегда рядом; чрезмерное употребление пиво вредит вашему здоровью, распространяющуюся на рекламном баннере, установленном на фасаде здания возле входа в магазин-бар «Пенка», расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 151, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

В связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписание ИП А. не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Председатель Комиссии

А.О. Ооржак

Члены Комиссии

А.В. Кыргыс

Е.А. Орус-оол

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны