Решение №4-26 РЕШЕНИЕ по делу № 04-06-08/04-10-18 от 10 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/04-10-18

 

10 января 2019 года г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2018 года

В полном объёме решение изготовлено 10 января 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Дамба-Хуурак Ч.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии:

- представителя Акционерного общества «Тываэнерго» (далее - АО «Тываэнерго») «…», действующего на основании доверенности от «…» года № «…»,

- представителя Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт») «…», действующего на основании доверенности от «…» года № «…»,

- Индивидуального предпринимателя «…» (далее – ИП «…»),

рассмотрев дело № 04-06-08/04-10-18, возбужденное в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) и Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, д. 2А) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения и сроков восстановления электроснабжения, а также в непринятии мер для обеспечения надежного снабжения электрической энергией в отношении объекта, находящегося по адресу: Республика Тыва, «…», на котором осуществляет свою предпринимательскую деятельность Индивидуальный предприниматель «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

08.06.2018 года (вх. № 2081) в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление «…» на неправомерные действия АО «Тываэнерго» по факту длительного не восстановления электроснабжения производственного помещения и не рассмотрения письменных обращений.

Согласно доводам, указанным в заявлении ИП «…» и представленным АО «Тываэнергосбыт» и АО «Тываэнерго» на запросы Тывинского УФАС России сведениям, установлены следующие обстоятельства:

Из заявления следует, что ИП «…» в производственном помещении по адресу: «…» осуществляет предпринимательскую деятельность по изготовлению корпусной мебели. Заявитель предоставил в адрес Тывинского УФАС России свидетельство ОГРНИП, выписку из ЕГРН на производственный объект, договор купли-продажи земельного участка по адресу: «…», заключенный между родственницей ИП «…»«…» и «…» от «…» года, договор энергоснабжения от «…» года № «…», заключенный между АО «Тываэнергосбыт» и «…».

19.05.2018 года, согласно заявлению ИП «…», в связи с обрывом фазного провода из-за неблагоприятных погодных условий произошло отключение электроэнергии на производственном объекте, находящимся по адресу: «…», ул. «…».

Согласно информации АО «Тываэнерго» от 28.06.2018 года (вх. № 2431) в период с 18.05.2018 года по 09.06.2018 год произошли аварийные отключения потребителей. При этом, АО «Тываэнерго» не вводило графики аварийного ограничения режима потребления электроэнергии и временного отключения потребления.

С 20.05.2018 года по 22.05.2018 года согласно, представленной ИП «…» информации от 14.11.2018 года (вх. № 4498), с абонентских номеров «…»,«…» (принадлежащих «…») были осуществлены звонки на горячую линию АО «Тываэнерго» по номеру телефона: 2-75-61, что подтверждается детализацией звонков.

22.05.2018 года (вх. № 2317) «…» написала в Центр обслуживания клиентов АО «Тываэнерго» заявление об отсутствии электроснабжения по адресу «…».

23.05.2018 года электроснабжение было восстановлено, согласно доводам, изложенным в заявлении ИП «…» (вх. № 2081 от 08.06.2018)

3-4 июня 2018 года из-за погодных условий вновь произошло отключение электроэнергии на объекте «…», расположенном по адресу: «…».

05.06.2018 года (вх. № 2677) ИП «…» обратился в адрес АО «Тываэнерго» с заявлением об исправлении неполадок, образовавшихся в связи с погодными условиями в производственном здании по адресу: «…». Согласно письменных пояснений в заявлении произошла аварийная ситуация в виде перекрутки и замыкания фазных проводов, в результате которого было также отключено электроснабжение.

Однако электроснабжение до момента обращения в УФАС по РТ с заявлением 08.06.2018 года не восстановлено.

С 16.06.2018 года по 18.06.2018 года с абонентских номеров «…»,«…» принадлежащих «…» также произведены звонки в адрес горячей линии АО «Тываэнерго», согласно детализации звонков, представленных 14.11.2018 года (вх. № 4498) и информации, представленной АО «Тываэнерго» от 26.07.2018 года (вх. № 2809).

18.06.2018 года (вх. № 01-21/6-416) ИП «…» обратился в адрес Председателя Администрации пгт. Каа-Хем «…» по факту повреждения фазного провода.

  1. года (исх. № 1.9/4.3/2604-исх.) в адрес «…» и «…» направлен ответ АО «Тываэнерго» на заявления № 2315 от 22.05.2018 года, № 2317 от 22.05.2018 года, 2677 от 05.06.2018 года, № 2873 от 14.06.2018 года, согласно которого специалистами сетевой организации было проведено обследование по обращениям, в результате чего было установлено, что опоры воздушной линии 0,4 кВ., расположенные по адресу: «…» являются ведомственными, так как АО «Тываэнерго» данные опоры линий электропередач не устанавливало. В связи с указанными обстоятельствами для определения собственника ЛЭП 0,4 кВ заявителям предложено обратиться в Администрацию Кызылского района.

02.07.2018 года ИП «…» в связи с поступившим ответом обратился в адрес АО «Тываэнерго» (вх. № 3228), указав, что согласно акта разграничения балансовой принадлежности указанная опора принадлежит АО «Тываэнерго».

02.07.2018 года Администрация пгт Каа-Хем (исх. № 01-21/3-206) также обратилась в адрес АО «Тываэнерго» о разъяснении сложившейся ситуации.

10.07.2018 года (исх. № 1.9/15.1/2786-исх) в Администрацию пгт. Каа-Хем от АО «Тываэнерго» поступил ответ, согласно которому схлест проводов по ул. «…» был устранен, перетяжка произведена в июне месяце в пролете опор № 1 и № 2.

03.07.2018 года от Администрации пгт Каа-Хем в адрес «…» поступил ответ, согласно которого Администрация направила письмо в адрес АО «Тываэнерго» для разъяснения сложившейся ситуации.

08.08.2018 года (исх. № 89/18) в адрес Тывинского УФАС России поступил ответ на запрос Муниципального унитарного предприятия «Жилсервис пгт. Каа-Хем» согласно которого линии электропередач 0,4 кВ, по адресу: Республика Тыва, «…» к ведению Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна и МУП «Жилсервис пгт. Каа-Хем» не относятся.

Таким образом, заявитель указывает, что за период с 19.05.2018 года по 08.06.2018 года, примерно 7 дней отсутствовало электроснабжение по адресу: «…», в связи с чем он был лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность по изготовлению корпусной мебели и исполнять заключенные договора поставки, в подтверждение приложены следующие документы:

- Договор поставки от «…» года, заключенный между ИП «…» и «…»; товарная накладная № «…» от «…» года; Претензия «…» от «…» года;

- Договор поставки от «…» года, заключенный между ИП «…» и «…»; товарная накладная № «…» от «…» года.

По результатам изучения представленных в адрес Тывинского УФАС России сведений и документов приказом от 07.09.2018 года № 273 возбуждено дело № 04-06-08/04-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 07.09.2018 года рассмотрение дела № 04-06-08/04-10-18 в отношении АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» назначено на 11.10.2018 года в 15 часов 30 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 3884 от 02.10.2018 года) поступили письменные пояснения, из которых следует, что необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии и надежности энергоснабжения, должны проводиться именно на объектах электросетевого оборудования, которые находятся в сфере контроля сетевой организации – АО «Тываэнерго». К письменным пояснениям приложены следующие документы: устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, приказ о назначении руководителя; копия договора энергоснабжения № «…» от «…» года; Акт сверки взаимных расчетов.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от «…» (вх. № 3931 от 03.10.2018 года) поступили письменные пояснения, согласно которым она является собственником здания по адресу: пгт. Каа-Хем, ул. Таежная, д. 1 «а» и подтверждает то, что по указанному адресу предпринимательскую деятельность осуществляет ИП «…»

Явившийся 11.10.2018 года на рассмотрение дела № 04-06-08/04-10-18 представитель АО «Тываэнергосбыт» не согласился с существом вменяемого нарушения антимонопольного законодательства и пояснил, что договор по указанному объекту заключен с ИП «…», задолженности по точке поставки нет, право распоряжения электрической энергией возникает из договоров энергоснабжения либо купли-продажи электрической энергии, договорные отношения между гарантирующим поставщиком и ИП «…» отсутствуют.

Явившийся 11.10.2018 года на рассмотрение дела № 04-06-08/04-10-18 представитель АО «Тываэнерго» также не согласился с существом вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, отметив, что линии являются ведомственными, собственник не установлен.

В ходе рассмотрения дела № 04-06-08/04-10-18 11.10.2018 года заявитель ИП «…» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также пояснил что в связи с отсутствием каких-либо действий со стороны АО «Тываэнерго» по его заявлениям, ему пришлось самостоятельно принят меры по возобновлению электроснабжения объекта «…», расположенном по адресу: «…».

Определением от 11.10.2018 года рассмотрение дела № 04-06-08/04-10-18 отложено на 20.11.2018 года в 15 часов 30 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от ИП «…» поступили дополнительные документы (вх. № 4498 от 14.11.2018 года), от АО «Тываэнерго» также поступили документы (вх. № 4580 от 20.11.2018 года), истребованные определением от 11.10.2018 года.

В ходе рассмотрения дела 20.11.2018 года ИП «…» также поддержал доводы, изложенные в заявлении, представители АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» полностью поддержали ранее озвученные доводы об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/15-10-17, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведены анализы (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2017 год и за период с 01.01.2018 года по 01.07.2018 год, по результатам которых установлено, что АО «Тываэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Тывинским УФАС России проведен анализ розничного рынка электрической энергии (мощности) на предмет определения состояния данного товарного рынка за 2017 год, по результатам которого установлено, что АО «Тываэнергосбыт» является хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке электрической энергии в пределах территории Республики Тыва, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, АО «Тываэнергосбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Республики Тыва.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» и АО «Тываэнергосбыт» обязаны соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Аналогичные выводы изложены и в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со свидетельством о внесении записи в ЕГРИП от 03.06.2009 года «…» является индивидуальным предпринимателем. Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП «…» является производство мебели для офисов и предприятий торговли. Материалами дела подтверждается, что ИП «…» осуществляет деятельность по изготовлению корпусной мебели по адресу: «…» в помещении, собственником, которого является родственница ИП «…»«…»

Следовательно, ИП «…» является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями о функционировании розничных рынков электроэнергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения № 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее –Правила № 861).

Из представленных документов видно, что по производственному объекту имеется договор энергоснабжения, заключенный между АО «Тываэнергосбыт» и предыдущим собственником ИП «…» от «…» года № «…».

Согласно информации, представленной АО «Тываэнергосбыт» от 02.10.2018 года (вх. № 3884) указанный договор является действующим и не расторгнут. При этом, в адрес АО «Тываэнергосбыт» иные лица в том числе и ИП «…» с заявлениями о заключении договора энергоснабжения в отношении объекта «Мебельный цех», расположенного по адресу: «…» в адрес гарантирующего поставщика не обращались.

Как указано в пункте 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

В свою очередь, «…» в установленном порядке не обратилась с уведомлением о смене собственника и необходимости внесения изменений в договор энергоснабжения.

Тем не менее, факт поставки и оплаты электрической энергии на объект «Мебельный цех», расположенный по адресу: «…», подтверждается материалами дела и актом сверки взаимных расчетов.

Следовательно, фактически отношения по договору энергоснабжения от «…» года № «…» продолжаются.

В силу пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (абз. 2 указанного пункта).

При этом, согласно пункту 4.1.11. Договора энергоснабжения № 1970 от 10.08.2013 года потребитель обязуется информировать сетевую организацию в установленные Договором энергоснабжения сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них.

В данном случае, «…» и ИП «…» обращались в адрес сетевой организации – АО «Тываэнерго» с заявлениями об аварийных ситуациях, произошедших по адресу: «…».

По информации, представленной АО «Тываэнерго» по результатам обследование по обращениям, было установлено, что опоры воздушной линии 0,4 кВ., расположенные по адресу: «…» является ведомственными, так как АО «Тываэнерго» данные опоры линий электропередач не устанавливало, в связи с чем с указанными обстоятельствами для определения собственника ЛЭП 0,4 кВ заявителям предложено обратиться в Администрацию Кызылского района.

По материалам настоящего дела, указанные опоры линий электропередач не относятся также к ведению МУП «Жилсервис пгт. Каа-Хем» и Администрации пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна и МУП «Жилсервис пгт. Каа-Хем».

Кроме того, согласно пункту 7 Основных положений № 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, необходимо отметить, что согласно пункту 5 Правил N 861 в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Согласно приложению № 4 к договору энергоснабжения, заключенному между АО «Тываэнергосбыт» и предыдущим собственником ИП «…» от «…» года № «…» точкой поставки является «Мебельный цех» находящийся по адресу: «…».

Помимо этого, согласно договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между АО «Тываэнергосбыт» (Заказчик) и АО «Тываэнерго» (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрический сетей Исполнителя, Территориальной сетевой организации и бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства до точек поставки, а Заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим Договором.

Приложением № 2 указанного договора предусмотрен перечень точек поставки электрической энергии для определения объемов переданной электрической энергии из сетей АО «Тываэнерго» потребителям-юридическим лицам и существенные условия договора по каждому Потребителю Заказчика. Так, по договору № «…» предусмотрена точка учета «…», адрес точки поставки: «…».

Более того, необходимо отметить, что согласно пункта 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила технологического присоединения) заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1) (заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Анализ изложенного свидетельствует, что сетевая организация еще на момент осуществления мероприятий по технологическому присоединению должна была установить принадлежность опор воздушных линий 0,4 кВ., расположенных по адресу: «…» и обозначить объекты электросетевого хозяйства иных лиц.

Тем не менее, согласно Акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № «…» от «…» года, составленного между АО «Тываэнерго» и ИП «…» на балансе АО «Тываэнерго» находятся:

ПС 220/110/35/10 кВ «Кызылская» № 20, КЛ-10 кВ, ВЛ-10кВ, Фидер 20-10, ТП № 70 «Баня п. Каа-Хем», S=250 кВА. ВЛ-0,4 кВ, Л-1/70, опора № 1

На балансе Заявителя:

Отходящий ВЛ-0,4 кВ, СИП 2А, РЩ-0,4 кВ, учет электроэнергии, эл/проводка, эл/оборудование по ул. Таежной 1а.

При этом, согласно Свидетельства о государственной регистрации от 08.08.2007 года серия АА-17 № 051569 ТП-70 (литер А) общей площадью 25,9 кв.м. «Баня п. Каа-Хем» принадлежит АО «Тываэнерго» на праве собственности.

Также, согласно однолинейной схемы балансовой принадлежности, составленного сотрудником АО «Тываэнерго» информация об осуществлении технологического присоединения через ведомственные опоры воздушной линии 0,4 кВ. отсутствует.

Следовательно, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Закона об элетроэнергетике ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителем ИП «…» и соответственно «…», энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен, несет организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, в данном случае сетевая организация АО «Тываэнерго».

В соответствии с пунктом 34 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) недопустимых отклонений напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

В силу пункта 14 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности.

Согласно пункту 31 (6) Правил № 861, категория надежности обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления электроснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем деятельности (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор), но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № «…» от 21.02.2013 года, составленного между АО «Тываэнерго» и ИП «…» установлена III категория надежности электроснабжения.

Согласно информации, представленной Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.06.2018 года (вх. № 2455) обращений АО «Тываэнергосбыт» и АО «Тываэнерго» о согласовании сроков ремонта электросетевого хозяйства в период с 18 мая по 09 июня 2018 года не поступало.

Вместе с тем, согласно информации, представленной АО «Тываэнерго» от 28.06.2018 года (вх. № 2431) в период с 18.05.2018 года по 09.06.2018 года произошли аварийные отключения потребителей, при этом АО «Тываэнерго» не вводило графики аварийного ограничения режима потребления электроэнергии и временного отключения потребления.

Пунктом 47 Правил № 442 предусмотрено, что в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

Пунктом 48 Правил № 442 сетевые организации и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике предоставляют по запросу потребителей, в отношении которых было введено аварийное ограничение, и (или) организаций, осуществляющих снабжение электрической энергией таких потребителей, данные о периоде действия указанных в запросе аварийных ограничений и (или) внерегламентных отключений, основаниях введения аварийных ограничений, а также о причинах внерегламентных отключений.

Согласно договору, заключенному между АО «Тываэнергосбыт» и АО «Тываэнерго» от 12.10.2017 года № 1.9-02.38217 АО «Тываэнерго» обязуется обеспечить передачу электроэнергии, принятой в свою сеть, от точек приема и до точек поставки, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 3.3.1).

Также в указанном договоре предусмотрена обязанность сетевой организации осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств Потребителей (пункт 3.3.2).

Как указывалось ранее, согласно договору энергоснабжения от 10.08.2013 года № 1970, заключенному между АО «Тываэнергосбыт» и «…» точкой поставки является «…», расположенный по адресу: «…».

05.06.2018 года (вх. № 2677) «…» обратился в адрес АО «Тываэнерго» с заявлением об исправлении неполадок, образовавшихся в связи с погодными условиями в производственном здании по адресу: «…». Согласно письменных пояснений в заявлении произошла аварийная ситуация в виде перекрутки и замыкания фазных проводов, в результате которого было также отключено электроснабжение.

Согласно информации, представленной АО «Тываэнерго» от 09.08.2018 года (вх. № 2997) на запрос Тывинского УФАС России 18.06.2018 года схлест проводов по «…» был устранен 18.06.2018 года, произведена перетяжка, в подтверждение приложена копия журнала, однако, указанная информация не подтверждает осуществление со стороны сетевой организации мероприятий по возобновлению электроснабжения на объекте «…», находящемся по адресу: «…» и противоречит пояснениям ИП «…», согласно которым, предпринимателем самостоятельно приняты меры по возобновлению электроснабжения объекта «…», расположенном по адресу: «…» и письменному ответу АО «Тываэнерго», согласно которому опоры линий электропередач являются ведомственными, что препятствовало совершению действий по устранению аварийной ситуации и возобновлению электроснабжения.

При этом, необходимо отметить, что в адрес АО «Тываэнергосбыт» ИП «…» об аварийных ситуациях не обращался, АО «Тываэнергосбыт» в свою очередь не инициировало процедуру ограничения электроснабжения объекта, находящегося по адресу: «…», поскольку задолженность за потребленную электроэнергию отсутствует.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях АО «Тываэнергосбыт» отсутствует нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/04-10-18 приходит к выводу, что бездействие АО «Тываэнерго» по восстановлению электроснабжения объекта, находящегося по адресу: Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул. Таежная, д. 1 «а» и превышении допустимого числа часов отключения электроснабжения в нарушение требований пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ содержат нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и свидетельствуют о злоупотреблении доминирующим положением, чем ущемлены интересы ИП «…» в сфере предпринимательской деятельности

Тывинским УФАС России в порядке статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 27.11.2018 года было принято заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/04-10-18, направленное в адрес ИП «…», АО «Тываэнергосбыт» и АО «Тываэнерго».

ИП «…», АО «Тываэнергосбыт» и АО «Тываэнерго» в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции возражения на заключение об обстоятельствах дела № 04-06-08/04-10-18 в адрес Комиссии Тывинского УФАС России не представлено, дополнительных пояснений по настоящему делу в рамках заседания 20.12.2018 года не заявили.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.05.2017 года № 303-КГ17-216 (судебное дело № А04-9320/2015), не принятие лицом достаточных мер, направленных на сбор доказательств, и их не представление административному органу в отсутствии объективных препятствий, не является основанием для отмены решения административного органа, поскольку отсутствие подтверждающих документов не позволило административному органу устранить сомнения в достоверности указанных сведений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/04-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Акционерное общество «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по восстановлению электроснабжения объекта, находящегося по адресу: Республика Тыва, «…» и превышении допустимого числа часов отключения электроснабжения в нарушение требований пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, чем ущемлены интересы ИП «…» в сфере предпринимательской деятельности.
  2. Дело в отношении АО «Тываэнергосбыт» (ИНН 1701040660, ОГРН 1061701024065, юридический адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Заводская, д. 2А) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.
  3. В связи с возобновлением подачи электрической энергии на объекте находящегося по адресу: Республика Тыва, пгт. Каа-Хем, ул. Таежная, д. 1 «а», предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства АО «Тываэнерго» не выдавать.
  4. Передать материалы дела № 04-06-08/04-10-18 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

 

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии Ч.О. Дамба-Хуурак

 

Е.А. Орус-оол

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны