Решение №4-740 решение по делу № 04-04-02/11-17 от 11 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП С

 

667010, Республика Тыва,

г. Кызыл, ул.

 

 

ООО Рекламное агентство «Корона»

 

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. М

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/11-17

 

19 мая 2017 года г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 03 мая 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/11-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Орус-оол Е.А. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

в присутствии индивидуального предпринимателя С, представителя С, действующей на основании доверенности от 14.01.2016 года, представителя Общества с ограниченной ответственностью «Корона» М, действующего на основании приказа от 10.02.2003 года.

рассмотрев дело № 04-04-02/11-17, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя С (далее – ИП С.) (ИНН, ОГРНИП , адрес регистрации: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул.), Общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Корона» (далее – ООО РА «Корона») (ИНН, ОГРН, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. М) по признакам нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

По результатам проведенного Тывинским УФАС России мониторинга наружной рекламы на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, распространяемых на территории г. Кызыла выявлено распространение рекламы, размещенной на баннере, установленном на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д.122А следующего содержания:

«КРЕДИТ ДОСТАВКА СКИДКИ; БРУС, ДОСКА, ВАГОНКА, БРУСОК, ПЛИНТУС, ДВЕРИ. ОТДЕЛОЧНЫЕ И ЭЛЕКТРО ТОВАРЫ; УСЛУГИ СПЕЦТЕХНИКИ:

- автокран г/п 20

- экскаватор-погрузчик

- мини-погрузчик

- миксер бетонный

- грузовик с манипулятором 7 тн

тел.:»

По результатам проведенного мониторинга составлен акт осмотра наружной рекламы от 20.02.2017 года.

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 13.04.2017 года № 101 возбуждено дело № 04-04-02/11-17 в отношении ИП С по признакам нарушения пункта 1 статьи 28 Закона о рекламе.

До возбуждения настоящего дела по запросу Тывинского УФАС России от 03.04.2017 года (исх. № 4-457) ИП С в адрес Тывинского УФАС России 10.04.2017 года (вх. № 1347) представлены следующие копии документов: карточка предприятия, свидетельство о государственной регистрации права серии № от 24.11.2006 года, паспорт установки рекламной конструкции № RU17302000-РК-32 от 27.10.2016 года, разрешение на установку рекламной конструкции № 0038/16, разрешение на установку рекламной конструкции № 0040/16, платежное поручение № 309 от 21.10.2016 года, счет-фактура № 10682 от 05.05.2015 года, счет-фактура № 9754 от 21.08.2014 года, счет-фактура № 11517 от 20.04.2016 года, счет-фактура № 10900 от 30.07.2015 года, дополнительное соглашение № 5 к договору № АП-ТЦ62/93 от 14.04.2008 года от 08.04.2013 года заключенное между ИП С. и обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», дополнительное соглашение МФО ОТ № 8 к договору № АП-ТЦ62/93 от 14.04.2008 года от 16.12.2014 года заключенное между ИП С. и обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации от 18.11.1999 года, свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 года.

На основании представленных документов, следует, что ИП С. заказала баннер рассматриваемой рекламы в обществе с ограниченной ответственностью Рекламное агентство «Корона» (далее – ООО Рекламное агентство «Корона») и разместила данный баннер на фасаде здания, расположенном по адресу: г. Кызыл, ул. Калинина, д.122А, которое принадлежит ей на праве собственности. Финансовой организацией, предоставляющей услугу по кредитованию, выступает общество с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее – ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), с которым ИП С. заключила вышеуказанные договора.

Согласно условиям дополнительных соглашений, заключенных между ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и ИП С., партнер Банк, осуществляющий микрофинансовую деятельность оформляет документы, необходимые для предоставления микрозаймов покупателям товаров, реализуемых ИП С.

Согласно письменных пояснений ИП С. от 27.04.2017 года (вх. 1738) следует, что макет рассматриваемой рекламы был разработан ею и заказан в рекламном агентстве «Корона». О том, что к слову «кредит» необходимо добавлять наименование банка, оказывающего кредитование, его адрес и телефон ИП С. не знала, поскольку ранее заказывала такой же макет, к которому замечаний не было. Данное нарушение ИП С. устранила путём снятия рекламного баннера, о чем свидетельствует фотография фасада здания, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул..

Согласно письменных пояснений ООО РА «Корона» от 26.04.2017 года (вх. № 1725) следует, что заказчиком ИП С. предоставлено содержание текста рекламы, после чего художником-дизайнером Ч сделан дизайн макета баннера, который был согласован с ИП С. В связи с тем, что текст макета рекламы был предоставлен заказчиком и согласован с ИП С. ООО РА «Корона» считает, что данное нарушение произошло не по вине рекламопроизводителя.

В подтверждение своих доводов ООО РА «Корона» приложило копии следующих документов: согласованный с ИП С. макет рекламы от 26.04.2015 года, объяснительная художника-дизайнера ООО Рекламное агентство «Корона» А.С. Ч, приказ о принятии на работу Ч. от 01.11.2013 года, трудовой договор № 03 от 01.01.2015 года, трудовой договор № 03 от 01.01.2017 года, трудовая книжка Ч, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость от 13.02.2003, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 10.02.2003 года, приказ о назначении на должность директора ООО РА «Корона», устав ООО РА «Корона», утверждённый решением единственного учредителя от 23.12.2009 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела ИП С. пояснила, что вина ее отсутствует, поскольку ранее распространялся такой же рекламный баннер, к которому претензий не было. ИП С. не согласилась с выявленным нарушением антимонопольного органа, поскольку считает, что мониторинг проведен Тывинским УФАС России без ее ведома, не был представлен акт осмотра рекламы, до возбуждения дела не было выдано предупреждение либо предписание об устранении нарушения.

ООО РА «Корона» поддержало ранее изложенные доводы и пояснило, что ими был разработан лишь дизайн макета рекламы, который был согласован с ИП С, после чего Обществом осуществлена распечатка макета рекламы на рекламный баннер.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/11-17, изучив представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена с использованием рекламного баннера;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- объектом рекламирования являются товары – строительные материалы, услуги спецтехники, используемой для строительства, финансовая услуга - кредит.

В рассматриваемой рекламе для привлечения внимания и поддержания интереса предлагается оформление кредита, а также предоставление доставки и скидок.

В силу части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. К таковым, в частности, Закон относит банк, небанковскую кредитную организацию, иностранный банк.

Исходя из понятий "реклама", "объект рекламирования" и содержания рекламы следует, что объектом рекламирования в данном случае являются, в том числе: возможность оформления кредита на месте.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента (Современный экономический словарь).

Согласно статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку.

ИП С., осуществляющая предпринимательскую деятельность по адресу: г. Кызыл, ул. К, сообщает о возможности оплаты товаров в кредит, то есть содержит предложение, направленное на привлечение внимания лиц, заинтересовавшихся услугами, по предоставлению кредита. При этом рекламная информация не содержит сведения о том, какая именно организация предоставляет кредит.

Согласно пункту 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Статьей 1473 ГК РФ также предусмотрено, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (часть 1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (часть 3).

Потребителю важно знать какое лицо делает предложение об оказании тех или иных финансовых услуг, поэтому в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг в обязательном порядке следует указывать полное наименование или имя лица, оказывающего данные услуги. Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Таким образом, в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.

Согласно материалам настоящего дела, между ИП С. и Обществом с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» заключены дополнительное соглашение № 5 к договору № АП-ТЦ62/93 от 14.04.2008 года от 08.04.2013 года и дополнительное соглашение МФО ОТ № 8 к договору № АП-ТЦ62/93 от 14.04.2008 года от 16.12.2014 года.

Согласно условиям дополнительных соглашений, заключенных между ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и ИП С., партнер Банк, осуществляющий микрофинансовую деятельность оформляет документы, необходимые для предоставления микрозаймов покупателям товаров, реализуемых ИП С.

Таким образом, финансовой организацией, предоставляющей услугу по кредитованию, выступает ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», с которым ИП С. заключила вышеуказанные договора.

Поскольку, рассматриваемая реклама содержит предложение, обращенное к потенциальным клиентам ИП С., воспользоваться финансовой услугой - кредитом при приобретении строительных товаров у нее, то в содержании текста рекламы должна быть раскрыта информация о лице, предоставляющем финансовую услугу – кредит в силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

На основании материалов дела № 04-04-02/11-17 Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что ИП С. в рассматриваемой рекламе не была указана информация о лице, предоставляющем финансовую услугу – кредит в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель», «рекламопроизводитель».

В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований статьи 28 настоящего закона ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 названного закона, случае, если будет доказано, что это нарушение произошло по его вине.

На основании материалов дела № 04-04-02/11-17 Комиссия Тывинского УФАС России пришла к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ИП С., рекламопроизводителем – ООО Рекламное агентство «Корона».

В связи с тем, что текст рассматриваемой рекламы был определен самим рекламодателем, а рекламопроизводитель разработал дизайн и осуществил распечатку рекламного баннера Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что данное нарушение требований Закона о рекламе произошло не по вине рекламопроизводителя – ООО Рекламное агентство «Корона».

Доводы ИП С. о том, что Тывинское УФАС России при осуществлении мониторинга наружной рекламы не ознакомило ее с актом осмотра рекламы, не выдало предупреждения либо предписания, подлежат отклонению в силу следующего.

Тывинское УФАС России, являющееся территориальным антимонопольным органом Федеральной антимонопольной службы, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Таким фактом, применительно к пункту 12 Правил явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Тывинского УФАС России рекламы, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе и оформленное по проведению мониторинга наружной рекламы акт от 20.02.2017 года.

В соответствии с пунктом 28 Правил в ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.

Таким образом, указанный нормативный акт содержит положения, предоставляющие антимонопольному органу право запрашивать необходимые для рассмотрения дела документы и сведения.

В силу изложенного, антимонопольный орган обладает правом на возбуждение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в случае обнаружения таких признаков без проведения проверок, регламентированных Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с частью 3 статьи 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Таким образом, полномочий по предварительной выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе до вынесения решения и признания рекламы ненадлежащей, Законом о рекламе не предусмотрено.

В материалах дела № 04-04-02/11-17 имеются доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе ИП С., в связи с чем, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ИП С. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «КРЕДИТ ДОСТАВКА СКИДКИ; БРУС, ДОСКА, ВАГОНКА, БРУСОК, ПЛИНТУС, ДВЕРИ. ОТДЕЛОЧНЫЕ И ЭЛЕКТРО ТОВАРЫ; УСЛУГИ СПЕЦТЕХНИКИ: автокран г/п 20; экскаватор-погрузчик; мини-погрузчик; миксер бетонный; грузовик с манипулятором 7 тн; тел.:», распространявшуюся на баннере, установленном на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. К, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с добровольным устранением нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписание ИП С. не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии А.В. Кыргыс

Е.А. Орус-оол

 

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны