Решение №4-757 решение по делу № 04-04-02/12-17 от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Сибспецсервис»

655004, Республика Хакасия, г. Абакан,

ООО «Оффлайн»

667000, Республика Тыва,

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-04-02/12-17

22 мая 2017 года г. Кызыл

Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 04-04-02/12-17 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

Хаджиев Ф.А. – руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

Кыргыс А.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

Орус-оол Е.А. – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Оффлайн» (почтовое уведомление 66701210501931), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью «Сибспецсервис» Ч (далее – Ч), действующего на основании доверенности от 02.05.2017 года,

рассмотрев дело № 04-04-02/12-17, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибспецсервис» (далее – ООО «Сибспецсервис», Общество) (ИНН 1901132036, ОГРН 1161901055612, юридический адрес: 655004, Республика Хакасия, г. Абакан, ), Общества с ограниченной ответственностью «Оффлайн» (далее – ООО «Оффлайн») (ИНН 1701032595, ОГРН 1021700507256, юридический адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл) по признакам нарушения требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением Закона о рекламе, в печатных изданиях, распространяемых на территории г. Кызыла, выявлена реклама на странице 11 выпуска № 13 (793) от 29.03.2017 года еженедельника «Плюс Информ» следующего содержания:

«Сертифицировано; реклама; SSS-AUTO; ДОСТАВКА ДО КЫЗЫЛА; Запчасти для легковых авто; Нужна запчасть? Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время – Позвони, мы сами подберем и доставим! +7 (923) 336-5555; SibSpecServis19@mail.ru; г. Абакан, ул. Итыгина 26Е, пом. № 4, www.sss-auto19.ru».

По данному факту приказом Тывинского УФАС России от 13.04.2017 года № 102 возбуждено дело № 04-04-02/12-17 в отношении ООО «Сибспецсервис» и ООО «Оффлайн» по признакам нарушения статьи 8 Закона о рекламе.

Согласно указанной в рекламе запасных частей ссылке: sss-auto19.ru предпринимательскую деятельность по торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями осуществляет ООО «Сибспецсервис».

Согласно информации Территориального отдела Енисейского управления Роскомнадзора в г. Кызыл от 03.03.2017 года (вх. № 745) газета «Плюс Информ» зарегистрирована с 19.11.2001, имеет свидетельство ПИ № 16-0154 тематикой (специализация) – общественно-политическая публицистическая, информационная, реклама не более 40%, учредителем газеты «Плюс Информ» является ООО «Оффлайн».

Согласно информации ООО «Оффлайн» от 11.04.2017 года (вх. № 1391), макет рекламы, размещенной на странице 11 еженедельника «Плюс Информ» (выпуск № 13 (793) от 29.03.2017 года) был предоставлен ООО «Сибспецсервис».

Согласно информации ООО «Сибспецсервис», поступившей в адрес Тывинского УФАС России 27.04.2017 (вх. № 1737), следует, что Общество не усматривает признаков нарушения статьи 8 Закона о рекламе на основании следующего. Общество не занимается дистанционным способом продажи товаров, что также следует из того, что основным видом деятельности Общества является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. По телефонному звонку клиента Общество подбирает автозапчасти, которые находятся на складе до приезда покупателя. После согласования покупателя заказа и оплаты его по месту нахождения магазина, он может дополнительно заказать услугу по доставке товаров. То есть доставка заказа осуществляется по факту покупки товара в магазине по адресу: г. Абакан, ул. Итыгина, 26е. В связи с тем, что в рекламе Общества не содержится какое-либо описание товара (услуги), а также сведений о заключении договоров розничной купли-продажи в условиях, исключающих возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром (услугой), то Тывинским УФАС России неправомерно применены положения статьи 8 Закона о рекламе. Потребители рекламы имеют возможность непосредственно ознакомиться с товаром в самом магазине Общества при заключении такого договора. При таких обстоятельствах, реклама Общества не является рекламой дистанционного способа продажи товаров.

По факту размещения рассматриваемой рекламы в еженедельнике «Плюс Информ» ООО «Сибспецсервис» пояснило, что макет рекламы (образец создания в дальнейшем визитки) был разработан физическим лицом Телиным Семеном, которого Общество нашло через интернет, как специалиста в области фотошопа. В марте в Общество позвонили с газеты «Плюс Информ» и предложили свои услуги по размещению рекламы в газете «Плюс Информ», после чего Общество согласилось, направив визитку, как образец макета рекламы, который нужно отредактировать по размерам и по всем требованиям законодательства Российской Федерации. ООО «Оффлайн» отредактировало макет рекламы Общества в соответствии всем требованиям российского законодательства, после чего была произведена оплата в сумме 5600 за услуги редактирования макета и размещение рекламы в газете «Плюс Информ». Свои действия Общество пояснило, как принятие мер по соблюдению требований статьи 8 Закона о рекламе.

В подтверждение пояснения ООО «Сибспецсервис» приложило копии следующих документов: макет рекламы (визитка), свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 07.10.2016 года, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серия <...> .

Согласно информации ООО «Оффлайн», поступившей в адрес Тывинского УФАС России 26.04.2017 (вх. № 1728), следует, что ООО «Оффлайн» не усматривает признаков нарушения статьи 8 Закона о рекламе на основании следующего. Исходя из пояснений ООО «Сибспецсервис», представленных при размещении рекламы, Общество не занимается дистанционным способом продажи товаров исходя из понятия дистанционный способ продажи, раскрытом в пункте 1 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с тем, что в рекламе Общества не содержится какое-либо описание товара (услуги), а также сведений о заключении договоров розничной купли-продажи в условиях, исключающих возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром (услугой). По телефонному звонку клиента Общество подбирает автозапчасти, которые находятся на складе до приезда покупателя. После согласования покупателя заказа и оплаты его по месту нахождения магазина, он может дополнительно заказать услугу по доставке товаров, то есть доставка заказа осуществляется после ознакомления с самим товаром. по факту покупки товара в магазине и является дополнительной услугой при покупке товара.

К письменному пояснению ООО «Оффлайн» приложены копии следующих документов: свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ № 000560846, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения № 000512592, приказ о приеме на работу К. от 05.04.2016 года, устав, утверждённый решением единственного участника ООО «Оффлайн» № 1 от 06.03.2012 года.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 04-04-02/12-17, изучив письменные и устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена в печатном издании еженедельнике «Плюс Информ» (выпуска № 13 (793) от 29.03.2017);

- адресована неопределенному кругу лиц;

- вызывает у потребителей ассоциацию с определенным товаром (услуга) запасные части для автомобилей;

- объектом рекламирования является продажа и услуга по доставке запасных частей для автомобилей.

В данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса к реализуемым товарам в рекламе использованы следующие слова: «… Доставка до Кызыла…Нужна запчасть? Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время – Позвони, мы сами подберем и доставим!».

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно статье 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны содержаться сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Доводы ООО «Сибспецсервис», ООО «Оффлайн» о том, что рассматриваемая реклама не является рекламой о дистанционном способе продажи подлежит отклонению по следующим обстоятельствам.

Согласно пункту 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В силу пункту 3 статьи 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Момент заключения договора розничной купли-продажи определен в статье 493 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612 (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В пункте 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Согласно пункту 4 названной статьи, при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В силу требований статьи 8 Закона о рекламе, в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно статье 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», дистанционным способом продажи является такой способ, когда договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Согласно пункту 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме информацию (для импортных товаров - на русском языке) включающую, в том числе, наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с пунктом 17 Правил, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

В данном случае у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения описания товара по телефону, указанному в рекламе.

Исходя из текста рассматриваемой рекламы, Тывинским УФАС России установлено, что для заказа запасных частей для автомобиля необходимо позвонить по номеру, указанному в рекламе, а подбор и доставку осуществит лицо предлагающее данные услуги.

Согласно письменных пояснений ООО «Сибспецсервис» по телефонному звонку клиента Общество подбирает автозапчасти, которые находятся на складе до приезда покупателя.

Таким образом, лицо, желающее приобрести определенную запасную часть для автомобиля, выполнив действие - телефонный звонок (электросвязь) продавцу, получает информацию об описании товара, предложенного Обществом, которую желает заказать.

На основании материалов дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что из содержания рекламы по продаже и доставке запасных частей для автомобилей, потребителям предлагается заказать по телефону (соответственно приобрести) товар (запасные части для автомобилей), который Общество подберет и доставит, при этом потребители не имеют возможности непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора розничной купли-продажи, следовательно, данный способ продажи запасных частей для автомобилей является дистанционным.

При этом, в рекламе доставки запасных частей для автомобилей не содержится информация о наименовании продавца и государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, в нарушение требований статьи 8 Закона о рекламе.

Кроме этого, согласно пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как следует из материалов дела, размещенная Обществом реклама содержит следующую информацию: «…Нужна запчасть? Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время – Позвони, мы сами подберем и доставим!».

Общество пояснило, что по телефонному звонку клиента Общество подбирает запчасти, которые находятся на складе до приезда покупателя.

Таким образом, покупателю после заказа запчасти необходимо приехать и оплатить его по месту нахождения магазина.

На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что информация, содержащаяся в рассматриваемой рекламе, следующего содержания: «…Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время – Позвони, мы сами подберем и доставим!» является недостоверной, вводя в заблуждение потребителей рекламы в части условий приобретения товара, поскольку для того, чтобы приобрести товар (запасную часть к автомобилю) необходимо обязательно приехать в местонахождение Общества, тогда как, в тексте рассматриваемой рекламы рекламодатель утверждает, что не надо приезжать.

При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама товаров при дистанционном способе их продажи, распространяется без указания наименования продавца и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, и содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения товара, что является нарушением требования пункта 4 части 3 статьи 5, статьи 8 Закона о рекламе.

Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5, статьи 8 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Законом о рекламе определены понятия «рекламодатель», «рекламораспространитель» и «рекламопроизводитель». В соответствии с пунктами 5 - 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

Таким образом, рекламодателем рекламы по дистанционной продаже запасных частей для автомобиля является ООО «Сибспецсервис», рекламораспространителем – ООО «Оффлайн», действия которых обусловили нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5, статьи 8 Закона о рекламе.

Доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения рассматриваемой рекламы ООО «Сибспецсервис», ООО «Оффлайн» в материалы дела № 04-04-02/12-17 не представлено, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Сибспецсервис», ООО «Оффлайн» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать рекламу следующего содержания: «Сертифицировано; реклама; SSS-AUTO; ДОСТАВКА ДО КЫЗЫЛА; Запчасти для легковых авто; Нужна запчасть? Не нужно искать, не нужно ехать! Не трать время – Позвони, мы сами подберем и доставим! +7 (923) 336-5555; SibSpecServis19@mail.ru; г. Абакан, ул. Итыгина 26Е, пом. № 4, www.sss-auto19.ru», распространявшуюся на странице 11 выпуска № 13 (793) от 29.03.2017 года еженедельника «Плюс Информ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Сибспецсервис», Обществу с ограниченной ответственностью «Оффлайн» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев

Члены Комиссии А.В. Кыргыс

Е.А. Орус-оол

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны