Решение б/н решение от 30 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу 017/05/9-8/2020

 

30 июля 2020 года                                                                                    г. Кызыл

 

      Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 июля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела № 017/05/9-8/2020 по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

"..." – заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

"..." – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

"..." – специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;

в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Индивидуального предпринимателя М"..." (почтовые уведомления с идентификаторами 80080850765522, 80080850765515),

в присутствии представителя ООО «Р» Т"..."(далее – представитель ООО «Р»), действующего на основании доверенности от "..." года,

рассмотрев дело № 017/05/9-8/2020, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Р» (далее – ООО «Р») (ИНН "...", ОГРН "...", юридический адрес: "..."), Индивидуального предпринимателя М"..." (ИНН "...", ОГРНИП "...", адрес: 6"...", адрес осуществления предпринимательской деятельности: "...") по признакам нарушения требований пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведенного мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории г. Кызыла, на предмет соответствия требованиям Закона о рекламе, Тывинским УФАС России выявлено распространение рекламы, размещенной на рекламных конструкциях, установленных по адресным ориентирам улица Калинина (возле пешеходного перехода около торгового дома «Пять звезд») и пересечение улиц Титова, Кочетова (возле национального музея) следующего содержания:

«Компания Муравейник стройматериалы; главный приз 50 000 р; акция на мечту! Акция «на мечту» проходит с 1.05.2020 по 29.08.2020; подробности на сайте muraveynik-24.ru; ИП М. ИНН "...", ОГРНИП "..."», с использованием изображением пяти тысячных купюр.

По результатам мониторинга Тывинским УФАС России составлен акт от 25.05.2020 года.

Согласно информации ООО «Р» от 08.06.2020 года (вх. № 3200) макет рассматриваемой рекламы предоставлен ИП М., который арендовал рекламную конструкцию, что подтверждается договором аренды № "..." от 01.05.2020 года (далее - договор аренды).

Согласно договору аренды ИП М. арендовал поверхности рекламных конструкций ООО «Р», расположенных по следующим адресам: г. Кызыл, ул. Кочетова (ориентир напротив Дома правительства), ул. Титова-Кочетова (ориентир Национальный музей), трасса М-54 (ориентир перед Девяткой), ул. Калинина (ориентир ТЦ 5 звезд) на срок с 01.05.2020 года по 31.12.2020 года.

По данному факту определением Тывинского УФАС России от 29.06.2020 года возбуждено дело № 017/05/9-8/2020 в отношении ООО «Р» и ИП М. по признакам нарушения пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе.

Согласно информации ИП М. от 18.06.2020 года (вх. № 3462) следует, что макет и содержание текста рекламы разработан им лично. Также предпринимателем представлены правила проведения акции «На мечту!», в которых кроме всего прочего указано следующее:

- организатор Акции – ИП М.;

- Акция проходит в два этапа. Первый этап: выдача купонов для участия в Акции в период с 01.05.2020 по 28.08.2020. Второй этап: распределение подарков среди участников 29.08.2020 с 9:00 по 13:00;

- для участия в Акции необходимо совершить в период с 1 мая 2020 года по 28 августа 2020 года покупку от 5000 рублей в магазине «Муравейник» по адресу: г. Кызыл, ул. "...", обменять чеки на купон акции;

- определение обладателей промежуточных подарков Акции проводится 29.08.2020 года с 11:00 по 13:00;

- главный подарок – сертификат на 50000 руб., перечень подарков, которые будут распределены между участниками акции содержатся в приложении №1 правил;

- каждый участник Акции, пришедший на мероприятие, получает подарок при регистрации купона. Получатели следующих подарков: казан-мангал, водонагреватель, шуруповерт и сертификата на 50 000 рублей определяется посредством лототрона. Мероприятие проводится среди всех купонов, которые были брошены в ящик для сбора купонов (лототрон) с 9:00 по 11:00 29.08.2020 года дня проведения мероприятия;

- для участия в мероприятии по распределению подарков 29.08.2020 года необходимо личное присутствие лица, заполнившего купон;

- для участия в завершающем мероприятии акции «На мечту!» 29.08.2020 необходимо иметь при себе купон Акции, чек, подтверждающий покупку, а также паспорт гражданина РФ.

В пояснениях от 21.07.2020 года (вх. № 3968) ИП М. сообщил, что за распространение рассматриваемой рекламы с признаками нарушения требований Закона о рекламе ответственность полностью несет он, поскольку 20.04.2020 года ООО «Р» уведомляло его о несоответствии рекламного макета требованиям статьи 9 Закона о рекламе, а также в связи с тем, что рекламные конструкции были предоставлены Обществом только в аренду. В настоящее время, по утверждению предпринимателя, им приняты меры по включению всей необходимой информации на сайте muraveynik-24.ru и меры по снятию рекламы с рекламных конструкций.

К пояснениям от 21.07.2020 года (вх. № 3968) ИП М. приложил копии следующих документов: письмо ООО «Р» от 20.04.2020 года, акты о приеме выполненных работ от 31.04.2020, 31.05.2020, 30.06.2020, макет рекламы, ИНН, ОГРН.

Согласно информации ООО «Р» от 13.07.2020 года (вх. № 3851) ИП М. был уведомлен о том, что содержание рекламы содержит признаки нарушения Закона о рекламе, однако, предпринимателем баннеры уже были распечатаны и направлены, в связи с чем, менеджер Общества дала указание на монтаж рекламно-информационного материала, посчитав, что в словосочетание «подробности на сайте muraveynik-24.ru» входят все требования пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе, что пройдя по этой ссылке можно ознакомиться всеми подробностями. После получения уведомления от Тывинского УФАС России баннеры клиента сняты.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Р» поддержал ранее представленные доводы и пояснил, что у Общества баннер с рекламой был изготовлен рекламодателем.

Комиссия Тывинского УФАС России, исследовав материалы дела № 017/05/9-8/2020, изучив представленные документы и пояснения лица, участвующего в рассмотрении настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В статье 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).

Вышеназванная информация содержит все признаки рекламы:

- распространена с помощью рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- объектом рекламирования является розыгрыш главного приза – 50 000 рублей компанией «Муравейник».

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Статьей 9 Закона о рекламе установлено, что в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В пункте 27 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что нормы статьи 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Рекламируемая акция «На мечту» является стимулирующим мероприятием, так как предполагает розыгрыш призов при условии приобретения товаров в определенный период в магазине «Муравейник».

 В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Пленум), в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

В рекламе акции «На мечту!», распространяемой на рекламных конструкциях указаны сроки проведения розыгрыша с 01.05.2020 по 29.08.2020 года, что является надлежащим соблюдением пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе.

Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.

Исходя из диспозиции статьи 9 Закона о рекламе, реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником.

Реклама акции «На мечту!» на рекламных конструкциях, установленных по адресным ориентирам улица Калинина (возле пешеходного перехода около торгового дома «Пять звезд») и пересечение улиц Титова, Кочетова (возле национального музея), не содержит указания на то, какие именно сведения можно получить при обращении к соответствующему информационному источнику.

В этой связи, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, в рекламе отсутствует указание на источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. Формулировка «Подробности на сайте muraveynik-24.ru» такую информацию до потребителя рекламы не доводит.

Тывинским УФАС России проведен мониторинг данного сайта.

Согласно информации, размещенной на сайте muraveynik-24.ru акция «На мечту!» проводится в городе Кызыле на следующих условиях:

- сроки: с 01.05.2020 по 29.08.2020;

- участники: покупатели магазина «Муравейник» в г. Кызыле;

- совершить покупку на сумму свыше 5000 рублей (1 купон на участие в розыгрыше равен 5000 р. в чеке/чеках);

- призовой фонд акции формируется из личных средств организатора ИП М., главный приз – 50 000 руб.;

- розыгрыш призов пройдет 29.08.2020 года в г. Кызыл.

В этой связи Тывинским УФАС России установлено, что информация, размещенная на сайте muraveynik-24.ru об акции «На мечту!» не сообщает информацию о количестве подарков, которые будут распределены между участниками акции, а также порядок их получения обязательную в силу пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе.

Таким образом, информация обязательная для раскрытия, установленная пунктом 2 статьи 9 Закона о рекламе доведена до потребителей не в полном объеме.

Согласно статьи 38 Закона о рекламе за нарушение статьи 9 Закона о рекламе ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Из материалов дела № 017/05/9-8/2020 усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП М., а рекламораспространителем – ООО «Р».

ИП М. и ООО «Р» в пояснениях указывают, что предприниматель был уведомлен Обществом о несоответствии рекламных макетов законодательству о рекламе. В связи с тем, что баннеры были уже распечатаны осуществлен монтаж их на рекламные конструкции.

Согласно подпункту 2.1.1 Договора Общество осуществляет монтаж только согласованных макетов РИМ клиентов на поверхностях рекламных конструкций в полном соответствии с условиями настоящего Договора и с требованиями законодательства Российской Федерации к размещению наружной рекламы, требованиями государственных и/или муниципальных органов и организаций в процессе размещения РИМ, на поверхностях рекламных конструкций которых, осуществляется размещение баннерных плакатов в соответствии с настоящим Договором, в том числе требования по размещению социальной рекламы.

Согласно подпункту 2.2.2 Договора, ИП М. обязался предварительно согласовать с ООО «Р» макет РИМ на соответствие его законодательству РФ.

В случаях, когда ИП М. изготавливает оригинал-макет самостоятельно или у третьих лиц – обеспечить ООО «Р» оригинал-макетами плакатов для изготовления баннерных плакатов не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты начала аренды поверхности. Оригинал-макеты предоставляются ООО «Р» по средствам электронной почты или при очном обращении ИП М. или уполномоченного лица в офис ООО «Р» по следующим адресам: г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, офис 1; radugatuva@yandex.ru. За несоответствия макета законодательству РФ ответственность несет сам ИП М. (подпункт 2.2.3 Договора).

В случае, если ООО «Р» отказывается утвердить макет РИМ из-за его несоответствия законодательству РФ, ИП М. обязан предоставить ему другой макет или заключение уполномоченного органа о возможности размещения на средствах наружной рекламы плакатов с информацией, содержащейся в спорном макете (пункт 2.2.8 Договора).

Самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии третьих лиц, связанные с недостоверностью РИМ или ее несоответствием действующему законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления о рекламе, а также с несанкционированным использованием в РИМ товарных знаков, фирменных наименований и других средств индивидуализации. Если рекламируемая продукция или товар подлежит обязательной сертификации или лицензированию, ИП М. обязан указать эту информацию на РИМ согласно Федеральному закону от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (подпункт 2.2.9 Договора).

Таким образом, положениями указанного выше Договора определен порядок согласования сторонами макета рекламы до начала монтажа на рекламную конструкцию, при этом, направление письма ИП М. не является доказательством надлежащего исполнения договора в части согласования макета рекламы лицами, участвующими в рассмотрении настоящего дела. Иных документов в материалы настоящего дела не предоставлено.

Кроме того, в соответствии со статьей 13 Закона о рекламе рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Согласно пункта 13 Постановление Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Пленумом ВАС РФ), при определении лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за распространение недобросовестной и (или) недостоверной рекламы, судам необходимо также принимать во внимание, что согласно статье 13 Закона о рекламе обязанность предоставить рекламораспространителю сведения о соответствии рекламы требованиям Закона о рекламе возникает у рекламодателя в случае предъявления такого требования рекламораспространителем, который должен предпринимать разумные меры по недопущению распространения недобросовестной и (или) недостоверной рекламы.

Доказательства, свидетельствующие о принятии ООО «Р» всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства о рекламе, в материалах дела № 017/05/9-8/2020 отсутствуют.

Учитывая тот факт, что ООО «Р» является профессионалом на рынке рекламных услуг, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу об отсутствии должного контроля со стороны рекламораспространителя за соответствием размещаемых реклам требованиям законодательства.

Кроме того, рекламодателем услуги ООО «Р» по размещению рассматриваемых рекламных баннеров оплачены, акты оказанных услуг подписаны сторонами без предъявления претензий.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что ООО «Р» согласилось, в том числе с содержанием рассматриваемой рекламы.

Учитывая вышеизложенное, довод ООО «Р» об отсутствии вины в нарушении Закона о рекламе в связи с распространением рассматриваемой рекламы, Комиссией Тывинского УФАС России признан безосновательным.

В этой связи, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 017/05/9-8/2020 приходит к выводу, что ООО «Р» выступая в качестве рекламораспространителя и принимая заказ от ИП М. на размещение рассматриваемой рекламы могло действовать по правилам статьи 13 Закона о рекламе и имело реальную возможность требовать от рекламодателя сведения, указанные в статье 9 Закона о рекламе, чтобы выполнить обязанность по соблюдению требований законодательства о рекламе, однако не проявило разумной заботливости и осмотрительности по соблюдению установленных требований, и тем самым не отказалось от распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы, нарушающей требования пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе.

Таким образом, действия рекламораспространителя – ООО «Р» наравне с действиями рекламодателя – ИП М. привели к нарушениям требований пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе.

В материалах дела № 017/05/9-8/2020 отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе, в связи с чем Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Р», ИП М. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508, Комиссия Тывинского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу стимулирующего мероприятия магазина «Муравейник» следующего содержания: «Компания Муравейник стройматериалы; главный приз 50 000 р; акция на мечту! Акция «на мечту» проходит с 1.05.2020 по 29.08.2020; подробности на сайте muraveynik-24.ru; ИП М. ИНН "...", ОГРНИП "..."», распространявшуюся на рекламных конструкциях, установленных по адресным ориентирам: улица Калинина (возле пешеходного перехода около торгового дома «Пять звезд») и пересечение улиц Титова, Кочетова (возле Национального музея), ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2 Выдать индивидуальному предпринимателю М., Обществу с ограниченной ответственностью «Р» предписание о прекращении нарушения пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

                

 Председатель Комиссии                                                                                     "..."

 

Члены Комиссии                                                                                                    "..."

 

"..."

 

 

Согласно статьи 37 Закона о рекламе решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны