Решение №4-1920 Решение по делу от 7 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-06-08/07-10-18

 

07 мая 2019 года                                                                             г. Кызыл

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года

В полном объёме решение изготовлено 07 мая 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

... - руководитель Тывинского УФАС России,

Члены Комиссии:

... - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

... – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,

при участии в рассмотрении дела:

от Акционерного общества «Тываэнерго» (далее – АО «Тываэнерго»):

- ..., действующий на основании доверенности от 23.08.2018 года № 00/143/12;

от Акционерного общества «Тываэнергосбыт» (далее – АО «Тываэнергосбыт»):

- ..., действующий на основании доверенности от 19.11.2018 г. № 2;

от филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Тыва» Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее - филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва»):

- ..., действующий на основании доверенности от 21.01.2019 года № ДТ-02-19,

рассмотрев дело № 04-06-08/07-10-18, возбужденное в отношении АО «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 10217005009566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения и сроков восстановления электроснабжения, а также в непринятии мер для обеспечения надежного снабжения электрической энергией в отношении объектов филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва»,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Тывинского УФАС России поступило заявление филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» (вх. № 3911 от 09.10.2018 года) на действия АО «Тываэнергосбыт» по факту ненадлежащего качества поставляемой электрической энергии, а именно о неправомерных аварийных отключениях электрической энергии на объектах филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» продолжительностью более 24 часов.

По результатам рассмотрения заявления филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» приказом Тывинского УФАС России от 10.12.2018 г. № 369 возбуждено дело № 04-06-08/07-10-18 в отношении АО «Тываэнерго».

Определением от 10.12.2018 года рассмотрение дела в отношении АО «Тываэнерго» было назначено на 22 января 2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Кызыл, ул. Комсомольская, д. 122 «а», каб. 9, 2 этаж.

До рассмотрения дела от АО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России поступили копии документов (вх. № 5441 от 28.12.2018 г.), истребованные определением от 10.12.2018 г.:  устав, свидетельство ОГРН, ИНН, выписки из оперативного журнала.

22.01.2019 года в ходе рассмотрения дела от представителя АО «Тываэнерго» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 04-06-08/07-10-18 на более поздний срок, в связи с представлением дополнительных документов и более развернутых пояснений по делу.

В связи с указанным обстоятельством определением от 22.01.2019 года Комиссией Тывинского УФАС России рассмотрение дела было отложено на 14.02.2019 года в 15 часов 00 минут.

До рассмотрения дела от филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» поступили копии документов (вх. № 384 от 01.02.2019 г.), истребованные определением от 22.01.2019 года: выкопировка с описания оборудования «Блок системы дистанционного контроля «СДК-5v3», паспорт счетчиков электрической энергии; акты приемки средств расчетного учета; акты приема-передачи оборудования; товарные накладные.

От АО «Тываэнерго» в адрес Тывинского УФАС России поступило ходатайство о переносе срока рассмотрения дела, в связи со сжатыми сроками предоставления документов, запрашиваемых определением от 22.01.2019 года (вх. № 471 от 07.02.2019 года).

В связи с чем, 14.02.2019 г. в ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 21.02.2019 г.

15.02.2019 г. до рассмотрения дела от АО «Тываэнерго» поступили копии диспетчерского журнала и письменные пояснения (вх. № 611 от 15.02.2019 г.), истребованные определением от 22.01.2019 года.

21.02.2019 г. представитель АО «Тываэнерго» в ходе рассмотрения дела представил информацию, полученную от Агентства ГО И ЧС в рамках информационного взаимодействия о чрезвычайных ситуациях, которые происходили в период вменяемого нарушения. Представитель АО «Тываэнерго» пояснил, что представленная информация носит муниципальный характер, содержит реквизиты постановлений муниципальных образований, данные постановления находятся в районных администрациях и полномочий их запрашивать у сетевой организации нет.

В связи с представленной от АО «Тываэнерго» информацией у Комиссии Тывинского УФАС России возникла необходимость в получении подтверждающих документов от районных администраций республики.

Определением от 21.02.2019 г. рассмотрение дела № 04-06-08/07-10-18 отложено и назначено на 18.04.2019 г. в 15 часов 00 минут.

До рассмотрения дела в адрес Тывинского УФАС России от Администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва и от Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва поступили документы (вх. № 1074 от 21.03.2019 г., № 1487 от 16.04.2019 г.).

   18.04.2019 г. в 15 часов 00 минут в ходе рассмотрения дела представитель филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» поддержал ранее поданное заявление в полном объеме.

Представитель АО «Тываэнерго» не согласился с вменяемым правонарушением, поддержал ранее представленные устные и письменные доводы и пояснил, что сетевая организация не бездействовала и предпринимала меры по возобновлению электрической энергии, однако ввиду объективных причин, связанных с чрезвычайной ситуацией (неблагоприятные погодные условия, отсутствие дорог и подъездов к мостам) не имело возможности восстановить электрическую энергию на объектах Филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» в пределах допустимого числа часов ограничения электрической энергии.  

Представитель АО «Тываэнергосбыт» поддержал доводы представителя АО «Тываэнерго».

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 04-06-08/07-10-18, выслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующим выводам:

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

-действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

-специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

Кроме того, Тывинским УФАС России проведен анализ (обзор) состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва за 2017 год, за период с 01.01.2018 г. по 01.07.2018 год по результатам которого установлено, что АО «Тываэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим на исследуемом рынке в пределах территории  Республики Тыва в рамках присоединенной сети, долю в размере 100%, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции является доминирующим положением - положением хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

Следовательно, в силу своего доминирующего положения АО «Тываэнерго» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства, достаточно наличие или угрозы наступления любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Аналогичные выводы изложены и в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с частью 2 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, можно сделать следующий вывод:  унитарные предприятия  – это коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, т.е. организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность - самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу названной нормы Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»  является коммерческой организацией, одной из целей деятельности которой является получение прибыли.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Согласно пункту 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 2 статьи 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

При этом согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В пункте 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике определено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В пункте 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:

а) обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

б) осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

в) определение в порядке, установленном Министерством энергетики Российской Федерации, значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств (групп энергопринимающих устройств), в отношении которых заключен договор, если документами о технологическом присоединении таких устройств предусмотрены требования к регулированию реактивной мощности, самостоятельно, если такие энергопринимающие устройства присоединены к объектам электросетевого хозяйства напряжением 35 кВ и ниже, а в случае если энергопринимающие устройства присоединены к объектам электросетевого хозяйства напряжением выше 35 кВ - с учетом заданных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике значений соотношения потребления активной и реактивной мощности на шинах напряжением 110 кВ и выше объектов электросетевого хозяйства данной сетевой организации;

г) в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

д) осуществление беспрепятственного допуска уполномоченных представителей потребителей услуг в пункты контроля и учета количества и качества электрической энергии, переданной данному потребителю, в порядке и случаях, установленных договором.

Таким образом, нормативными актами на сетевую организацию возложена обязанность передавать электроэнергию потребителям надлежащего качества, в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг.

В соответствии с пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

18.01.2013 г. между АО «Тываэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 1009 (далее - договор энергоснабжения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 договора энергоснабжения точки поставки определены в приложении № 4 к настоящему договору.

Так, согласно приложению № 4 к договору энергоснабжения точками поставки, в том числе являются следующие объекты:

 

№п/п

Питающий центр

присоединение

Наименование отходящей линии

Точка поставки

Адрес точки поставки

1

ПС220/110/10 № 4 «Чадан»

ВЛ-10 фидер 4-01

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668114, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, с. Бажын-Алаак

2

П/ст 110/10 № 28 «Хандагайты»

ВЛ-10 фидер 28-05

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668132, Республика Тыва, Овюрский р-н, с. Дус-Даг

3

П/ст 110/10 № 28 «Хандагайты»

ВЛ-10 фидер 28-05

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668134, Республика Тыва, Овюрский р-н, с. Чаа-Суур

4

ПС220/110/10 № 4 «Чадан»

ВЛ-10 фидер 4-05

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668114, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, с. Хондергей

5

ПС220/110/10 № 4 «Чадан»

ВЛ-10 фидер 4-02

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668110, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, г. Чадан

6

ПС110/10 № 17 «Сут-Холь»

ВЛ-10 фидер 17-01

ВЛ-0,4кВ

СНЦТ

668115, Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, с. Ийме

 

В соответствии с Актами разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющимися приложениями к договору энергоснабжения от 18.01.2013 г. электроснабжение вышеуказанных объектов филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» осуществляется по третьей категории надежности.

Согласно заявлению филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» в период с июля по август произошли отключения электрической энергии продолжительностью более 24 часов в следующих населенных пунктах:

 

1

Населенный пункт

Отключение

энергоснабжения

Продолжительность

Возобновление

энергоснабжения

дата

время

дата

время

Республика Тыва, Дзун-Хемчихский р-н, с. Бажын-Алаак (центр питания ВЛ10 фидер 4-01)

20.07.2018

9:18:00

100:50:00

24.07.2018

14:08:00

Республика Тыва, Овюрский р-н, с.Дус-Даг (центр питания BJI-10 кВ фидер 28-05)

19.07.2018

13:00:00

95:46:00

23,07.2018

12:46:00

Республика Тыва, Овюрский р-н, с.Чаа-Суур (центр питания BJI-10 кВ фидер 28-05)

19.07.2018

13:00:00

95:46:00

23.07.2018

12:46:00

Республика Тыва, Дзун- Хемчикский р-н, с. Хондергей (центр питания ВЛ-10 кВ фидер 4- 05)

24.07.2018

13:10:00

28:23:00

25.07.2018

17:33:00

Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, с. Ийме (центр питания ВЛ-10 кВ фидер 17-01)

13.08.2018

14:19:00

24:26:00

14.08.2018

14:45:00

Республика Тыва, Дзун-Хемчикский р-н, г. Чадан (центр питания ВЛ-10 кВ фидер 4-02)

13.08.2018

13:11:00

24:23:00

14.08.2018

13:34:00

 

На основании вышеизложенного следует, что длительность отключения электрической энергии в связи с произошедшими авариями превысила допустимое значение для потребителей третьей категории надежности, что не соответствует требованиям пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа.

В соответствии с представленной АО «Тываэнерго» копией диспетчерского журнала отключения электрической энергии на объектах филиала РТРС «РТПЦ Республики Тыва» произошло по следующим фидерам: 28-08 (точка поставки в с. Дус-Даг, с. Чаа-Суур Овюрского района) из-за смыва опоры 969 и 2 мостов полностью, отсутствия дороги, проводились работы по расчищению дороги, а также аварийно-восстановительные работы, 17-01 (точка поставки в с. Ийме Дзун-Хемчикского района) из-за прохождения антициклона, ветра более 25 м/с, проведены аварийно-восстановительные работы, 4-05 (точка поставки в с. Хондергей Дзун-Хемчикского района) из-за гроз, дождей произошли обрывы проводов в пролетах опор 85-86, 97-98, 120-121, 4-02 (точка поставки в г. Чадан Дзун-Хемчикского района) для устранения различных повреждений, 4-01 (точка поставки в с. Бажын-Алаак Дзун-Хемчикского района) произошло из-за подмыва опоры 203, проводились аварийно-восстановительные работы.

Администрацией муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва представлены копия Постановления от 20.07.2018 г. № 642 «Об объявлении режима чрезвычайной ситуации муниципального характера в связи с размывом подъездов с обеих сторон к мостам через реки Чоза и Торгалыг Дус-Дагского сумона на автомобильной дороге Хандагайты - Ак-Чыраа на территории муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва» (далее - Постановление от 20.07.2018 г. № 642) и письменные пояснения (вх. № 1074 от 21.03.2019 г.).

Постановлением от 20.07.2018 г. № 642 на территории муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва с 20 июля 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера для органов управления и сил кожуунного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в связи с тем, что в результате внезапного повышения уровня воды после проливных дождей были размыты подъезды с обеих сторон к мостам через реку Чоза Дус-Дагского сумона, находящейся на 77 км., через реку Торгалыг Дус-Дагского сумона, находящейся на 88 км., через реку Торгалыг, находящейся на 89,5 км. автомобильной  дороги Хандагайты-Ак-Чыраа муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва. Зонами чрезвычайной ситуации определены 77, 88 и 89,5 километры автомобильной дороги Хандагайты-Ак-Чыраа муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва.

Согласно письменным пояснениям Администрации муниципального района «Овюрский кожуун» Республики Тыва поводом объявления чрезвычайной ситуации были смыв подъездных путей к мостам через реку Чоза 88 и 89, 5 км автомобильной дороги Хандагайты-Ак-Чыраа, смыв 2-х электрических опор через реку высоковольтной линии 10 фидер 28-05. В результате произошло отключение электрической энергии в населенных пунктах Дус-Даг, Чаа-Суур. В силу сложившейся обстановки руководством АО «Тываэнерго» были направлены работники Южных электрических сетей для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Работниками Южных электрических сетей был проведен большой объем работ при условии чрезвычайной ситуации установлены две опоры: 1 – одностоечная, 1 – анкерная столба и возобновлена подача электрической энергии с 25.07.2018 г.

Администрацией муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва представлены копия Постановления от 19.07.2018 г. № 207-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» (далее - Постановление от 19.07.2018 г. № 207-р), копия журнала единой дежурно-диспетчерской службы Дзун-Хемчикского кожууна и письменные пояснения (вх. № 1074 от 21.03.2019 г.).

Согласно Постановлению от 19.07.2018 г. № 207-р на территории муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва с 20 июля 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации особого распоряжения в связи с неблагоприятными гидрологическими явлениями и подъемом уровня воды на реках Дзун-Хемчикского района. Зоной чрезвычайной ситуации определена вся территория муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва.

Согласно письменным пояснениям Администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва с 19.07.2018 г. по 15.08.2018 г. произошло отключение электрической энергии по причине неблагоприятных погодных условий.

Из содержания записей журнала единой дежурно-диспетчерской службы Дзун-Хемчикского кожууна следует, что телефонные звонки от граждан по поводу отключения электрической энергии поступали 21.07.2018 г. в с. Бажын-Алаак (частичное разрушение дамбы, размыта дорога, упали 4 опоры электрической сети), 21.07.2018 г., 09.08.2018 г. в г. Чадан, 25.07.2018 г., 01.08.2018 г., 06.08.2018 г. в с. Хондергей, 02.08.2018 г., 10.08.2018 г. в с. Ийме.

 

 

Исходя из положений Закона о защите конкуренции, для квалификации действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в качестве злоупотребления доминирующим положением, необходимо совершение данным субъектом умышленных действий антиконкурентной направленности именно на рынке доминирования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, применительно к правоотношениям, возникающим в результате неправомерных действий лиц, занимающих доминирующее положение, следует, что сам по себе факт ненадлежащего исполнения субъектом естественной монополии договорных обязательств или нарушения им имущественных прав контрагента по договору не является достаточным основанием для квалификации данных действий, как действий, влияющих на состояние конкуренции на определенном рынке товаров, без установления государственным органам характера вины данного лица в ограничении конкуренции.

В противном случае субъект естественной монополии был бы поставлен в неравное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, что явилось бы нарушением принципа справедливости, проявляющегося в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия.

Установление объективно существующих признаков ограничения конкуренции или определение степени вероятности ограничения конкуренции является обязательным элементом доказывания при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку определяет объективную сторону правонарушения. Само по себе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на определенном рынке еще не является следствием нарушения Закона о защите конкуренции.

Как указывалось выше, основными причинами массовых отключений электроэнергии на объектах заявителя в электрических сетях АО «Тываэнерго» свыше 24 часов послужили разрушение дорог, дамб и мостов вследствие неблагоприятных погодных условий (дожди, шквалистый ветер, гидрологические явления, подъем уровня воды на реках Дзун-Хемчикского и Овюрского районов Республики Тыва).

Имеющиеся в материалах дела № 04-06-08/07-10-18 документы свидетельствуют о том, что АО «Тываэнерго» в силу объективных причин в течение продолжительного времени не имело возможности провести все необходимые аварийно-восстановительные работы по возобновлению электрической энергии в силу масштабности стихийного бедствия и произошедших повреждений линий электропередач.

Комиссия Тывинского УФАС России считает, что вышеуказанные обстоятельства подтверждают отсутствие признаков злоупотребления правом, само по себе нарушение АО «Тываэнерго» срока допустимого значения для потребителей третьей категории надежности предусмотренного пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа при наличии объективных причин такого нарушения, не является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного следует, что в действиях АО «Тываэнерго» состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции» отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/07-10-18 о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

Дело 04-06-08/07-10-18 возбужденное в отношении Акционерного общества «Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, юридический адрес: 667001, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией Тывинского УФАС действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    ...

 

Члены Комиссии                                                                                    ...

                                                                                                   

                                                                                                ...

 

 В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны