Решение №4-205 решение по делу № 04-04-02/03-18 от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП С.

667000, Республика Тыва,

ООО «Кызыл Трэнд»

667000, г. Кызыл,

ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 42, пом. С 1 по 6 (бывшая кв. 17)

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д. 85

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/03-18

27 февраля 2018 года г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/03-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Кызыл Трэнд» О,

в отсутствии надлежащим образом извещенного Индивидуального предпринимателя С (почтовое уведомление с идентификатором 667012...),

рассмотрев дело № 04-04-02/03-18, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя С (далее – ИП С) (ИНН , ОГРНИП , адрес регистрации: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, адрес осуществления предпринимательской деятельности: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, Общества с ограниченной ответственностью «Кызыл Трэнд» (далее – ООО «Кызыл Трэнд») (ИНН 1701053002, ОГРН 1131719001314, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 42, пом. С 1 по 6 (бывшая кв. 17) по признакам нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проведенного Тывинским УФАС России мониторинга рекламы, распространяемой в телепрограммах, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, выявлено распространение рекламы салона «Унты», транслировавшейся 04.12.2017 в эфире телеканала «Россия 1», следующего содержания:

«Если унты, то «АЙХАЛ»! Кредит, рассрочка на месте в Салоне УНТЫ на Красноармейской 168. Тел.: 8(39422)2-32-46; Доска объявлений г. Кызыл, ул. Ленина 8 (39422)3-03-83», с использованием изображений унтов и звуковым сопровождением по тексту.

По результатам проведенного мониторинга составлен акт осуществления записи рекламы от 04.12.2017 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 26.01.2018 года № 19 возбуждено дело № 04-04-02/03-18 в отношении ИП С. и ООО «Кызыл Трэнд» по признакам нарушения пункта 1 статьи 28 Закона о рекламе.

До возбуждения настоящего дела по запросу Тывинского УФАС России от 05.12.2018 года (исх. № 4-1846) ООО «Кызыл Трэнд» представлены следующие копии документов: письмо генерального директора ООО «Айхал» Ш. от 01.01.2017 года, приложение договора оказания услуг о сотрудничестве от 10.08.2017 года, дополнительное соглашение № 4 к Договору № 15 от 23.01.2017, письмо ИП С. от 31.08.2017 года.

На основании представленных документов, следует, что ИП С. заключила договор с ООО «Кызыл Трэнд» по размещению рекламно-информационного видеоролика в эфире телеканала «Россия 1» после местных новостей по графику, определенному медиапланом, соответственно ИП С. является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Согласно письму ИП С. адресованному ООО «Кызыл Трэнд» следует, что рекламный ролик под условным наименованием «Унты акция кредит» содержит услугу по кредитованию, предоставляемого ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО «Альфа-Банк».

Согласно письменных пояснений ИП С. от 06.02.2018 года (вх. 452) следует, что рассматриваемая реклама на канале «Россия» была размещена на основании договора с ООО «Кызыл Трэнд» в качестве бонуса на рекламной доске (далее – Доска объявлений). Перед размещением рассматриваемой рекламы на Доске объявлений ИП С. был направлен текст и фото менеджеру по рекламе ООО «Кызыл Трэнд». Дальнейшее оформление объявления должна была сделать данный менеджер. С макетом рекламы ИП С. не была ознакомлена. До подачи объявлений и роликов менеджеру и юристу были предоставлены документы, подтверждающие сотрудничество ИП С. с банками, предоставляющими кредит на товары в салоне «Унты». В рассматриваемом случае не корректная работа менеджера ООО «Кызыл Трэнд» привела к нарушению требований законодательства о рекламе.

Согласно письменных пояснений ООО «Кызыл Трэнд» от 14.02.2018 года (вх. № 566) следует, что в рассматриваемой рекламе отсутствовали сведения о лице, предоставляющем кредит, в связи с невнимательностью офис-менеджера К. Доска объявлений с рассматриваемой рекламой вышла в эфир только один раз 04.12.2017 года, после чего, текст был отредактирован и приведен в соответствие с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Кызыл-Трэнд» О. поддержала ранее изложенные дововды, согласилась с выявленным нарушением антимонопольного органа и предоставила отредактированную видеозапись об устранении нарушения.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/03-18, изучив представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена с использованием рекламного баннера;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- объектом рекламирования в том числе оформление кредита, рассрочки в салоне «УНТЫ», находящемся по ул. Красноармейская, д. 168.

В рассматриваемой рекламе для привлечения внимания и поддержания интереса предлагается оформление кредита при приобретении товаров в торговой точке «Унты».

В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк.

Исходя из понятий "реклама", "объект рекламирования" и содержания рекламы следует, что объектом рекламирования в данном случае являются, в том числе: возможность оформления кредита на месте.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента (Современный экономический словарь).

Согласно статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.

ИП С., осуществляющая предпринимательскую деятельность по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 168, сообщает о возможности оплаты товаров в кредит, то есть содержит предложение, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугами, по предоставлению кредита. При этом рекламная информация не содержит сведения о том, какая именно организация предоставляет кредит.

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Согласно материалам дела № 04-04-02/03-18 ИП С. письмом от 31.08.2017 года уведомила ООО «Кызыл Трэнд» о том, что в рамках акции возможно приобретение унтов в кредит через следующие финансовые организации: ОАО «ОТП Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ОАО «Альфа-Банк».

Таким образом, при изготовлении макета рассматриваемой рекламы ООО «Кызыл Трэнд» была известна информация о лицах предоставляющих финансовую услугу кредит в салоне «Унты», между тем, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе данная реклама была распространена в отсутствие информация о лице, предоставляющем финансовую услугу – кредит.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель», «рекламопроизводитель».

В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 28 настоящего закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 названного закона, случае, если будет доказано, что это нарушение произошло по его вине.

На основании материалов дела № 04-04-02/03-18 Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП С., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Кызыл Трэнд».

При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к выводу, что действия ООО «Кызыл Трэнд», которое являлось рекламопроизводителем и рекламораспространителем данной рекламы, привели к нарушению требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

В материалах дела № 04-04-02/03-18 имеются доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе, в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП С. и ООО «Кызыл Трэнд» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Если унты, то «АЙХАЛ»! Кредит, рассрочка на месте в Салоне УНТЫ на Красноармейской 168. Тел.: 8(39422)2-32-46; Доска объявлений г. Кызыл, ул. Ленина 8 (39422)3-03-83», с использованием изображений унтов и звуковым сопровождением по тексту, распространявшуюся 04.12.2017 года в эфире телеканала «Россия 1», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Кызыл Трэнд», Индивидуальному предпринимателю С не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии А.В. Кыргыс

Е.А. Орус-оол

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны