Решение №5-5305 Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении АМЗ по заяв... от 19 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее – Тывинское УФАС России) рассмотрев Ваше заявление (вх. № 4501 от 22.09.2021 года) на неправомерные действия (бездействие) Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва сообщает следующее.

Как следует из заявления Сельскохозяйственного производственного кооператива «Агросоюз» (далее – СПК «Агросоюз») и документов, полученных Тывинским УФАС России от Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва, СПК «Агросоюз» в адрес Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва направлены следующие заявления:

1.) заявление за вх. № 1224 от 21.10.2020 года о предоставлении земельного участка с площадью 468 817 кв.м. с кадастровым номером 17:10:1102004:70, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, 13 000 метрах от северо-восточной стороны с. Бай-Хаак, в аренду со сроком на 15 лет для выращивания сельскохозяйственных продуктов.

19.11.2020 года письмом № 1632 Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва затребовало от СПК «Агросоюз» дополнительно представить приказ или решение о назначении председателя СПК «Агросоюз», устав СПК «Агросоюз» и выписку из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, соответствующие документы были представлены СПК «Агросоюз».

14.12.2020 года Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва принято решение (№ 1763 и № 1766 – содержание одинаковое) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, 13 000 метрах от северо-восточной стороны с. Бай-Хаак, со ссылкой на пункт 3 части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

2.) заявление за вх. № 1225 от 21.10.2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Ээр-Хавак для ведения скотоводства.

19.11.2020 года письмом № 1634 Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва затребовало от СПК «Агросоюз» дополнительно представить приказ или решение о назначении председателя СПК «Агросоюз», устав СПК «Агросоюз» и выписку из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, соответствующие документы были представлены СПК «Агросоюз».

14.12.2020 года Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва принято решение (№ 1764) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Ээр-Хавак, со ссылкой на пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

3.) заявление за вх. № 1226 от 21.10.2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Чинге-Даг для ведения скотоводства.

19.11.2020 года письмом № 1630 Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва затребовало от СПК «Агросоюз» дополнительно представить приказ или решение о назначении председателя СПК «Агросоюз», устав СПК «Агросоюз» и выписку из ЕГРЮЛ.

Как следует из материалов дела, соответствующие документы были представлены СПК «Агросоюз».

14.12.2020 года Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва принято решение (№ 1765) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Чинге-Даг, со ссылкой на пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Из указанных заявлений СПК «Агросоюз» следует, что испрашиваемые земельные участки необходимы СПК «Агросоюз» непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.

Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В части 3 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ.

Согласно части 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Таким образом, схема расположения земельного участка создается как документ, необходимый для образования земельного участка с обязательным соблюдением требований земельного законодательства РФ.

По общему правилу лицами, которые вправе подготавливать схему расположения земельного участка являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (часть 3 статьи 11.10. ЗК РФ).

В зависимости от целей образования земельного участка схему расположения земельного участка вправе подготовить граждане или юридические лица (части 4 - 8 статьи 11.10 ЗК РФ).

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен статьей 39.15 ЗК РФ.

В силу части 4 статьи 39.15 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

Согласно части 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Часть 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в частности:

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пункт 2);

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (пункт 3).

Согласно части 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Как следует из писем Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 14.12.2020 года № 1763, № 1764, № 1765 и № 1766, в качестве основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указан пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Вместе с тем, буквальное содержание указанных писем Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва позволяет сделать вывод, что орган местного самоуправления сославшись на одну норму материального права (пункт 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ) в обоснование приводит положения пункта 2 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Иного мотивированного обоснования с учетом противоречивости приведенных норм материального права указанные письма Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва не содержат.

При этом, из указанных писем Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва невозможно установить каким-образом запрашиваемые СПК «Агросоюз» земельные участки не соответствуют требованиям земельного законодательства (в частности, пунктам 2 и 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Из взаимосвязанных положений части 7 статьи 39.15, пункта 1 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ и части 16 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (в предварительном согласовании предоставления земельного участка) должно содержать все основания отказа.

Такой немотивированный отказ не может считаться законным, так как в данном случае у заявителя отсутствует объективная возможность установить и устранить конкретные недостатки, повлекшие отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (в предоставлении земельного участка без торгов).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В статье 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие), в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1).

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Так, частью 1 названной статьи введен прямой запрет указанным органам (организациям) принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции поименованы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем следует учитывать, что перечень признаков ограничения конкуренции, указанный в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

Частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Как указано выше, испрашиваемый земельный участок необходим СПК «Агросоюз» непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности (скотоводство, наращивание сельскохозяйственных продуктов), что предполагает осуществление предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, принятые Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, отраженные в письмах от 14.12.2020 года № 1763, № 1764, № 1765 и № 1766, не являются мотивированными и обоснованными надлежащим образом, и приводят к невозможности заявителю (хозяйствующему субъекту) оспорить решение уполномоченного органа в установленном законом порядке (в случае несогласия), а равно приводит к объективной невозможности установить и устранить конкретные недостатки, повлекшие отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (в предоставлении земельного участка без торгов), тем самым создает для заявителя (хозяйствующему субъекту) необоснованные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, что прямо запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и на основании части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Тывинским УФАС России Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва выдано Предупреждение от 17.03.2021 года № 5-1284, согласно которому Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва необходимо было в течение 15 (пятнадцати) дней со дня получения Предупреждения:

- отозвать письма Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 14.12.2020 года № 1763, № 1764, № 1765 и № 1766;

- повторно рассмотреть заявления СПК «Агросоюз» от 21.10.2020 года за входящими номерами Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва 1224, 1225 и 1226 в соответствии с требованиями земельного законодательства (в случае принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка (о предоставлении земельного участка) необходимо указать все основания для такого решения, обосновать его надлежащим образом и указать на конкретные причины, по которым утверждение схемы расположения земельного участка (предоставление земельного участка) не будет соответствовать требованиям земельного законодательства, в том числе с указанием координата (кадастрового номера) земельного участка, совпадающего полностью или частично с испрашиваемым земельным участком).

Во исполнение Предупреждения от 17.03.2021 года № 5-1284 Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва свои письма от 14.12.2020 года № 1763, № 1764, № 1765 и № 1766 отозваны (письмо Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 29.03.2021 года № 408).

Письмом от 29.03.2021 года № 409 Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва отказало СПК «Агросоюз» в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Чинге-Даг, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок совпадает с земельным участком с кадастровым номером 17:10:0000000:654 с общей площадью 18 122 285 кв.м., с разрешенным использованием – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, 12,5 км. юго-восточнее от с. Сосновка (заявление СПК «Агросоюз» за вх. № 1226 от 21.10.2020 года).

Письмом от 29.03.2021 года № 410 Администрация Тандинского кожууна Республики Тыва отказало СПК «Агросоюз» в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, м. Ээр-Хавак, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок совпадает с земельным участком с кадастровым номером 17:10:0000000:653 с общей площадью 29 275 718 кв.м., с разрешенным использованием – выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, 6 км. северо-восточнее от с. Сосновка (заявление СПК «Агросоюз» за вх. № 1225 от 21.10.2020 года).

Указанные письма Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва от 29.03.2021 года № 408, № 409 и № 410 направлены 30.03.2021 года председателю СПК «Агросоюз» Чангы-оол О.С. посредством почтовой связи, что подтверждается квитанциями АО «Почта России».

Как указано выше, в соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Одним из основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (пункт 2 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Из решений Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва (письма от 29.03.2021 года № 409 и № 410) следуют, что испрашиваемые СПК «Агросоюз» земельные участки совпадают с иными земельными участками, что приведет к вклиниванию границ земельных участков, следовательно, данное обстоятельство в силу пункта 2 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ является препятствующим принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

В отношении заявления СПК «Агросоюз» за вх. № 1224 от 21.10.2020 года о предоставлении земельного участка с площадью 468 817 кв.м. с кадастровым номером 17:10:1102004:70, расположенного по адресу: Республика Тыва, Тандинский район, 13 000 метрах от северо-восточной стороны с. Бай-Хаак, в аренду, Тывинским УФАС России установлено, что Администрацией Тандинского кожууна Республики Тыва на официальном сайте www.torgi.gov.ru 14.05.2021 года размещено извещение о проведении открытого аукциона № 140521/0736485/03 на право заключения договора аренды указанного земельного участка (Лот № 3).

Согласно протоколу определения участников от 22.06.2021 года победителем открытого аукциона № 140521/0736485/03 по Лоту № 3 признан СПК «Агросоюз».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 своего постановления от 04.03.2021 года № 2 указал, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 года № 2 при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

При этом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 1 Закона вне связи с защитой конкуренции на товарных рынках антимонопольные органы не вправе оспаривать обоснованность (целесообразность) принятия соответствующих правовых актов, совершения действий (бездействия) органами публичной власти в пределах предмета их ведения.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 года, указано, что иное нарушение действующего законодательства органом власти, само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае, в действиях (бездействии) Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции не усматриваются.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, Тывинское УФАС России отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

 

 

Руководитель управления                                                                  Ф.А. Хаджиев

Связанные организации

Связанные организации не указаны