Решение №4-679 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного за... от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В адрес Тывинского УФАС России поступило заявление (вх. № 330 от 31.01.2023 года) гр. «Г» (далее – гр. «Г», заявитель, потребитель) на действия АО «Россети Сибирь Тываэнерго» (ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566, дата регистрации юридического лица 16.10.2002 года, юридический адрес: 667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, д. 4) в части неправомерного отказа на обращение о смене тарифа за электроэнергию на тариф с понижающим коэффициентом.

Из содержания письменных пояснений заявления и приложенных документов, а также по результатам изучения представленных АО «Россети Сибирь Тываэнерго» сведений и пояснений на запрос Тывинского УФАС России, установлены следующие обстоятельства:

22.12.2022 года (вх. № АО «Россети Сибирь Тываэнерго») гр. «Г» обратилась в адрес АО «Россети Сибирь Тываэнерго» с заявлением о применении понижающего коэффициента к тарифу в жилых домах по объекту «жилой дом», расположенному по адресу: г. Кызыл, ул. «…», д. «…».

К заявлению приложены: инструкция по эксплуатации к электроплите; выписка из ЕГРН; свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом от «…» года; технический паспорт на жилой дом от «…» года; справка ГУП Республики Тыва «Бюро технической инвентаризации» о характеристиках объекта государственного технического учета от «…» года № «…»; копии из страниц паспорта заявителя.

26.01.2023 года (исх. № 1.9//209-по) АО «Россети Сибирь Тываэнерго» направило в адрес гр. «Г» письмо, из которого следует, что по факту указанного в обращении о применении понижающего коэффициента к тарифу жилых домов, направлен запрос на имя Заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг «Т» АО «Россети Сибирь Тываэнерго», о предоставлении информации о максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.    

Согласно письменных пояснений АО «Россети Сибирь Тываэнерго» указанный запрос направлен для подтверждения мощности напряжения, так как в соответствии с подпунктом «а» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки.

13.02.2023 года (исх. № 1.9/36/28-по) АО «Россети Сибирь Тываэнерго» в адрес гр. «Г» направлено письмо из которого следует, что тариф за потребленную электрическую энергию по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», д. № «…» изменен с 01.01.2023 года. Также отмечается, что в соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 года № 40 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Тыва» тариф за потребленную электроэнергию составляет 2,92 руб.

Указанное письмо гр. «Г» получено, что подтверждается телефонограммой от 16.02.2023 года.

Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, изучив доводы заявителя, сообщаю следующее:

Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

При этом, согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2 от 04.03.2021 года) исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них:

- недопущение конкуренции,

- ограничение конкуренции,

- устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов);

- причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума № 2 от 04.03.2021 года нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), утвержденными постановление Правительства Российской Федерации  от 27.12.2004 года № 861. Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ограничения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442.

В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

На основании статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Следовательно, понятие стационарные электроплиты предусмотрено пунктом 71 Основ ценообразования.

Кроме того, из анализа пункта 71 Основ ценообразования усматривается, что решение вопроса о применении понижающего коэффициента основано на факте проживания гражданина в городском населенном пункте и (или) в сельском населенном пункте в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.

Под понятием «в установленном порядке» понимается установка электрических плит в соответствии с утвержденным проектом, разрешением и выдачей технических условий энергоснабжающей организацией. При наличии технической возможности и приемки органами Ростехнадзора (в случае, если предусмотрено действующим законодательством). Самостоятельная установка бытовых электроплит без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения тарифа, установленного с учетом понижающего коэффициента.

Также, применение понижающего коэффициента при расчете потребленной гражданином электрической энергии возможно, если объект электроснабжения расположен в городском/сельском населенном пункте и имеет статус жилого помещения.

Следует отметить, что применение тарифов для населения с учетом понижающего коэффициента не зависит от топлива, используемого на приготовление пищи и отопление жилых помещений, в том числе и от наличия (или отсутствия) газопровода либо централизованного отопления, а зависит от оснащенности домов электрическими плитами и (или) электроотопительными установками, оборудованных в установленном порядке (Письмо ФАС России от 03.05.2018 N ВК/31589/18).

Согласно Письма ФАС России от 25.02.2022 N ВК/14594/22 для целей применения понижающего коэффициента оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.

Наличие стационарных электроплит в жилых домах при отсутствии централизованного газоснабжения является основанием для применения понижающего коэффициента, установленного для жилых помещений в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами при наличии заявления соответствующего потребителя с приложением копии технического паспорта (свидетельства) на соответствующую стационарную электроплиту. В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения понижающего коэффициента, установленного для жилых помещений в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (пункт 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва № 40 от 18.11.2022 года установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Тыва с 01.12.2022 года по 31.12.2023 года (Постановление СТРТ № 40).

В соответствии с пунктом 2 Приложений № 1 Постановления СТРТ № 61, населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установки, и приравненных к нему населению установлена следующая цена (тариф):

 

 

Ед.изм

с 01.12.2022 по 31.12.2023

Одноставочный тариф

руб./кВт*ч

2,92

 

В силу статьи 1 Закона Республики Тыва от 06.08.2021 N 746-ЗРТ «О льготном тарифе на электрическую энергию» право на льготы имеют следующие категории лиц:1) физические лица (население); 2) потребители, приравненные к населению в соответствии с Основами ценообразования; 3) физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию от дизельных электростанций.

Из положений пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, пункта 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, следует, что стационарные электроплиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений. При этом должны соблюдаться определенный порядок и условия монтажа электрических плит в жилом помещении. Понижающий коэффициент подлежит применению, если оборудование помещений электроплитами осуществлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в то время как самовольная установка бытовых электроплит не дает права на применение такого коэффициента (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.06.2022 N Ф04-1782/2022 по делу N А03-4178/2021).

В соответствии с частью 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 5 статьи 19 ЖК РФ, государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – Положение о государственном учете).

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном учете, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном учете, БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном учете, выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.

На основании вышеуказанного следует, что для применения тарифа за электроэнергию, с понижающим коэффициентом, заявителю необходимо предоставить документ, выданный БТИ, подтверждающий оборудование помещения электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в качестве такого документа, заявителем в адрес АО «Россети Сибирь Тываэнерго» была представлена копия справки о характеристиках объекта государственного технического учета № «…» от «…» года, выданный ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации», в соответствии с которой, объект «жилой дом», расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», д. «…»,  в том числе оборудован электрической плитой, а также приобщена инструкция по эксплуатации к электроплите

Помимо этого, как установлено Тывинским УФАС России, гр. «Г» является собственником указанного жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от «…» года.

Таким образом, в отношении объекта «жилой дом», расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», д. «…» должен быть применен тариф с понижающим коэффициентом, поскольку данное жилое помещение оборудовано стационарной электроплитой. Доказательств обратного АО «Россети Сибирь Тываэнерго» не представлено.

В то же время, согласно представленных АО «Россети Сибирь Тываэнерго» пояснений (вх. № 551 от 14.02.2023) и телефонограммы с гр. «…» от «…» года тариф за потребленную электрическую энергию по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. «…», д. № «…» изменен с 01.01.2023 года в соответствии с Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 18.11.2022 года № 40 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Республике Тыва» и составляет 2,92 руб.

Таким образом, в данном случае со стороны АО «Россети Сибирь Тываэнерго» причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка не выявлено, следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Россети Сибирь Тываэнерго».

При таких обстоятельствах Тывинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях АО «Россети Сибирь Тываэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела, в случае если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (пункт 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 8, 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Тывинским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководитель управления                                                                    "..."

 

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССЕТИ СИБИРЬ ТЫВАЭНЕРГО"
ИНН 1701029232, ОГРН 1021700509566