Постановление №4-1514 постановление по делу № А72-14.3/18 от 15 ноября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство»
667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении № А72-14.3/18
г. Кызыл
г. ул. Комсомольская, 122А, 2 этаж, каб. 7
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) "...."., руководствуясь статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол от 01.11.2018 года и иные материалы дела № А72-14.3/18 об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» (далее – ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», Общество) (ИНН 1701042723, ОГРН 1071701001745, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении № А72-14.3/18 рассмотрено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» (почтовое уведомление с идентификатором 80084129840491).
Событие административного правонарушения: нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, а именно нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Данное нарушение законодательства о рекламе установлено решением Тывинского УФАС России от 16.10.2018 года по делу № 04-04-02/22-18.
Изучив материалы дела № А72-14.3/18, прихожу к следующему.
В ходе проведенного Тывинским УФАС России мониторинга наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла Республики Тыва, выявлено распространение рекламы медицинского центра «Домашний доктор» на баннере, установленном на ограждении здания «Тывастрой», находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, следующего содержания:
«Лечебный массаж с применением современных методов воздействия на организм; - тибетский массаж «ку-нье»; - ваакуум терапия (баночный массаж); - стоун терапия; - моксотерапия; - звуковой массаж тибетскими «поющими чашами»; выезд на дом; запись по тел: "...."; 8-"...."; ул. Красноармейская, 76. Здание Тывастрой, 1 этаж, учебный центр, кабинет массажа».
По результатам проведенного мониторинга составлен акт об осмотре наружной рекламы от 24.07.2018 года.
С целью установления рекламодателя рассматриваемой рекламы, Тывинским УФАС России был направлен запрос в адрес ОАО «Тувастрой» (от 08.08.2018 года исх. № 4-1004) о предоставлении сведений.
Согласно информации ОАО «Тувастрой» от 09.08.2018года (вх. № 3008) следует, что здание по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76 находится в собственности ОАО «Тувастрой». Арендатором помещения на 1 этаже здания ОАО «Тувастрой», в котором предоставляются услуги массажа является ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», на основании договора аренды № "...." аренды нежилого помещения от "...." года.
В этой связи Тывинским УФАС России был направлен запрос ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» за исх. № 4-1072 от 22.08.2018 года о предоставлении сведений по факту распространения рассматриваемой рекламы.
Согласно представленным документам ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» от 31.08.2018 года (вх. № 3254) следует, что Обществом у ИП "...." была заказана печать баннера с рассматриваемой рекламой, что подтверждается макетом рекламы, договором № "...." на выполнение работ от "...." года. Общество имеет лицензию № "...." от "...." года на осуществление медицинской деятельности.
По данному факту приказом Тывинского УФАС России № 275 от 11.09.2018 года возбуждено дело № 04-04-02/22-18 в отношении ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», ОАО «Тувастрой» по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно письменных пояснений ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» от 28.09.2018 года вх. № 3650) следует, что договор на распространение с ОАО «Тувастрой» не заключался. Общество признает вину, поскольку вменяемое нарушение требований Закона о рекламе обусловлено незнанием указанного закона.
На рассмотрении настоящего дела 04.10.2018 года генеральный директор ОАО «Тувастрой» "...." согласился с выявленным нарушением, устно пояснил, что согласия не давал на размещение рассматриваемой рекламы, реклама была распространена в его отсутствие. В целях контроля, в дальнейшем при заключении договора аренды, ОАО «Тувастрой» будут включены пункты о согласовании рекламных макетов, для соблюдения требований Закона о рекламе.
Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/22-18, изучив представленные документы, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела. пришла к следующим выводам.
В статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Указанная информация, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование и поддержания интереса к объекту рекламирования, а именно к медицинским услугам – лечебный массаж.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода является обеспечение правильного получения медицинских услуг.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н (далее – Номенклатура медицинских услуг).
Номенклатура медицинских услуг, разделена на два раздела услуг "А" и "В".
Раздел "A" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В свою очередь раздел "А" также разбит на разделы, имеющие цифровые коды.
Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия) зарегистрировано под кодом 21.
Представление услуг лечебного массажа с применением современных методов воздействия на организм, следует квалифицировать как услуги по массажу.
В номенклатуру медицинских услуг включены следующие медицинские услуги, указанные в рассматриваемой рекламе: общий массаж медицинский (A21.01.001), вакуумный массаж кожи (A21.01.007).
В рассматриваемом случае рекламное объявление формирует интерес к услугам разных методов массажной техники и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированное у потребителя такой рекламы. Отсутствие в рекламе существенной части информации о противопоказаниях и необходимости получения консультации специалистов приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе медицинских услуг, в нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе, отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель».
В соответствии с пунктами 5 - 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На основании материалов дела № 04-04-02/22-18 Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что рекламодателем, определившим объект рекламирования рассматриваемой рекламы, является ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», а рекламораспространителем – ОАО «Тувастрой».
При этом, следует отметить, что в материалах дела № 04-04-02/22-18 отсутствуют доказательства вины ОАО «Тувастрой», поскольку договор на распространение рекламы не заключался, следовательно, действия по распространению рассматриваемой рекламы ОАО «Тувастрой» не совершались.
Факт распространения рассматриваемой рекламы ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» подтвержден материалами дела и не оспаривается Обществом, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-04-02/22-18 пришла к выводу, что действия ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» обусловили нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы либо в приведении текста рекламы в соответствии с требованиями Закона о рекламе в материалы настоящего дела не представлено, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», ОАО «Тувастрой» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решением Комисии Тывинского УФАС России от 20.07.2017 года по делу № 04-04-02/22-18 ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» было признано нарушившим часть 7 статьи 24 Закона о рекламе.
За нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе рекламодатель несет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение установленных Законом о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, состоит в действиях рекламодателя, признанных недопустимыми законодательством Российской Федерации о рекламе: распространение рекламы медицинских услуг, не сопровождаемой предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Субъектами данного правонарушения являются юридические и должностные лица, которые ненадлежащим исполнением своих обязанностей обусловили совершение административного правонарушения.
Таким образом, юридическое лицо – ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.
Определяя степень виновности ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», следует отметить, что ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» не выполнило установленные действующими нормативными правовыми актами обязанности по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство», предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлены.
В соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» является совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, впервые.
В рассматриваемом случае необходимо отметить, что ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» прекратило нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, какого-либо вреда и последствий, наступивших после распространения вышеуказанной рекламы, существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не установлено.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.rmsp.nalog.ru, ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» включено в данный реестр под категорией микропредприятие.
Таким образом, с учетом положений статьей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ за совершенное ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене предупреждением.
Местом совершения административного правонарушения является город Кызыл.
Временем совершения административного правонарушения является день выявления нарушения ООО «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» Закона о рекламе – 24 июля 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» (ИНН 1701042723, ОГРН 1071701001745, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, дата регистрации 19.12.2007 года) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить юридическому лицу – Общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирское Экспертно-Консалтинговое Агентство» (ИНН 1701042723, ОГРН 1071701001745, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 76, дата регистрации 19.12.2007 года) по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения.
Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьями 30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления "...."