Определение №4-850 Об отказе в возбуждении дела от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Об отказе в возбуждении дела

ГБУ «Хозяйственное управление по имуществу Министерства культуры Республики Тыва»

 

667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, д. 46

 

 

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) 21.12.2020 года (вх. № 6481) поступило заявление Государственного бюджетного учреждения «Хозяйственное управление по имуществу Министерства культуры Республики Тыва» (далее – ГБУ «ХУПИМК РТ», учреждение), на действия Акционерного общества «Тываэнерго» (далее – АО «Тываэнерго», Общество, сетевая организация), выразившиеся в нарушении порядка составления акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года.

Из содержания заявления следует, что 04.12.2020 года сотрудниками АО «Тываэнерго» в отношении ГБУ «ХУПИМК РТ» был составлен акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1279 на объекте «База отдыха оз. Чагытай», находящегося по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, с. Бай-Хаак. Указанный акт был получен заказным письмом от 14.12.2020 года. При этом, по мнению Заявителя акт составлен с нарушениями требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442, а именно:

  1. Отсутствует уведомление о предстоящей проверке.

В соответствии с заявлением прибор учета находится в огороженной частной территории (не находится в свободном доступе), для проведения проверки прибора учета требуется допуск к энергопринимающих устройствам.

  1. Проверка проведена в отсутствие потребителя.

В период проверки на Базе отдыха никого не было, представители АО «Тываэнерго» проникли в частную огороженную территорию без согласия Потребителя и других лиц, что нарушает закрепленный Конституцией принцип неприкосновенности собственности.

  1. В Акте отсутствуют подписи двух незаинтересованных лиц и надлежащее уведомление потребителя о дате и времени составления акта.

Материалы фотосъемки, видеозаписи не переданы вместе с Актом Потребителю.

Согласно представленной АО «Тываэнерго» (вх. № 172 от 18.01.2021 года, вх. №193 от 19.01.2021 года), АО «Тываэнергосбыт» (вх. № 233 от 20.01.2021 года) и ГБУ «ХУПИМК РТ» (вх. № 81 от 14.01.2021 года) дополнительной информации, установлены следующие обстоятельства:

03.02.2020 года между АО «Тываэнергосбыт» и ГБУ «ХУПИМК РТ» заключен контракт № 1350 в соответствии с которым гарантирующий поставщик (АО «Тываэнергосбыт») обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Заказчику (ГБУ «ХУПИМК РТ»), а Заказчик обязуется оплачивать приобретаемую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 2.3. контракта, Гарантирующий поставщик и Заказчик обязуются руководствоваться настоящим Контрактом, действующим законодательством, решениями уполномоченных органов в области регулирования тарифов, Правилами технической эксплуатации электроустановок Заказчика, Основными положениями, Правилами недискриминационного доступа.

Согласно пункту 2.2 контракта, Точки поставки, максимальная мощность энергопринимающих устройств, ценовая категория для осуществления расчетов за электрическую энергию по настоящему Контракту определены в приложении № 2 к настоящему контракту.

Согласно приложению № 2 к контракту, услуги по электроснабжению оказываются, в том числе по адресу 668310, Республика Тыва, Тандинский район, с. Бай-Хаак, точка поставки: база отдыха оз. Чагытай, где установлен прибор учета электроэнергии «Меркурий 230 АМ-02» № расчетного прибора учета 24431258.

В соответствии с планом-графиком проведения инструментальной проверки приборов учета юридических лиц на декабрь 2020 года, утвержденного заместителем генерального директора по развитию и реализации услуг АО «Тываэнерго» <…>, заместителем генерального директора по развитию и реализации услуг АО «Тываэнергосбыт» <…>, на 04.12.2020 года в том числе назначено проведение проверки прибора учета Заявителя по объекту База отдыха оз. Чагытай ГБУ «Хозяйственное управление по имуществу Министерства культуры Республики Тыва», расположенному по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, с. Бай-Хаак, в ходе которого выявлен факт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии на основании которого составлен Акт проверки расчетных приборов учета электроэнергии № 525 от 04.12.2020 года, Акт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года, фиксация выявленного факта неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии произведена фотосьемкой.

Акт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года с приложением расчета объема безучетного потребления электрической энергии направлен АО «Тываэнерго» в адрес ГБУ «ХУПИМК РТ» письмом АО «Почта России» 08.12.2020 года, получен ГБУ «ХУПИМК РТ» 14.12.2020 года за вх. № 600.

Также, вышеуказанный акт с приложением расчета, фотоматериалы с фиксацией неучтенного (безучтного) потребления электроэнергии направлены АО «Тываэнерго» в адрес АО «Тываэнергосбыт» для расчета суммы неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии и последующего взыскания задолженности с ГБУ «ХУПИМК РТ».

Однако, письмом от 15.12.2020 года № 8547/09, в связи с ненадлежащим образом составленным Актом проверки расчетных приборов учета электроэнергии № 499 от 22.11.2019 года (отсутствие информации о представителе (согласование) потребителя при установлении антимагнитной пломбы) и невозможностью определения в представленных АО «Тываэнерго» фотоматериалах факта воздействия магнитного поля на прибор учета потребителя, АО «Тываэнергосбыт» отказало АО «Тываэнерго» в принятии Акта неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям (вх. № 193 от 19.01.2021 года) АО «Тываэнерго», в связи с отсутствием надлежащим образом оформленного и в установленном порядке составленного акта технической проверки с подписью представителя Заявителя данных о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля, Акт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года к взысканию не подлежит, то есть задолженность по установленному факту нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля ГБУ «ХУПИМК РТ» не предъявлялось.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, изучив доводы заявителя, сообщаю следующее:

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательными элементами состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются:

-действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

-специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности АО «Тываэнерго» относится передача электрической энергии с использованием  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном  напряжения 110 – 0,4кВ, к дополнительной  экономической деятельности относится распределение электрической энергии.

АО «Тываэнерго» в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией

Таким образом, в силу положений статьи 4 Закона о естественных монополиях, статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «Тываэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Тыва.

При этом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия или угрозы наступления любого из следующих последствий:

-недопущения конкуренции,

-ограничения конкуренции,

-устранения конкуренции

-ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. 

Аналогичные выводы указаны и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.08 N 30) где разъяснено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

Из предписаний абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно положению о платных услугах, оказываемых ГБУ «ХУПИМК РТ» согласованною Министром культуры Республики Тыва от 09.09.2018 года и утвержденною начальником ГБУ «ХУПИМК РТ» от 09.09.2018 года, ГБУ «ХУПИМК РТ» с целью реализации права на удовлетворение дополнительных потребностей для организации досуга населения, укрепления материально-технической базы оказывает платные услуги, в том числе за предоставление домиков на базе отдыха «оз. Чагытай».

Следовательно, ГБУ «ХУПИМК РТ» является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Рассматриваемая форма злоупотребления доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:

а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

б) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Следовательно, не всякое нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики признается в качестве нарушения антимонопольного законодательства. Таким образом, для квалификации действий как злоупотребление доминирующим положением необходимо доказать наличие негативных последствий для конкуренции и (или) интересов других лиц (либо существование реальной угрозы наступления таких последствий) и причинно-следственную связь между рассматриваемыми действиями и такими последствиями.

Отношения в сфере энергоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об электроэнергетике, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения № 442 и Правила ограничения № 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 169 Основных положений № 442 сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.

Пункт 2 Основных положений № 442 устанавливает, что "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений № 442 гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

Согласно пункту 169 Основных положений № 422 Сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 170 Основных положений № 442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета проводятся в отношении приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, в том числе соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка проводится не реже одного раза в год и может осуществляться в виде инструментальной проверки.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного и согласованного в соответствии с настоящим документом.

Проверки приборов учета осуществляются с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи и подлежат хранению, а также передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Пунктом 171 Основных положений № 442 предусмотрено, что сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Гарантирующий поставщик уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, сетевую организацию о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок коллективных (общедомовых) расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки многоквартирных домов, которые непосредственно (опосредованно) присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, сетевая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой, энергоснабжающей организации) ответ, содержащий:

согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета либо предложение об изменении состава планируемых к проверке точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;

перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, сетевой организации).

В соответствии с планом-графиком проведения инструментальной проверки приборов учета юридических лиц на декабрь 2020 года утвержденного заместителем генерального директора по развитию и реализации услуг АО «Тываэнерго» Кукариным Ю.А., заместителем генерального директора по развитию и реализации услуг АО «Тываэнергосбыт» Туренко О.В., на 04.12.2020 года в том числе назначено проведение проверки прибора учета Заявителя по объекту База отдыха оз. Чагытай ГБУ «Хозяйственное управление по имуществу Министерства культуры Республики Тыва», расположенному по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, с. Бай-Хаак.

Пунктом 174 Основных положений № 442 предусмотрено, что в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет лицу, проводящему проверку, предложение об иных дате и (или) времени, но не позднее 10 рабочих дней со дня предложенной даты, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

Исходя из вышеуказанных норм следует, что уведомление о проверке прибора учета электроэнергии потребителя требуется в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

В соответствии с пунктом 4.1.8 контракта, заключенного между АО «Тываэнергосбыт» и ГБУ «ХУПИМК РТ» стороны согласовали условия доступа к прибору учета электроэнергии потребителя, в соответствии с которым Заказчик обязуется обеспечить беспрепятственный доступ, в соответствии с режимом работы организации и в сопровождении представителей Заказчика, уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и (или) Сетевой организации, в том числе к приборам учета электроэнергии, установленным в электроустановках Заказчика, в том числе для проведения проверки электроустановок Заказчика на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии.

На основании вышеуказанного Тывинское УФАС России приходит к выводу о том, что беспрепятственный допуск к прибору учета электроэнергии потребителя у АО «Тываэнерго» отсутствовал.

В соответствии с пунктом 177 Основных положений № 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В силу пункта 178 Основных положений № 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться:

данные о лице, осуществляющем безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии;

данные о способе и месте осуществления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии;

данные о приборах учета на момент составления акта;

данные о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления электрической энергии;

данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля);

объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, - любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

04.12.2020 года, по результатам проведенной проверки прибора учета электроэнергии потребителя в отсутствии представителя потребителя составлены:

- Акт проверки расчетных приборов учета электроэнергии № 525 в соответствии с которым проведена проверка расчетного прибора учета электроэнергии «Меркурий 230 АМ-02 с номером прибора учета 24431258» в ходе которого выявлено нарушение: «Сработана антимагнитная пломба АМ-ТФ-3 № 0023136 путем воздействия внешнего электромагнитного поля. Нарушение устранено на месте»;

- Акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии № 1279 с приложением расчета объема безучетного потребления электрической энергии, в соответствии с которым объем безучетного потребления энергии составил 85345 кВтч.

Вместе с тем, доводы ГБУ «ХУПИМК РТ», в части отсутствия при составлении Акта неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года двух заинтересованных лиц, не состоятельны в виду следующего:

Из положений пункта 193 Основных положений (в редакции № 49 от 30.04.2020 года) следует, что Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Однако, в рассматриваемом случае, Акт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии составлен 04.12.2020 года, соответственно должны регулироваться Основными положениями, действовавшими на тот момент, а именно в соответствии с пунктом 178 Основных положений (в редакции № 52 от 29.08.2020 года) из положений которого следует, что в случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Как было указано ранее, акт о неучтенном потреблении электрической энергии не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

лица, осуществившего бездоговорное потребление.

При этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

Акт неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года с приложением расчета объема безучтеного потребления электрической энергии направлены в адрес АО «Тываэнергосбыт», ГБУ «ХУПИМК РТ».

Однако, в связи с ненадлежащим образом составленным Актом проверки расчетных приборов учета электроэнергии № 499 от 22.11.2019 года (отсутствие информации о представителе (согласование) потребителя при установлении антимагнитной пломбы) и невозможностью определения в представленных АО «Тываэнерго» фотоматериалах факта воздействия магнитного поля на прибор учета потребителя, АО «Тываэнергосбыт» отказало АО «Тываэнерго» в принятии Акта неучтенного (безучетного) потребления электроэнергии № 1279 от 04.12.2020 года.

Вместе с тем, в связи с некорректным составлением Акта № 1279 от 04.12.2020 года о безучетном (неучтенным) потреблении электроэнергии доначисления платы по договору энергоснабжения № 1350 от 03.02.2020 года не производились, Акт № 1279 от 04.12.2020 года о безучетном (неучтоннем) потреблении электроэнергии возвращен в адрес АО «Тываэнерго», что также подтверждается информацией, представленной АО «Тываэнерго», согласно которой, в связи с отсутствием надлежащим образом оформленного и в установленном порядке составленного акта технической проверки с подписью представителя потребителя данных о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля, Акт безучетного (неучтенного) потребления к взысканию не подлежит, то есть задолженность по установленному факту нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля Заявителю не предъявлялся.

Следовательно, данный акт никаких последствий не порождает и не ущемляет интересы ГБУ «ХУМИПК РТ», а у антимонопольного органа отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Тываэнерго».

При таких обстоятельствах Тывинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Тываэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 8, 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тывинским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Руководитель управления                                                                                 <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны