Решение б/н решение от 1 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

   по делу  № 05-13-01/15-16-14

 

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01.10.2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела № 05-13-01/15-16-14 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии: Долгих О.М. – руководитель Тывинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Саин А.В. -  специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Дамба-Хуурак Ч.О. – специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

при участии в рассмотрении дела:

- представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва - "....", действующая на основании доверенности от 23.01.2014 г. № 4;

- представителя Общества с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» (далее – ООО «Дорстройпроект») – "....", действующая на основании доверенности от 15.01.2014г.,

рассмотрев материалы дела № 05-13-01/15-16-14, возбужденного на основании  приказа от «04» августа 2014 г. № 271 о возбуждении дела № 05-13-01/15-16-14 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва (далее – Минприроды РТ)  (667011, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 1 «б», ИНН 1701041751, ОГРН 1071701000876) и ООО «Дорстройпроект» (667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Интернациональная, 62, ИНН 1701044738, ОГРН 1081719000890) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части  заключения соглашений на выполнение работ по разработке проектной документации на общую сумму 3 695 807, 97 рублей без проведения торгов с ООО «Дорстройпроект», ограничивающих доступ на рынок работ по разработке проектной документации, в отношении Минприроды РТ по признакам нарушения  пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части представления государственной преференции ООО «Дорстройпроект» в виде заключения соглашений без проведения торгов и в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Определением от 04.08.2014 года рассмотрение дела было назначено на 26.08.2014 года в 15 часов 30 минут.

До рассмотрения дела от представителя ООО «Дорстройпроект» поступило ходатайство (вх. № 4595 от 20.08.2014 г.) о рассмотрении дела без участия представителя ООО «Дорстройпроект».

Надлежащим образом уведомленный представитель Минприроды РТ (уведомление ФГУП «Почта России» от 14.08.2014г.) в назначенное определением от 04.08.2014 года время не явился, ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителя Минприроды РТ не направил.  Запрашиваемые определением от 04.08.2014 г. надлежащим образом заверенные копии документов необходимые для рассмотрения дела Минприроды РТ представлены не были.

Кроме того, в связи с участием председателя Комиссии Хаджиева Ф.А. – заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России в судебном заседании в Арбитражном суде Республики Тыва, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствовал кворум для рассмотрения дела  № 05-13-01/15-16-14 по существу.

На основании изложенного рассмотрение дела № 05-13-01/15-16-14 было отложено на 17.09.2014 г. 12 ч. 00 мин.

В ходе рассмотрения дела представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва Ховалыг А.С. пояснила, что для полного освоения выделенного Республике Тыва объема финансирования, а также с катастрофической нехваткой времени, руководством Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» были заключены государственные контракты с ООО «Дорстройпроект». ООО «Дорстройпроект» выполнил весь объем работы в установленные сроки.

Согласно пояснениям представителя ООО «Дорстройпроект» в адрес организации поступило письмо от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва с просьбой заключить государственные контракты, в связи с чем принято было решение о заключении вышеуказанных контрактов.

Комиссия Тывинского УФАС России, изучив материалы дела № 05-13-01/15-16-14, выслушав устные пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, приходит к следующему:

      В адрес Тывинского УФАС России от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва поступила информация о результатах проведенной проверки в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва за 2013 г. на предмет соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) (вх. № 30.92 от 23.06.2014 г.).

В результате проведенной проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва  выявлены нарушения статьи 41.1 Закона о размещении заказов, выразившиеся в заключении государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации без проведения торгов.

В ходе изучения представленных материалов проверки, в том числе договоров Тывинским УФАС России выявлены признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании Министерством природных ресурсов  и экологии Республики Тыва преимущественных условий отдельному хозяйствующему субъекту при предоставлении права на заключение государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации на общую сумму 3 695 807, 97 рублей без проведения торгов, в частности, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва в лице и.о. министра Бараан А.Т., во втором квартале 2013 г. заключены 2 государственных контракта  на общую сумму 3 695 807, 97 рублей на выполнение работ по разработке проектной документации с единственным исполнителем – Обществом с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» (государственный контракт на разработку проектной документации № 4 от 18.06.2013 г., государственный контракт на разработку проектной документации, № 5 от 18.06.2013 г.).

В силу части 1, 2 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

      В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от 12.02.2013 N 95 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, обеспечивающим реализацию государственной политики и правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы объектов регионального уровня, особо охраняемых природных территорий регионального значения, обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляющим региональный государственный экологический надзор и контроль в сфере охраны окружающей среды на территории Республики Тыва.

Согласно пункту 3 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением государственного герба Республики Тыва и своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва является государственным заказчиком в понятии определенном частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, на которое распространяются требования Закона о размещении заказов (на период действия требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» до 01.01.2014г.).

 Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу части 1 стати 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

 Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов).

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов - размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Указаниями Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 г. № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами с 22.07.2007 г. составляет 100 000 рублей.

В силу части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов  под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 г. № 273 утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, согласно которой  услуги по разработке проектной документации отнесены к коду ОКДП 4560000 «услуги по разработке проектной документации» пункт 174 Номенклатуры.

На основании изложенного предметом государственных контрактов от 18.06.2013 г. № 4, от 18.06.2013 г. № 5 являются одноименные услуги, заключение которых должно было быть осуществлено путем проведения конкурентных процедур, а именно путем проведения торгов в порядке определенном главами 2 и 3.1 Закона о размещении заказов.

Заключение указанных государственных контрактов без проведения конкурентных процедур является нарушением требований части 1 статьи 10, пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и ведет к ограничению возможности для участия физических и юридических лиц в размещении указанных заказов, что в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к  ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается  договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов - под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации - договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, государственные контракты на выполнение работ по разработке проектной документации заключенные между Министерством природных ресурсов и экологии Республики с Обществом ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» № 4,5 от 18.06.2014 г., являются соглашением в понятии, определенном пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рассматриваемом случае, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и ООО «Дорстройпроект» заключив государственные контракты на выполнение работ по разработке проектной документации на общую сумму, превышающую предельный размер расчета наличными денежными средствами по одной сделке между юридическими лицами, т.е. 100 000 рублей,  создали ситуацию при который иные лица имеющие возможность оказать аналогичные услуги лишены были права конкурировать между собой за возможность заключения государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации на равных условиях, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции – государственные или муниципальные преференции - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции.

В силу части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, заключение Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва с ООО «Дорстройпроект» государственных контрактов на оказание одноименных услуг без проведения конкурентных процедур так же является государственной преференцией требующей предварительного согласования с антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции - федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, заключение Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва  с ООО «Дорстройпроект» государственных контрактов на оказание одноименных услуг на сумму свыше 100 000 рублей без проведения конкурентных процедур и без предварительного согласования с антимонопольным органом, так же является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее  состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В этой связи, учитывая наличие у государственного органа установленной законом обязанности заключения государственных контрактов по результатам проведения торгов, доводы представителей Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва и ООО «Дорстройпроект» о наличии объективных причин заключения государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации с нарушением порядка размещения заказов, не могут быть приняты Комиссией во внимание.

Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва и ООО «Дорстройпроект» по заключению государственных контрактов на оказание одноименных услуг от 18.06.2013 г. № 5, от 18.06.2013 г. № 4 без проведения конкурентных процедур нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, кроме того действия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва по заключению государственных контрактов на оказание одноименных услуг № 4 и 5 от 18.06.2013 г. без проведения конкурентных процедур или согласования с антимонопольным органом являются так же нарушением пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

       На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 05-13-01/15-16-14,

РЕШИЛА:

 

1.          Признать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Общество с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашений на выполнение работ по разработке проектной документации без проведения конкурентных процедур, ограничивающих доступ на рынок хозяйствующих субъектов по выполнению работ по разработке проектной документации.

2. Признать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления государственной преференции Обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» в виде заключения государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Обществу с ограниченной ответственностью «Дорстройпроект» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с исполнением сторонами обязательств по государственным контрактам.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                     О.М. Долгих

 

Члены Комиссии                                                                                     А.В.Саин

 

                                                                                                   Ч.О. Дамба-Хуурак

                                                           

   В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение  антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны