Решение б/н Решение по делу № 04-06-08/21-11-11 в отношении ОАО "Кызылск... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/21-11-11

 

2 декабря 2011 года                                                                      г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 2 декабря 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

         Членов Комиссии (до объявления перерыва 15.11.2011г.):

Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

Хитаришвили А.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

<…> – ведущего экономиста сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва;

<…> – главного экономиста экономического отдела  Национального банка Республики Тыва.

 После перерыва 22.11.2011г. в отсутствие  <…> – главного экономиста экономического отдела  Национального банка Республики Тыва, которая приказом Тывинского УФАС России №369 от 22.11.2011г. заменена на

<…> – заведующего сектором экономического анализа и мониторинга предприятий Национального банка Республики Тыва;

в присутствии:

представителя ОАО «Кызылская ТЭЦ» <…> по доверенности №3/4 от 14.06.2011г.,

представителя ФГУП «Почта России» <…> по доверенности № 939/ЮД от 19.07.2011г.,

представителя ОАО АБ «Народный банк РТ»  <…> по доверенности №8911 от 21.10.2011г.,

представителя ОАО «Сбербанк России» <…> по доверенности №25-3-17/336 от 11.06.2010г.

в отсутствии надлежащим образом извещенного лица ОАО «Банк Тувакредит» (уведомление от 31.10.2011г.)

рассмотрев дело № 04-06-08/21-11-11 по признакам нарушения ОАО «Кызылская ТЭЦ» (667004, г. Кызыл, ул. Колхозная, 2), ОАО «Сбербанк России» (117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19; адрес подразделения: 667000, г. Кызыл, ул. Кочетова, 34а), УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37, фактический адрес: 667000, г. Кызыл, ул. Дружбы, 156а), ОАО «Банк Тувакредит» (667000, г. Кызыл, ул. Чульдум, 40а), ОАО АБ «Народный банк»  (667000, г. Кызыл, ул. Тувинских Добровольцев, 18) части 2  статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

УСТАНОВИЛА:

 

         10.03.2011г. в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление гражданки <…> о проверке правомерности не указания реквизитов организаций оказывающих услуги ЖКХ в квитанциях для оплаты.

В целях рассмотрения заявления гражданки <…> у ОАО «Кызылская ТЭЦ» были запрошены договора с организациями, имеющими пункты приема платежей, так как в квитанциях не указываются банковские реквизиты. При изучении поступивших документов установлено следующее.

ОАО «Кызылская ТЭЦ» заключены договора на прием платежей от населения: договор №05-01-16/139 от 11.04.2007г. с ОАО «Сбербанк России», договор №145-2 от 22.08.2007г. с ОАО АБ «Народный банк», агентский договор №1 от 05.04.2007г. с УФПС Республики Тыва – филиала ФГУП «Почта России», договор №1 от 30.03.2007г. с ОАО «Банк Тувакредит», согласно которым организации обязуются производить прием платежей на основании платежного документа по форме, установленной ОАО «Кызылская ТЭЦ» и согласованной с ними, а в случае ОАО «Сбербанк России» по образцам, являющимся приложением к договору. В письме ОАО «Кызылская ТЭЦ» от 06.06.2011г. №119/1166 указало, что ОАО «Сбербанк России» платежи по данным формам фактически не производит.

Так как в квитанциях ОАО «Кызылская ТЭЦ» отсутствовали банковские реквизиты и оплата потребителями тепловой энергии могла быть произведена только в ОАО АБ «Народный банк», ОАО «Сбербанк России», ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит» приказом Тывинского УФАС России № 132 от 24.05.2011г. было возбуждено дело № 04-06-08/21-11-11 в отношении ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Сбербанк России», УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит», ОАО АБ «Народный банк» по признакам нарушения части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела ответчики представили пояснения о том, что данные договора заключены в интересах потребителей, так как комиссия за осуществления платежа взимается не с потребителя, а с ОАО «Кызылская ТЭЦ».

Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии с  частью 2 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

При выявлении нарушений части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции требуется проведение анализа рынка в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

В связи с чем, Тывинским УФАС России  проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла Республики Тыва за 2010 год.

В результате проведенного анализа установлено, что при отсутствии реквизитов в платежных документах на оплату услуг ЖКХ, платеж можно произвести только в организациях, заключивших соглашения по приему платежей от населения за коммунальные услуги с компанией, оказывающей коммунальные услуги, что дает преимущество организациям, заключившим соглашения и ограничивает конкуренцию на данном рынке.

Часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила) в платежном документе указывается, в том числе наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес местонахождения, номера контактных телефонов.

Пунктом 40 Правил установлено право потребителя ЖКУ, если иное не установлено договором на предоставление таких услуг, осуществлять их оплату в частности наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами.

По состоянию на 01.01.2011г. 638 многоквартирных домов находятся на обслуживании у ООО УК «Жилсервис». Между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и ООО УК «Жилсервис» заключен агентский договор о взимании денежных средств с населения за тепловую энергию ОАО «Кызылская ТЭЦ».

Фактическая организация оплаты тепловой энергии жильцами многоквартирных домов не соответствует требованиям частей 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса от 29.12.2004 N 188-ФЗ и пунктов 38 и 40 Правил, поскольку изготавливаемые и рассылаемые жильцами указанных домов платежные документы не содержат банковских реквизитов ОАО «Кызылская ТЭЦ», что не позволяло жильцам оплачивать услуги по поставке тепловой энергии в выбранных ими кредитных организациях.

ОАО АБ «Народный банк», ОАО «Банк Тувакредит» представили в материалы дела письменные пояснения о невозможности приема денежных средств от населения в пользу организаций ЖКХ без заключения соответствующих договоров.

Данные доводы не соответствуют действительности, так как действующее законодательство Российской Федерации и нормативные акты Банка России не содержат требования обязательного наличия у кредитной организации соглашения с хозяйствующим субъектом для того, чтобы оказывать физическим лицам банковские услуги по приему и переводу денежных средств без открытия банковского счета и перечислению денежных средств со счета в пользу данного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с нормами п.1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Банком России 01.04.2003 N 222-П форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты, которые подлежат указанию в полях формируемого банком расчетного документа в соответствии с требованиями пункта 2.10 Положения Банка России от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Кроме того, Тывинским УФАС России в адрес кредитных организаций не имеющих заключенных соглашений с ОАО «Кызылская ТЭЦ» были направлены запросы о возможности приема платежей с физических лиц в пользу организаций ЖКХ.

В ответ на запрос Тувинский филиал ОАО АКБ «Связь-Банк» направил информацию о возможности принятия платежей от физических лиц в пользу любого поставщика коммунальных услуг при наличии всех банковских реквизитов. При этом указал, что за вышеуказанную операцию банк взимает комиссию в размере от 0,8% до 1,5 % в зависимости от способа приема платежа.

ОАО АКБ «Росбанк» направил информацию о возможности банка принять любые платежи в пользу третьих лиц, в том числе и предприятий ЖКХ, при предоставлении Потребителем услуг – квитанции с реквизитами для перечисления. Платежи принимаются в любом случае независимо от наличия/отсутствия договоров о приеме платежей с организациями – получателями, при этом банк взимает комиссию в соответствии с установленными тарифами.

В случае заключения Договоров на прием денежных средств за жилищно-коммунальные услуги - комиссия за осуществления платежа взимается не с потребителя, а с ОАО «Кызылская ТЭЦ».

В связи с этим, кредитные организации, не являющиеся участниками Договоров, находятся в неравных конкурентных условиях по сравнению с ОАО АБ «Народный банк», ОАО «Сбербанк России», ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит», поскольку в силу отсутствия заключенного соглашения о приеме платежей не имеют возможности взимать комиссионное вознаграждение с получателя средств и оказывать банковские услуги, необходимые для оплаты жилищно-коммунальных услуг бесплатно. Соответственно физические лица, обращающиеся для оплаты жилищно-коммунальных услуг  к банковским услугам кредитных организаций, не являющихся участниками Договоров, оплачивают жилищно-коммунальные услуги в соответствии с установленными данными кредитными организациями тарифами.

В ходе проведения анализа рынка услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла Республики Тыва установлено, что у кредитных организаций, не заключивших договора на прием платежей с ОАО «Кызылская ТЭЦ», либо отсутствуют поступления от физических лиц за оплату коммунальных услуг (ОАО АКБ «Связь-Банк», ОАО АКБ «Росбанк»), либо доля таких поступлений незначительна (ОАО «Россельхозбанк»).

Таким образом, следствием заключенных договоров между ОАО «Кызылская ТЭЦ» и ОАО АБ «Народный банк», ОАО «Сбербанк», ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит» является невозможность оказать услуги по приему платежей с физических лиц организациям, которые не являются участниками договоров, что ограничивает конкуренцию между кредитными организациями в соперничестве за плательщиков коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения заявления и дела №04-06-08/21-11-11 ОАО «Кызылская ТЭЦ» внесло в квитанции на оплату своих услуг наименование получателя средств, номер расчетного счета и  наименование банка плательщика.

Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанных реквизитов не достаточно для осуществления платежа, так как в соответствии с пунктом 2.10 Положения Банка России от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);

(в ред. Указания Банка России от 22.01.2008 N 1964-У)

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета.

Не указание в квитанциях ОАО «Кызылская ТЭЦ» всех необходимых реквизитов не позволяет кредитным организациям, не являющихся участниками договоров, оказывать гражданам проживающим в домах с центральным отоплением, банковские услуги, необходимые для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Сбербанк России», УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит», ОАО АБ «Народный банк» части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в части заключения Договоров, которые привели к ограничению конкуренции на рынке услуг по приему платежей от физических лиц за коммунальные услуги в пользу организаций ЖКХ г. Кызыла Республики Тыва.

При этом в рамках рассмотрения дела Комиссией был изучен вопрос относительно возможной допустимости Договоров в соответствии со статьей 12 или частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Так согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательство того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, могут быть признаны допустимыми, в том числе в соответствии со статьей 12 и частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

По результатам анализа материалов дела Комиссия пришла к выводу о том, что основания для признания Договоров допустимыми по статье 12 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Доказательств того, что Договоры допустимы в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, ответчиками по делу не представлено.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/21-11-11 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Сбербанк России», УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит», ОАО АБ «Народный банк» нарушившими части 2 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашений, которые привели к ограничению конкуренции.

2. Выдать ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Сбербанк России», УФПС Республики Тыва – филиал ФГУП «Почта России», ОАО «Банк Тувакредит», ОАО АБ «Народный банк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 04-06-08/21-11-11 уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                    _________                      Ф.А. Хаджиев

 

Члены Комиссии                               

                                                              ___________                    В.А. Сорвачева

                                                              ___________                    А.Т. Хитаришвили

                                                          ___________                Т.В. Монгуш

                                                          ___________                    С.В. Микитюк

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.

Связанные организации

Связанные организации не указаны