Постановление №4-1383 постановление по делу № А63-14.3/18 от 22 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

гр. Ф.

адрес: "..."

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № А63-14.3/18

г. Кызыл

г. ул. Комсомольская, 122А, 2 этаж, каб. 6

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2018 года

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) "...", руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 01.10.2018 года и иные материалы дела № А63-14.3/18 об административном правонарушении в отношении гражданина Ф., "..." г.р., имеющего паспорт серии "..."  номер "...", выданный "..." от "...", зарегистрированного по адресу: "...", по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении № А63-14.3/18 рассмотрено в присутствии гр. Ф.

Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, а именно нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе).

Данное нарушение законодательства о рекламе установлено решением Тывинского УФАС России от 17.09.2018 года по делу № 04-04-02/17-18.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № А63-14.3/18 гр. Ф. признал вину в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, рассмотрев представленные документы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В целях осуществления государственной функции по контролю за соблюдением законодательства о рекламе, Тывинским УФАС России проведен мониторинг наружной рекламы, распространяемой на территории г. Кызыла на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, по результатам которого, выявлено распространение рекламы финансовых услуг, размещенных на фасаде ограждений, расположенных по адресам: г. Кызыл, ул. Чульдум, д. 186, ул. Оюна Курседи, д. 129 следующего содержания:

«Займы под залог авто; 0,5%; 8-"..."», с использованием фотоизображения автомобиля и денежных купюр номиналом 5000 рублей.

По результатам проведенного мониторинга составлены акты осмотра наружной рекламы от 25.05.2018 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 22.08.2018 года № 251 возбуждено дело № 04-04-02/17-18 в отношении ООО МКК «Сайбериан Голд», гр. Ф. по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации абонентский номер <...> -"...", указанный в рекламе, принадлежит номерной емкости оператора сотовой связи – Публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее – ПАО «Вымпел-Коммуникации»).

Согласно информации ПАО «Вымпел-Коммуникации» 06.06.2018 года (вх. № 2046) абонентский номер <...> -"...", указанный в рекламе, выделен в пользование гр. Ф. по договору услуг связи Билайн от "..."№ "...".

В этой связи, Тывинским УФАС России был направлен запрос гр. Ф. от 07.06.2018 года (исх. № 646) о предоставлении информации (сведений) относительно распространения рассматриваемой рекламы.

В адрес Тывинского УФАС России на указанный запрос поступил ответ от представителя ООО МКК «Сайбериан Голд (ИНН 5405992480, ОГРН 1165476216773, юридический адрес: "...") К. (доверенность от "..."), согласно которому следует, что сведения о лице, разработавшем макет рекламы отсутствует в силу того, что реклама производилась через объявления г. Абакан у разных лиц. Представитель пояснил, что были приняты меры по устранению нарушения Закона о рекламе путем демонтажа рекламных баннеров.

В подтверждение доводов к письменному пояснению приложены копии следующих документов: информация об условиях предоставления, использования и возврата займа, фотографии о демонтаже рекламы, доверенность от 09.01.2018 года.

В ходе рассмотрения дела № 04-04-02/17-18 представитель ООО МКК «Сайбериан Голд» поддержал ранее изложенные доводы, просил прекратить рассмотрение настоящего дела в отношении Общества в виду отсутствия признаков нарушения норм Закона о рекламе в действиях Общества, поскольку рассматриваемая реклама изготовлена и распространялась без согласования с руководством Общества, по личной инициативе представителя в лице Ф., который в свою очередь при выявлении факта о нарушении Закона о рекламе устранил данную рекламу путем демонтажа рекламной конструкции.

Гр. Ф. устно пояснил, что данные баннера были изготовлены им для мониторинга спроса на данную услугу, в настоящее время рассматриваемая реклама более не распространяется, что подтверждается ранее предоставленными фотоснимками.

Статья 3 Закона о рекламе, понимает под рекламой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования подразумевается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

распространена с помощью рекламного баннера;

адресована неопределенному кругу лиц;

для привлечения внимания использованы изображения автомобиля и денежных купюр номиналом 5000 рублей;

вызывает у потребителей ассоциацию с определенной финансовой услугой (займ);

объектом рекламирования является предоставление финансовой услуги в виде займа под залог автомобиля.

Текст вышеуказанной рекламы направлен на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования, и повышение мотивации потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенной финансовой услугой – выдачей займов под залог автомобиля, обратившимся лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, займ является финансовой услугой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее – Закон о потребительском кредите) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, в случае размещения в рекламе финансовой услуги подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего финансовую услугу.

Тывинским УФАС России установлено, что объектом рекламирования рассматриваемой рекламы являются финансовые услуги, предоставляемые ООО МКК «Сайбериан Голд».

При этом, в нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.

Кроме этого, в силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Вместе с этим, в силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

По мнению ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых; а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Согласно части 1 статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Согласно тексту рассматриваемой рекламы, следует, что некое лицо выдает займы с указанием условия предоставления займа - под залог автомобиля под 0,5 %.

Согласно информации об условиях предоставления, использования и возврата займа ООО МКК «Сайбериан Голд», утвержденной от 11.05.2018 года, следует следующее:

- сумма займа рассчитывается персонально для каждого клиента и зависит от оценочной стоимости машины. Сумма займа может составлять до 80% от оценочной стоимости,

- срок займа от 1 дня до 1 года,

- процентная ставка от 0,25 до 0,5 % в день на период до 1 месяца, 0,25 % в день на период свыше 1 месяца до 1 года,

- требования к транспортному средству – оно не должно быть продано, подарено, заложено, арестовано или приобретено в кредит,

Данные условия являются существенными для лиц, желающих воспользоваться предлагаемой финансовой услугой - займ под залог автомобиля.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В рассматриваемой рекламе указано одно из условий предоставления займа - под залог автомобиля под 0,5 %. Между тем, порядок формирование суммы займа, являющейся существенным условием при получении денежных средств, в рекламном сообщении не указан, так же отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России, пришла к выводу, что указанная выше реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствует информация об условиях предоставления займа, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, такие как сроки, проценты, сумма займа и требования, предъявляемые к заемщику и транспортному средству, также отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего услуги по предоставлению финансовой услуги – займа.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 5, статьи 28 указанного закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель» и «рекламопроизводитель». В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Комиссией Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-04-02/17-18 установлено, что рассматриваемая реклама была изготовлена и распространялась по инициативе гр. Ф., при этом, в материалах дела отсутствуют доказательства изготовления и распространения рассматриваемой рекламы непосредственно ООО МКК «Сайбериан Голд».

Факт распространения и изготовления рассматриваемой рекламы гр. Ф. подтвержден материалами дела и не оспаривается им.

Представленная гр. Ф. в материалы настоящего дела доверенность на представление интересов ООО МКК «Сайбериан Голд», не дает ему право на осуществление рекламной деятельности в отношении ООО МКК «Сайбериан Голд».

На основании материалов дела № 04-04-02/17-18, Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является гр. Ф.

Материалами дела № 04-04-02/17-18 подтверждается устранение нарушения и демонтаж спорной рекламы, в связи с чем основания для выдачи предписания гр. Ф. отсутствовали.

Решением Тывинского УФАС России от 17.09.2018 года по делу № 04-04-02/17-18 гр. Ф. признан виновным в нарушении требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, состоит в действиях рекламодателя, признанных недопустимыми законодательством Российской Федерации о рекламе: распространение рекламы, в которой отсутствует информация об условиях предоставления займа, сроке, процентах, сумме займа и требованиях, предъявляемых к заемщику, отсутствует информация о наименовании лица, оказывающего услуги по предоставлению финансовой услуги – займа.

Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.

Таким образом, гражданин Ф. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Определяя степень виновности гр. Ф., следует отметить, что гр. Ф. не выполнил установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность гр. Ф. является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, впервые.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность гр. Ф., предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, не выявлены.

Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл.

Временем совершения административного правонарушения является день выявления нарушения гр. Ф. Закона о рекламе, то есть 25 мая 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать гражданина Ф. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наложить на гражданина Ф. административный штраф в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Примечание:

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Штраф должен быть перечислен в бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Республике Тыва (Тывинское УФАС России, адрес:667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Комсомольская, 122А, 2 этаж).

ИНН 1701044223;

КПП 170101001;

Код бюджетной квалификации: 161 116 260 000 160 001 40

Банк получателя: УФК по Республике Тыва (Тывинское УФАС России);

р/сч 40101810900000010001 в Отделение – НБ Республики Тыва г. Кызыл

БИК 049304001;

ОКТМО: 93701000:

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.

Идентификатор плательщика:0100000000009315544486643.

Идентификатор начисления: 16177102300001405035.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, установленного на уплату штрафа, должностным лицом, вынесшим постановление, соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление должно будет принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Согласно части 1, 2 статьи 31.5 КоАП при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Также с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течении двух лет со дня его вступления в законную силу.

Заместитель руководителя управления "..."

Связанные организации

Связанные организации не указаны